Глава 2
Коррекционное обучение дошкольников с общим недоразвитием речи
в дошкольном образовательном учреждении
комбинированного вида
2.1. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Словарь — это слова (основные единицы, речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. Авторы подробно описывают нарушения лексики, у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются не точно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях
звуковой структуры слова. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Принципиально важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.
Г.И. Жаренкова установила, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание.
Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребенка со словом в контексте его практической деятельности — при лепке, рисовании, ручном труде.
В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР" (М., 1991) задачи обучения представлены по периодам.
В первом периоде занятия по развитию лексико-грамматических средств языка логопед проводит 2 раза в неделю, во втором — 3 раза, в третьем — 4.
Содержание коррекционного обучения включает следующие задачи.
В первом периоде:
— развитие понимания устной речи;
— подготовка к овладению диалогической формой общения;
— практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов); усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
— преобразование глаголов повелительного наклонения;
— составление простых предложений по вопросам.
Во втором периоде обучения:
— практическое образование относительных прилагательных;
— согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
— изменение формы глаголов третьего лица единственного числа;
— употребление предлогов "в, на, под, из";
— совершенствование навыка ведения диалога.
В третьем периоде:
— образование глаголов с помощью приставок;
— образование относительных прилагательных;
— образование притяжательных прилагательных;
— образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;
— образование антонимов и синонимов;
— согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
— употребление предлогов "к, от, с";
— составление разных типов предложений.
Для детей шестилетнего возраста в программе Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной приводите» планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.
Первый период обучения: "Осень", "Овощи и фрукты", "Сад — огород", "Сезонная одежда — обувь", "Посуда", "Продукты питания", "Птицы, звери, их детеныши".
Второй период: "Зима", "Новогодний праздник", "Семья", "Мебель", "Наш город", "Наша улица", "Профессии", "Транспорт", "Весна", "Сад— огород". .•;..•
Третий период: "Весна", "1 Мая", "Лето", "Сад — огород", "Школа", "Наш дом", "Наша улица", "Наш город", повторение ранее пройденных тем.
В программе дан лексический материал для логопедических занятий и примерные планы-конспекты.
Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.
Н.С. Жукова предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. "Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей с норме". На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т. п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.
Л.Н. Ефименкова предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.
Коррекционная работа с детьми с первым уровнем речевого развития предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.
Работа над словом с детьми со вторым уровнем речевого развития начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.
С детьми с третьим уровнем речевого развития продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей является формирование связной речи.
Т.А. Ткаченко представляет методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений в виде планов-конспектов занятий. Авторский подход к проблеме формирования лексико-грамматических представлений состоит в следующем:
— четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе с учетом лексических тем);
— при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию;
— при подготовке занятий не ставится задача уложить весь материал в одну лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется без ограничений;
— высокая умственная и речевая нагрузка позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
— последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.
Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методических рекомендациях С.Н. Шаховской, Е.Д. Худенко, Т.Б. Филичевой, Т.В- Тумановой.
Все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.
Речевой материал предлагается в виде карточек, одна карточка — одна тема. В дальнейшем планируется расширить и дополнить материал по каждой теме. В каждой карточке представлено несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме по следующим направлениям:
1. развитие словаря:
— активизация и обогащение словаря по теме;
— описание частей предметов, особенностей строения;
— название действий с данными по теме предметами;
—название признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки;
2. формирование грамматических представлений:
— упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
— упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);
— употребление предлогов;
— составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Практический материал может быть использован логопедом как домашнее задание для совместной работы родителей с детьми или воспитателями логопедических групп по закреплению основных лексико-грамматических тем. С этой целью речевой материал оформлен в виде конкретных заданий. Для каждой темы подбирается соответствующее грамматическое задание и игры или упражнения для совершенствования фразовой речи.
Последовательность изучения лексическим тем соответствует программе обучения и воспитания детей с ОНР.
При создании лексико-грамматической картотеки тщательно анализировались материалы обследования экспрессивной и импрессивной сторон речи детей, многолетние наблюдения над развитием речи детей с ОНР в процессе целенаправленного обучения, учитывался имеющийся у детей словарь по каждой теме. Словарный запас уточнялся и активизировался на различных занятиях, в ходе наблюдений за явлениями окружающей действительности, выделялся из контекста художественных произведений или устного народного творчества. Систематизация речевого материала по лексико-грамматическим темам
Первый период обучения.
Осень.
1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов.
2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)?
Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют.
Тучи — собираются, плывут, летят.
3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают.
4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными:
мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко.
5. Подобрать иллюстрацию к теме "Осень", ответить на вопросы по сюжету картинки.
Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя осень?
Овощи.
1. Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан.
2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (назвать большой и маленький предмет): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т. д.
3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед. ч. настоящего времени.
Коля, чисть морковку! — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу! — Таня моет свеклу.
4. Подобрать иллюстрации или демонстрировать действия и отвечать на вопросы:
Кто это? Что он (она) делает?
Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку.
5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?».
6. Выучить 2-3 загадки по теме.
Фрукты.
1. Вспомнить и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград.
2. Закрепить образование множественного числа имен существительных: апельсин — апельсины, банан — бананы.
3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: Чей? Чья?
Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны.
4. По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?
Девочка срывает яблоки. Мальчик кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко мальчику.
5. Выучить 2-3 загадки по выбору ребенка и исходя из его речевых возможностей.
Посуда.
1. Показать и назвать: чашка — кружка — стакан, миска— тарелка — блюдце.
2. Образовать уменьшительную форму имен существительных. Назови ласково или скажи про большой предмет и маленький: стакан — стаканчик, миска — мисочка.
3. Составить предложения по демонстрации действий или по предметным картинкам, употребляя притяжательные местоимения.
У Вовы красная чашка. У Тани глубокая тарелка. Моя чашка большая. Твоя чашка красная.
Продукты питания.
1. Показывать, называть мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия (котлеты, сосиски, творог, сыр, ряженка).
2. Подбирать глагольный словарь: рыбу на сковороде...(жарят), в кастрюле...(варят), в духовке...(запекают).
3. Составлять словосочетания (притяжательные местоимения с существительными): мой рогалик, моя булочка, мое печенье.
34
4. Изменять существительные по падежам. (Дидактические игры "Чего не стало?", "Что я вижу?", "Чем угостим медвежонка?", "Кто чем любит лакомиться?").
5. Составлять простые предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот?
Сезонная одежда — обувь.
1. Показывать, называть одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой, весной.
2. Подбирать приставочные глаголы. Закончи предложение: У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо...
3. Образовывать существительные с помощью уменьшительных суффиксов. У Томы шапка, а у куклы — ... Лена носит юбку, а кукла —...
4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным картинкам. "Оденем куклу на прогулку", "Как Толя собирается в детский сад".
5. Заучивание коротких текстов. "Не замерзни, Лидочка!" после составления предложений по демонстрируемым действиям в групповой комнате или с помощью фигурок на фланелеграфе.
Мама одевает Лиду. Мама Лиде говорит: "Смотри, Лидочка, не замерзни! Варежки не снимай. Шарф не развязывай".
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |