Главная страница
qrcode

конспект. Задача, которая появляется у пишущего, либо же предлагается ему


Скачать 17.85 Kb.
НазваниеЗадача, которая появляется у пишущего, либо же предлагается ему
Дата29.03.2020
Размер17.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект.docx
ТипЗадача
#68007
Каталог

Психологическое содержания процесса письма. ( Лурия А.Р.)
Любой процесс письма, будь то изложение или списывание – довольно сложный психологический акт. Все виды письма обладают некоторыми общими составляющими. Задача, которая появляется у пишущего, либо «же предлагается ему»;

Процесс реализации задачи:

Мысль - формирование фразы - выделение первых слов для написания - выработка более общего замысла (запись целой фразы или мысли). На более поздних этапах формирования навыка письма основная задача «сводится к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли;»[326 c.], а промежуточные операции начинают происходить неосознанно.

Важно отметить, что при написании сочинения или изложения нужно постоянно в голове удерживать замысел. Необходимо всегда сохранять нужный порядок написания текста в голове, нужно уметь переводить внутреннюю речь во внешнюю реализацию, учитывать все грамматические и пунктуационные правила. Если бы пишущий постоянно отвлекался, прерывался и так далее, то в его речи присутствовало бы большое количество ошибок.

Специальные операции, входящие в состав письма

1.Анализ звукового состава того слова, которое нужно написать.

Нужно выделить последовательность звуков в слове. Это не всегда простая задача, потому что усложненные слова: со стечением согласных, в которых есть закрытые слоги, в которых есть ряд безударных гласных, часто сложно разделить на составляющие звуки. В связи с неточным расчленением слова на звуки могут возникать следующие ошибки;

-антиципации – онко ( окно);

-элизии – маковь (морковь);

-персеверации момолоко ( молоко);

-контаменации (белток( белок и желток);

-перестановки – воберой (воробей).

2.Уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звуки – фонемы.

Здесь тоже есть некоторые трудности, которые возникают, когда «согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог» [328 с.], когда «изменение только одного признака( например звонкости) превращает один язык в совершенно другой» и т.д.

Что необходимо для навыка письма:

А) звуковой анализ – выделение звуков;

Б) выделение фонемы или их комплексы должны быть переведены в зрительно-графическую схему.

Если работа по формированию этих навыков проведена учителем успешно, то у детей не возникает трудностей при написании.

3. Превращение подлежащих написанию оптических знаков- букв в нужные графические начертания.
Е.В. Гурьяновым было показано, что « этот последний этап, входящий в состав процесса письма, не остается неизменным и что именно он отчетливо отражает то неодинаковое строение, которое характеризует письмо на различных стадиях овладения языком» [329 c.].

Правильно сформированные этапы письма позволяют ребенку автоматизировано записывать слова, предложения и тексты без остановок.

В психологии возникает несколько вопросов :
Какова роль психологических компонентов письма?
  • Какие способы наиболее эффективны для обучения письму?
    Так как на разных этапах развития навыка письма развитие указанных элементов играет неодинаковую роль, то необходимо выяснить эти механизмы и их роль в процессе письма, а это является специальной задачей.

    И те приемы и их психофизиологические механизмы, используемые при обучении звуковому анализу еще де до конца изучены.

    Автор задается вопросом о решении данной проблемы. Лурия А.Р. приходит к выводу, что это можно сделать путем «субъективного психологического анализа»:

    1.Анализ усвоения письма на различных этапах и при различных способах обучения и сравнение того, как протекает процесс письма в различных условиях.

    Уделение достаточного времени осознанию звуков( с использованием спец. приемов).

    2.Анализ письма у больных с поражением ограниченных участков коры головного мозга.

    Левое полушарие обеспечивает нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Правое «носит подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи» [331 с.].

    Затылочная область -центральный аппарат зрения ( одни участки для зрительного анализа и синтеза, другие являются приемной станцией зрения). Височная область левого полушария – центр слуховых ощущений и слухового анализа. Теменная область – корковая система, анализирующая ощущения, которые идут от поверхности кожи и мышц, следовательно, имеет важное значение для тонких движений. Передние разделы коры – обеспечивают организацию движений во времени, а также выработка и сохранение двигательных навыков и с организацией сложных целенаправленных движений.


    перейти в каталог файлов


  • связь с админом