Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 2-го курса стоматологического факультета Краснодар 2013 г


НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 2-го курса стоматологического факультета Краснодар 2013 г
Дата15.12.2019
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstomatologicheskaya_anatomiya.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#65834
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра нормальной анатомии

СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 2-го курса стоматологического факультета


Краснодар

2013 г

УДК 611.314 (075.8)

ББК 56.6:54.54

С 81


Составитель:

Чигрин С.В., ассистент, кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Скорикова Л.А., зав.кафедрой пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний КГМУ, доктор мед.наук, профессор,

Гайворонская Т.В., зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, доктор мед. наук, профессор


Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки к практическим и итоговым занятиям студентов 2-го курса стоматологического факультета, изучающим материал 3-го семестра по анатомии головы и шеи. Пособие составлено в соответствии с ФГОС-3 ВПО на основе рабочих программ по дисциплине «Анатомия человека – анатомия головы и шеи» для студентов стоматологического факультета

Рекомендовано к изданию ЦМС КГМУ, протокол № 1 от 30.08.2013

ВВЕДЕНИЕ

В пособии излагается материал 3-го семестра по анатомии головы и шеи. Его написание обусловлено тем, что, во-первых, согласно ФГОС-3 программа для студентов стоматологических факультетов была существенно изменена. Во-вторых, специфически стоматологические вопросы, касающиеся анатомии зубочелюстной системы, в базовых учебниках освещены недостаточно полно (кроме учебника под редакцией проф. С.С. Михайлова). Пособие состоит из 18 тем занятий, относящихся к третьему семестру. Каждая тема состоит либо из указаний на то, какие объекты и в какой последовательности следует изучить, найдя их в учебниках и атласах, либо из описания стоматологических вопросов, а также тех тем, которые не изучались в течение первого и второго семестров. Как указания, так и описания сжаты и тщательно структурированы – если студент будет следовать этой структуре, то в его голове уложится систематизированное представление об изучаемом объекте. В начале каждой темы находится указание на то, какой материал студент должен повторить, прежде чем браться за изучение основной темы. Это весьма важно, так как позволяет избежать непонимания при встрече с забытыми терминами и наименованиями. Подробно описаны собственно стоматологические вопросы, не изучающиеся студентами лечебного и педиатрического факультетов, а именно: индексы формы черепа и контрфорсы черепа; клетчаточные пространства головы и шеи; пороки развития полости рта; зубная система в целом. Подробно описывается строение зуба как органа, приведена классификация зубных систем. Достаточно полно дано понятие о зубочелюстных сегментах, зубных дугах, окклюзии, периодонте, пародонте и эндодонте. Хорошо описаны признаки различия правых и левых зубов. Описание частной анатомии зубов по сравнению с учебником С.С. Михайлова существенно сжато и не перегружено избыточными подробностями. Описание артериальной и вен головы и шеи позволяет получить полное представление обо всех сосудах, кровоснабжающих данную область. Особо подчеркивается то, что голова и шея кровоснабжаются из нескольких источников, и эти источники описаны в максимально удобной для усвоения форме, с четким структурированием. Подробно описаны артериальные анастомозы, что имеет большое значение для клинической практики. Описаны венозные синусы твердой оболочки мозга, внутричерепные и внечерепные притоки лицевой вены с указанием анастомозов между ними как путей возможного распространения инфекции. Систематизирована и достаточно полно изложена множественность путей венозного оттока от головного мозга. В описании нервов головы и шеи особо выделены и подробно изложены общая анатомия вегетативной системы, строение тройничного нерва, симпатического и парасимпатического отделов ВНС, т.е. наиболее важные, сложные и труднопонимаемые вопросы. Таким образом, данное пособие будет способствовать более качественному изучению анатомии головы и шеи студентами – стоматологами.

Кости мозгового черепа: затылочная, лобная, решетчатая, клиновидная, височная. Каналы височной кости …..……………………….
5
Кости лица, их индивидуальные и возрастные различия. Соединения костей головы (швы и синхондрозы черепа). Височно-нижнечелюстной сустав. Рентгеноанатомия сустава ………………….
9
Череп в целом. Свод и основание черепа. Височная, подвисочная, крыловидно-небная ямки. Глазница, полость носа, полость рта (костные стенки, отверстия). Контрфорсы верхней и нижней челюстей. Формы мозгового и лицевого черепа, индексы. Череп новорожденного ……………………………………………………………………………..
13
Мышцы и фасции головы. Жевательные мышцы, их участие в движениях височно-нижнечелюстного сустава. Мимические мышцы. Костно-фасциальные и межмышечные пространства головы (свода черепа, височной области, боковой области лица). Их содержимое, сообщения …………………………………………………………………….
21
Мышцы и фасции шеи. Участие мышц шеи в движениях височнонижнечелюстного сустава. Межфасциальные, межмышечные, костно-фиброзные пространства шеи, их стенки, сообщения, практическое значение. Треугольники шеи …………………………………………
28
Итоговое занятие. Череп в целом, соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. Мышцы и фасции головы и шеи ……………………………………………………………………………...
32
Полость рта. Пороки развития. Язык, слюнные железы. Глотка, заглоточное и окологлоточное пространства. Лимфоэпителиальное кольцо. Зубы. Развитие, понятие о зубном органе, зубочелюстных сегментах. Части зуба, признаки зубов. Пародонт, периодонт ………
36
Клыки, резцы, премоляры, моляры (характеристика коронок, корней, полости коронок, корневых каналов). Молочные зубы. Зубочелюстная система как целое. Зубная, альвеолярная, базальная дуги. Окклюзия. Прикусы ……………………………………………………………….
46
Артерии головы и шеи. Подключичная, общая сонная, наружная и внутренняя сонные артерии. Кровоснабжение зубов, языка, слюнных желез, полости рта и полости носа ………………………………….
54
Вены головы и шеи. Вены головного мозга. Синусы твердой мозговой оболочки. Диплоические и эмиссарные вены. Вены свода черепа, глазницы. Вены лица и шеи (поверхностные и глубокие). Занижнечелюстная вена, лицевая вена, крыловидное сплетение. Внутренняя, наружная и передняя яремные вены (топография, притоки, анастомозы). Плечеголовные вены ………………………………………
63
Общая анатомия лимфатической системы. Лимфатические сосуды и узлы головы и шеи. Лимфатические сосуды кожи головы, органов глазницы, полости носа, слюнных желез, языка. Иммунная система
70
Общая анатомия вегетативной нервной системы. Центральная и периферическая части краниального отдела парасимпатической нервной системы. Шейный отдел симпатического ствола. Повторение шейного сплетения ………………………………………………….…..
74
VII и IX пары черепно-мозговых нервов ……………………………........
79
V пара черепно-мозговых нервов. связь ветвей тройничного и лицевого нервов …………………………………………………………………….
84
III, IV, VI, X, XI И XII пары черепно-мозговых нервов ………………….
90
Итоговое занятие. Сосуды и нервы головы и шеи …………….
95
Иннервация, кровоснабжение и лимфоотток от кожи, мышц, органов головы и шеи ………………………………………………………………….
102
Элементы топографической анатомии сосудов и нервов головы и шеи. Зачетное занятие ……………………………………………………...
107


Занятие № 1Тема: КОСТИ МОЗГОВОГО ЧЕРЕПА: ЗАТЫЛОЧНАЯ, ЛОБНАЯ, РЕШЕТЧАТАЯ, КЛИНОВИДНАЯ, ВИСОЧНАЯ. КАНАЛЫ ВИСОЧНОЙ КОСТИ.

На указанных костях следует знать и уметь показать расположение следующих объектов:
ЛОБНАЯ КОСТЬ

ЧАСТИ: носовая часть, глазничная часть, чешуйчатая часть.

Чешуйчатая часть:
Височная поверхность, надглазничный край, надглазничная вырезка, лобная вырезка, скуловой отросток, височная линия, надбровная дуга, надпереносье, лобный бугор, борозда верхнего сагиттального синуса, лобный гребень, слепое отверстие;
Глазничная часть:
Решетчатая вырезка, ямка слезной железы, блоковая ость, блоковая ямка
Носовая часть
Носовая ость, апертура лобной пазухи
Лобная пазуха.
Воздухоносная полость, которая может находиться только в носовой части лобной кости или распространяться в чешую, глазничную часть и образовывать бухты.
  • Стенки лобной пазухи: наружная и внутренняя пластинки компактного слоя лобной кости, покрытые слизистой оболочкой.
  • Лобная пазуха сообщается со средним носовым ходом через решетчатую воронку

    ЗАТЫЛОЧНАЯ КОСТЬ

    Части: базилярная часть, латеральные части, чешуйчатая часть

    Базилярная часть
    Скат, борозда нижнего каменистого синуса, глоточный бугорок
    Чешуйчатая часть
    Наружный затылочный выступ, наружный затылочный гребень, верхняя выйная линия, нижняя выйная линия, крестообразное возвышение, внутренний затылочный выступ, борозда поперечного синуса, борозда верхнего сагиттального синуса, внутренний затылочный гребень;
    Латеральная часть
    Затылочный мыщелок, канал подъязычного нерва, мыщелковая ямка затылочной кости, мыщелковый канал, яремная вырезка затылочной кости, яремный бугорок затылочной кости, яремный отросток затылочной кости, борозда сигмовидного синуса
    Большое затылочное отверстие – образуется между частями затылочной кости
    КЛИНОВИДНАЯ КОСТЬ

    Части: тело, малые крылья, большие крылья, крыловидные отростки

    Тело клиновидной кости: имеет 6 поверхностей

    Верхняя поверхность:
    Турецкое седло, гипофизарная ямка, спинка турецкого седла, бугорок турецкого седла, борозда перекреста;
    Нижняя поверхность: обращена в полость носа

    Латеральная поверхность
    сонная борозда тела клиновидной кости;
    Передняя поверхность
    Клиновидный гребень, клиновидный клюв, апертура клиновидной пазухи, клиновидная раковина;
    Задняя поверхность: сращена с базилярной частью затылочной кости

    Клиновидная пазуха (находится внутри тела клиновидной кости)
    Стенки клиновидной пазухи: верхняя – образуется дном турецкого седла; нижняя – является нижней поверхностью тела клиновидной кости; задняя – скат; латеральная – боковая поверхность тела клиновидной кости, основание большого крыла; медиальная – перегородка между правой и левой пазухами; передняя стенка пазухи обращена в полость носа.
  • Апертура клиновидной пазухи – находится на передней стенке, открывается в клиновидно-решетчатое углубление.
  • Клиновидная пазуха сообщается: с полостью носа и с задними ячейками решетчатого лабиринта
    Большое крыло клиновидной кости: имеет пять поверхностей
    Мозговая поверхность
    Круглое отверстие, овальное отверстие, остистое отверстие
    Глазничная поверхность
    Верхнечелюстная поверхность
    Височная поверхность
  • Подвисочная поверхность
    Ость клиновидной кости, подвисочный гребень

    Малое крыло клиновидной кости: в основании – зрительный канал, сзади – передний наклоненный отросток
    Крыловидный отросток:

    Медиальная пластинка, латеральная пластинка, крыловидный канал, крыловидная вырезка, крыловидная ямка

    Верхняя глазничная щель: образуется между малым и большим крылом
    РЕШЕТЧАТАЯ КОСТЬ

    Части решетчатой кости: продырявленная пластинка, перпендикулярная пластинка, решетчатые лабиринты (правый и левый)

    Решетчатая пластинка
    Петушиный гребень, крыло петушиного гребня;
    Перпендикулярная пластинка

    Решетчатый лабиринт. Поверхности:
    Верхняя – прилежит к носовой и глазничным частям лобной кости. По верхнему краю проходят передняя и задняя решетчатые бороздки;
  • Нижняя – соединяется с верхней челюстью, прилежит к средней носовой раковине;
  • Передняя – прилежит к слезной кости;
  • Задняя – прилежит к телу клиновидной кости и глазничному отростку небной кости;
  • Медиальная поверхность:
    Верхняя носовая раковина
  • Средняя носовая раковина
  • Крючковидный отросток
  • Решетчатый пузырек
  • Решетчатая воронка. Ограничивается крючковатым отростком и решетчатым пузырьком
    Решетчатые ячейки – воздухоносные полости решетчатого лабиринта. Их сообщения:
  • Задние пазухи решетчатой кости: соединяются с клиновидной пазухой, открываются в верхний носовой ход;
  • Средние пазухи решетчатой кости – открываются в средний носовой ход; решетчатый пузырек образуется дном самой крупной из средних пазух;
  • Передние пазухи решетчатой кости: сообщаются с лобными пазухами, открываются в средний носовой ход через решетчатую воронку

    ВИСОЧНАЯ КОСТЬ

    Части височной кости: каменистая часть, чешуйчатая часть, барабанная часть

    Каменистая часть височной кости: имеет три поверхности – переднюю, заднюю и нижнюю, две полости: полость среднего уха и полость внутреннего уха;

    Передняя поверхность пирамиды:
    Дугообразное возвышение, крыша барабанной полости, тройничное вдавление, расщелина канала большого каменистого нерва, расщелина канала малого каменистого нерва, борозда большого каменистого нерва, борозда малого каменистого нерва;
    Задняя поверхность пирамиды:
    Борозда сигмовидного синуса, внутреннее слуховое отверстие, внутренний слуховой проход, поддуговая ямка, наружная апертура водопровода преддверия;
    Нижняя поверхность пирамиды:
    Сосцевидный отросток, сосцевидная вырезка, борозда затылочной артерии, шиловидный отросток височной кости, шилососцевидное отверстие, яремная ямка, каменистая ямка, сонный канал, теменная вырезка, сосцевидное отверстие;
    Задний край пирамиды:
    Борозда нижнего каменистого синуса, наружная апертура канальца улитки
    Верхний край пирамиды:
    Борозда верхнего каменистого синуса
  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей