Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка по психолоии 06 10 10. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей ббк 88. 4 Удк 616. 89(075. 8) П 86 Авторский коллектив


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей ббк 88. 4 Удк 616. 89(075. 8) П 86 Авторский коллектив
АнкорМетодичка по психолоии 06 10 10.doc
Дата13.01.2017
Размер2.89 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichka_po_psikholoii_06_10_10.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#4996
страница1 из 44
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования.

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра психологии и педагогики


Учебно-методическое пособие

для студентов медицинских специальностей

ББК 88.4

УДК 616.89(075.8)

П 86


Авторский коллектив:

Ответственный редактор зав.каф. к.м.н., доцент А.С. Татров


Тема №1. к.м.н., доцент Татров А.С., Елканова С.Т., Абаева М.Р.

Тема №2 к.м.н., доцент.Татров А.С., Хабарели Э.Г., Юханов В.Н.

Тема №3. к.м.н., доцент Татров А.С., Кодзаева А.Р.

Тема №4. к.м.н., доцент Татров А.С.,Датиева И.Р.

Тема №5. к.м.н., доцент Татров А.С.,к.п.н. Аветисян Р.Р.

Тема №6. к.м.н., доцент Татров А.С., Абаева М.Р.,Датиева И.Р.

Тема №7. к.м.н., доцент Татров А.С., Горина А.А.

Тема №8. к.м.н., доцент Татров А.С. Баликоева З.С. Датиева И.Р.

Тема №9. к.м.н., доцент Татров А.С.,Астаповская С.В.

Тема №10. к.м.н., доцент Татров А.С., Астаповская С.В.

Тема № 11. к.м.н., доцент Татров А.С., Елканова С.Т.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Учебно-методическое пособие содержит изложение основных разделов клинической психологии и соответствует ГОС по предмету «Психология» для студентов высших учебных заведений медицинских специальностей. Каждый из тематических разделов снабжен методиками психологического тестирования с соответствующими ключами. Пособие предназначено студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, может быть полезно для аспирантов, преподавателей вузов и специалистов факультетов повышения квалификации постдипломного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …. 4
Тема занятия№1: Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья………………………………………….5-16

Тема занятия №2: Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека…………....17-35

Тема занятия№3: Внимание и память……………………………………… 36-47

Тема занятия №4: Мышление. Воображение. Речь………………………. 48-80

Тема занятия №5: Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства………………………………………………………………………….81-93

Тема занятия №6: Личность и её структура. Акцентуации характера…...94-138

Тема занятия №7: Сознание. Самосознание. Бессознательное………….139-159

Тема занятия №8: Внутренняя картина болезни (В.К.Б).

Методика Тобол……………………………………………………………..160-181

Тема занятия №9: Психосоматика. Психосоматические расстройства Методика: Торонтская алекситимическая шкала………………………….182-200

Тема занятия №10: Личность и стресс……………………………………201-217

Тема занятия №11: Неврозы. Методика Александровича Я. Менделевича………………………………………………………….….218-252

Тема занятия №12: Психологические основы психотерапии……………253-266

Литература………………………………………………………...267-268


ВВЕДЕНИЕ

Появление клинической психологии в системе медицинского образования свидетельствует о переменах в медицине и здравоохранении нашей страны. Пройден длинный путь от почти полного игнорирования психологических знаний и самой психологической науки в середине прошедшего XX века до признания клинического психолога. Изменяется содержание работы медицинского психолога в учреждениях здравоохранения. Изменения коснулись и самого понятия «медицинская психология». Смена названия медицинской психологии на клиническую отражает начавшийся в последнее десятилетие, процесс её интеграции в мировую психологию. В нашей стране было принято название «медицинская психология». В качестве психологической и медицинской науки её задача являлось взаимное обогащение теории и практики медицины и психологии. В настоящее время психологическая дисциплина, интегрируемая в здравоохранении нашей страны, также получила наименование «клиническая психология».

Учебно-методическое пособие попытка дать студентам медицинских вузов системные знания по психологии. Представлены основные области психологии; общая, социальная и клиническая психология.

По нашему мнению, только при сознательном обучении- постоянном осмыслении своего образовательного движения, реализации личных потребностей и ценностей с опорой на способности и возможности- человек в пространстве высшего образования в состоянии реализовать идею свободы. Только через осознанное принятие целей и задач обучения, вооружившись знаниями о закономерностях образовательного процесса, студент приобретает самостоятельность и инициативу, столь необходимые для эффективности учебного процесса.
Тема занятия№1: Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья.

Место проведения: аудитория.

Продолжительность: 2 часа.

Цель: Ознакомить с предметом клинической психологии, ее целями и задачами. Изучить личность с позиции психического здоровья.

Студент должен знать:

  1. Предмет психологии, задачи, методы.

  2. Универсальность положений психологии здоровья.

  3. Критерии психического здоровья.

  4. Методические и организационные аспекты здоровья

  5. Классификацию методов развития личности

  6. Качества зрелой личности

  7. Психологическое здоровье детей


Студент должен уметь:

  1. Охарактеризовать личность с позиции психического здоровья

  2. Определить степень зрелости личности

  3. Исследовать личность по критериям психического здоровья.


Темы проектов, рефератов:

  1. Основные принципы психологии здоровья

  2. Методы психологического тестирования

  3. Психологическое здоровье детей

  4. Психика и сознания

  5. Развитие психики и поведения

  6. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

  7. Образ жизни и психическое здоровье

  8. Основные представления о здоровой личности

  9. Психология здоровья как междисциплинарная область знаний

10 .Критерии психического здоровья.
Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб-2006

  2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб-2006

  3. Лакосина Н.А., Сергеев И.И., Панкова Ф.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. Вузов.-2005

  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.


Дополнительная литература:

1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.:Питер,2002

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005г.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004г.

4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология . СПб. 2004
Исходный контроль уровня знаний:

  1. Что входит в понятие здоровье? Что такое психологическое здоровье?

  2. Как можно охарактеризовать здоровую личность?

  3. Что изучает психология?

  4. Какие методы развития личности вы знаете?

  5. Какими качествами должна обладать здоровая, зрелая личность?


Основные вопросы темы:

  1. Предмет психологии, задачи, методы.

  2. Универсальность положений психологии здоровья.

  3. Задачи психологии здоровья.

  4. Классификация методов развития личности.

  5. Критерии психического здоровья.

  6. Качества зрелой личности.

  7. Психологическое здоровье детей.


Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Какие явления изучает психология?

  2. Что является предметом и объектом психологии?

  3. Что представляет собой позитивное определение здоровья, данное ВОЗ? Из каких компонентов оно складывается?

  4. Что собой представляет понятие «психическое здоровье»? Как соотносятся между собой понятия «психическое здоровье» и «духовное здоровье»?

  5. Назовите основные качества зрелой личности?

  6. Что представляет собой холистический подход психологии здоровья?

  7. Какие основные компоненты входят в программу «Потенциал человека»?

  8. Каковы основные методы развития личности?

  9. Перечислите уровни «психологического здоровья» детей?

10. Назовите критерии психического здоровья?
Содержательная часть

Предмет клинической психологии, задачи, методы.

Клиническая психология-отрасль психологии, которая сформировалась нс стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: анализе условий возникновения (этиологии), диагностике, лечении и профилактики заболеваний у человека.

Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002).

Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.

Кроме изучения психики больного человека( психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности), к основным функциям клинической психологии относятся изучение закономерностей общения и взаимодействия больных с их родственниками, медицинскими работниками, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.
Универсальность положений психологии здоровья.

Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.

Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.

Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подходв науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополу­чия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».

Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья». Программа символически представлена в виде цветка, семь лепест­ков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отража­ющих различные аспекты душевного, телесного и социального здоро­вья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практи­ческой работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность че­ловека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

3.Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональ­ная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организа­ции личности.

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность раз­вивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алимен­тарная и сексуальная компетентность.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социаль­ная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечес­тву. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.

7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная ком­петентность— это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.

Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов— Гармония Личности.

Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на­циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровья следует отнести:

  1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от­раслью психологических знаний и психической деятельностью.

  2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.

  3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ­ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога­щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:

  1. самопознание;

  2. самовоспитание или самосотворение;

  3. самоосуществление.

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об­ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и обществен­ного здоровья. Представим наиболее важные из них:

  1. психическое здоровье;

  2. физическое здоровье;

  3. экологическое здоровье;

  4. профилактическая наркология;

  5. психосоматическая медицина;

  6. психология питания;

  7. семейное здоровье;

  8. сексуальное здоровье;

  9. пренатальное, перинатальное и половое воспитание;

  10. образование и просвещение;

  11. труд и отдых;

  12. национальное здоровье.

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

  1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

  1. Внутренняя картина здоровья.

  1. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.

  1. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер­жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Классификация методов развития личности.

Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.

Основным мотивом, привлекающим внимание к программам пси­хологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как кор­рекция негативных личностных особенностей; модификация стереоти­пов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодо­лению вредных привычек и др.

Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.

К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики от­носится консультирование 2—3 раза в год (по мере необходимости — и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.

Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к со­вершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.

Методы психологического воздействия в области развития, совер­шенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения. Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, явля­ется классификация, основанная на модели «Спектра Сознания» Кена Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентифи­кации, ассоциируемой с Эго-уровнем.

Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и изображается (истолковывается) неточно. Это может быть результатом разрушения связей между сознанием и бессознательным, и тогда совер­шенствование будет заключаться в восстановлении точного и, следова­тельно, реального, приемлемого образа себя. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, он обманывает себя, искажает свой образ. Отвергнутые, вытесненные аспекты (то есть пока «неосознаваемая тень персоны») тем не менее принадлежат ему и — например, с помощью механизмов психологической защиты — выходят наружу в виде проекции этих теневых сторон на других людей. Резерв роста личности включает контактирование с «тенью», осознание этих аспектов и принятие их, что расширяет чувство идентификации. Таким образом человек обретает уточненный и приемлемый образ себя, устраняется разрыв между «пер­соной» и «тенью». Личность выходит на уровень «Понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».

Совершенствование на экзистенциальном уровне. Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного орга­низма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совер­шенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект—объект, жизнь—смерть. Большинство методов экзистенционального уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те. в основе которых лежит но этический подход — такие как экзистенциальная психология, гештальттерапия логотерапия. гуманистическая психология и др.

Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верх­ним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепро­никающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.

При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей— другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.

Совершенствование уровня MIND (существования). Если на уровне трансперсонального слоя еще есть тонкая грань различия свидетеля и свидетельствуемого, то на уровне MIND эта тонкая грань уходит, то есть остаточные следы двойственности полностью стираются. На этом уровне Свидетель и свидетельствуемое становятся одним и тем же. «...Добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало по­добно созерцаемому, и стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена». Итак, в первом случае (трансперсональный слой) человек свидетельствует реальность (сушее). во втором (уровень MIND)— он есть реальность (сушее). Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъек­та-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на уровень MIND достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма — таких, как буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, православный исихазм и другие.
Критерии психического здоровья.

ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):

  • причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

  • соответственная возрасту человека зрелость чувств;

  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;

  • критический подход к обстоятельствам жизни;

  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;

  • адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной
    среде);

• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Качества зрелой личности.

Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, со­ставленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.

Зрелая личность:

  • делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;

  • автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;

  • не перекладывает вину на других и не критикует, пока не раз­берется в сути дела;

  • несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;

  • проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;

  • адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;

  • способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);

  • не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;

  • обладает более автономной системой ориентации, имеет собс­твенное мнение;

  • независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» лю­бую частную культуру;

  • не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комп­лименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;

  • постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;

  • способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, на­пример, с друзьями или близкими людьми;

  • обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;

  • живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;

  • имеет опыт переживания высших состояний;

  • сфокусирована на проблемах вне себя;

  • терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;

  • обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;

  • обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи; ее оценка отличается свежестью;

  • демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;

  • обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит его недостатки;

  • креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;

  • черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;

  • составляет разумный план и старается по порядку его реализо­вать.

Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств спо­собствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека. Масштабность личности зависит от уровня реализации ее зрелых черт.
Психологическое здоровье детей.

Учитывая, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется, используем понятие «психологического здоровья» для детей. Что же такое норма «пси­хологического здоровья», на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Если для психического здоровья норма — это отсутствие па­тологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определен­ных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большей части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет. Итак, норма психологического здоровья — это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориенти­ры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждой из ситуаций — в зависимости от возраста человека.

Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрос­лых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, социализироваться, то есть адаптироваться к большому миру.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: фундамент пси­хологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его общего развития (Дубровина, 2000). Психологическое здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрос­лого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка — они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Перечислим уровни «психологического здоровья» детей.

  1. Креативный уровень. Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоро­вья, его высший уровень. Назовем его креативным (что означает творческий, созидательный).

  2. Адаптивный уровень. Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диа­гностических методик проявляют отдельные признаки дезадапта­ции, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья» и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей

направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья, Назовем его адаптивным.

  1. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружа­ющий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соот­ветствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффекти­рованных капризах и т. д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к тре­бованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего вне­шнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют диф­ференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с пси­хологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического ха­рактера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.


Практическая часть.

Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев).

Цель: Выявление степени зрелости (здоровья) личности.

Среднее время проведения: 15 мин.

Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет» — одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен нестолько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования.

Текст опросника.

  1. Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.

  2. Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.

  3. Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо.

  4. При принятии решений вы во многом доверяете интуиции.

  5. Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.

  6. Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.

  7. Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие.

8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске
новых путей общения с миром.

9. Вы знаете, что свобода — это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств
состояние.

10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.

11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью.

  1. Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.

  2. У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной даже во время испытаний и лишений.

  3. Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться.

  4. Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.

  5. Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.

  6. Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.

  7. Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть.

  8. Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.

  1. Вы умеете проигрывать, принимать поражения п разочарования без жалоб и злости.

  2. Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.

  1. Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.

  2. Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.

  1. Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас.

  2. Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.

  3. Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.

  4. Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах.

  5. Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.

  6. Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас.

  7. Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки.

31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете
стереотипам.

  1. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.

  2. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.

  3. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.

  4. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.

  5. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно.

  6. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.

  7. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением.

  8. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.

  9. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной.

Интерпретация:

Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».

  • 40-70: начало «зрелости» - впереди трудная, но нужная работа над собой.

  • 70-100: умеренная зрелость - есть еще резервы к совершенствованию.

  • 100-120: уверенная зрелость - вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.


Тестовый контроль знаний.

1. В недрах какой науки зародилась психология:

  1. политология

  2. биология

  3. философия

  4. социология

2. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления – материализм и идеализм:

  1. Платон

  2. Аристотель

  3. Демокрит

  4. Сократ

3. Исходя из предмета изучения, психология - это наука

  1. точная

  2. естественная

  3. педагогическая

  4. медицинская

  5. гуманитарная

4. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:

  1. устойчивые психопатологические состояния

  2. психопатологические психические процессы

  3. психопатологические симптомы и синдромы с внутренней закономерностью симптомообразования

  4. психопатологические расстройства, имеющие этиопатогенетические механизмы

  5. психические заболевания

5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

  1. патопсихологическое исследование

  2. клиническое интервьюирование

  3. нейропсихологическое исследование

  4. тестирование индивидуально-психологических особенностей

  5. амитал-кофеиновое растормаживание

6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:

  1. доброты

  2. ответственности

  3. самостоятельности

  4. нравственности

  5. автономности

7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

  1. зрелость

  2. здравомыслие

  3. автономность

  4. гибкость самооценки

  5. нравственность

8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:

  1. физические

  2. биологические

  3. физиологические

  4. астрологические

  5. логические


9.Холистический подход психологии здоровья опирается:

  1. на клиническую картину личности

  2. на изучение психики человека

  3. на изучение поведенческих процессов

  4. на всестороннее гармоничное развитие личности

10. Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение
приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

  1. духовному потенциалу человека

  2. потенциал тела

  3. потенциал разума

  4. потенциал чувств


Ответы:


№ вопр

Ответ

№ вопр

Ответ

1

3

6

1

2

2

7

4

3

5

8

5

4

2

9

4

5

5

10

3


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей