№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятия Время
(мин) Содержание учебного вопроса А.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Проверка наличия;
Опрос работников. 5 По списку в учебном журнале производится проверка наличия работников. Проверяется его внешний вид, наличие тетрадей для ведения конспектов. Б.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте. Пожарная опасность транспортных средств. Основные причины возникновения ЧС на транспорте.
35
Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках
Гаражи, троллейбусные и трамвайные парки включают в себя следующие здания и участки: здания для стоянки транспортных средств; производственный корпус с участками ТО и ремонта, молярным отделением, складскими помещениями, мастерскими, аккумуляторной и др.; пункт хранения и заправки автомобилей горючими и смазочными материалами; административно- бытовой корпус; мойка; складские и вспомогательные здания.
Некоторые гаражи имеют открытые стоянки автомобилей. Часто стоянку автомобилей и производственные участки размещают в одном здании.
Производственные корпуса и здания для размещения автомобилей. Как правило, выполнены из несгораемых строительных конструкций. Покрытия со световыми фонарями выполнены из легких железобетонных панелей по металлическим фермам. Существует большое количество зданий гаражей с покрытиями из стального профильного настила со сгораемым утеплителем.
Пожарная опасность гаражей характеризуется:
- наличием значительного количества транспортных средств в зданиях, на территории гаража, особенно в ночное время, в выходные и праздничные дни;
- наличием горючих жидкостей и сжиженных газов (топливо и смазочные материалы в автомобилях, пунктах заправки, краска в малярном отделении и складских помещениях);
- наличием твердых сгораемых материалов, в том числе синтетических, или окрашенных, выделяющих при горении токсичные продукты (сгораемый утеплитель зданий, древесины кузовов, обивка кресел, внутренняя отделка кузовов, шины и др.);
- наличие источников воспламенения (электрического происхождения, нагретые части двигателей, при проведении сварочных работ, самовоспламенение промасленной ветоши).
При пожаре в здании гаража возможно:
- горение транспортных средств внутри здания; строительных конструкций здания и оборудования; одновременно строительных конструкций, оборудования и транспортных средств;
- взрывы топливных баков, растекание горючей жидкости и быстрое распространение огня;
- быстрое задымление помещений, выделение токсичных продуктов при горении полимерных материалов;
- возникновение сильных конвективных потоков нагретых продуктов горения и воздуха и развитие пожара на сгораемое покрытие;
- обрушение строительных конструкций.
При тушении пожаров в здании гаража основной задачей пожарных подразделений является обеспечение сохранности подвижного состава и материальных ценностей. Для этого необходимо:
- установить количество транспортных средств, которым угрожает огонь, их состояние, возможность эвакуации или защиты, наличие обслуживаемого персонала и возможность его использования для эвакуации автомобилей, характер покрытия и угрозу его обрушения;
- организовать эвакуацию автомобилей из помещений при помощи водителей, обслуживающего персонала своим ходом, используя тягачи, тракторы, пожарные автомобили, либо организовать вывод транспортных средств вручную;
- горящие транспортные средства целесообразно тушить ВМП или распыленными водяными струями, одновременно подают водяные стволы на защиту покрытий и несущих конструкций в случае необходимости;
- при одновременном горении автомобилей и разлитой вокруг них горючей жидкости в первую очередь тушить горючее пеной или распыленными струями воды; для предотвращения растекания ГЖ создать обваловку на путях его растекания;
- предупреждать взрывы бензобаков распыленными струями воды;
- при одновременном горении транспортных средств и сгораемого покрытия внутрь гаража подают стволы «А» и лафетные для тушения основного очага пожара и защиту несущих конструкций, на покрытие вводят стволы «Б» с одновременным его разборкой на путях распространения огня ;
- на защиту покрытий и несущих конструкций подавать стволы «А» или лафетные как из нутрии здания, так и на крышу, используя стационарные или механические лестницы, создавать противопожарные преграды (зоны);
- при распространении горения в канализации подавать в колодцы пену;
- рукавные линии прокладывать так, чтобы они не мешали эвакуации автомобилей и материальных ценностей;
- эвакуированные транспортные средства размещать таким образом, чтобы они не мешали работе пожарных подразделений по тушению пожара.
При тушении пожара в трамвайном или троллейбусном парке до введения стволов электролинии обесточивают.
В.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Подведение итогов занятия. 5 Путем краткого опроса производится закрепление знаний изученного материала, - ответы на вопросы, выставляются оценки в журнал.
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
Методические пособия, технические средства обучения, плакаты, стенды.
Задание для самостоятельной работы работников и подготовка к следующему занятию: Разработал: начальник дежурного караула № ____
«_____» ___________________ 202___
Руководитель занятия с дежурным караулом №1 ________________________/__________/
«_____» ___________________ 202___
Руководитель занятия с дежурным караулом №2 _______________________/___________/
«_____» ___________________ 202___
Руководитель занятия с дежурным караулом №3 ________________________/__________/
«_____» ___________________ 202___
Руководитель занятия с дежурным караулом №4 _________________________/__________/
«_____» ___________________ 202___ |