Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Волосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников. Авторы Краткие сведения по теории и истории методики развития речи Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова


НазваниеАвторы Краткие сведения по теории и истории методики развития речи Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова
АнкорВолосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников.doc
Дата09.10.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВолосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#27553
страница3 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Глава 2

Коррекционное обучение дошкольников с общим недоразвитием речи

в дошкольном образовательном учреждении

комбинированного вида

2.1. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Ре­шение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Словарь — это слова (основные единицы, речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным сло­варем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологиче­ский и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологи­ческий уровень предполагает умение владеть приемами словоизмене­ния и словообразования, синтаксический — умение составлять пред­ложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии пред­ставлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. Авторы подроб­но описывают нарушения лексики, у детей с ОНР, отмечая ограничен­ность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение мно­гих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако упот­ребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, час­тей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозна­чающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются не точно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуали­зации словаря проявляются в искажениях

звуковой структуры слова. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Принципиально важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого не­доразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде все­го, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в ос­нове процессов перехода от общего к частному и от частного к обще­му, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направ­лена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраи­вание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе кор­рекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.

Г.И. Жаренкова установила, что при глубоком речевом недораз­витии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи; понимание прямо зависит от состоя­ния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше сниже­но у него понимание.

Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематиче­скому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребенка со словом в контексте его прак­тической деятельности — при лепке, рисовании, ручном труде.

В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретиче­ский, практический и методический материал по изучению и разви­тию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.

В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР" (М., 1991) задачи обучения представлены по периодам.

В первом периоде занятия по развитию лексико-грамматических средств языка логопед проводит 2 раза в неделю, во втором — 3 раза, в третьем — 4.

Содержание коррекционного обучения включает следующие за­дачи.

В первом периоде:

— развитие понимания устной речи;

— подготовка к овладению диалогической формой общения;

— практическое усвоение способов словообразования (уменьши­тельный суффикс существительных и приставки глаголов); усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;

преобразование глаголов повелительного наклонения;

— составление простых предложений по вопросам.

Во втором периоде обучения:

— практическое образование относительных прилагательных;

— согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

— изменение формы глаголов третьего лица единственного числа;

— употребление предлогов "в, на, под, из";

— совершенствование навыка ведения диалога.

В третьем периоде:

— образование глаголов с помощью приставок;

— образование относительных прилагательных;

— образование притяжательных прилагательных;

— образование прилагательных с помощью ласкательных суф­фиксов;

— образование антонимов и синонимов;

— согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

— употребление предлогов "к, от, с";

— составление разных типов предложений.

Для детей шестилетнего возраста в программе Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной приводите» планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.

Первый период обучения: "Осень", "Овощи и фрукты", "Сад — огород", "Сезонная одежда — обувь", "Посуда", "Продукты питания", "Птицы, звери, их детеныши".

Второй период: "Зима", "Новогодний праздник", "Семья", "Ме­бель", "Наш город", "Наша улица", "Профессии", "Транспорт", "Вес­на", "Сад— огород". .•;..•

Третий период: "Весна", "1 Мая", "Лето", "Сад — огород", "Школа", "Наш дом", "Наша улица", "Наш город", повторение ранее пройденных тем.

В программе дан лексический материал для логопедических за­нятий и примерные планы-конспекты.

Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР сущест­вуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.

Н.С. Жукова предлагает развивать лексико-грамматические сред­ства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В осно­ве лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. "Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей с норме". На каждом этапе проводится логопе­дическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка рече­вого развития и т. п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

Л.Н. Ефименкова предлагает методические приемы по формиро­ванию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.

Коррекционная работа с детьми с первым уровнем речевого раз­вития предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слого­вой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понима­ния грамматических форм.

Работа над словом с детьми со вторым уровнем речевого разви­тия начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распростра­ненному идет постепенно.

С детьми с третьим уровнем речевого развития продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформле­нием. Основной задачей является формирование связной речи.

Т.А. Ткаченко представляет методические рекомендации к про­ведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений в виде планов-конспектов занятий. Авторский подход к проблеме формирования лексико-грамматических представлений состоит в следующем:

— четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе с учетом лексических тем);

— при планировании и проведении логопедических занятий ак­цент делается на изучаемую грамматическую категорию;

— при подготовке занятий не ставится задача уложить весь мате­риал в одну лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется без ограничений;

— высокая умственная и речевая нагрузка позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

— последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем не­доразвитии.

Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методических рекомендациях С.Н. Ша­ховской, Е.Д. Худенко, Т.Б. Филичевой, Т.В- Тумановой.

Все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексно­сти, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуаль­ных особенностей детей.

Речевой материал предлагается в виде карточек, одна карточка — одна тема. В дальнейшем планируется расширить и дополнить мате­риал по каждой теме. В каждой карточке представлено несколько ре­чевых заданий, упражнений, игр по одной теме по следующим на­правлениям:

1. развитие словаря:

— активизация и обогащение словаря по теме;

— описание частей предметов, особенностей строения;

— название действий с данными по теме предметами;

—название признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки;

2. формирование грамматических представлений:

— упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

— упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилага­тельные);

— употребление предлогов;

— составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Практический материал может быть использован логопедом как домашнее задание для совместной работы родителей с детьми или воспитателями логопедических групп по закреплению основных лексико-грамматических тем. С этой целью речевой материал оформлен в виде конкретных заданий. Для каждой темы подбирается соответст­вующее грамматическое задание и игры или упражнения для совер­шенствования фразовой речи.

Последовательность изучения лексическим тем соответствует программе обучения и воспитания детей с ОНР.

При создании лексико-грамматической картотеки тщательно ана­лизировались материалы обследования экспрессивной и импрессивной сторон речи детей, многолетние наблюдения над развитием речи детей с ОНР в процессе целенаправленного обучения, учитывался имеющийся у детей словарь по каждой теме. Словарный запас уточ­нялся и активизировался на различных занятиях, в ходе наблюдений за явлениями окружающей действительности, выделялся из контекста художественных произведений или устного народного творчества.
Систематизация речевого материала по лексико-грамматическим темам

Первый период обучения.

Осень.

1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится хо­лоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов.

2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный сло­варь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)?

Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеле­неют, желтеют, краснеют.

Тучи — собираются, плывут, летят.

3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- уле­тают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, переле­тают.

4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоиме­ний с существительными:

мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко.

5. Подобрать иллюстрацию к теме "Осень", ответить на вопросы по сюжету картинки.

Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дожд­ливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ран­няя и поздняя осень?

Овощи.

1. Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, кар­тофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тык­ва, баклажан.

2. Закрепить образование уменьшительной формы имен сущест­вительных (назвать большой и маленький предмет): помидор — по­мидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свекол­ка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т. д.

3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительно­го наклонения 3-го лица ед. ч. настоящего времени.

Коля, чисть морковку! — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу! — Таня моет свеклу.

4. Подобрать иллюстрации или демонстрировать действия и от­вечать на вопросы:

Кто это? Что он (она) делает?

Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку.

5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них: «Что ты дела­ешь? Что делает Таня?».

6. Выучить 2-3 загадки по теме.

Фрукты.

1. Вспомнить и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, сли­ва, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград.

2. Закрепить образование множественного числа имен существи­тельных: апельсин — апельсины, банан — бананы.

3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: Чей? Чья?

Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны.

4. По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?

Девочка срывает яблоки. Мальчик кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко мальчику.

5. Выучить 2-3 загадки по выбору ребенка и исходя из его рече­вых возможностей.

Посуда.

1. Показать и назвать: чашка — кружка — стакан, миска— та­релка — блюдце.

2. Образовать уменьшительную форму имен существительных. Назови ласково или скажи про большой предмет и маленький: ста­кан — стаканчик, миска — мисочка.

3. Составить предложения по демонстрации действий или по предметным картинкам, употребляя притяжательные местоимения.

У Вовы красная чашка. У Тани глубокая тарелка. Моя чашка большая. Твоя чашка красная.

Продукты питания.

1. Показывать, называть мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия (котлеты, сосиски, творог, сыр, ря­женка).

2. Подбирать глагольный словарь: рыбу на сковороде...(жарят), в кастрюле...(варят), в духовке...(запекают).

3. Составлять словосочетания (притяжательные местоимения с существительными): мой рогалик, моя булочка, мое печенье.

34

4. Изменять существительные по падежам. (Дидактические игры "Чего не стало?", "Что я вижу?", "Чем угостим медвежонка?", "Кто чем любит лакомиться?").

5. Составлять простые предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот?

Сезонная одежда — обувь.

1. Показывать, называть одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой, весной.

2. Подбирать приставочные глаголы. Закончи предложение: У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо...

3. Образовывать существительные с помощью уменьшительных суффиксов. У Томы шапка, а у куклы — ... Лена носит юбку, а кукла —...

4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным картинкам. "Оденем куклу на прогулку", "Как Толя собирается в детский сад".

5. Заучивание коротких текстов. "Не замерзни, Лидочка!" после составления предложений по демонстрируемым действиям в группо­вой комнате или с помощью фигурок на фланелеграфе.

Мама одевает Лиду. Мама Лиде говорит: "Смотри, Лидочка, не замерзни! Варежки не снимай. Шарф не развязывай".
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей