Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Урок 1 (вариант 1). Урок-игра Крестики-нолики


НазваниеУрок 1 (вариант 1). Урок-игра Крестики-нолики
Анкорpourochka po literaturnomu chteni.doc
Дата23.05.2019
Размер1.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpourochka_po_literaturnomu_chteni.doc
ТипУрок
#51026
страница1 из 22
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Первое полугодие

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ

Урок 1 (вариант 1). Урок-игра «Крестики-нолики»

Цели урока: в игровой форме ввести учащихся в мир литера­турного чтения. Дать им возможность самим ознакомиться с разделом «Самое великое чудо на свете»; обобщить полу­ченные знания на уроках чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся вытягивают жетоны, на которых нарисован кре­стик или нолик. Таким образом, все делятся на 2 команды. Са­дятся за 2 больших стола.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проводим ин­формационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». Число восемь является ее символом. В игре 8 конкурсов. Тема игры - «Самое великое чудо на свете».
Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подво­дится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.
II. Проведение конкурсов

Конкурс 1. «Угадай-ка»

Задания даются каждой команде по очереди.
1. Сели птицы на страницу,

Знают быль и небылицы. (Буквы.)
2. Еду по грядам,
Рву без счету,

А все цело. (Чтение.)

3. Шея длинная такая,
Хвост крючком...

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (Двойка.)

4. Белый зайчик

Прыгает по черному полю. (Мел и доска.)

5. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)


1. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

2.В школьной сумке я лежу.

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

3. Семя плоско,
Поле гладко;
Кто умеет,
Тот и сеет.
Семя не всходит,

А плод приносит. (Пишут на бумаге.)

4. Скажи, кто дела так боится
Как палки пес,

Как камня — птица? (Лентяй.)

5. Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.

В строчках

На листочках,

Где станции на точках. (Книга.)

Конкурс 2. «Бросай-ка»
Ребята, возьмите в руки новыйучебник по чтению, как он называется? («Родная речь».)
Прочитайте, кто составил для вас этот учебник? (Л. ф. Кли-манова, ВТ. Горецкий, М.В. Голованова.)


Познакомьтесь с условными обозначениями. (Дети читают, что обозначает голубой, зеленый и розовый прямоуголь­ники.)
Прочитайте, как называется первый раздел учебника. («Са­мое великое чудо на свете».)
Как вы думаете, что можно назвать самым великим чудом на свете? (Предположения детей.) ,
А сейчас пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача прочитать страницы 4-8, рассмотреть иллюстрации, соста­вить по 4 вопроса по содержанию страниц для команды соперников.
Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.

Дополнительный вопрос учителя:

- Что такое библиотека? (Это собрание книг, которые один
человек или много людей собрали и хранят.)

Конкурс 3. «Темная лошадка»

- Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помо­
гает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает
книги. Кто это? (Это библиотекарь.)

Библиотекарь:
Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло к нам из греческого языка, и сложено оно из двух древнегреческих частей: «библиок» - «книга» и «тэке» -«хранилище». Теперь вам понятно значение этого слова?
Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Приготовьте чтение скороговоркой.
Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог.

Конкурс 4. «Счастливый случай»

Самая первая книга ученика. (Букварь.)
У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)
Кто первый тянул репку? (Дед.)
Мама или бабушка? Кто любил Красную Шапочку больше? В слове - отгадке 3 слога. (Бабушка.)
Кто жених мухи Цокотухи? (Комарик.)
Столица нашей Родины. (Москва.)
Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет. (Ступа.)
Продавец лечебных пиявок. (Дуремар.)
Конкурс 5. «Музыкальная пауза»

Учитель включает песню «Танец маленьких утят», а команды должны исполнить:
команда - «Танец маленьких котят».
команда - «Танец маленьких щенят». Конкурс 6. «Заморочки из бочки»
Каждой команде выделяется мешочек с коконами от кин-дер-сюрпризов с заданиями внутри. Жилище Бабы-Яги? (Избушка.)
Сказочная скатерть. (Самобранка.)
Где хранится смерть страшного долгожителя, героя рус­ских народных сказок? (На конце иглы.)
Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)
Папа Буратино. (Карло.)
Девичья краса - длинная ...? (Коса.)
Имя мальчика, который стал козленочком. (Иванушка.)
Сестрица Иванушки. (Аленушка.)
Деревянный мальчик. (Буратино.)
Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. (Печка Емели.)
Что мешало спать принцессе? (Горошина.)
В какой сказке зимой собирали цветы? («Двенадцать ме­сяцев».)
Самая «болтливая» птица. (Сорока.)
7. Верный друг Гены. (Чебурашка.)
Конкурс 7. «Ситуация»

- Вам будут предложены ситуации и ответы к ним. Выберите
правильный ответ.


- Когда почтальон Печкин постучал в дверь, ему ответили:
«Дерни за веревочку, дверь и откроется».
«Кто там?»
«У нас все дома».
- Сергей Михалков рассказывал о человеке огромного роста.
Его звали?
Емеля
Степан
Иван

Конкурс 8. «Называй-ка»

- Выберите одну из карточек. На обратной стороне написано
название сказки. Вам за короткое время нужно подготОт
вить и показать пантомиму, чтобы соперники догадались
о названии сказки.

Карточки: «Теремок»; «По щучьему велению».

III. Итог игры
Прочитайте высказывания о книге на странице 11. Объяс­ните их смысл.
Так что же мы считаем самым великим чудом на свете?
Давайте подведем итог.
Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все -Подведем итог игре.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».
Урок 1 (вариант 2). Самое великое чудо на свете

Цели урока: помочь детям вспомнить правила обращения с кни­гами, развивать интерес к чтению, к истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.

Оборудование: костюм Незнайки или кукла, одевающаяся на руку; бутафорская книга для Незнайки; мешок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний

(Сценку разыгрывает учитель с помощником 5-классником или с куклой.)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет
■ рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал

летом.

- Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнув­
шие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето
я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную!
Где же это она у меня? (Копается в мешке, похожем на мешок из-под картошки, достает потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)

- Незнайка, это, наверное, твоего дедушки еще книжка. Ей
. лет сто!

- Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения!
Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая!
Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит
и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А по­
том, я люблю загибать странички там, где остановился
(демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за
угол обложки, листы выпадают)... Ну вот, сами видите!
(Кидает на пол.)

(Учитель бережно поднимает книгу.)

- Ребята, на мой взгляд, Незнайка не умеет обращаться с кни­
гами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему
надо запомнить?

(Дети учат Незнайку тому, что книгу надо обернуть, нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)
А как же называется твоя любимая книжка?
Букварь!
Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)
А что тебе понравилось больше всего в букваре?
У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (На­чинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь чи­тать!»)
Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь чи­тать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представ­лять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник'для 2 класси и присоеди­няйся к нам. Будем учиться дальше.
Давайте откроем учебник и прочитаем, как Называется самый первый раздел нашего учебники,


III. Изучение нового материала
Хорошо читающие дети (или учитель) читают по цепочке вступительную статью.
Рассматривание рисунка нас. 5 и составление рассказа по иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций на с. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.
Материал для учителя Летопись - запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.

Береста - верхний слой коры, снятый с березы. Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древ­ние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.) Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента. Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕР­КА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ. Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, бара­нья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.

IV. Физкультминутка*

V. Закрепление изученного

1. Чтение высказываний известных людей о книгах.

- Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием
вы согласны. Прочитайте вслух.

2. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотво­
рения Р. Сефа «Читателю».

VI. Итог урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

.- Какие правила пользования книгой повторили?

- Прочитайте слова, добавив гласные.

БРСТ, ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ

Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге.
Обернуть учебники!

УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА

Урок 2. Русские народные песни, потешки

Цели урока: провести диагностику навыков чтения, отрабаты­вать технику чтения; ознакомить детей с малыми фольклор­ными жанрами, учить различать жанры; развивать память и внимание, обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, на которых представлены изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжель­ской, хохломской росписью; учебники; карточки с потеш­ками, песнями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение
стихотворения Р. Сефа «Читателю»


III. Актуализация знаний

- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте название
первого раздела учебника.

Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.

- «Устное народное творчество» - это название раздела учеб­
ника, который мы начинаем сегодня изучать. Давайте по­
пробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом
названии.

Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец -сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записы­вался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как за­помнили, но своими словами. Творчество- от слова «творить», создавать. Народное - это значит, что создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.
    Прочитайте текст на странице 1*4. (Читает учитель и хоро­шо читающие ученики.)
    Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Най­дем ответ на странице 213.


    Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)
    Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел со­держит русские народные сказки, песни, загадки.
    IV. Постановка целей урока
    Мы познакомимся сегодня с русскими народными песня­ми. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?
    Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)
    Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)
    V. Изучение нового материала
    Первичное чтение песен о солнышке, весне и радуге, запи­санных на доске. Параллельно идет словарная работа.
    Первичная проверка понимания.


    Понравились ли песни?
    Когда они могли исполняться?
    Если долго лили дожди - звали солнышко, если была засу­ха - звали дождик. Такие песенки стали называть заклич-ками, от слова «кликать» - звать. Например:
    Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлеба каравай, Дождик, пуще поливай!

    - Какие слова надо выделить голосом, чтобы правильно пе­
    редать смысл этой песни?
      Выразительное повторное чтение.
      Знакомство с прикладным народным творчеством.
      - А еще наши предки много работали и создавали замеча­
      тельные изделия.

      Учитель показывает изделия и иллюстрации изделий из де­рева, бересты, глины.

      - Люди для работы собирались в больших комнатах - мас­
      терских - за длинными столами. Кто-то вырезал из дерева,
      кто-то разрисовывал узорами готовые туески из бересты,
      горшки из дерева, кто-то плел из бересты лукошки и короба (все с показом иллюстраций). Девушки шили и вы­шивали. Чтобы не было* скучно, пели песни.

      - Рассмотрите на странице 16 учебника два расписанных
      короба. На них изображена рябина. Давайте прочитаем
      песню о ней.
        Чтение песни на с. 16.
        Работа с текстом на с. 1 7.
        - Какие слова повторяются в песне несколько раз? Почему?

        - Если заменить «береза моя белая» на «белая береза», «бе-
        . реза моя кудрявая» на «кудрявая береза», что изменится?

        {Исчезнет напевность, мелодичность, нежность.)

        - Как относится человек, который поет эту песню, к березе?
        Наверное, поэтому он ** решил запечатлеть ее на своем изделии, которое теперь украшает его дом.
        Как в своих песнях нарОД называет березу и рябину? По­чему?
        VI. Физкультминутка

        VII. Продолжение изучения нового материала

        - Какие же еще песни пе^и наши бабушки и прабабушки?
        Откройте страницы 18-19 и прочитайте.

        1. Чтение колыбельных пе^сен.
        Что это за песни? (Колыбельные.)
        В последнюю песню вставьте созвучные слова.
        Обратите внимание, какие нежные слова использовали в колыбельных. (Люшег*ьки, люли, гули, дитя.)
        Кому из вас пели колыбельные песни? Какие?
        2. Чтение потешек на с. 20-21.

        Потешки - это веселые народные песенки, название кото­рых происходит от сло»а потешаться, то есть веселиться.

        - Как вы думаете, кого потешали такими песенками? Дет­
        ские песенки еще называют пестушками и прибаутками.
          1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

        перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей