Выражение личной позиции Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…
Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение
| непонимания
| неправильного хода мысли
| вопроса
| опережения в ходе мысли
|
- Вряд ли следует удивляться тому, что…
- Почему, однако, нельзя воспользоваться
|
- Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..
- Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…
- В литературе уже было обращено внимание на …но...
|
- Может возникнуть вопрос...
- Возникает вопрос:…
- Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…
- Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…
|
- Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…
- Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…
|
|
- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто...
- Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…
- Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…
- Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…
- Но здесь всё гораздо сложнее
|
- Логично ли…?
- Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…
|
- Разумеется, такой подход вполне допускает…
- Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас…
- Об экономии и говорить не приходится…
- Конечно… претерпят изменения.
- Разумеется, предварительно потребуется…
| Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.
Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |