Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

статья. Звуковая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией


Скачать 16.92 Kb.
НазваниеЗвуковая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией
Дата18.09.2019
Размер16.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластатья.docx
ТипСтатья
#63409
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Звуковая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией

Авторы: Фигурина Т.С., студент ФИиКО, ОФ-206/101-4-1.
Шереметьева Е.В., к.п.н., доцент кафедры СППиПМ.

Аннотация: Данная статья дает теоретическое осмысление звуковой стороны речи. В ней изучаются особенности звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией, анализируются методики диагностики звуковой стороны речи.

Ключевые слова:
звуковая сторона речи; предпосылки овладения звуковой стороной речи; старший дошкольный возраст; артикуляторно-акустическая дислалия; диагностика.

Развитие речи – одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и деятелей науки. В частности, развитие звуковой стороны речи является одной из основных задач в дошкольном образовании.

Понятие «звуковая сторона речи» обширно и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, которые характеризуют звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Сформированность фонематических процессов, по мнению Е.В. Шереметьевой, играет особую роль в становлении и развитии речи. На основе фонематических процессов ребенок учится выделять речевые и неречевые звуки, понимать смысл слов, фраз, различать схожие слова по звучанию, но имеющие разное лексическое значение.

На современном этапе развития наук звуковая сторона речи рассматривается в контексте различных дисциплин. Это связано с тем, что возникла необходимость дать теоретическое осмысление ряду практических задач в области звуковой стороны речи.

В лингвистике изучением звуковой стороны речи занимается такой раздел, как фонетика. Фонетика – это наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания. Выделяют три аспекта фонетики: артикуляционный, акустический, фонологический.

В психолого-педагогической литературе звуковая сторона речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Основные компоненты звуковой стороны речи: интонация и система фонем.

Звуковая сторона речи как объект научного исследования имеет сложный и динамичный характер, и требует комплексного, интегрального подхода: изучения широкого круга проблем, работ в области лингвистики, психолингвистики, психологии и педагогики. В нашей статье под «звуковой стороной речи» мы будем понимать процесс развития восприятия фонем и воспроизведения звуков.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной родного языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. Наиболее важным для звуковой стороны речи являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Речедвигательный анализатор начинает формироваться в доречевом периоде в тесном взаимодействии со слуховым и зрительным анализаторами.

Серьезных нарушений со стороны психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией не выявлено. У них чаще всего встречается дизонтогенез звукопроизносительной стороной речи, что обусловлено особенностью нарушения.

Выделяют два основных варианта нарушений звуковой стороны речи при артикуляторно-акустической дислалии: замена более сложного по артикуляции простым – субституция, смешение (артикуляторная база оказывается полностью сформированной). При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Изучением процесса диагностики звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией занимались такие ученые, как Архипова Елена Филиповна, Волкова Галина Анатольевна, Грибова Ольга Евгеньевна, Ипполитова Анастасия Гавриловна, Хватцев Михаил Ефимович, Чиркина Галина Васильевна и др.

Г.А. Волкова разработала комплекс методик для детей с дислалией. Е.Д. Дмитрова разработала свою методику для исследования детей при дислалии, а также карты-схемы для детей с дислалией.

Фактор «последовательность диагностики» учитывает эффективные и показательные иерархии обследования звукопроизношения с учетом уровня языка: звука, слога, слова, предложения, текста. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева реализуют в своих диагностических работах принцип «от общего к частному», а именно, обследовать звукопроизношение начинают только в том случае если после ознакомительной беседы экспериментатора с ребенком обнаруживаются дефекты в развитии связной речи ребенка и нарушения звукопроизношения.

Как считают О.В. Правдина и М.Ф. Фомичева, обследование звукопроизношения необходимо начинать со слова, далее обследовать звуковую сторону нарушений, далее – как строится предложение, и только в конце – обследованию подвергать фразовую речь ребенка.

Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, на основе которого составляется текущий план коррекционной работы с детьми.

Таким образом, большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. При артикуляторно-акустической дислалии у детей наблюдаются дефекты, которые выражаются в несформированности операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

При обследовании звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста с артикуляторно-акустической дислалией необходимо соблюдать следующую последовательность: обследование звука, слога, слова, фразовой речи, связной речи. Диагностический комплекс должен включать не только схему обследования непосредственно особенностей звукопроизношения, а также выявление специфики всех выделенных компонентов.

Список литературы

1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 400 с.

2. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 245 с.

3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство, 2004. – 228 с.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2003. – 234 с.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 2000. – 239 с.

6. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Владос, 2003

7. Шереметьева, Е.В. Особенности фонематического восприятия детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Электронный ресурс] / Е.В. Шереметьева, А.В. Калугина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 40–44. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76653.htm.

8. Шереметьева, Е.В. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития в старшем дошкольном возрасте / Е.В. Шереметьева, Е.В. Плохих // Дети с ограниченными возможностями здоровья: воспитание и обучение. – 2009. – С. 95-98
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей