Интеракти вный урок о пожарах на приро дных тер риториях
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Авторы идеи: Григорий Куксин Редактор: Дарья Калинина Художник: Дина Хитрова Видеооператор: Юлия Петренко Менеджер проекта: Софья Косачёва
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Предмет:Основы безопасности жизнедеятельности. Тема урока:Пожары на природных территориях, их особенности и причины возникновения. Безопасное поведение на пожарах. Урок проводился более чем в 30 регионах страны в течение нескольких лет. В 2017 году интерактивный урок проведен волонтерами и сотрудниками Гринпис России, Общества добровольных лесных пожарных, Дружины охраны природы МГУ и Добровольных пожарных Кубани в детских лагерях «Артек», «Океан» и «Орлёнок». Тип урока: комбинированный урок. Время проведения: 45 минут. Возраст: 1–11 класс. Оборудование: доска и мел / доска и маркеры / лист бумаги А0 и маркеры. Цели урока:Деятельностная цель урока:• формирование познавательного интереса; • осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; • содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе; • расширение кругозора обучающихся; • формирование навыков безопасного поведения в условиях пожара. Образовательная цель урока:• изучение материала по теме «Пожары на природных территориях»; • ознакомление обучающихся с причинами и видами пожаров на природных территориях, их негативными последствиями для природы и человека; • ознакомление обучающихся с правилами грамотного и безопасного поведения на пожаре. Видео-урок:
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Педагог: Здравствуйте. Учащиеся: Отвечают. Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о пожарах на природных территориях. Это серьёзная тема, ведь каждый год в нашей стране и во всем мире от огня гибнут животные, растения и даже люди. А вы сами видели когда-нибудь пожары? Что горело? Учащиеся: Дом, сарай, поле, лес, торф. Педагог: То есть, с проблемой пожаров большинство из нас так или иначе сталкивались. Педагог: Давайте попробуем разобраться, почему возникают пожары. Я буду рисовать, а вы мне подсказывать. Начнём со знакомой нам территории. Какие элементы рельефа на ней есть? (Рису- ет то, что называют учащиеся.) Учащиеся: Равнины, холмы, болото, лес, горы, водоём. Педагог: А какие растения здесь есть? (Рисует то, что называют учащиеся. Важно, чтобы присутствовали все элементы ландшаф- та и многообразие растительности - трава, кусты, хвойные и ли- ственные деревья - всё, что в действительности окружает уча- щихся.) Учащиеся: Называют характерные растения региона. Например: деревья (дуб, сосна, берёза), кусты (можжевельник), трава (трост- ник, осока). Педагог: Какие звери и птицы здесь живут? (Рисует то, что на- зывают учащиеся.) Учащиеся: Называют характерных зверей и птиц региона. Напри- мер: заяц, медведь, лиса, лось, уж, чайка, журавль. Педагог: И над всем этим светит солнце и дует ветер. (Рисует солнце и ветер.) Есть ли здесь причины пожаров? Учащиеся: Солнце.
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Педагог: Все согласны, что от солнца в природе может что-то загореться? Поднимите руки, кто согласен. На самом деле просто от солнца ничего загореться не может. Сухая трава загорается при температуре около 200 градусов, а для дерева нужно ещё больше. Если бы солнце так нагревало поверхность, мы с вами просто не смогли бы жить на Земле. В жаркую и сухую погоду пожаров обычно больше, потому что высушенная трава или дерево способны загореться от любой искры. И эту искру должен кто-то высечь. Но просто так, от солнца, пожары не возникают. Однако природные причины пожаров есть, и их всего три. Какие? ( Если учащиеся не догадываются, можно давать подсказки. Например, сказать, что огонь приходит с неба и из-под земли.)Учащиеся: Сухая гроза (гроза без дождя). Педагог: Да, сухие грозы могут стать причиной пожара. Это достаточно редкое явление. Бывает, например, в Сибири, а вот в южных или регионах Центральной России — нет. Падения метеоритов и извержения вулканов случаются ещё реже. Число естественных пожаров невелико — до 10 %, в зависимости от региона. Отчего же возникает большинство пожаров? Учащиеся: Из-за человека. Педагог: Кто этот человек? Зачем он пришёл в лес или к речке? (Рисует человека.)Учащиеся: Турист, охотник, дачник. Педагог: У нас появился человек. От чего теперь могут возникнуть пожары? Учащиеся: От костра. Педагог: (Рисует костёр.) Верно, непотушенный костёр может стать причиной пожара. Знаете, как правильно выбрать и подготовить место для костра? Учащиеся: Нужно найти открытое, но защищённое от ветра место. Близко не должно быть деревьев и низко нависающих веток. Затем убрать сухую подстилку, можно выкопать ямку. Если есть старое кострище, лучше использовать его. И никогда не разводить костров на торфяниках. Педагог: А как правильно тушить костёр? Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Учащиеся: Залить водой или засыпать песком, тщательно перемешать угли лопатой или палкой, проверить, что ничего горячего не осталось. Педагог: Хорошо. Запомнить очень просто, по правилу трёх «П»: полить, перемешать, проверить. Какие ещё причины пожаров могут быть? Учащиеся: Брошенный окурок. Педагог: (Рисует сигарету.) Верно. Курение вредно для здоровья, и лучше вообще не курить. Но если уж кто-то курит, обязательно нужно тушить и забирать с собой окурки. Какие ещё здесь могут быть причины пожаров? Учащиеся: Стеклянная бутылка. Педагог: (Рисует бутылку с остатками жидкости.) Верно. Стеклянная бутылка с остатками жидкости может послужить линзой и сфокусировать солнечные лучи на горючей подстилке. Это ещё один повод не оставлять мусор на природе. Допустим, человек приехал на машине. Может ли от машины что-то загореться? Учащиеся: Разогретый глушитель, который касается сухой травы или лесной подстилки, может привести к пожару. Педагог: (Рисует машину и искры из глушителя.) Да, верно. Есть ли другие причины пожаров? Учащиеся: Пыж из ружья. Педагог: (Рисует ружьё.) Да, в старых охотничьих ружьях есть пыжи из прессованной бумаги или ваты. При выстреле они вылетают в сторону, тлеют как окурки и тоже могут стать причиной пожара. Сейчас популярным развлечением стали массовые запуски китайских фонариков. (Рисует фонарик.) Как вы считаете, безопасно ли это? Могут ли возникнуть пожары? Учащиеся: Это опасно. Педагог: Да, такие фонарики — опасное развлечение. От них могут загореться дома, поля и леса. Иногда фонарики падают на гнездо и все его обитатели гибнут. И даже если фонарик потух в воздухе, в его каркасе нередко запутываются и умирают птицы. Лучше от запуска отказаться. В некоторых странах фонарики Интерактивный урок о пожарах на природных территориях уже запретили. Также пожароопасны некачественные петарды и фейерверки. Нужно внимательно следить, чтобы от них ничего не загорелось. А могут ли люди специально что-то поджигать? Что? Учащиеся: Траву. Педагог: (Рисует спички.) Нужно ли поджигать траву? Зачем? Учащиеся: Чтобы быстрее и лучше росла новая. Чтобы избавиться от старой. Педагог: На самом деле трава после выжигания не растёт быстрее. Просто зелёные ростки лучше видно на чёрном фоне. Но огонь повреждает молодые побеги и корни, уничтожает семена и обитателей почвы. А получившаяся зола очень быстро уносится ветром и смывается дождём. Так что после пожаров, особенно неоднократных, расти всё будет хуже. А есть способ избавиться от прошлогодней травы без выжиганий? Учащиеся: Косить. Педагог: Верно. Это гораздо безопаснее, ведь нельзя предугадать, куда придёт пожар. С 2015 года в России запрещены поджоги травы, то есть сейчас это незаконно и нарушителей привлекают к ответственности. Мы с вами видим, что большинство пожаров возникает из-за людей. Причём обычно это не злой умысел, а незнание или небрежность. Давайте посмотрим, как пожар развивается на природной территории. (Рисует небольшой огонёк в начале картинки, как правило в крайней левой части, если ветер дует слева направо.) В какую сторону движется огонь? Учащиеся: По ветру. Во все стороны. Педагог: Да, пожар развивается во все стороны, где есть чему гореть, но быстрее всего по ветру. Эта часть пожара называется «фронт», и здесь самое высокое пламя. А дым летит во все стороны? Учащиеся: По ветру. Педагог: Да, почти весь дым сносит по ветру. Поэтому перед пожаром ещё и очень дымно. Разные материалы горят по-разному. Как думаете, какой лес горит сильнее, хвойный или лиственный? Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Учащиеся: Хвойный. Педагог: Верно. В хвойных деревьях больше смол. Как правило, именно в хвойных лесах возникают верховые пожары, когда горят деревья целиком. (Рисует невысокий, стелющийся по зем- ле огонь в лиственных деревьях, высокий огонь в кронах и поверх крон в хвойных.) А травяные и тростниковые пожары очень опасны тем, что развиваются быстро и при сильном ветре — непредсказуемо. Как вы думаете, вверх огонь идет быстрее или медленнее? Учащиеся: Быстрее. Педагог: Да, на склонах скорость пожара сильно увеличивается, так как самое горячее место пламени находится наверху и по склону вверх распространяется быстрее. (Рисует высокий огонь на склоне холма.) А мы с вами вверх бежим быстрее или медленнее? Учащиеся: Медленнее. Педагог: Поэтому уходить от пожара вверх по склону очень опасно. Можно ли прятаться в ложбинах, канавах, оврагах? (Рисует огонь рядом с понижением, оврагом.) Учащиеся: Да. Нет. Педагог: На самом деле нет. Хотя на дне таких понижений часто есть вода, их склоны обычно покрыты высокой травой, камышом, тростником. Огонь доходит до таких мест и часто вспыхивают высоким пламенем оба склона. (Рисует большой огонь в овраге.) Температура там очень высокая и выгорает весь воздух, выжить в таких местах невозможно. Нередко канавы и овраги становятся смертельной ловушкой для животных. Представим, что мы оказались рядом с пожаром. (Рисует вид на пожар сверху, направление ветра, человека перед фронтом.) Куда уходить от пожара? Учащиеся: Против ветра. Педагог: Если мы пойдём против ветра, куда мы придём? В пожар. Так что во многих случаях совет идти против ветра смертельно опасен. А по ветру можно уходить? Почему? Учащиеся: Нет. Пожар догонит. Будешь все время в дыму.
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Педагог: Поэтому уходить нужно перпендикулярно ветру. (Рису-ет пути выхода.) Всегда нужно при этом анализировать ситуацию и выходить в безопасную зону. Что является такой зоной? Что может остановить огонь? Учащиеся: Река, дорога, песок, скала, распаханное поле. Педагог: Да. Места, где нет горючих материалов, останавливают или замедляют пожар. Но нужно не забывать об осторожности. Так, водоёмы, особенно незнакомые, опасны — там может быть сильное течение и неизвестно, что на дне. А выгоревшая территория безопасна? Учащиеся: Да. Нет. Педагог: Правы все. Это зависит от того, где действует пожар. На травяных и тростниковых пожарах всё быстро сгорает и остывает, поэтому выгоревшая территория, на которой только пепел, безопасна. А вот на лесных пожарах — там, где прошёл огонь, ещё долго продолжают гореть и падать деревья. На торфяных пожарах тоже будут падать деревья, у которых подгорели корни, а ещё можно в торфяной прогар провалиться. Скажите, а пожары это плохо или хорошо? Каковы их последствия? Учащиеся: Сгорают леса, гибнут звери и птицы, сгорают дома, гибнут люди. Педагог: Да. Причём опасен не только огонь, но и задымление — от него болеют и погибают многие. Кроме того, пожары ускоряют негативные для человека изменения климата: выбросы дыма и парниковых газов, уничтожение лесов, выбросы сажи, которая оседает на льдах Арктики и ускоряет таяние льдов. Изменение климата, в свою очередь, приводит к тому, что проблема пожаров для многих регионов становится всё более острой: увеличиваются продолжительность пожароопасного периода, частота засух и периодов с экстремально высокими температурами. Мы с вами выяснили, что большинство пожаров возникает из-за людей и последствия их очень серьёзны, даже если не было злого умысла и человек стал причиной пожара по беспечности или незнанию. И, с одной стороны, печально, что по вине людей так много всего в природе сгорает. А с другой стороны, это значит, что в наших силах повлиять на людей и изменить ситуацию. И первое, что может сделать каждый из нас — сообщить о пожаре. Кому будете сообщать о пожаре? По каким телефонам? Учащиеся: 101, 112. Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Педагог: Да, но прежде всего о пожаре надо сообщить родителям или другим взрослым, которые за вас отвечают, и попросить их позвонить пожарным. После этого можно и самостоятельно позвонить пожарным. По телефонам 101 и 112 можно сообщить о горящей траве, торфе или пожаре в доме. Ещё есть телефон 8 800 100 94 00. (Пишет телефоны на доске.) По этому телефону нужно сообщать о лесных пожарах. Запишите себе эти номера, чтобы всегда иметь при себе. Что нужно сказать пожарным? Учащиеся: Где и что горит. Педагог: Да, важно уметь объяснить, где пожар и как до него добраться. К сожалению, часто, особенно весной, несколько пожаров могут действовать одновременно. Один бросил спичку, второй, третий… И пожарные не успевают потушить всё сразу. Главное, что мы можем сделать — предотвратить то, чтобы эти спички были брошены. Как? Учащиеся: Не поджигать траву, тушить костры, убирать за собой мусор. Педагог: Верно. А сообщать об увиденных пожарах можем? Учащиеся: Да. Педагог: О каждом пожаре обязательно нужно сообщать, не надеясь, что это сделает кто-то другой. Можем ли мы сделать так, чтобы другие люди были осторожнее с огнём? Как? Учащиеся: Нарисовать плакаты или листовки, написать в социальных сетях, снять видеоролики. Педагог: Давайте сделаем это. Давайте нарисуем противопожарные плакаты с конкретными призывами (поджоги травы запрещены, тушите костры, не бросайте окурки). Можно рисовать самому, можно объединяться в группы. Приносите плакаты через две недели, мы сделаем из лучших школьную выставку. Педагог: Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили. Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось? Учащиеся: Отвечают.Педагог: И ещё раз повторим самое важное. От чего в основном возникают пожары? Интерактивный урок о пожарах на природных территориях Учащиеся: По вине человека. Педагог: Куда нужно уходить, если вы оказались рядом с пожаром? Учащиеся: Перпендикулярно ветру. Педагог: Что нужно сделать, когда вы оказались в безопасности? Учащиеся: Сообщить взрослым и по телефонам 101, 112, 8 800 100 94 00 (для лесных пожаров). Педагог: Спасибо за внимание! Рекомендации по проведению:Начиная такой интерактивный урок договоритесь с детьми сразу, что вы будете рисовать всё, что они вам скажут. Держите своё слово. Динамика занятия зависит от вопросов, которые вы зададите детям. Проводя занятия для разных возрастов, меняйте акценты в занятии. В младших классах обращайте больше внимания на разнообразные растительные условия, на любовь человека к природе, на телефоны экстренных служб. Детям средней школы будет интересно и развитие пожара в природной среде, и что можно сделать в своем населённом пункте, если случится пожар. Внимание старших классов лучше обратить на работу профессиональной пожарной и лесной охраны, каким оборудованием они пользуются, как работают на пожарах. Для учеников старших классов такое занятие может стать частью профессиональной ориентации. Рассказывая детям о пожарах или объясняя какие-то явления, основывайтесь на реальном опыте ребёнка. Не используйте примеры из телевизионных передач — это создаёт барьер и проблема не воспринимается как настоящая. Например, при объяснении, почему огонь вверх по склону распространяется быстрее, используйте пример свечи, где все знают, что самая горячая часть пламени наверху. Говоря о пожарах, вспоминайте, что действительно происходило рядом с вами и что дети могли видеть. Берите в качестве примера те ландшафты и лесорастительные условия, которые специфичны для вашего региона. Узнайте как обстоят дела с пожарной охраной в вашем населённом пункте, приводите детям реальные примеры. Для удобства урок можно условно разделить на несколько бло-ков:• Рельеф и лесорастительные условия. • Зачем человек выходит на природу и какой он? • Как развитие пожара зависит от рельефа и лесорастительных условий? • Как уходить от пожара? • Как и кому сообщать о пожаре? • Что может сделать каждый для снижения количества пожаров на природных территориях? Используйте для проведения интерактивного урока мульт-фильм «Пожары. Вместе против общей беды»Нам важно, чтобы дети не становились причиной пожара. Но при любых обстоятельствах необходимо помнить, что пожары долж-ны тушить пожарные, а не дети. Безопасность ребёнка — самое важное.Гринпис – общественная некоммерческая независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете. Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций перейти в каталог файлов
|