Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мод 2 тема19 студ. 19. Санитарное образование составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы


Название19. Санитарное образование составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы
АнкорМод 2 тема19 студ.doc
Дата13.12.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМод 2 тема19 студ.doc
ТипДокументы
#33053
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4

Урок 11 (для детей 9 лет). «Чистим зубы флоссом».

Учитель (врач, медсестра) предлагает детям вспомнить о том, где прячется зубной налет, и предлагает назвать те участки зубных рядов, откуда нельзя убрать налет щеткой. Учитель показывает детям методику флоссинга, используя для этого толстую цветную нить и пальцы рук как «модели» рядом стоящих зубов. Детям предлагают попробовать провести флоссинг передних зубов соседа по парте.

Назвать участки зубного ряда, откуда налет не убрать щеткой. Используя пальцы руки как модель, толстой нитью показать методику флоссинга. Тренинг на соседе. (Самостоятельная чистка щеткой - с 6 лет, флоссом - с 9 лет).

Урок 12. «Сахар, налет, кариес».

Накануне урока детей просят дома записать названия продуктов, съеденных в каждый отдельный прием пищи. На уроке дети работают в парах обмениваются списками и поручают соседу по парте выделить в списке сладости. целом за день. По результату дети делают оценку своего риска.

Учитель обсуждает с детьми роль питания (сахар, орехи, сыр) в сохранении здоровья зубов, пишет на доске лозунг:

Зубной налет + сахар = кислота» зубы» возможен кариес!

Детям предлагают записать в дневнике напротив сладкой пищи выбранный ими способ борьбы за здоровье зубов: не есть сладости или чистить зубы.

Прием пищи

Возможное время действия кислоты (20 мин - после сладкой пищи, 10 мин - после несладкой)

Чистка зубов (+/-) (действие кислоты после чистки прекращается!)

Реальное время действия кислоты

Завтрак:

-







После завтрака:










Обед:










После обеда:










Ужин:










После ужина:










Оценка результата

0-20 мин 20-90 мин более 90 мин

Угрозы нет. Молодец! Риск! Принимайте меры! Опасность! Срочно спасайтесь!

Бланк «Дневника питания».
Урок 13. «Как остановить кислотного монстра».

Детей просят вспомнить уже известные им способы борьбы с кариесом и совместными усилиями составляют на доске схему, иллюстрирующую три основных метода:

• механическое удаление зубного налета;

• ограничение доступа пищи к налету;

• укрепление зубов (обсудить значение фторидов, поговорить о возможностях стоматолога).
3.2. Санитарно-просветительская работа с детьми 11-14 лет и подростками.

В средней и старшей школе отдельные вопросы профилактики стоматологических заболеваний должны обсуждаться в рамках учебных предметов: на уроках биологии упоминают о микроорганизмах, вызывающих заболевания полости рта, на уроках анатомии говорят о строении и функциях челюстно-лицевой области человека, на уроках химии - о макро- и микроэлементах, важных для здоровья зубов, и т.д. На уроках стоматологического здоровья обсуждают строение и функции зубов и периодонта, причины возникновения патологии, логику рационального питания, особенности современных средств гигиены, методику флоссинга. Важным, но деликатным вопросом (требующим, как правило, раздельного обсуждения с юношами и девушками) является проблема повышения риска стоматологических заболеваний в период полового созревания и необходимости особенно тщательно соблюдать правила питания и ухода за полостью рта. С учениками старших классов, кроме того, обсуждают вопросы, связанные с ответственностью будущих родителей за стоматологическое здоровье детей: рассказывают о сроках и условиях формирования временных и постоянных зубов, о важности планирования беременности, соблюдения здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, рациональное питание, санация полости рта будущих родителей) накануне и во время беременности.

При планировании уроков стоматологического здоровья для подростков необходимо учитывать особенности возрастной психологии, и в частности - повышенное значение оценки своей внешности, поведения ровесниками и критическое отношение к информации, поступающей от взрослых:

• урок должен длиться не более 45 мин;

• информация должна быть новой, обоснованной, вызывающей интерес у подростков;

• для профилактической мотивации подростков следует опираться на социальное (эстетическое, коммуникативное, сексуальное, профессиональное, престижное) значение красивой улыбки, здорового дыхания и т.д.

3.3. Объем формируемых представлений и навыков у детей школьного возраста.

Возраст

Формируемые представления

Вырабатываемые навыки

7-10 лет

1. О значении целостности эмали, о правилах ее сохранения.

2. О значении правильного положения зубов для здоровья человека и выбора профессии.

3. Значение здоровых зубов для организма. Необходимость их лечения

1. Не раскалывать зубами орехи, не использовать металлические предметы вместо зубочисток, не откусывать зубами нить, не употреблять еду контрастных температур.

2. Не иметь вредных привычек, которые нарушают прикус, выполнять рекомендации врача-ортодонта.

3. Спокойно относиться к лечению зубов. Объяснять необходимость этого сверстникам и младшим детям

11-14 лет

1. О современных средствах гигиены полости рта и правилах их применения.

2. О причинах воспаления десен и способах их предотвращения.

3. Об увеличении риска развития кариеса зубов при нерациональном питании на фоне активного роста организма.

4. О необходимости своевременного лечения зубов

1. Уметь выбрать соответствующую возрасту и состоянию полости рта зубную щетку, пасту, пользоваться зубной нитью, зубочисткой.

2. Правильно пользоваться предметами гигиены. Правильно чистить зубы, использовать пасты, эликсиры.

3. Рационально питаться, ограничивать употребление сладкого.

4. Регулярно лечить зубы, даже если есть страх перед лечением

15-18

лет

1. О содержании в разных пищевых продуктах веществ, необходимых для поддержания состава эмали зубов.

2. О механизмах развития кариеса и путях его предотвращения.

3. О механизмах развития заболеваний пародонта и путях их профилактики

1.Разнообразно и правильно питаться.

2. Сознательно ограничивать прием сладостей, использовать для чистки зубов щетки и нити, пасты с фтором.

3. Регулярно чистить зубы, правильно подбирать зубные пасты, щетки, нити, зубочистки, проводить массаж десен во время чистки зубов


4. Санитарное стоматологическое просвещение пожилых людей и лиц, за ними ухаживающих.

Основными факторами повышенного риска развития кариеса коронки и корня зуба, а также патологии периодонта у пожилых людей являются:

а) ксеростомия вследствие соматических заболеваний и побочных эффектов многочисленных лекарственных препаратов;

б) снижение способности к уходу за полостью рта из-за ограничения подвижности суставов (артриты, артрозы и т.д.), нарушения координации движений (болезнь Паркинсона, цереброваскулярная патология), деменции; в) нерациональное питание. Пожилые пациенты нуждаются в советах, помогающих минимизировать негативные эффекты ксеростомии, в применении слюнозаменителей. При выборе основных средств гигиены полости рта пожилым людям рекомендуют ручные щетки с массивными, удобными для удержания ручками или электрические щетки. Периодическое применение профилактических препаратов с высокой концентрацией фторида и антисептиков помогает снизить интенсивность кариеса корня и агрессивность периодонто-патогенной микрофлоры, однако врач, рекомендующий такие процедуры, должен учесть растущий с возрастом риск проглатывания оральных препаратов.

Поскольку проведение мероприятий стоматологической самопомощи, организация рационального питания и систематических визитов к стоматологу оказывается непосильным для многих пожилых людей, санитарное просвещение, направленное на защиту интересов этой группы, следует обращать к другим поколениям - членам семьи и социальным работникам, ухаживающим за стариками.
5. Практическое применение санитарного просвещения в рамках первичной профилактики стоматологических заболеваний.
5.1. Санитарное просвещение в популяционной первичной профилактике стоматологических заболеваний.

Популяционная (коммунальная) профилактика ориентирована на коррекцию или устранение тех факторов риска развития стоматологических заболеваний, которые являются общими для всех жителей региона (страны). Основными факторами на которые направлена популяционная профилактики являются:

- низкий уровень гигиены полости рта;

- дефицит фтора в питьевой воде и в продуктах питания;

- высокий уровень потребления углеводов (сахаров) в традиционной диете, нерациональный режим питания;

- вредные факторы окружающей среды.

Все мероприятия популяционной профилактики носят государственный и социальный характер, а стоматолог играет роль инициатора, методиста, организатора, координатора усилий различных служб и ведомств.

Популяционная профилактика имеет ряд достоинств:

- многие популяционные программы не зависят от профилактической активности населения, так как осуществляются без ежедневных усилий населения («немые» программы тотального фторирования воды, соли);

- для реализации программ не требуется дополнительное рабочее время врачей-стоматологов, что делает возможной профилактику стоматологических заболеваний в бедных регионах;

Применение современных средств информации (радио, телевидение, интернет) дает санитарному просвещению большие возможности в массовой популяризации здорового образа жизни и гигиенических знаний в рамках популяционных программ профилактики. Применяются разнообразные пассивные формы санитарного просвещения: выступления и рекламные ролики на телевидении, статьи в газетах и журналах, странички и блоги в интернете.
5.2. Санитарное просвещение в групповой профилактике стоматологических заболеваний

Основой групповой профилактики является санитарно-просветительская работа, задачами которой являются мотивация населения к выполнению предложенных групповых профилактических процедур, а также мотивация и обучение мерам домашней профилактической самопомощи. С учетом возрастных факторов риска развития стоматологических заболеваний все население как аудиторию санитарного обучения условно делят на следующие группы:

- будущие родители, родители новорожденных и детей раннего возраста (0-2 года),

- дети дошкольного возраста (3-6 лет);

- дети младшего (6-9 лет) и среднего (10-14) школьного возраста;

- старшеклассники (15-18 лет);

- молодые люди (18-25 лет);

- взрослое население (лица старше 25 лет);

- пожилые люди (старше 65 лет).

Адресатом групповой программы считают группу пациентов, объединенных некоторыми общими факторами риска развития стоматологических заболеваний: возраст, характер питания, уровень фторида в воде, уровень гигиены, профессия и т.д. Эти факторы риска могут быть выявлены и без полных индивидуальных стоматологических осмотров, на основании демографических, социальных, гигиенических и т.п. данных. Для проведения групповой профилактики стоматологи используют то обстоятельство, что люди с указанными факторами риска объединены в коллектив и собраны «заранее» по причинам, не связанным со стоматологией (беременные в школах будущих матерей, дети и их родители в детских дошкольных учреждениях, школьники, работники вредного производства, пациенты соматических госпитальных отделений, интернатов для ветеранов и т.д.).

Для групповых программ используют относительно дешевые методы - те, проведение которых не требует высшего медицинского образования персонала и специального оборудования:

- организация рационального общественного питания;

- различные формы санитарного просвещения;

- обучение гигиеническому уходу за полостью рта и его систематическое осуществление;

- применение системных добавок фторида (с солью, молоком, таблетками);

- применение местных фторпрепаратов (полоскания, реже - аппликация лаков);

- неинвазивная герметизация (редко);

- миогимнастика.

В групповых программах стоматолог принимает участие как инициатор и консультант для основных исполнителей - среднего медицинского, педагогического и другого вспомогательного персонала, поэтому групповая профилактика стоматологических заболеваний относится к коммунальной стоматологии. Для этой работы выделяется 4 часа из месячного бюджета рабочего времени врача государственного лечебно-профилактического учреждения.

Обязанности персонала, участвующего в групповой профилактике стоматологических заболеваний.

Организаторы и исполнители групповой профилактической программы


Обязанности

Стоматолог

Инициатор и организатор:

выявляет факторы риска в группах населения;

выбирает профилактические мероприятия;

совместно с руководителями учреждения, здравоохранения, администрацией составляет проект программы профилактики;

контролирует выполнение мероприятий;

анализирует эффективность программы и вносит коррективы

Акушер-гинеколог, педиатр

Проводят санитарно-просветительскую работу в школах будущих матерей и молодых родителей

Медсестра школьного стоматологического кабинета

Вносит предложения по коррекции рациона и режима общественного питания;

взаимодействует с педагогами по вопросам организации и содержания уроков стоматологического здоровья; обучает педагогов методам профилактики; проводит уроки гигиены в группах и в классах; организует и проводит систематическую фторпрофилактику; проводит санитарно-просветительную работу на родительских собраниях

Медсестра детского сада, школы и других детских учреждений

Организует правильное питание детей;

организует и проводит чистку зубов во время пребывания детей в учреждении;

организует и контролирует поступление в учреждение системных добавок фторида;

организует и контролирует потребление детьми системных фтордобавок;

проводит уроки миогимнастики; проводит санитарно-просветительскую работу с родителями

Педагог, воспитатель детского коллектива

Проводит обучение детей основам стоматологического здоровья в рамках различных учебных дисциплин; организует и проводит чистку зубов во время пребывания детей в учреждении;

принимает участие в осуществлении фторпрофилактики (раздача таблеток, полоскания);

контролирует развитие функций ЧЛО и вредные привычки; проводит уроки миогимнастики; проводит санитарно-просветительскую работу с родителями

1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей