Установление контакта
Поговорим о контакте Важнейшей задачей специалиста является создание устойчивых доверительных отношений с пациентом, реализующихся через психологический контакт, который можно определить, как развитие взаимопонимания в процессе коммуникации. Понятие взаимопонимания можно определить, как общность или согласованность представлений нарколога и пациента.
Определение контакта контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990) контакт — это чувства и установки, которые участники процесса испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985) когда мы говорим о психологическом «контакте», мы имеем в виду актуальное состояние отношений между участниками, которое можно описать при помощи разделения их на составляющие
Составляющие контакта
Невербальные характеристики контакта Вербальные характеристики контакта Содержание Процесс
Каким должен быть психологический контакт с пациентом?
структурированным, иметь рамки осознанным понятным для специалиста и пациента
Что должен уметь специалист при установлении контакта?
уметь видеть и слышать уметь влиять на происходящее должен быть гибким в контакте уметь распознавать эмоциональное состояние пациента
Какова структура контакта?
невербальное присоединение навыки активного слушания обратная связь
Навыки специалиста Невербальная часть контакта:
речь и голос (интонация, модуляции, темп, громкость, паузы, ритм) мимика и контакт глаз движения, позы и жесты проксемика (взаиморасположение) дыхание
Навыки специалиста Вербальная часть контакта:
Вопросы – закрытые
– открытые – альтернативные
Вербализация второго порядка – повторение и попытка обобщить услышанное -резюмирование Вербализация третьего порядка – повторение, попытка обобщить услышанное и предположение о чувствах
Навыки специалиста Обратная связь 3 вида:
Поведенческая – я слышу/вижу как ты… Когнитивная – в связи с этим я думаю, что… Эмоциональная – и чувствую….
Навыки специалиста Способы оказания поддержки:
Невербальные Понимание и сочувствие Вербализация собственных чувств Вербализация чувств собеседника Похвала Подчеркивание значимости Предоставление информации
Способы управления контактом
Присоединение:
- к невербальным характеристикам (голос, поза, жесты, мимика) - к вербальным особенностям (лексика) - к ценностным особенностям
Активное слушание (вербализации 3-х типов):
- повторение последних слов - резюмирование - предположение относительно чувств
Вопросы:
- открытые - закрытые
Обратная связь:
- описание поведения - интерпретация поведения - сообщение о чувствах
Способы уменьшения дистанции
присоединение прояснение чувств обратная связь поддержка самораскрытие эмпатия конфронтация из человеческой позиции (общий смысл – отвечаем на все посылы партнера)
Способы увеличения дистанции
игнорирование эмоционального содержания контакта ролевая позиция специалиста конфронтация из ролевой позиции (общий смысл – отвечаем только на формальную часть обращения партнера)
Способы завершения контакта
подведение итогов встречи выбор закрытых вопросов структурирование целей Благодарю за внимание! перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |