Главная страница
qrcode

Во первых, поддержкой новых тенденций в экономике, если они не противоречили интересам дворянства во вторых


Скачать 19.46 Kb.
НазваниеВо первых, поддержкой новых тенденций в экономике, если они не противоречили интересам дворянства во вторых
Анкор00006e11-ca8b8092.docx
Дата28.12.2017
Размер19.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла00006e11-ca8b8092.docx
ТипДокументы
#33681
Каталог

1762 - 1796
Период 1762 – 1796 гг. – это время правления российской императрицы Екатерины II, которая взошла на престол в результате дворцового переворота, сместив с трона своего мужа — Петра III. Её век называют эпохой «просвещённого абсолютизма», т. е. политикой абсолютизма, направленной на устранение форм феодальной зависимости государства от церкви и распространения образования и культуры, а также « золотым веком русского дворянства». Этот период в истории России отмечается, во – первых, поддержкой новых тенденций в экономике, если они не противоречили интересам дворянства; во – вторых, использованием идей Просвещения в интересах укрепления абсолютистского государства «общего блага»; в – третьих, дальнейшем ухудшении положения крепостных крестьян и одновременно резком юридическом обособлении и нравственном отчуждении дворянства от других сословий общества; в – четвертых, развитием науки, образования, культуры.

Будучи чистокровной немкой, Екатерина тем не менее окружила себя исключительно русскими людьми, чего не было даже при Елизавете. Она обладала хорошим даром, необходимым для правителя – выбирать себе хороших помощников. Поэтому в этот период рядом с ней появляются замечательные государственные, военные и культурные деятели, как, например, Г.А. Потемкин, А.А. Безбородко, митрополит Платон. Именно им, их уму , таланту, предприимчивости и работоспособности, Екатерина II, осознававшая себя продолжательницей реформаторских начинай Петра, была не в последнюю очередь обязана блеском своего царствования. В период царствования Екатерины II необычайно возрос международный престиж Российской империи, прежде всего благодаря мощи русской армии и флота, одерживавших под командованием П. Румянцева, А. Орлова, А. Суворова, Ф. Ушакова и других полководцев блистательные победы. Так в результате первой Турецкой войны (1768 – 1775) России отошли побережья Азовского и части Черного морей. В 1783 г. присоединены Крым и Кубань.

Важнейшей чертой экономики России второй половины XYIII века становится процесс разложения феодальных отношений. В экономике все более формируется капиталистический уклад, и помещичье хозяйство активно втягивается в рыночные отношения. При этом по – прежнему основой хозяйства оставалось крепостническое хозяйство. В промышленности продолжало расти число мануфактур, и к концу века их насчитывалось уже около двух тысяч. Мануфактуры были трех типов – казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские). Казенные мануфактуры принадлежали государству и были основаны, как и прежде, на принудительном труде. Вотчинные мануфактуры создавались помещиками в своих хозяйствах и также обслуживались принудительным трудом – на них отрабатывали барщину крепостные крестьяне.

Систематические Екатерина не училась никогда и нигде, и недостаток образования ей восполнял природный ум. Ее любимым языком был французский, а родным – немецкий. Однако статус жены российского императора обязывал овладеть и русским языком, что она сделала очень быстро, хотя до конца своих дней не избавилась от акцента и писала с ужасными ошибками. Она много и охотно читала работы французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге императрица усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, а также о необходимости воспитания и просвещения подданных о главенстве законов в обществе. Желая прослыть «философом на троне», Екатерина вела переписку с французскими энциклопедистами (Вольтером, Дидро), воспевавшими «Северную Семирамиду»; поднимала в обществе вопрос об уничтожении крепостного права, лицемерно ища и не встречая поддержки со стороны дворянства. Поэтому, по общему признанию, вопреки либеральным идеям императрицы крепостное право в период ее царствования достигло наибольшего расцвета, доведя крепостных крестьян до положения рабов.

Специальным Указом крестьян обязали содержать воинские команды, присылаемые на подавление крестьянских волнений (1763), помещикам было дано отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия (1765), а крестьянам жаловаться на своих господ (1767). Ущемлялись также и права казачества, ликвидирована Запорожская Сечь (1775).

Привилегии господствующих классов еще более окрепли после появления «жалованных грамот» дворянству и городам (1785). Согласно этим документам дворяне освобождались от обязанностей службы, телесных наказаний, могли лишиться прав и имущества только по приговору дворянского суда, получили право на созыв губернских и уездных собраний. В городах формировалось цеховое самоуправление и городское гильдейство, а в результате деления жителей на 6 основных разрядов были удовлетворены интересы городской верхушки.

Именно при Екатерине II было положено начало государственной системе образования. И хотя образование продолжало носить сословный характер, это было огромным шагом вперёд. В городах создавались народные училища, содержащиеся за счёт государства. Они были открыты для всех сословий. В уездных городах — 2-хлетние училища, в губернских — 4-хлетние. Впервые стала применяться классно — урочная система образования. В 1763 г. в России были открыты воспитательные дома, в 1766 г. основано общество благородных девиц (Смольный институт). Императрица пересоздала Академию художеств (1764) и собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа.

Екатерине II разные историк и дают различные характеристики. Но вот высказывание историк 19 века В.О. Ключевский считал, что императрица имела «удивительную выправку, житейскую мудрость и крепкий закал души».


перейти в каталог файлов


связь с админом