Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Введение актуальность


НазваниеВведение актуальность
Дата15.12.2019
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файладиплом.docx
ТипДокументы
#65809
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Организация в Дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т.д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Данной проблемой занимались: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, Г.И. Песталоцци, В.А Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин.

Цель исследования: изучение психолого-педагогической литературы, разработка и проведение эксперимента по формированию навыков самообслуживания младших дошкольников.

Объект: самообслуживание младших дошкольников.

Предмет: формирование навыков самообслуживания младших дошкольников.

Гипотеза: Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками самообслуживания будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению навыков самообслуживания в совместной работе детского сада и родителей.

Задачи:

1. Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

2. Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания.

3. Организовать и провести эксперимент.

4. Разработать апробировать комплекс занятий по формированию навыков самообслуживания.

Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются следующие методы:

- теоретический: анализ, обобщение;

- эмпирический: экспериментальный, анкетирование;

- приемы обработки данных: количественный и качественный анализ.

База исследования: МДОУ детский сад «Алёнушка» г. Новокуйбышевск Самарской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе труда по самообслуживанию
Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, её творческих возможностей
В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Её значение для развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность – это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. В советской науке изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И. Селиванова, Ю.Н. Дмитриевой и др.)
В отечественной педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка (В.Й. Селиванов, М.И. Дидора). Предпосылки ее развития складываются в младшем дошкольном возрасте.

Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других
Самостоятельность определяется как качество личности, социальная ценность которого обусловлена ее направленностью, уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). В исследованиях последних лет наиболее отчетливо выделяется интегральный подход к пониманию самостоятельности, объединяющей в себе интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную сторону личности (Т.И. Бабаева, Т.В. Быстрова, Е.А. Кононко и др.)

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия
Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек
М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению А.К. Осницкого, самостоятельность начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности. Затем начинают себя обнаруживать механизмы «переноса» и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации. Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования.

В работах К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику – степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании.

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Первые основы самостоятельности закладываются в младшем дошкольном возрасте. О раннем проявлении самостоятельности свидетельствуют исследования И.Н. Бронниковой, Т.В. Гуськовой, Н.Я. Шибановой и др.

Большинство исследований придерживаются мнения, что воспитание самостоятельности у детей необходимо начинать с младшего возраста, так как своевременное ее развитие обеспечивает ребенка возможностью проявлять свою субъективную позицию. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия как внутренние, так и внешние.

Ребенок младшего дошкольного возраста усваивает не только определенные навыки поведения, но и отношения к людям, вещам, к окружающим, которое формируется всем укладом семьи, пребыванием ребенка в дошкольном учреждении, и во многом определяется педагогической грамотностью родителей и воспитателя.

Многочисленные исследования убеждают, что многие не понимая значения воспитания с первых лет, допускают ошибки. Поэтому нужна помощь в повышении педагогической компетентности родителей и воспитателей.

Обоснование проблемы можно найти в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, в работах психологов П.Л. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Петровского и др.

В дошкольной педагогике – изучению этой проблемы посвящены работы Д.О. Дзинтере, В.Н. Зинченко, В.М. Иванова, Л.А. Пеньевской и др.

Современные исследования показали, что в младшем дошкольном возрасте эффективно использование специальных внешних наглядных средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности.

Несмотря на противоречивость в определении самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, ученые единодушны в одном: самостоятельность – важнейшая характеристика личности; без самостоятельности личность не становится полноценной, воспитывать самостоятельность надо с младшего дошкольного возраста.
1.2. Анализ программ дошкольного образования по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы, на которые теперь обязаны ориентироваться педагоги в образовательной деятельности, содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности. 

Рассмотрим каким образом предполагается формирование навыков самообслуживания в образовательных программах дошкольного образования. 

Программа «Истоки» базисная, разработана Центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца [28, 114]. В программе написано, что дети должны сознательно и самостоя­тельно осуществлять следующие действия: мыть руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, после загрязнения, туалета; мыть лицо; насухо вытираться полотенцем; аккуратно кушать, пользоваться ложкой, вил­кой, салфеткой, культурно вести себя за столом; полоскать рот питьевой водой после приема пищи; использовать носовой платок; аккуратно пользоваться туа­летом; самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду; следить за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обра­щаться за помощью к взрослым.

Программа «Радуга», автором которой является Т.Н. Доронова [28, 92], обеспечивает единый процесс социализации и индивидуализации личности; имеет много инновационных моментов (в обучении, формах, построении педагогического процесса интеграции образовательного содержания). 
В программе прописано, что третий год жизни – лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические на­выки. Важно понимать, что на этапе формирования отра­ботка их требует значительного времени, которое должно быть заложено в распорядке дня для того, чтобы добить­ся именно качества в выполнении той или иной про­цедуры.
В программе прописаны следующие задачи: 

- Соблюдать режим проветривания. 

- Создавать условия для закаливания организма детей: одевать по погоде, а не по сезону, использовать спортив­ную форму и обувь для проведения занятий.

- Терпеливо и постепенно учить де­тей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки и т. п.

- Показывать детям пример аккурат­ности и опрятности внешним видом и поведением взрослых.

- Приучать детей отличать предметы индивидуального пользования: расче­ска, зубная щетка, стаканчик для по­лоскания рта и т. п. 

Программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой и Т.И. Бабаевой. 
В разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, закаленными» указано, что в младшем дошкольном возрасте ребенок с удовольствием изучает себя, свое тело, свои возможности, положительно настроен на выполнение культурно-гигиенических навыков и самообслуживание, радуется самосто­ятельным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настро­ение, красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда и т. д.).

Цель воспитателя при этом обогащать представления детей о процессах умывания, одева­ния, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных дейст­виях, сопровождающих их. [2, 35]. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активного накопления младши­ми дошкольниками представлений о здоровьесберегающем и без­опасном поведении:

- организовать наблюдение за тем, как надо умы­ваться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользо­ваться столовыми приборами, платком, салфеткой, как вести себя на улице и в группе, чтобы не нанести вред своему здоровью;

- ор­ганизовать деятельность репродуктивного характера (показ-повтор за взрослым, пример сверстников, поощрение).

Ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Стремится соблюдать элементарные пра­вила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоро­выми.
С удовольствием выполняет культурно-гигиенические навыки, по­ложительно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания, радуется своей самостоятельности и результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные иг­рушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.). С интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. п. 

Итак, данная программа позволяет формировать навыки самообслуживания, критериями которых выступают сформированность навыков:

1) культурно-гигиенические навыки;

2) приём пищи;

3) одевание и раздевание одежды в определенном порядке.

Таким образом, обобщая выводы по программам было выделено, что в условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно вместе играют, трудятся, занимаются, у них ярко выражено стремление к общению. Воспитатель в процессе целенаправленного педагогического воздействия формирует те навыки и привычки поведения, начала тех личностных качеств, которые определяются в самостоятельной деятельности. Поэтому так важно, особенно в возрасте 3-4 лет формировать навыки самообслуживания дошкольников в режимных моментах.
1.3. Особенности воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе труда по самообслуживанию
Возраст от 3 до 5 лет справедливо называют «младшим дошкольным». К пяти годам у ребенка начинают проявляться черты, свойственные старшему дошкольному возрасту: произвольность психических процессов, познавательная активность и самостоятельность. Эти черты в свою очередь оказывают благотворное влияние на поведение и психику детей в этом возрасте. [1, 192].

Самостоятельность – очень важная черта личности человека. [22, 318]. Самостоятельность – это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности.

Самостоятельность – важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства. Центральная характеристика возраста трех лет – кризис трех лет – это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующих возросшим возможностям ребенка этого возраста системы отношений с взрослыми.

Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает делать первые попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к самоутверждению. Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все, считая, что они сделают быстрее и лучше. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения.

Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие.

Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении.

В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, таким образом заботятся о нём, «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.

Самостоятельность – это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными ему игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы.

Если взрослый, наблюдая за ребенком, видит, что малыш длительное время играет однообразно надо посоветовать ему, как продолжить игру. Этот совет в следующий раз поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры. Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление надо поддерживать и давать малышу доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте и т. д. Так, у ребенка формируется устойчивое желание быть самостоятельным, которое на третьем году перерастает в знаменитое «я сам!».

Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности. В этом возрасте самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка, совершенствуются навыки самообслуживания.

Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках и постройках задуманное и т. д.).

Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры, покормить домашнего питомца и т. д.

Для своевременного формирования самостоятельности взрослым надо знакомить ребёнка с их маленькими обязанностями: беречь одежду, игрушки, ухаживать за своим питомцем и т. д.

Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. [6, 126].

Таким образом, выполнение задач нарастающей трудности потребует от ребенка волевых усилий, напряжения, но вместе с тем у него появится интерес, настойчивость в достижении поставленной цели.

Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития. Воспитывать самостоятельность надо в той деятельности, которой ребенок уже овладел. В раннем детстве самостоятельность воспитывается в процессе действия с предметами, так как предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребёнка. Дети раннего возраста сами начинают проявлять желание самостоятельно есть, одеваться, так как это связано с удовлетворением насущных потребностей. Однако если детей не обучать действиям и умениям, то ребенок будет не способен проявлять активность. Поэтому воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. [20, 13].

По мере взросления ребёнка необходимо больше внимания обращать на воспитание у него культурно-гигиенических навыков: умение мыть руки с мылом, чистить зубы, быть аккуратным и т. д. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.

У ребенка навыки в самообслуживании, приобретённые ранее, совершенствуются. Более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть едины в своих требованиях, т. к. разногласия затрудняют процесс воспитания.

Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Например, для воспитания у ребенка желания трудиться взрослые должны показывать, как они трудятся сами, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети очень любят наблюдать как, например мама вытирает пыль, готовит пищу и т. д. Наблюдения вызовут потребность подражать. Хорошо, если взрослые создадут условия для более активного участия ребенка в труде.

Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения (ребенок начал сам умываться, ему дарят зубную щетку: «Ты научился умываться, почти как большой, теперь можно учиться чистить зубы»). Это вполне допустимый воспитательный прием. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупать труд.

Приучая ребенка к труду, необходимо поощрять его успехи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования взрослые должны предъявлять и к себе. Тогда ребенку легче будет понять их необходимость. Приучая ребенка к самообслуживанию и другим видам труда, надо учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на чей-то пример, напомнить, а с другим надо быть более строгим, решительным, выразить свое недовольство, огорчение, настоять на выполнении поручения или просьбы.

Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т. к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Труд дошкольников тесно связан с игрой. В процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия.

Приобщить ребёнка к труду можно различными способами. Это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у ребенка готовности к труду – одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.

В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша», Сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», и другие, а также народный фольклор.

Важно поддерживать у ребёнка стремление к труду и самостоятельности, не дать угаснуть детскому желанию быть независимым от взрослого.

Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её.

Переход ребенка от раннего к дошкольному возрасту связан, прежде всего, с кризисным состоянием Я – сам, возникновением Я – сознания, образа Я, что выражается в стремлении к самостоятельности и гордости за свои достижения. В это время ребенок особенно нуждается в принятии со стороны взрослого, в признании его достижений.

Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью взрослого.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе самообслуживание, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Формируя у детей дошкольного возраста навыки самообслуживания, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. 
Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Таким образом, в воспитании навыков самообслуживания, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников ДОО и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей