Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

2. Основные источники и загрязнители атмосфер ного воздуха населенных мест. Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений. Принципы установления пдк вредных веществ в атмосфер ном воздухе.


Скачать 0.51 Mb.
Название2. Основные источники и загрязнители атмосфер ного воздуха населенных мест. Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений. Принципы установления пдк вредных веществ в атмосфер ном воздухе.
АнкорGigiena.doc
Дата17.09.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGigiena.doc
ТипДокументы
#13325
страница2 из 10
КаталогmirsvserОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 20 файл(ов). Среди них: Лекция#2СДСпособы введения ЛС.pptx.pptx, Otvety_na_voprosy_k_ekzamenu_po_obschey_gigiene...docx, Gigiena.doc, кровь3.docx и ещё 10 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


8. Гигиеническое значение двуокиси углерода как

санитарного показателя загрязненности воздушной

среды различных помещений .С02

На загрязненность воздуха может указывать изменение различных пара­метров. Так, при пребывании в помещении людей через некоторое время можно выявить следующие изменения:

Увеличение концентрации углекислого газа Увеличение микробной обсемененности Увеличение концентрации антропотоксинов Увеличение концентрации тяжелых ионов Увеличение влажности воздуха Увеличение содержания пыли Уменьшение числа легких ионов Снижение концентрации кислорода

Уменьшение охлаждающей способности воздуха (повышение температуры) 54

Однако, основным косвенным показателем загрязненности воздух жилых помещений служит углекислый газ (точнее его концентрация в воздухе).

При нахождении в помещении людей концентрация углекислого газа по­степенно увеличивается, так как выдыхаемый воздух содержит повышенное его количество.

Концентрация углекислого газа выражается в процентах (%) и промилях (/<">). 1 промиля (17

) - это количество мл газа в 1 л воздуха.

Как известно, концентрация углекислого газа в атмосферном воздухе со­ставляет приблизительно 0.04 % (0.4 °/).

ПДК углекислого газа в воздухе жилых помещений равна:

• 0.07 % (0.7 %») - для "чистых" помещений (больничных) - операцион­ных, палат, перевязочных и тд.

• 0.1 % (1 %«) - для обычных жилых помещений.

Нормирование содержания углекислого газа в воздухе связано с тем, что при увеличении его концентрации он оказывает неблагоприятное действие на человека. Так, при возрастании концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе до 2 % и более он оказывает токсическое действие, при концентра­ции - 3-4 % - сильное токсическое действие, а концентрация 7-8 % является летальной.

По углекислому газу рассчитывают необходимую' величину вентиляции (см. следующий вопрос).

10. Основные физиологические функции зритель­ного аппарата и их изменения при различных ус-Гвиях освещенности. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

нохч лхГви

Основные физиологические функции зрительного аппарата и их изменения при различных условиях ос­вещенности.

■ Что такое освещенность?

Освещенность - это иношость светового потока на освещаемой по­верхности. Измеряется в люксах (лк).

Световой поток - это мощность лучистой энергии, оцениваемая по све­товому ощущению, которое она производит. Измеряется в люменах (лм)

Гигиенические требования к естественному и искус­ственному освещению.

Естественное освещение.

На интенсивность естественного освещения влияют: географическая ши­рота, время года, время дня, облачность, запыленность атмосферы, ориента­ция здания, близость и размеры затеняющих объектов, площадь, расположе­ние и форма окон, цвет стен, потолка, пола, мебели, глубина помещения, площадь помещения и др.

Для гигиенической оценки естественного освещения использую следую­щие показатели:

Показатель

Характеристика

Норма

Световой ко­эффициент

Отношение остекленной поверхно­сти окон к площади пола

Жилые помещения — 1:8 - 1:10. Школь­ные классы - 1:4 -1:5

Угол падения.

Угол падения лучей света относи­тельно горизонтальной плоскости

27°

Угол отвер­стия

Угол между верхней границей окна и крышей противостоящего здания (видимый из окна участок неба)



Коэффициент глубины зало­жения

Отношение длины (глубины) поме­щения к высоте окна

Не менее 2.5

Коэффициент естественной освещенности (КЕО)

Отношение освещенности в данной точке помещения к одновременной наружной освещенности (в тени), выраженное в процентах.

В жилых помещениях - не менее 0.5 % в 1 м . от стены, проти­воположной окнам. В классах - не менее 1 %.

Искусственное освещение.

Требования к искусственному освещению:

1) Достаточность

2) Близость по спектру к естественному свету

3) Равномерное распространение

4) Отсутствие слепящего действия

5) Отсутствие побочных эффектов

6) Экономичность

Источники искусственного света:

1) Люминесцентные лампы. По спектру близки к естественному свету, экономичны, дают равномерное освещение. Недостатки - небольшой шум, стробоскопический эффект (пульсация светового потока)

2) Лампы накаливания. Менее экономичны, не близки по спектру к ес­тественному свету, однако не имеют недостатков люминесцентных ламп. Используются чаще, особенно в бытовых условиях.

Системы освещения:

1) Общее освещение. Осуществляется за счет прикрепленных к потолку светильников. Светильники могут быть

1. Прямого света. Весь свет идет прямо вниз, создавая тени, нерав­номерность освещения, оказывая слепящее действие.

2. Отраженного света. Свет идет к потолку (за счет абажура) и от­ражается от него вниз. Наиболее благоприятны (мягкий, равно­мерный свет), экономически невыгодны.

3. Рассеянного (полуотраженного) света - наиболее распространены. Дают равномерное освещение во всех направлениях, удовлеудовлетворяют экономическим требованиям.

2) Местное освещение. Создает освещенность (на освещаемой поверхно­сти), которая должна превосходить по силе общую освещенность ок­ружающего пространства (не больше чем в 10 раз, так как при силь­ном контрасте глаза во время перерывов в работе не успевают при­спосабливаться к меньшей освещенности и наступает утомление).

3) Комбинированное освещение (местное + общее)

4) Смешанное -(искусственное + естественное) - самое распространенное и благоприятное.

Нормы общего искусственного освещения:

Нормируется освещенность. При этом нормы освещенности для люми­несцентных ламп в 2 раза ниже, чем для ламп накаливания.

Нормы освещенности в различных (не больничных) помещениях:

Помещение

Лампы на­каливания

Люминесцентн ые лампы

Жилые помещения

50 лк

100 лк

Учебные классы, библиотеки и тд.

150 лк

300 лк

Банки, сберкассы, почта и тд.

200 лк

400 лк

Естественно, что нормы сравниваются с реальной освещенностью. Реальную освещенность можно определить двумя способами

1. Путем измерения с помощью специального прибора - люксометра

2. Расчетным путем:

Освещенность = Число ламп * Мощность одной лампы * Е

Площадь помещения Е = 2.5 для ламп накаливания Е = 12 для люминесцентных ламп

военная

1. Питание личного состава ВМФ. Консервы и концентраты и их роль в питании личного состава.

Питание личного состава ВМФ отвечает общим принципам рациональ­ного питания в армии и на флоте (см. следующий вопрос)

Описание и оценку матросского рациона см. в вопросе №3 данного раз­дела, стр. 90.

Необходимо отметить, что особенностью питания на кораблях является применение консервов, особенно в длительных плаваниях, когда на долю консервов может приходиться 30-40 % от всего рациона.

На кораблях ВМФ используют :

1) Замороженные продукты. Питательные вещества сохраняются, но не полностью.

2) Консервы. Консервы неполноценны, так как при консервировании белок коагулируется, витамины разрушаются и тд. Перед употреблением консервов проводят их исследование, включающее осмотр внешней по­верхности банок (на предмет наличия деформаций, ржавых пятен, нару­шений герметичности), внутренней поверхности, проверку на герметич­ность (погружают в кипящую воду), органолептическое иследование и оп­ределение кислотности.

3) Высушенные продукты. Имеют практически те же самые недос­татки.

4) Продукты, подвергнутые сублимации. При сублимации (сублимационной сушке) продукт замораживают, а затем возгоняют в ва­кууме. При этом сохраняются практически все полезные свойства..

Важное значение в питании имеет хлеб. Естественно, хлеб не может долго храниться, поэтому становятся актуальными вопросы консервирования хлеба.

Способы консервирования хлеба:

1) Ржаной горячий хлеб заворачивают в бумагу, обработанную сор-биновоп кислотой. Сохраняется свежим 6 месяцев.

2) Пшеничный хлеб заворачивают в фильтровальную бумагу, смочен­ную спиртом. Хранится 4 месяца.

3) И ржаной, и пшеничный хлеб опускают в спирт на 4-6 секунд, за­тем заворачивают в полиэтилен или фольгу. Хранится 6 месяцев. Перед употреблением надо профеть при 120 фадусах 25 минут, чтобы спирт ис­парился.

4) Консервирование в жестяных банках. Характерен большой-срок хранения..

5) Сухари.

Кроме консервов для питания личного состава используют концентраты. Концентрат - это обезвоженный продукт. Концентраты хранятся 6-12 месяцев. Перед употреблением концентратов проводят органолептическое ис-

следование, определяют кислотность.
2. Основы организации питания личного состава J3Mcj> и СА (адекватность, сбалансированность, дифференцированность, регламентированность).

Организация питания личного состава производится исходя из принци­пов рационального питания

Основные принципы рационального питания в армии и на флоте:

1) Научность (адекватность и сбалансированность).

2) Дифференцированность.

3) Регламентированность.

Научность Адекватность.

Количественная адекватность питания предполагает, что человек (солдат, матрос) должен получать необходимое количество пищи,' чтобы по­крыть свои энергетические расходы.

Качественная адекватность- заключается в том, что.человек должен по­лучать все необходимые питательные вещества - белки жиры, углеводы, ми­неральные соли, витамины.

Сбалансированность - это соотношение между белками, жирами и уг­леводами в дневном пищевом рационе. Это соотношение должно составлять примерно 1:1:4.

Дифференцированность.

В зависимости от боевой подготовки, специальности, возраста, условий в настоящее время имеется 5 основных пайков :

1. Общевойсковой (солдатский).

2. Летный

3. Морской

4. Подводный

5. Лечебный

Кроме основных пайков имеются также 30 дополнительных.

Регламентированность.

Режим питания на кораблях и в береговых частях.

У солдат - трехразовое питание: Завтрак 30 % от всего дневного рациона Обед 50 % Ужин 20 %.

У матросов - четырехразовое питание, так как кроме завтрака, обеда и ужина еще есть вечерний чай. Распределение таково: Завтрак 25 %

Обед 45 %

Вечерний чай 10 % Ужин 20 %.

Если солдаты и матросы на 6epeiy, то они получают 100 % пайка, в по­ходе - 70 %, а в экстремальных условиях - 30 %. Остальное потом отдают сухим пайком.
4. Особенности санитарно-гигиенической эксперти­зы продуктов, загрязненных РВ, ОВ.

. Исследование продовольствия и воды, зараженных радиоактивными веществами (РВ) может производиться с помощью рентгенометра ДП-5А по у-излучения или с помощью прибора РЛУ-2 по р-излучению.

Определение ОВ в продуктах питания.

1) Определение загрязнения продуктов фосфорорганическими вещест­вами (ФОБ) проводится с помощью

1. Гидроперекисной реакции. Основана на окислении ФОВ перекисью водорода в щелочной среде с образованием гидроперекиси, которая, обладая большим окислительным потенциалом окисляет индикатор.

2. Холинэстеразной реакции. Основана на свойстве ФОВ угнетать ак­тивность фермента холинэстеразы, которая теряет способность рас­щеплять ацетилхолин лошадиной сыворотки.

91

2) Определение ипритов в воде и пищевых продуктах основано на об­разовании в щелочной среде тимолфталеинового эфира, имеющего желто-оранжевый цвет.

12. Обеззараживание воды индивидуальными средствами. Меры дезактивации воды.

В качестве индивидуальных средств обеззараживания воды применяются

1) Таблетки

2) Устройства

Таблетки для обеззараживания воды.

Требования, предъявляемые к этим индивидуальными средствам обезза­раживания воды:

1) Безвредность для организма

2) Высокая антибактериальная активность.

3) Хорошая растворимость (не более чем за 10 минут).

4) Не должны ухудшать органолептические свойства воды.

5) Не должны портить тару (флягу).

6) Должны храниться не меньше года.

В основном применяются таблетки, содержащие соединения хлора. Та­ким образом, обеззараживание осуществляется методом хлорирования. В настоящее время применяются такие средства как

аквасептп (в одной таблетке - 3-4 мг активного хлора)

спороцид (более активен, убивает споры)

аквацид (активность - 3.5 мг активного хлора)

пуритабс (6 мг активного хлора)

хлор-дехлор - сначала хлорирует, потом дехлорирует воду

Кроме хлорсодержащих средств применяются йодные таблетки. Недос­татком их является то, что они портят органолептические свойства воды и тару.

Если под рукой нет специальных средств, то можно применить 10 % на­стойку йода - на 1 литр воды 2 капли. Через 20-30 минут можно пить сильно зафязненную воду.

Как оценить качество таблеток для обеззараживания воды? Если таблет­ка содержит 3-4 мг активного хлора, то качество отличное, 2-3 мг - хорошее, 1-2 мг - удовлетворительное, меньше 1 мг - плохое, использовать бессмыс­ленно.

Устройства для очистки и обеззараживания воды:

1) "Овод" - ионообменный фильтр. Вода предварительно обрабаты­вается аквасептом. Первые 5 литров воды имеют хорошее качество. Сле­дующие 5 литров - почти такое же, далее - вода уже плохая.

2) "Турист" - это полиэтиленовый мешок с фильтром. Воду берут из любого водоисточника. Предварительно воду надо обработать йодом - 1 ампула (1 мл) 5 % йода на 1 стакан воды.

3) "Родник" - трубочка небольшого диаметра, через которую можно безбоязненно пить воду из любой лужи.

Меры дезактивации воды.

Если активность воды равна 14 мрентген/час, то такую воду можно пить одни сутки и не больше 2.5 литров. При активности 3 мрентгена/час, то та­кую воду можно пить 30 суток по 2.5 литра. Если активность равна 1.4 мрентген/час, то можно пить без ограничений

Дезактивации помогает выдерживание во времени, коагуляция, фильтра­ция. Если радиоактивные вещества растворимы, то применяются ионообмен-ники.
13. Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях. Табельные и подручные средства очист­ки воды.

Методы улучшения качества воды (очистки) в полевых условиях:

1) Физические методы. Осветление осуществляется за счет отстаи­вания, коагуляции и фильтрации. В качестве коагулянтов применяются сернокислый алюминий, хлорное железо. Фильтрация чаще всего осуще­ствляется через антрацитную крошку и через ткань. Кроме того, при по­падании в воду ОВ и РВ применяются ионообменники.

2) Химические методы. Дегазация: при попадании отравляющих га­зов воду сначала пропускают через гашеную известь, а затем уже пропус­кают через обычные фильтры.

3) Хемосорбция. Отравляющие вещества сорбируются на карбофер-рогеле (уголь, обработанный гелем железа)

4) Просто сорбционные методы. Возможно осаждение ОВ на акти­вированном угле (березовый уголь).

Обеззараживание.

Обеззараживание воды может производиться следующими способами:

1) Нормальное хлорирование. На 1 литр воды надо добавить до 5 мг активного хлора, чтобы остаточный хлор был 0.3-0.5 мг/л.

2) Гиперхлорирование. 10-15-30-50 мг активного хлора на 1 литр во­ды.

3) Суперхлорирование. От 100 мг/л активного хлора. Применяется в том случае, если в воде находятся споры сибирской язвы, так они при меньших концентрациях не гибнут.

При хлорировании в нолевых условиях обычно применяется ДТСГК (двутреть основная соль гипохлорита кальция). Он содержит 60 % активного хлора. Кроме того применяют НГК (нейтральный гипохлорит кальция). Он содержит 70 % активного хлора.

Табельные средства для очистки и обеззараживания во­ды:

Все процессы очистки воды в армии и на флоте осуществляются на спе­циальных табельных средствах.
пуль­сового) и др.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей