КЕЛЬТСКИЙ ОРНАМЕНТ В данной книге представлены разнообразные и уникальные кельтские орнаменты, которые до сих пор интересует художников всех стран мира. Нередко можно встретить в современных произведениях искусства, будь то вышивка или ювелирное украшение, элементы кельтского орнамента. Они привлекают взгляд своеобразным переплетением натуралистических мотивов и вымышленных элементов, сочетанием пластических линий и строгой геометрии форм, выразительностью художественного языка и сим- волической образа. Впервые термин «кельты» появился в VI —V веках до н.э. в Римской Им- перии. Так римляне назвали «варварский» народ, населяющий северную и западную часть Европы. Это подтверждают и многочисленные раскопки, производимые знаменитыми английскими археологами. В частности иссле- дователи кельтского искусства Рут и Винсент Мэгау утверждают, что кель- ты населяли не только северную часть европейского материка, но распро- странили свою экспансию вплоть до Италии, Средней Азии и Британских островов. К концу I века до н.э. римские воины полностью вытеснили кельтов с континентальной Европы. Большое количество кельтов, которые остались в селениях, смешались и почти растворилось среди местного населения. Дру- гая часть мигрировала на недоступную для Римской Империи северную территорию Британских островов. До сих пор север и запад Британских ос- тровов — Шотландия, Уэллс, Ирландия и Корнуолл, считаются областями, где сохранились остатки некогда могучей цивилизации. Безусловно, с перемещением на далекие земли культурные связи кель- тов были прерваны. Обосновавшись на новом месте, кельтский народ по- старался сохранить свою священную культуру, которая была очень много- гранной и впечатляющей. Кельтское искусство не следовало каким-либо определенным кано- нам, оно было все подчинено религиозному смыслу. Их культура была ос- нована на стремлении к познанию окружающего мира, поклонению ис- кусствам и восхвалении богов. Для древних народов, в частности кельтов, связь между загробным миром и миром живых имела первостепенное значение. Именно поэтому в кельтском творчестве можно встретить изо- бражения богов и их атрибутов. Самым распространенным изображени- ем считается бог Дагда, создатель всего живущего, воин и вселенский су- дья. Также очень широко используется кельтскими мастерами образ бы- ков, собак, птиц и людей с атрибутами животного, чаще всего с рогами. Встречается и изображение богини, символизирующее воду, землю и де- торождение. В искусстве кельтов переплетаются миф, реальность и их видение окру- жающего мира. Сохранился текст пятнадцатого века «Зеркало Короля», в котором были собраны все устные легенды и сказания древней Ирландии, этих легендах выражается особое отношение кельтов ко времени и про- 3 странству. Свободно путешествуют герои по воздуху, перемещаются в про- странстве. В таком же тесном контакте взаимодействуют мир живых и мертвых. Боги могут становиться людьми, а люди богами. Они с легкостью превращаются в птиц и животных. Верования кельтов во многом определяли художественный и пластичес- кий язык искусства. Однако кельты с интересом воспринимали художест- венные традиции других культур. Достаточно взглянуть на орнаментальные композиции древних греков, этрусков и кельтов, чтобы удостовериться в едином понимании окружающего мира. Обобщенные линии, антропоморф- ные символические изображения, плоскостность изображения _ все это говорит о едином понимании окружающего мира и о тесной взаимосвязи разных культур тысячелетия назад. Кельтские мастера свободно копировали художественные образы из других культур, но трансформировали и воспроизводили их в соответствии с их мировоззрением. До сих пор исследователи спорят о характере художественных источни- ков, оказавших влияние на кельтское искусство. Каждая из существующих в ту эпоху цивилизаций привнесли в кельтское искусство что-то новое. Кельтскими мастерами были заимствованы черты, которые вскоре были переработаны в новые формы. В предметах, использовавшихся в магичес- ких церемониях, военном обиходе, в быту можно проследить черты грече- ского, этрусского, римского, христианского искусства. Из греческого, этрусского и римского искусства кельты заимствовали особую пластику орнаментов. Незнакомые кельтам христианские символы и знаки были трансформированы в особые тайные пиктограммы, появи- лись изображения человеческой фигуры, животного. Все образы были мак- симально условными, пластичными и в то же время выразительными. Ок- ружающий мир представлялся знаками. С течением времени искусство кельтов стало более натуралистичным. Изображения животных, растений или аллегорических символов приобре- ли жизнеутверждающий вид. Символизм раннего христианства, сформи- ровавший образный строй кельтского искусства, не исчез, но сделался умеренным. Все кельтское искусство можно охарактеризовать как стремление придать вещи некий магический образ, наделить магическими свойства- ми, а не просто украсить орнаментом. Предметы, употреблявшиеся в разных сферах жизни, украшались по одному и тому же принципу — в соответствии с утилитарным назначением, т.е. декор должен был уси- лить действие предмета. Чаще всего декор состоял из растительных ор- наментальных композиций, обозначающих непрерывную связь человека с миром природы и духов. Через эти визуальные символы кельты обра- щались к природе. Изображая природу, отдавали ей почтение и молили о благословлении. Орнаменты сопровождали кельтов в жизни и в смерти. Одежда, посуда, мебель, книги, оружие, надгробные и ритуальные камни — все декориро- 4 валось художниками. Они украшали изделия причудливыми сплетениями растительных, тератологических и символических элементов. К сожале- нию, многое было утеряно, но мы может оценить мастерство кельтских мастеров по немногим сохранившимся предметам, выполненным в метал- ле, дереве, камне. Дерево и камень украшались символами непосредственно связанными с ритуальными священнодействиями. Высекались слова молитв, образы святых, священные животные, приносимые в жертву и т.д. Изделия из ме- талла также декорировались магическими символами. Как и у древних славян использовался набор знаков-оберегов, которые должны были при- нести удачу, сохранить здоровье и приумножить богатство. Много внимания кельтские мастера уделяли изображениям животных, символизирующие магические силы. Лошади, овцы, собаки, дикие каба- ны, птицы постоянно присутствует в тератологических орнаментальных композициях. В любую эпоху эти животные находили свое место в худо- жественной системе кельтов. Безусловно, животные играли важную роль в экономической жизни и символизировали домашний быт, однако, ху- дожники изображали и мифических существ: сфинксов, грифонов, львов, дельфинов, даже крокодилов, которые были явно привнесены из других культур. Что касается антропоморфных изображений, то их попадается немного. По большей части это воины и маги. Женские образы полностью отсутствуют. Мастера избегали точного воспроизведения фигуры человека, но час- то использовали улыбающиеся маски или извивающиеся человечески те- ла. Очевидно, изображение человека было запретным, как в мусульман- ском искусстве. Колористические решения были самыми простыми. Открытые крас- ные, зеленые, синие, желтые тона. Предпочтение отдавалось красному цвету. Значение кельтов для европейского искусства огромно. Они обога- тили европейскую цивилизацию более совершенными производствен- ными методами, ввели новые орнаментальные мотивы, позволили дру- гим народам оценить первозданную красоту растительного орнамен- та. Кельтские традиции с очаровательными отголосками в мелких ху- дожественных произведениях и их таинственным миром героических подвигов, легенд и сказаний сделались богатейшей сокровищницей европейской культуры. В. Ивановская5 ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 8
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 9
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 10
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 11
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 12
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 13
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 14
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 15
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 16
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 17
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 18
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 19
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 20
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 21
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 22
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 23
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 24
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 25
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 26
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 27
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 28
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 29
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 30
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 31
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 32
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 33
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 34
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 35
ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА 36
37 ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 40
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 41
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 42
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 43
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 44
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 45
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 46
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 47
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 48
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 49
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 50
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 52
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 53
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 54
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 55
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 56
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 57
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 58
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 59
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 60
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 61
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 62
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 63
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 64
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 65
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 66
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 67
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 68
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 70
ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТА 71
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 74
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 75
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 76
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 77
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 78
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 79
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 80
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 81
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 82
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 83
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 84
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 85
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 86
ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ 87
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 90
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 91
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 92
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 93
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 94
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 95
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 96
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 97
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 98
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 99
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 100
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ 101
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 104
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 105
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 106
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 107
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 108
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 109
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 110
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 111
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 112
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 113
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 114
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 115
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 116
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 117
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 118
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 119
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 120
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 121
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 122
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 123
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 124
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 125
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 126
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 127
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 128
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТЫ 129
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 132
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 133
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 134
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 135
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 136
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 137
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 138
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 139
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 140
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 141
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 142
КОМПОЗИТНЫЙ ОРНАМЕНТ 143
АЛФАВИТ 146
АЛФАВИТ 147
АЛФАВИТ 148
АЛФАВИТ 149
АЛФАВИТ 150
АЛФАВИТ 151
АЛФАВИТ 152
АЛФАВИТ 153
АЛФАВИТ 154
АЛФАВИТ 155
АЛФАВИТ 156
АЛФАВИТ 157
АЛФАВИТ 158
АЛФАВИТ 159
АЛФАВИТ 160
АЛФАВИТ 161
АЛФАВИТ 162
АЛФАВИТ 163
АЛФАВИТ 164
АЛФАВИТ 165
АЛФАВИТ 166
АЛФАВИТ 167
АЛФАВИТ 168
АЛФАВИТ 169
АЛФАВИТ 170
АЛФАВИТ 171
АЛФАВИТ 172
АЛФАВИТ 173
АЛФАВИТ 174
АЛФАВИТ 175
КЕЛЬТСКИЕ ОРНАМЕНТЫ Составитель и автор предисловия В.И.Ивановская Сдано в набор 10.04.2003 г. Подписано в печать 15.05.2003 г. Формат 60 х 90 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ № 951. ООО «Издательство В.Шевчук» 119034, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
перейти в каталог файлов
|