А.Н. Гвоздев писал, что усвоение родного языка ко многим группам языковых явлений проходит со строгой закономерностью и характеризуется у разных детей одними и теми же чертами.
Вызывая улыбки у окружающих «детские» слова, являются важным этапом в правильном становлении детской речи, так как родной язык - все его сложности и исключения усваиваются постепенно, а окказионализмы становятся связующим звеном между не сформировавшейся детской речью и правильной, грамотной взрослой. Окказиональные слова могут вызвать интерес не только у лингвистов, но и у методистов по развитию речи, логопедов, учителей - словесников, психологов.
Выделяют следующие виды окказионализмов:
1) Аналогические окказионализмы: дети хорошо видят структуру слова. Окказионализмы образуюся «по аналогии» с существующими словами. Созданы по обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости. Этот вид является самым многочисленным.
Например:
Отдарок – антоним к слову подарок. От + подарок. Замена префикса на антонимичный;
Разводнение – спад воды после наводнения. Раз + наводнение. Замена префикса на антонимичный (как надумать – раздумать);
Человеченок – детеныш человека. Человек (к ч ) + онок/енок; ( как кот- котенок).
2) Обратные окказионализмы: Еще одним способом словообразования является создание слов в результате обратного словообразования, новое слово оказывается не производным, а его производящим.
Например:
Ватруха, игола, соса, косына, коша, моркова. В данных словах происходит опущение суффикса «к», из-за того что, ребенок понимает его в уменьшительном значении, и когда он хочет сказать без приуменьшения, просто опускает суффикс.
Или видимка, годяй, гритенок, поседа - Здесь мы наблюдаем удаление приставки «не», для создания антонима.
3) Этимологические окказионализмы: ребенок опирается на свойства, значение этого слова. Он создает новые слова, стремясь понять и дать логическое объяснение языковым фактам. Он перестраивает существующее слово, сохраняя его значение.
Загоральник - костюм для загорания, вместо купальник;
Температурник – то, чем измеряют температуру, вместо градусник.
Температура+ ник.
4) Морфологические окказионализмы: часто дети думают, что суффикс а – показатель женского рода и создают слова мужского рода с нулевым окончанием и, наоборот, к словам мужского рода добавляют окончание а для создания женского.
Джентельменка, докторка, друга, лягух, тараканчиха, баранка, дурака, гусиха, кокет, енота.
5) Сложные окказионализмы: способ «сложения». Ребенок соединяет части разных слов, получая при этом новые. Например:
Книгодержка – приспособление для хранения книг, книга + о + держать + к (а)
Трамолейбус – трамвай + о + троллейбус;
Людеец – человек - индеец, люди + индеец;
6) Омонимические окказионализмы: иногда ребенок создает слова, которые по звучанию и написанию схожи со словами, уже имеющимися в русском языке.
Водитель – тот, кто ведет экскурсию;
Писатель – то, чем пишут, отточенная часть карандаша;
Путаница – та, которая все путает.
Часто мы встречаем в речи ребенка не образование новых слов, а видим создание необычных форм слова. Это позволяет понять то, что ребенок постепенно усваивает нормы и правила русского языка, а лишь потом начинает овладевать системами исключений. Наблюдается, что при создании новых слов, дети чаще всего опираются на аналогию, что говорит о видении структуры слов русского языка.
Список источников: Цейтлин С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций изд. «Златоуст» 2006 год, Санкт- Петербург; Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи изд. «Владос» 2000 год, Москва. Солодовник Е.М. Детские окказионализмы. Анализ словаря детских словообразовательных инноваций С.Н. Цейтлин, 2015 год, Москва. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |