Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Интерактивный урок. Урок о пожарах на приро


НазваниеУрок о пожарах на приро
АнкорИнтерактивный урок.pdf
Дата04.09.2019
Размер0.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаInteraktivny_urok.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУрок
#57385
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Интеракти
вный урок
о пожарах
на приро
дных тер
риториях
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Авторы идеи: Григорий Куксин
Редактор: Дарья Калинина
Художник: Дина Хитрова
Видеооператор: Юлия Петренко
Менеджер проекта: Софья Косачёва
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Предмет:
Основы безопасности жизнедеятельности.
Тема урока:
Пожары на природных территориях, их особенности и причины возникновения. Безопасное поведение на пожарах.
Урок проводился более чем в 30 регионах страны в течение нескольких лет. В 2017 году интерактивный урок проведен волонтерами и сотрудниками Гринпис России, Общества добровольных лесных пожарных, Дружины охраны природы МГУ и
Добровольных пожарных Кубани в детских лагерях «Артек»,
«Океан» и «Орлёнок».
Тип урока:
комбинированный урок.
Время проведения:
45 минут.
Возраст:
1–11 класс.
Оборудование:
доска и мел / доска и маркеры / лист бумаги А0 и маркеры.
Цели урока:
Деятельностная цель урока:
• формирование познавательного интереса;
• осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека;
• содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе;
• расширение кругозора обучающихся;
• формирование навыков безопасного поведения в условиях пожара.
Образовательная цель урока:
• изучение материала по теме «Пожары на природных территориях»;
• ознакомление обучающихся с причинами и видами пожаров на природных территориях, их негативными последствиями для природы и человека;
• ознакомление обучающихся с правилами грамотного и безопасного поведения на пожаре.
Видео-урок:
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Педагог: Здравствуйте.
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о пожарах на природных территориях. Это серьёзная тема, ведь каждый год в нашей стране и во всем мире от огня гибнут животные, растения и даже люди. А вы сами видели когда-нибудь пожары? Что горело?
Учащиеся: Дом, сарай, поле, лес, торф.
Педагог: То есть, с проблемой пожаров большинство из нас так или иначе сталкивались.
Педагог: Давайте попробуем разобраться, почему возникают пожары. Я буду рисовать, а вы мне подсказывать. Начнём со знакомой нам территории. Какие элементы рельефа на ней есть? (Рису-
ет то, что называют учащиеся.)
Учащиеся: Равнины, холмы, болото, лес, горы, водоём.
Педагог: А какие растения здесь есть? (Рисует то, что называют
учащиеся. Важно, чтобы присутствовали все элементы ландшаф-
та и многообразие растительности - трава, кусты, хвойные и ли-
ственные деревья - всё, что в действительности окружает уча-
щихся.)
Учащиеся: Называют характерные растения региона. Например:
деревья (дуб, сосна, берёза), кусты (можжевельник), трава (трост-
ник, осока).
Педагог: Какие звери и птицы здесь живут? (Рисует то, что на-
зывают учащиеся.)
Учащиеся: Называют характерных зверей и птиц региона. Напри-
мер: заяц, медведь, лиса, лось, уж, чайка, журавль.
Педагог: И над всем этим светит солнце и дует ветер. (Рисует
солнце и ветер.) Есть ли здесь причины пожаров?
Учащиеся: Солнце.
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Педагог: Все согласны, что от солнца в природе может что-то загореться? Поднимите руки, кто согласен.
На самом деле просто от солнца ничего загореться не может. Сухая трава загорается при температуре около 200 градусов, а для дерева нужно ещё больше. Если бы солнце так нагревало поверхность, мы с вами просто не смогли бы жить на Земле.
В жаркую и сухую погоду пожаров обычно больше, потому что высушенная трава или дерево способны загореться от любой искры. И эту искру должен кто-то высечь. Но просто так, от солнца, пожары не возникают. Однако природные причины пожаров есть, и их всего три. Какие? (Если учащиеся не догадываются,
можно давать подсказки. Например, сказать, что огонь приходит с
неба и из-под земли.)
Учащиеся: Сухая гроза (гроза без дождя).
Педагог: Да, сухие грозы могут стать причиной пожара. Это достаточно редкое явление. Бывает, например, в Сибири, а вот в южных или регионах Центральной России — нет. Падения метеоритов и извержения вулканов случаются ещё реже. Число естественных пожаров невелико — до 10 %, в зависимости от региона.
Отчего же возникает большинство пожаров?
Учащиеся: Из-за человека.
Педагог: Кто этот человек? Зачем он пришёл в лес или к речке?
(Рисует человека.)
Учащиеся: Турист, охотник, дачник.
Педагог: У нас появился человек. От чего теперь могут возникнуть пожары?
Учащиеся: От костра.
Педагог: (Рисует костёр.) Верно, непотушенный костёр может стать причиной пожара. Знаете, как правильно выбрать и подготовить место для костра?
Учащиеся: Нужно найти открытое, но защищённое от ветра место. Близко не должно быть деревьев и низко нависающих веток.
Затем убрать сухую подстилку, можно выкопать ямку. Если есть старое кострище, лучше использовать его. И никогда не разводить костров на торфяниках.
Педагог: А как правильно тушить костёр?
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Учащиеся: Залить водой или засыпать песком, тщательно перемешать угли лопатой или палкой, проверить, что ничего горячего не осталось.
Педагог: Хорошо. Запомнить очень просто, по правилу трёх «П»: полить, перемешать, проверить. Какие ещё причины пожаров могут быть?
Учащиеся: Брошенный окурок.
Педагог: (Рисует сигарету.) Верно. Курение вредно для здоровья, и лучше вообще не курить. Но если уж кто-то курит, обязательно нужно тушить и забирать с собой окурки. Какие ещё здесь могут быть причины пожаров?
Учащиеся: Стеклянная бутылка.
Педагог: (Рисует бутылку с остатками жидкости.) Верно. Стеклянная бутылка с остатками жидкости может послужить линзой и сфокусировать солнечные лучи на горючей подстилке. Это ещё один повод не оставлять мусор на природе.
Допустим, человек приехал на машине. Может ли от машины что-то загореться?
Учащиеся: Разогретый глушитель, который касается сухой травы или лесной подстилки, может привести к пожару.
Педагог: (Рисует машину и искры из глушителя.) Да, верно. Есть ли другие причины пожаров?
Учащиеся: Пыж из ружья.
Педагог: (Рисует ружьё.) Да, в старых охотничьих ружьях есть пыжи из прессованной бумаги или ваты. При выстреле они вылетают в сторону, тлеют как окурки и тоже могут стать причиной пожара.
Сейчас популярным развлечением стали массовые запуски китайских фонариков. (Рисует фонарик.) Как вы считаете, безопасно ли это? Могут ли возникнуть пожары?
Учащиеся: Это опасно.
Педагог: Да, такие фонарики — опасное развлечение. От них могут загореться дома, поля и леса. Иногда фонарики падают на гнездо и все его обитатели гибнут. И даже если фонарик потух в воздухе, в его каркасе нередко запутываются и умирают птицы. Лучше от запуска отказаться. В некоторых странах фонарики
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях уже запретили.
Также пожароопасны некачественные петарды и фейерверки.
Нужно внимательно следить, чтобы от них ничего не загорелось.
А могут ли люди специально что-то поджигать? Что?
Учащиеся: Траву.
Педагог: (Рисует спички.) Нужно ли поджигать траву? Зачем?
Учащиеся: Чтобы быстрее и лучше росла новая. Чтобы избавиться от старой.
Педагог: На самом деле трава после выжигания не растёт быстрее. Просто зелёные ростки лучше видно на чёрном фоне. Но огонь повреждает молодые побеги и корни, уничтожает семена и обитателей почвы. А получившаяся зола очень быстро уносится ветром и смывается дождём. Так что после пожаров, особенно неоднократных, расти всё будет хуже. А есть способ избавиться от прошлогодней травы без выжиганий?
Учащиеся: Косить.
Педагог: Верно. Это гораздо безопаснее, ведь нельзя предугадать, куда придёт пожар. С 2015 года в России запрещены поджоги травы, то есть сейчас это незаконно и нарушителей привлекают к ответственности.
Мы с вами видим, что большинство пожаров возникает из-за людей. Причём обычно это не злой умысел, а незнание или небрежность. Давайте посмотрим, как пожар развивается на природной территории. (Рисует небольшой огонёк в начале картинки,
как правило в крайней левой части, если ветер дует слева направо.)
В какую сторону движется огонь?
Учащиеся: По ветру. Во все стороны.
Педагог: Да, пожар развивается во все стороны, где есть чему гореть, но быстрее всего по ветру. Эта часть пожара называется
«фронт», и здесь самое высокое пламя. А дым летит во все стороны?
Учащиеся: По ветру.
Педагог: Да, почти весь дым сносит по ветру. Поэтому перед пожаром ещё и очень дымно. Разные материалы горят по-разному.
Как думаете, какой лес горит сильнее, хвойный или лиственный?
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Учащиеся: Хвойный.
Педагог: Верно. В хвойных деревьях больше смол. Как правило, именно в хвойных лесах возникают верховые пожары, когда горят деревья целиком. (Рисует невысокий, стелющийся по зем-
ле огонь в лиственных деревьях, высокий огонь в кронах и поверх
крон в хвойных.) А травяные и тростниковые пожары очень опасны тем, что развиваются быстро и при сильном ветре — непредсказуемо. Как вы думаете, вверх огонь идет быстрее или медленнее?
Учащиеся: Быстрее.
Педагог: Да, на склонах скорость пожара сильно увеличивается, так как самое горячее место пламени находится наверху и по склону вверх распространяется быстрее. (Рисует высокий огонь
на склоне холма.) А мы с вами вверх бежим быстрее или медленнее?
Учащиеся: Медленнее.
Педагог: Поэтому уходить от пожара вверх по склону очень опасно. Можно ли прятаться в ложбинах, канавах, оврагах? (Рисует
огонь рядом с понижением, оврагом.)
Учащиеся: Да. Нет.
Педагог: На самом деле нет. Хотя на дне таких понижений часто есть вода, их склоны обычно покрыты высокой травой, камышом, тростником. Огонь доходит до таких мест и часто вспыхивают высоким пламенем оба склона. (Рисует большой огонь в овраге.)
Температура там очень высокая и выгорает весь воздух, выжить в таких местах невозможно. Нередко канавы и овраги становятся смертельной ловушкой для животных.
Представим, что мы оказались рядом с пожаром. (Рисует вид на
пожар сверху, направление ветра, человека перед фронтом.) Куда уходить от пожара?
Учащиеся: Против ветра.
Педагог: Если мы пойдём против ветра, куда мы придём? В пожар. Так что во многих случаях совет идти против ветра смертельно опасен. А по ветру можно уходить? Почему?
Учащиеся: Нет. Пожар догонит. Будешь все время в дыму.
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Педагог: Поэтому уходить нужно перпендикулярно ветру. (Рису-
ет пути выхода.) Всегда нужно при этом анализировать ситуацию и выходить в безопасную зону. Что является такой зоной?
Что может остановить огонь?
Учащиеся: Река, дорога, песок, скала, распаханное поле.
Педагог: Да. Места, где нет горючих материалов, останавливают или замедляют пожар. Но нужно не забывать об осторожности.
Так, водоёмы, особенно незнакомые, опасны — там может быть сильное течение и неизвестно, что на дне. А выгоревшая территория безопасна?
Учащиеся: Да. Нет.
Педагог: Правы все. Это зависит от того, где действует пожар. На травяных и тростниковых пожарах всё быстро сгорает и остывает, поэтому выгоревшая территория, на которой только пепел, безопасна. А вот на лесных пожарах — там, где прошёл огонь, ещё долго продолжают гореть и падать деревья. На торфяных пожарах тоже будут падать деревья, у которых подгорели корни, а ещё можно в торфяной прогар провалиться. Скажите, а пожары это плохо или хорошо? Каковы их последствия?
Учащиеся: Сгорают леса, гибнут звери и птицы, сгорают дома, гибнут люди.
Педагог: Да. Причём опасен не только огонь, но и задымление
— от него болеют и погибают многие. Кроме того, пожары ускоряют негативные для человека изменения климата: выбросы дыма и парниковых газов, уничтожение лесов, выбросы сажи, которая оседает на льдах Арктики и ускоряет таяние льдов. Изменение климата, в свою очередь, приводит к тому, что проблема пожаров для многих регионов становится всё более острой: увеличиваются продолжительность пожароопасного периода, частота засух и периодов с экстремально высокими температурами.
Мы с вами выяснили, что большинство пожаров возникает из-за людей и последствия их очень серьёзны, даже если не было злого умысла и человек стал причиной пожара по беспечности или незнанию. И, с одной стороны, печально, что по вине людей так много всего в природе сгорает. А с другой стороны, это значит, что в наших силах повлиять на людей и изменить ситуацию.
И первое, что может сделать каждый из нас — сообщить о пожаре. Кому будете сообщать о пожаре? По каким телефонам?
Учащиеся: 101, 112.
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Педагог: Да, но прежде всего о пожаре надо сообщить родителям или другим взрослым, которые за вас отвечают, и попросить их позвонить пожарным. После этого можно и самостоятельно позвонить пожарным. По телефонам 101 и 112 можно сообщить о горящей траве, торфе или пожаре в доме. Ещё есть телефон 8 800 100 94 00. (Пишет телефоны на доске.) По этому телефону нужно сообщать о лесных пожарах. Запишите себе эти номера, чтобы всегда иметь при себе. Что нужно сказать пожарным?
Учащиеся: Где и что горит.
Педагог: Да, важно уметь объяснить, где пожар и как до него добраться.
К сожалению, часто, особенно весной, несколько пожаров могут действовать одновременно. Один бросил спичку, второй, третий…
И пожарные не успевают потушить всё сразу. Главное, что мы можем сделать — предотвратить то, чтобы эти спички были брошены. Как?
Учащиеся: Не поджигать траву, тушить костры, убирать за собой мусор.
Педагог: Верно. А сообщать об увиденных пожарах можем?
Учащиеся: Да.
Педагог: О каждом пожаре обязательно нужно сообщать, не надеясь, что это сделает кто-то другой. Можем ли мы сделать так, чтобы другие люди были осторожнее с огнём? Как?
Учащиеся: Нарисовать плакаты или листовки, написать в социальных сетях, снять видеоролики.
Педагог: Давайте сделаем это. Давайте нарисуем противопожарные плакаты с конкретными призывами (поджоги травы запрещены, тушите костры, не бросайте окурки). Можно рисовать самому, можно объединяться в группы. Приносите плакаты через две недели, мы сделаем из лучших школьную выставку.
Педагог: Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили.
Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: И ещё раз повторим самое важное. От чего в основном возникают пожары?
Интерактивный урок о пожарах на природных территориях
Учащиеся: По вине человека.
Педагог: Куда нужно уходить, если вы оказались рядом с пожаром?
Учащиеся: Перпендикулярно ветру.
Педагог: Что нужно сделать, когда вы оказались в безопасности?
Учащиеся: Сообщить взрослым и по телефонам 101, 112, 8 800 100 94 00 (для лесных пожаров).
Педагог: Спасибо за внимание!
Рекомендации по проведению:
Начиная такой интерактивный урок договоритесь с детьми сразу, что вы будете рисовать всё, что они вам скажут. Держите своё слово. Динамика занятия зависит от вопросов, которые вы зададите детям.
Проводя занятия для разных возрастов, меняйте акценты в занятии. В младших классах обращайте больше внимания на разнообразные растительные условия, на любовь человека к природе, на телефоны экстренных служб. Детям средней школы будет интересно и развитие пожара в природной среде, и что можно сделать в своем населённом пункте, если случится пожар. Внимание старших классов лучше обратить на работу профессиональной пожарной и лесной охраны, каким оборудованием они пользуются, как работают на пожарах. Для учеников старших классов такое занятие может стать частью профессиональной ориентации.
Рассказывая детям о пожарах или объясняя какие-то явления, основывайтесь на реальном опыте ребёнка. Не используйте примеры из телевизионных передач — это создаёт барьер и проблема не воспринимается как настоящая. Например, при объяснении, почему огонь вверх по склону распространяется быстрее, используйте пример свечи, где все знают, что самая горячая часть пламени наверху. Говоря о пожарах, вспоминайте, что действительно происходило рядом с вами и что дети могли видеть.
Берите в качестве примера те ландшафты и лесорастительные условия, которые специфичны для вашего региона. Узнайте как обстоят дела с пожарной охраной в вашем населённом пункте, приводите детям реальные примеры.
Для удобства урок можно условно разделить на несколько бло-
ков:
• Рельеф и лесорастительные условия.
• Зачем человек выходит на природу и какой он?
• Как развитие пожара зависит от рельефа и лесорастительных условий?
• Как уходить от пожара?
• Как и кому сообщать о пожаре?
• Что может сделать каждый для снижения количества пожаров на природных территориях?
Используйте для проведения интерактивного урока мульт-
фильм
«Пожары. Вместе против общей беды»
Нам важно, чтобы дети не становились причиной пожара. Но при
любых обстоятельствах необходимо помнить, что пожары долж-
ны тушить пожарные, а не дети. Безопасность ребёнка — самое
важное.
Гринпис – общественная некоммерческая независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.
Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей