Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования.
«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра психологии и педагогики
Учебно-методическое пособие
для студентов медицинских специальностей
ББК 88.4
УДК 616.89(075.8)
П 86
Авторский коллектив:
Ответственный редактор зав.каф. к.м.н., доцент А.С. Татров Тема №1. к.м.н., доцент Татров А.С., Елканова С.Т., Абаева М.Р.
Тема №2 к.м.н., доцент.Татров А.С., Хабарели Э.Г., Юханов В.Н.
Тема №3. к.м.н., доцент Татров А.С., Кодзаева А.Р.
Тема №4. к.м.н., доцент Татров А.С.,Датиева И.Р.
Тема №5. к.м.н., доцент Татров А.С.,к.п.н. Аветисян Р.Р.
Тема №6. к.м.н., доцент Татров А.С., Абаева М.Р.,Датиева И.Р.
Тема №7. к.м.н., доцент Татров А.С., Горина А.А.
Тема №8. к.м.н., доцент Татров А.С. Баликоева З.С. Датиева И.Р.
Тема №9. к.м.н., доцент Татров А.С.,Астаповская С.В.
Тема №10. к.м.н., доцент Татров А.С., Астаповская С.В.
Тема № 11. к.м.н., доцент Татров А.С., Елканова С.Т. РЕЦЕНЗЕНТЫ: Учебно-методическое пособие содержит изложение основных разделов клинической психологии и соответствует ГОС по предмету «Психология» для студентов высших учебных заведений медицинских специальностей. Каждый из тематических разделов снабжен методиками психологического тестирования с соответствующими ключами. Пособие предназначено студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, может быть полезно для аспирантов, преподавателей вузов и специалистов факультетов повышения квалификации постдипломного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …. 4 Тема занятия№1: Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья………………………………………….5-16
Тема занятия №2: Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека…………....17-35
Тема занятия№3: Внимание и память……………………………………… 36-47
Тема занятия №4: Мышление. Воображение. Речь………………………. 48-80
Тема занятия №5: Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства………………………………………………………………………….81-93
Тема занятия №6: Личность и её структура. Акцентуации характера…...94-138
Тема занятия №7: Сознание. Самосознание. Бессознательное………….139-159
Тема занятия №8: Внутренняя картина болезни (В.К.Б).
Методика Тобол……………………………………………………………..160-181
Тема занятия №9: Психосоматика. Психосоматические расстройства Методика: Торонтская алекситимическая шкала………………………….182-200
Тема занятия №10: Личность и стресс……………………………………201-217
Тема занятия №11: Неврозы. Методика Александровича Я. Менделевича………………………………………………………….….218-252
Тема занятия №12: Психологические основы психотерапии……………253-266
Литература………………………………………………………...267-268 ВВЕДЕНИЕ
Появление клинической психологии в системе медицинского образования свидетельствует о переменах в медицине и здравоохранении нашей страны. Пройден длинный путь от почти полного игнорирования психологических знаний и самой психологической науки в середине прошедшего XX века до признания клинического психолога. Изменяется содержание работы медицинского психолога в учреждениях здравоохранения. Изменения коснулись и самого понятия «медицинская психология». Смена названия медицинской психологии на клиническую отражает начавшийся в последнее десятилетие, процесс её интеграции в мировую психологию. В нашей стране было принято название «медицинская психология». В качестве психологической и медицинской науки её задача являлось взаимное обогащение теории и практики медицины и психологии. В настоящее время психологическая дисциплина, интегрируемая в здравоохранении нашей страны, также получила наименование «клиническая психология».
Учебно-методическое пособие попытка дать студентам медицинских вузов системные знания по психологии. Представлены основные области психологии; общая, социальная и клиническая психология.
По нашему мнению, только при сознательном обучении- постоянном осмыслении своего образовательного движения, реализации личных потребностей и ценностей с опорой на способности и возможности- человек в пространстве высшего образования в состоянии реализовать идею свободы. Только через осознанное принятие целей и задач обучения, вооружившись знаниями о закономерностях образовательного процесса, студент приобретает самостоятельность и инициативу, столь необходимые для эффективности учебного процесса. Тема занятия№1: Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья.
Место проведения: аудитория.
Продолжительность: 2 часа.
Цель: Ознакомить с предметом клинической психологии, ее целями и задачами. Изучить личность с позиции психического здоровья.
Студент должен знать:
Предмет психологии, задачи, методы.
Универсальность положений психологии здоровья.
Критерии психического здоровья.
Методические и организационные аспекты здоровья
Классификацию методов развития личности
Качества зрелой личности
Психологическое здоровье детей
Студент должен уметь:
Охарактеризовать личность с позиции психического здоровья
Определить степень зрелости личности
Исследовать личность по критериям психического здоровья.
Темы проектов, рефератов:
Основные принципы психологии здоровья
Методы психологического тестирования
Психологическое здоровье детей
Психика и сознания
Развитие психики и поведения
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Образ жизни и психическое здоровье
Основные представления о здоровой личности
Психология здоровья как междисциплинарная область знаний
10 .Критерии психического здоровья. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб-2006
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб-2006
Лакосина Н.А., Сергеев И.И., Панкова Ф.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. Вузов.-2005
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.
Дополнительная литература:
1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.:Питер,2002
2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005г.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004г.
4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология . СПб. 2004 Исходный контроль уровня знаний:
Что входит в понятие здоровье? Что такое психологическое здоровье?
Как можно охарактеризовать здоровую личность?
Что изучает психология?
Какие методы развития личности вы знаете?
Какими качествами должна обладать здоровая, зрелая личность?
Основные вопросы темы:
Предмет психологии, задачи, методы.
Универсальность положений психологии здоровья.
Задачи психологии здоровья.
Классификация методов развития личности.
Критерии психического здоровья.
Качества зрелой личности.
Психологическое здоровье детей.
Итоговый контроль уровня знаний:
Какие явления изучает психология?
Что является предметом и объектом психологии?
Что представляет собой позитивное определение здоровья, данное ВОЗ? Из каких компонентов оно складывается?
Что собой представляет понятие «психическое здоровье»? Как соотносятся между собой понятия «психическое здоровье» и «духовное здоровье»?
Назовите основные качества зрелой личности?
Что представляет собой холистический подход психологии здоровья?
Какие основные компоненты входят в программу «Потенциал человека»?
Каковы основные методы развития личности?
Перечислите уровни «психологического здоровья» детей?
10. Назовите критерии психического здоровья? Содержательная часть
Предмет клинической психологии, задачи, методы.
Клиническая психология-отрасль психологии, которая сформировалась нс стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: анализе условий возникновения (этиологии), диагностике, лечении и профилактики заболеваний у человека.
Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002).
Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.
Кроме изучения психики больного человека( психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности), к основным функциям клинической психологии относятся изучение закономерностей общения и взаимодействия больных с их родственниками, медицинскими работниками, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний. Универсальность положений психологии здоровья.
Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.
Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подходв науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».
Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья». Программа символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практической работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).
1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.
2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
3.Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организации личности.
4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алиментарная и сексуальная компетентность.
5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социальная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.
6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.
7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность— это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.
Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов— Гармония Личности.
Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и национальных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Задачи психологии здоровья
К задачам психологии здоровья следует отнести:
Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
самопознание;
самовоспитание или самосотворение;
самоосуществление.
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:
психическое здоровье;
физическое здоровье;
экологическое здоровье;
профилактическая наркология;
психосоматическая медицина;
психология питания;
семейное здоровье;
сексуальное здоровье;
пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
образование и просвещение;
труд и отдых;
национальное здоровье.
Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:
Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
Внутренняя картина здоровья.
Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.
Обучение здоровью.
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.
Классификация методов развития личности.
Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.
Основным мотивом, привлекающим внимание к программам психологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как коррекция негативных личностных особенностей; модификация стереотипов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодолению вредных привычек и др.
Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.
К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики относится консультирование 2—3 раза в год (по мере необходимости — и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.
Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к совершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.
Методы психологического воздействия в области развития, совершенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения. Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, является классификация, основанная на модели «Спектра Сознания» Кена Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентификации, ассоциируемой с Эго-уровнем.
Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и изображается (истолковывается) неточно. Это может быть результатом разрушения связей между сознанием и бессознательным, и тогда совершенствование будет заключаться в восстановлении точного и, следовательно, реального, приемлемого образа себя. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, он обманывает себя, искажает свой образ. Отвергнутые, вытесненные аспекты (то есть пока «неосознаваемая тень персоны») тем не менее принадлежат ему и — например, с помощью механизмов психологической защиты — выходят наружу в виде проекции этих теневых сторон на других людей. Резерв роста личности включает контактирование с «тенью», осознание этих аспектов и принятие их, что расширяет чувство идентификации. Таким образом человек обретает уточненный и приемлемый образ себя, устраняется разрыв между «персоной» и «тенью». Личность выходит на уровень «Понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».
Совершенствование на экзистенциальном уровне. Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного организма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совершенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект—объект, жизнь—смерть. Большинство методов экзистенционального уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те. в основе которых лежит но этический подход — такие как экзистенциальная психология, гештальттерапия логотерапия. гуманистическая психология и др.
Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верхним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепроникающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.
При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей— другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.
Совершенствование уровня MIND (существования). Если на уровне трансперсонального слоя еще есть тонкая грань различия свидетеля и свидетельствуемого, то на уровне MIND эта тонкая грань уходит, то есть остаточные следы двойственности полностью стираются. На этом уровне Свидетель и свидетельствуемое становятся одним и тем же. «...Добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому, и стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена». Итак, в первом случае (трансперсональный слой) человек свидетельствует реальность (сушее). во втором (уровень MIND)— он есть реальность (сушее). Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъекта-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на уровень MIND достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма — таких, как буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, православный исихазм и другие. Критерии психического здоровья.
ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):
причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
соответственная возрасту человека зрелость чувств;
максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
критический подход к обстоятельствам жизни;
способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной среде);
• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
способность планировать и осуществлять свой жизненный путь
Качества зрелой личности.
Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, составленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.
Зрелая личность:
делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;
не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;
несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;
проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;
адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;
способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);
не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;
обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;
независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;
не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;
постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;
способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;
обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;
имеет опыт переживания высших состояний;
сфокусирована на проблемах вне себя;
терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;
обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи; ее оценка отличается свежестью;
демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;
обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит его недостатки;
креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;
черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;
составляет разумный план и старается по порядку его реализовать.
Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств способствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека. Масштабность личности зависит от уровня реализации ее зрелых черт. Психологическое здоровье детей.
Учитывая, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется, используем понятие «психологического здоровья» для детей. Что же такое норма «психологического здоровья», на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Если для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большей части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет. Итак, норма психологического здоровья — это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориентиры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждой из ситуаций — в зависимости от возраста человека.
Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрослых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, социализироваться, то есть адаптироваться к большому миру.
Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: фундамент психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его общего развития (Дубровина, 2000). Психологическое здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка — они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми в школе.
Перечислим уровни «психологического здоровья» детей.
Креативный уровень. Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень. Назовем его креативным (что означает творческий, созидательный).
Адаптивный уровень. Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья» и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей
направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья, Назовем его адаптивным.
Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах и т. д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.
Практическая часть.
Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев).
Цель: Выявление степени зрелости (здоровья) личности.
Среднее время проведения: 15 мин.
Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет» — одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен нестолько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования.
Текст опросника.
Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.
Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.
Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо.
При принятии решений вы во многом доверяете интуиции.
Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.
Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.
Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие.
8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске новых путей общения с миром.
9. Вы знаете, что свобода — это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств состояние.
10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.
11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью.
Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.
У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной даже во время испытаний и лишений.
Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться.
Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.
Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.
Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.
Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть.
Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.
Вы умеете проигрывать, принимать поражения п разочарования без жалоб и злости.
Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.
Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.
Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.
Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас.
Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.
Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.
Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах.
Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.
Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас.
Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки.
31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете стереотипам.
Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.
Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.
Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.
Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.
Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно.
Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.
Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением.
Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.
Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной.
Интерпретация:
Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».
40-70: начало «зрелости» - впереди трудная, но нужная работа над собой.
70-100: умеренная зрелость - есть еще резервы к совершенствованию.
100-120: уверенная зрелость - вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.
Тестовый контроль знаний.
1. В недрах какой науки зародилась психология:
политология
биология
философия
социология
2. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления – материализм и идеализм:
Платон
Аристотель
Демокрит
Сократ
3. Исходя из предмета изучения, психология - это наука
точная
естественная
педагогическая
медицинская
гуманитарная
4. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:
устойчивые психопатологические состояния
психопатологические психические процессы
психопатологические симптомы и синдромы с внутренней закономерностью симптомообразования
психопатологические расстройства, имеющие этиопатогенетические механизмы
психические заболевания
5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:
патопсихологическое исследование
клиническое интервьюирование
нейропсихологическое исследование
тестирование индивидуально-психологических особенностей
амитал-кофеиновое растормаживание
6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:
доброты
ответственности
самостоятельности
нравственности
автономности
7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:
зрелость
здравомыслие
автономность
гибкость самооценки
нравственность
8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:
физические
биологические
физиологические
астрологические
логические
9.Холистический подход психологии здоровья опирается:
на клиническую картину личности
на изучение психики человека
на изучение поведенческих процессов
на всестороннее гармоничное развитие личности
10. Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:
духовному потенциалу человека
потенциал тела
потенциал разума
потенциал чувств
Ответы:
-
№ вопр
| Ответ
| № вопр
| Ответ
| 1
| 3
| 6
| 1
| 2
| 2
| 7
| 4
| 3
| 5
| 8
| 5
| 4
| 2
| 9
| 4
| 5
| 5
| 10
| 3
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |