Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Удк 94 ббк 63 Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования


НазваниеУдк 94 ббк 63 Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Дата07.10.2019
Размер0.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4_Rossia_v_XIX_v.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#64006
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

УДК 94
ББК 63 Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Ярославская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Н.Т.Ерегина, Ю.В. Красовская, МС. Чудакова РОССИЯ В XIX ВЕКЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ Ярославль, 2013

Авторы-составители:
Ерегина Н.Т - завкафедрой истории и философии, доктор исторических наук, доцент,
Красовская Ю.В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии,
Чудакова МС. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии. Рецензент
В.П. Федюк - доктор исторических наук, профессор, завкафедрой новейшей истории России, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Россия в XIX веке Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории Отечества для студентов лечебного, педиатрического, фармацевтического и стоматологического факультетов. Ярославль Изд-во Аверс плюс, 2013. Учебное пособие предназначено для студентов медицинского вуза, изучающих Историю Отечества в качестве базовой дисциплины гуманитарного блока наук. Рекомендовано к изданию Методическим советом по гуманитарному образованию протокол № 1 от 25 ноября 2012 г) Центральным координационным методическим советом протокол № 7 от _18 июня г.
© Ярославская государственная медицинская академия
© Ерегина Н.Т., Красовская Ю.В., Чудакова МС.
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина История Отечества входит в базовую (обязательную) часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Методические рекомендации для студентов по дисциплине История Отечества подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и призваны помочь в подготовке высококвалифицированных специалистов, знающих о последних достижениях мировой науки и техники. Освоение базовых тем курса Истории Отечества способствует подготовке культурных, духовно богатых людей, знающих и уважающих свое историческое прошлое, профессионально занимающихся творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры. Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Приобретение знаний по истории Отечества помогает понять ее место в мировом историческом процессе, оценить вклад нашего народа в мировую цивилизацию и мировую культуру. Дисциплина история Отечества обладает огромным воспитательным воздействием, она формирует гражданские и патриотические качества, воспитывает национальное достоинство. Задачей преподавания истории Отечества является освоение студентами теоретических знаний и событий исторического развития России во всех его сложностях и противоречиях в соответствии с принципами объективности и исторической правды. В результате освоения темы Россия в XIX веке дисциплины история Отечества формируются следующие компетенции способность и готовность получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, к самосовершенствованию (ОК-2); способность и готовность к анализу политических событий, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию, к оценке политики государства знать историческую терминологию (ОК-3); способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4); способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
Данные компетенции формируют у студентов необходимые высокообразованному специалисту знания и умения
• знание современных концепций развития мирового, исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций
• знание общих закономерностей и национальных особенностей становления и эволюции российской государственности
• знание истории политических институтов общества, развития общественнополитической мысли, взаимоотношения власти и общества
• знание важнейших событий и явлений, имен исторических деятелей, определивших ход мировой и отечественной истории
• знание особенностей экономического, социального, политического развития страны
• знание программ, механизмов, приемов преобразования страны на разных этапах ее развития, имен (фамилий) реформаторов
• знание истории внешней политики России
• умение анализировать важнейшие события и явления мировой и отечественной истории на основе научной методологии владение основами исторического мышления
• умение обосновывать историческими фактами, особенностями развития страны личную точку зрения на содержание и тенденции развития социально-политических процессов и внешней политики государства, ведения дискуссии по важнейшим политическим, социально-экономическим и культурным вопросам
• умение выделять и анализировать историко-государственную проблематику в изучаемых курсах использовать ее в профессиональной деятельности
• владение навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой
• владение навыками использования государственно-правовых документов. Весь курс истории Отечества разбивается на условные модули, включающие в себя разнообразные формы обучения и контроля. Содержание лекций носит проблемно-установочный характер, так как модульный принцип преподавания предусматривает активизацию самостоятельной работы студентов. Этаже идея лежит ив основе организации практических занятий. Для проблемного осмысления исторического материала студенту необходимо обратиться к исследовательской литературе и к источникам. Семинары проводятся в форме дискуссий, дебатов, мини-конференций, обсуждения представленных презентаций. По завершении конкретного модуля предполагается проведение тестового контроля, дающего возможность проверить уровень усвоения студентами проблемно-теоретического и фактического материала, охваченного данным модулем. Одновременно оценивается степень участия студентов в различных устных формах практических занятий. За каждый модуль студент набирает определенное количество баллов, которые суммируются в конце семестра и являются своеобразным зачетным рубежом, допуском к зачету, который является итоговой формой контроля по курсу История Отечества. В курсе История Отечества выделяются 2 модуля Модуль 1 – История России вначале вв.»; Модуль 2 – Россия в советский и постсоветский период см. кафедральное положение о балльно-рейтинговой системе. Тема Россия в XIX веке входит в модуль № 1.

РОССИЯ В XIX веке Цели и задачи Ознакомиться с проблемами и противоречиями развития России в XIX веке. Дать анализ основных направлений политики Александра I, Николая I, Великих реформ Александра
II и контрреформ Александра III. Отследить идейно-политическое размежевание в обществе по вопросу о путях развития России, нарастание кризиса самодержавнокрепостнического строя.
План Россия и тенденции мирового развития
2. Политический курс Александра I.
3. Внутренняя политика Николая I
4. Реформы х годов XIX века.
5. Общественно-политическое движение в XIX веке.
6. Реформы и контрреформы Александра III. Противоречия социально-экономического развития России в пореформенный период.
7. Внешняя политика России в XIX в. Основные понятия Десятина, западники, земство, идеология, индустриализация, капитализм, классы, консерватизм, либерализм, марксизм, народничество, разночинцы, славянофилы, социализм
1 вопрос. Россия и тенденции мирового развития. Аграрное общество, индустриальное общество, феодально-крепостническая система хозяйства и ее черты.
ХIХ век стал временем перехода ведущих европейских государств от аграрного общества к индустриальному. В разных странах эти процессы шли с различной степенью интенсивности. К концу века основы индустриального общества были созданы в т.н. первом эшелоне – в Англии, США и Франции. Во втором эшелоне оказались Германия, Россия Италия, Япония и др. Элементы нового общества в этих странах сосуществовали рядом с пережитками аграрного общества. В России переход к индустриальному обществу отличался заметной спецификой.
Основу экономики страны по-прежнему составляла феодально-крепостническая система хозяйства. На рубеже XVIII-XIX вв. она вступила в фазу своего разложения, стали зарождаться новые экономические отношения. Об этом свидетельствовали многие факты.
1. Все более набирали силу явления, несвойственные феодально-крепостнической системе хозяйства развитие мануфактурной промышленности тенденция к увеличению удельного веса предприятий с использованием наемного труда рост численности городов и городского населения (впервой половине века городское население выросло в 2 раза и составило 5,7 млн. человек, при общей численности населения в 70 млн. чел удельный вес город. населения – 8%; общая численность городов выросла до 1000); территория увеличилась до 18 млн. кв. км.
2. Отживающие феодальные порядки тормозили развитие нового, более прогрессивного экономического строя а) были ограничены источники формирования свободной рабочей силы б) формирование наемных квалифицированных кадров было затруднено тем, что помещик в любой момент мог вернуть из города крестьянина-отходника; в) технические новинки в условиях бесплатного крепостного труда не использовались г) низкая покупательная способность крестьян тормозила развитие рыночных отношений (вначале века среднестатистический житель России делал покупки на 17 копеек в год.
3. Снижение эффективности крепостнического хозяйства неизбежно вызывало дополнительное экономическое давление на крестьянина со стороны помещиков и государства.
4. Все названное вело к разорению и упадку многих крестьянских хозяйств, остававшихся главной экономической ячейкой общества.
Это требовало от властей радикального реформирования политической и экономической системы страны.
Сложившаяся социально-политическая система мешала дальнейшей модернизации страны. Именно эти проблемы определяли основное содержание внутренней политики в
ХIХ веке.
2 вопрос. Царствование Александра I (либеральный и консервативный периоды, Отечественная война 1812 года, движение декабристов. Реформы Александра I в области государственного управления, социальной и аграрной сфере, реформы М. Сперанского, Отечественная война 1812 года, особенности процесса реформ в России, декабристы.
Век в России начался под знаком Великой Французской революции (17891794 гг.). Современники свидетельствовали, что Французская революция имела в России, как ив других местах, много приверженцев. Но отношение государственной власти и российского общества менялось от горячего одобрения революционных событий во Франции до неприятия якобинского террора. Среди дворянства ширилось недовольство политикой Павла, возник заговор в ближайшем окружении императора. Ив ночь сна марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Павел I был убит. На российский престол взошел его старший сын Александр I.
Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз императора, а строгое соблюдение законов. Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. Наступил короткий период просвещенного абсолютизма. Александр I

Государственное управление Замена коллегий 8 министерствами и создание Комитета министров (1802 г. Социальная сфера Восстановление Жалованной грамоты дворянству. Возвращение репрессированных режимом Павла I. Право владеть землей без крестьян получили мещане и купцы (1801 г. Воссоздание или учреждение российских университетов и медицинских факультетов при них. Принятие демократичного Устава высших учебных заведений. Отмена ограничений на ввози вывоз товаров и книга также на поездки заграницу. Крестьянский вопрос
 Указ о вольных хлебопашцах (1803 г. Согласно указу помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. Помещики не спешили воспользоваться данным указом. Всего за период правления Александра I было освобождено 47 тысяч душ мужского пола. Но идеи, заложенные в указе 1803 г, впоследствии легли в основание реформы 1861 г. Запрещена продажа или раздача государственных крестьян в частные руки. Также запрещалось продавать крестьян без семьи.

Запрет продажи крепостных без семьи, продажи или раздача государственных крестьян в частные руки (1808, 1809 гг.).
Неудачи в борьбе с Францией в 1805-1807 гг., тяжелый Тильзитский мир способствовали изменению внутренней политика. Александр учреждает новую тайную полицию – Комитет общей безопасности и назначает Аракчеева военным министром.
Император предпринимает еще одну попытку реформ, связанных с именем ММ. Сперанского. В
1808-1812 гг. он разработал сложную, многоступенчатую реформу. Введена выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях волость, уезд, губерния, империя) Для правильной законодательной работы предусматривался двухпалатный парламент Госсовет и Госдума (откроется в 1906 г. Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в них. 1 января 1810 г. был открыт только Госсовет – законосовещательный орган, назначаемый царем. Органом прокурорского надзора, надзирающим за правильностью исполнения законов в государстве, высшей судебной инстанцией, стал Сенат. Он же контролировал деятельность местной администрации. Это стало шагом к разделению властей.
Таким образом, в результате реформ структура власти организационно и функционально приблизилась к европейской. Следует отметить, однако, что все ветви власти были замкнуты на императоре. Законодательной власти как самостоятельной сферы еще не существовало. Но Россия сделала значительный шаг к разделению ветвей власти. Упорядочение законодательства, а также жесткая регламентация прав и повинностей сословий. ММ. Сперанский
Посредством бюрократических указов ММ. Сперанский стремился ограничить повинности крестьян, предоставив им право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество. Кроме того, в рамках сословных прав никто не мог быть наказан без суда, привлечен к произвольным отработками лишен собственности. Против Сперанского объединились все консерваторы, начиная с НМ. Карамзина и заканчивая А.А. Аракчеевым Ненужны нам конституции, – писал Карамзин в записке, поданной императору, – дайте нам 50 умных и добродетельных губернаторов, и все пойдет хорошо. Сперанский был окружен платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. Самолюбивый и злопамятный император не пропускал ни один донос. Кроме того, в ожидании неизбежной войны с Наполеоном Александр I не хотел ничем омрачать своих отношений с высшим сословием. Проект ММ. Сперанского встретил решительную оппозицию со стороны консервативных кругов. В марте 1812 г. Сперанский был арестован и выслан в Нижний Новгород. Александр говорил, что принес жертву общественному мнению. Впоследствии
Сперанский признавал, что тогда Россия была неготова к реформам. Отечественная война 1812 г. Причины Неразрешимые противоречия между Францией и Россией (борьба за сферы влияния) в Европе Агрессивная внешняя политика Франции. Стремление Наполеона к мировому господству Планы командования Франция Россия Навязать приграничные сражения Разбить русские армии поодиночке входе нескольких генеральных сражений Избегать приграничных сражений Отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления Основные события

12 (24) июня вторжение армии Наполеона в Россию
4–6 августа поражение русских войск в битве за Смоленск
8 августа назначение МИ. Кутузова главнокомандующим
26 августа Бородинская битва
(12 сентября)
12(24) октября сражение под Малоярославцем, начало изгнания французов из России
25 декабря Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном
А.А. Аракчеев
Цель заграничного похода русской армии освобождение Западной Европы от французского владычества усиление влияния России в Европе реставрация монархических режимов в Европе
После Отечественной войны 1812 г. передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Александр I, понимая необходимость перемен, не смог воспользоваться благоприятной политической ситуацией. Национальный подъем, охвативший страну, желание и жажда изменений не нашли отклика в действиях императора. Революции в Италии, Испании и Греции в
1820-1823 гг., бунт гвардейского Семеновского полка в Санкт-Петербурге, очень напугали императора. Он резко повернул в сторону реакции. Желание быть великими осчастливить страну преобразованиями не исчезло в нем, но воплотилось в странных формах аракчеевщины и военных поселений. К 1825 году на военные поселения было переведено 375 тыс. человек. А просуществовала эта система дог В 1820 г. император санкционирует создание военной полиции. Шпионство приобретает значительные размеры – под надзором даже сам Аракчеев. Осенью 1825 г. Александр I скончался. Ему таки не удалось найти концепцию законного реформистского абсолютизма.
Итак, в любом обществе реформы власти вызваны двумя группами причин – внутренними и внешними. Внутренними причинами выступают, как правило, неэффективность существующей политической и экономической системы, нарастание внутренних противоречий и, как ответ на них – социального недовольства проводимой политикой. Внешними факторами являются отношения данной страны сведущими, более развитыми соседями. Для России все эти факторы имели решающее значение, причем внешний играл порой решающую роль. Военные поражения становились катализатором серьезных преобразований (реформы Петра I и Александра II),. Наоборот, крупнейшие военные удачи, рост имперской мощи чаще всего приводили к консервации существующих порядков (деятельность Екатерины II, постепенное затухание реформаторского импульса Александра I после Отечественной войны 1812 г.
Инициатором практически всех реформ XVIII-XIX вв. выступала верховная власть и мощный государственный аппарат. Это неизбежно вело к ограниченности и непоследовательности реформ. Идеологами реформ чаще выступали не сами реформаторы, а их советники и учителя (у Екатерины II – французские просветители, у Александра I – учитель, швейцарец Лагарп). Это часто вело к слепому перенесению на российскую почву западных образцов, которые не приживались на ней из-за слишком явной специфики. Успех заимствования западного опыта гарантирован лишь в том случае, если этот опыт учитывает в полной мере специфику многовекового исторического пути России и ментальность населения и органично накладывается на них. Наполеон Бонапарт

Незавершенность реформ и усиление консерватизма в I четверти XIX в. привели к тому, что проекты введения конституции в России стали вызревать подпольно, в тайных обществах, которые вошли в историю под названием декабристских.
Участники движения декабристов – представители дворянского сословия, воспитанные на идеях западных просветителей, знавшие несколько иностранных языков и говорившие на них лучше, чем по-русски. Декабристы были оторваны от жизни и основной массы населения. Но они были захвачены национально-освободительным подъемом 1812 года. Освобождение Европы от Наполеона позволило русским солдатами офицерам познакомиться с более свободной жизнью европейских народов и уже в новом свете воспринимать печальную российскую действительность.
Причины создания тайных обществ. Воздействие идей Великой Французской буржуазной революции (1789 г) Знакомство с Европой и ее порядками вовремя заграничных походов русской армии. Полное бесправие народа, одержавшего победу над Наполеоном. Сохранение крепостного права. Отставание государственного строя России от передовых европейских стран отсутствие парламента, конституции.
Движение декабристов явилось порождением разрыва между империей и одушевлявшей ее идеи петровской модернизации. Тайные декабристские организации стали возникать с 1816 г. Первая организация – это Союз спасения (1816). В 1818 г. на его основе возник Союз благоденствия. В 1821 г. На их базе возникли два новых общества – Северное в Петербурге и Южное на Украине. С самого начала в тайных организациях выделились два течения, характерные в дальнейшем для всего русского освободительного движения - умеренно – либеральное и радикальное. Различались и программы – Конституция Никиты Муравьева и Русская правда Павла Пестеля. Вторая программа была более радикальной Декабристы Русская правда П. Пестеля Южное общество Конституция Н. Муравьева Северное общество
I. Установление Республики
I. Россия – конституционная монархия
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей