Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка АРТ. Учебно-методическое пособие. Авторы-составители


НазваниеУчебно-методическое пособие. Авторы-составители
АнкорМетодичка АРТ.doc
Дата28.09.2017
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка АРТ.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#21233
страница1 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



«Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами»

(руководство по работе внутрибольничного арт-центра)

Учебно-методическое пособие.


Авторы-составители:
Копытин А.И. – доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, доктор медицинских наук.

Назыров Р.К. - научный руководитель отдела организации научных исследований, новых технологий, переподготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии и реабилитации, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИПНИ им. В.М.Бехтерева.

Ремесло М.Б. – заместитель руководителя отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров НИПНИ им. В.М.Бехтерева, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт.

Вишневетская Е.В. – клинический психолог арт-центра НИПНИ им. В.М.Бехтерева, кандидат медицинских наук.

Ляшковская С.В. – сотрудник отдела организации научных исследований, новых технологий, переподготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии и реабилитации, младший научный сотрудник НИПНИ им. В.М.Бехтерева.

Холявко В.В. – сотрудник отдела организации научных исследований, новых технологий, переподготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии и реабилитации, младший научный сотрудник НИПНИ им. В.М.Бехтерева.
Оглавление



ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Методологические и теоретические основы системной клинической арт-терапии. 5

1.1. Современные модели зарубежной арт-терапии 5

1.2. Теоретические предпосылки и составные элементы системной арт-терапии 5

1.3. Принципы системной клинической арт-терапии 5

1.1. Современные модели зарубежной арт-терапии 5

2.1. Общие факторы лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии и процессы терапевтических изменений (фактор художественной экспрессии, фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи). 14

Глава 3. Организационные формы клинической арт-терапевтической работы 21

3.1. Групповая арт-терапия 21

3.2. Семейная арт-терапия 21

3.3. Индивидуальная арт-терапия 21

3.1. Групповые формы работы 21

3.2. Семейная арт-терапия. 28

3.3. Индивидуальная арт-терапия 31

Глава 4. Клиническая системная арт-терапия при лечении различных психических расстройств. 32

4.2. Особенности применения клинической системной арт-терапии при невротических расстройствах 36

4.3. Особенности применения клинической системной арт-терапии у пациентов с расстройствами личности 38

4.4. Особенности применения клинической системной арт-терапии аффективных расстройств 40

4.5. Системная клиническая арт-терапия аддиктивных расстройств (включая алкоголизм и наркоманию) 43

4.6. Системная клиническая арт-терапия при органических психических расстройствах 45

4.7. Системная клиническая арт-терапия при шизотипических и бредовых расстройствах 47

Задачами применения клинической системной арт-терапии у пациентов с шизотипическими и бредовыми расстройствами являются. 47

Глава 5. Организация работы арт-центра в психиатрическом учреждении. 51

5.1. Общие принципы организации работы арт-центра (арт-терапевтического кабинета) 51

5.1. Общие принципы организации работы арт-центра (арт-терапевтического кабинета) 51

5.4. Организационные процедуры и методические приемы начального этапа арт-терапии 59

Приложение 1. 67

Приложение 2. 70

Группа А 70

Группа Б 73

Группа В 74

Группа Г 74

Группа Д 78

Группа Е 79

Группа Ж 79

Группа З 81



ВВЕДЕНИЕ



В медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран в последние годы все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством (artstherapies). Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя самостоятельными модальностями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки). Данные модальности на сегодняшний день во многих странах признаны в качестве самостоятельный медицинских (парамедицинских) специальностей, требующих прохождения длительных (не менее 1-2 лет) программ дополнительного последипломного обучения.

В системе разных видов психотерапии искусством арт-терапия определяется как совокупность приемов лечебно-реабилитационного и психопрофилактического воздействия, связанных с изобразительной деятельностью пациентов с разной психической и соматической патологией (Бурно М. Е., 1989; Хайкин Р. Б., 1992; Каравасарский Б. Д., 2000; Копытин А. И., 1999, 2001, 2002, 2003; Никольская И М., 2005; British Association of Art Therapists, 1989, 1994; American Art Therapy Association, 1998; European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2005).

Немаловажную роль во многих случаях арт-терапия играет в деятельности психиатрических учреждений. В работе с душевнобольными арт-терапия начала использоваться раньше, чем в других областях медицины. В скромном арсенале методов лечения психических заболеваний второй половины XIX в. - начала XX в., то есть, еще до появления арт-терапии как области научного знания, различные виды творческих занятий пациентов занимали не последнее место. Некоторыми психиатрами еще давно были отмечены выразительность и своеобразие художественного языка душевнобольных (А. Тардье, М. Симон, Г. Принсхорн, В. Моргентхалер), наличие определенной связи между творческими способностями и душевными расстройствами (Ч. Ломброзо, П. Карпов), а также благотворное влияние творческих занятий на процессы психиатрического лечения и психотерапии (П. Малиновский, К. Юнг).

Примерно с середины ХХ в. на базе крупных психиатрических больниц в некоторых странах создаются художественные студии, где больные получают возможность систематически заниматься творчеством под руководством художников, арт-педагогов, а затем (примерно с 1960-х гг.) и арт-терапевтов. С 1970-1980-х гг. начинается внедрение арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений, социальных центров по работе с душевнобольными и в практику так называемой «общинной психиатрии». Немаловажное значение имела происходящая в те годы в развитых странах реорганизация психиатрической службы. Она выразилась в развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных средств медикаментозной терапии психических заболеваний.

В последние годы также происходят существенные изменения в работе психиатрических учреждений, связанные с развитием биопсихосоциального подхода к лечению психических заболеваний, деятельностью полипрофессиональных бригад специалистов, совершенствованием внебольничной помощи душевнобольным, более активным использованием ресурсов местных сообществ, повышением внимания к качеству жизни больных, преодолению их стигматизации. Формы арт-терапевтической работы при этом становятся все более разнообразными, учитывающими полипрофессиональный контекст деятельности психиатрических учреждений, направленными на получение максимального лечебно-реабилитационного эффекта, успешную интеграцию больных в общество.

Несмотря на относительно длительную историю культивирования творческой активности психически больных и использование арт-терапии в психиатрии, на сегодняшний день она нередко продолжает рассматриваться как сугубо вспомогательный лечебный прием, «психотерапия второго сорта». Недостаточно разработанными остаются методологические и организационные вопросы, связанные с использованием арт-терапии в системе психиатрического обслуживания. Как за рубежом, так и в нашей стране пока недостаточно учитываются показания для использования арт-терапии при разных психических расстройствах и разных этапах лечебно-реабилитационного процесса. Практикующие арт-терапию специалисты подчас не имеют достаточной специальной подготовки, необходимой для ее квалифицированного использования.

Настоящее методическое руководство призвано содействовать внедрению арт-терапии в деятельность психиатрических учреждений. Оно является результатом обобщения научных данных, касающихся применения арт-терапии при разных психических заболеваниях, отражает результаты исследовательской и практической деятельности группы отечественных специалистов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей