Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Биоэтика. Биомедицинская этика


НазваниеБиомедицинская этика
АнкорБиоэтика.doc
Дата27.09.2017
Размер496 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБиоэтика.doc
ТипДокументы
#20921
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Тестовые задания:



1. Геном человека- это

а) общечеловеческое достояние;

б) собственность фирм и институтов, прочитавших его;

в) собственность тех людей, чей материал был использован для исследования;

г) собственность отдельных государств, участников проекта.

2. Клонирование человека - это явление:

а) допустимое с точки зрения этики;

б) не приемлемое с точки зрения этики;

в) нуждающееся в регулировании законом;

г) возможное только теоретически.

3. Клонирование человека- это явление, которое может:

а) фундаментально изменить представления людей о ценностях жизни;

б) обеспечить бессмертие для человека;

в) привести к созданию людей, с опасными для общества качествами;

г) оказать благоприятное воздействие на институт общественной морали.

4. Клонирование человека в мире:

а) запрещено во всех странах на вечные времена;

б) наложен временный мораторий:

в) разрешено в отдельных странах;

г) вопрос изучается.

5. В России клонирование человека:

а) разрешено;

б) запрещено;

в) вопрос изучается;

г) на клонирование наложен мораторий.

6. Протеомика - это наука:

а) изучающая работу генов по синтезу белка;

б) о строении белков;

б) изучающая всю совокупность белков организма человека;

в) изучающая взаимосвязь белков с другими биохимическими продуктами организма.

7. Генетический скрининг - это анализ генетического материа­ла человека с целью выявления:

а) моногенных наследственных болезней;

б) полигенных наследственных болезней;

в) дефектов в геноме, клиническое значение которых пока остается неясным;

г) соматических болезней.

8. Устранение возможных наследственных болезней через по­средство генетического скрининга ЭКО зародыша или пренатально взятых клеток:

а) морально, допустимо и желательно;

б) аморально и недопустимо вообще;

в) недопустимо из-за религиозных запретов;

г) соответствует фундаментальному принципу этики «делай добро».

9. Генетический скрининг зародыша и плода с соответствую­щим вмешательством по устранению дефектов в генетическом материале:

а) несет в себе черты евгеники;

б) не несет в себе черты евгеники:

в) несет в себе черты позитивной евгеники;

г) несет в себе черты негативной евгеники.

10. Генетический скрининг и позитивная евгеника — это:

а) благо для человека;

б) зло для человека;

в) допустимо в практике;

г) недопустимо, так как может привести к тяжелым моральным конфликтам; и нарушению прав личности.

11. Генетический скрининг и негативная евгеника:

а) благо для человека, так как может избавить индивидуума и общест­во от тяжелого груза генетических болезней;

б) зло для человека, так как допускает возможность манипуляции личностными качествами человека;

в) запрещены из-за позиции церкви;

г) разрешены и используются в практике ряда стран мира.

12. Проведение генетического скрининга возможно:

а) при соблюдении принципа добровольного информированного согласия;

б) без соблюдения принципа добровольного информированного согласия;

в) при соблюдении конфиденциальности о полученных результатах;

г) в нарушение конфиденциальности.

13. Остальная терапия (использование тканей плода с научными и лечебными целями) возможно:

а) при соблюдении принципа информированного согласия у доноров;

б) не затрагивая принцип информированного согласия;

в) при соблюдении принципа конфиденциальности источника получения материала;

г) без соблюдения конфиденциальности.

14. Фетальная терапия (лечебное применение фатальных тканей или клеток):

а) благо для человека и должна быть разрешена;

б) должна быть запрещена из-за запретов церкви;

в) должна быть запрещена из-за неэффективности;

г) должна быть запрещена, так как может нанести реципиенту вред различного характера;

д) необходимо продолжить экспериментальное изучение вопроса.

15. Генетическая паспортизация - это:

а) расшифровка всего генома конкретного человека;

б) расшифровка небольшой части генома конкретного человека;

в) внесение в паспорт человека различных генетических данных;

г) внесение в паспорт человека различных фенотипических признаков.

16. Генетическая паспортизация:

а) вызывает неприятие из-за моральных проблем;

б) требует строжайшей конфиденциальности из-за возможных злоупотреблений со стороны страховых компаний, работодателей, политиков, националистов;

в) несет в себе положительную моральную черту из-за возможности идентификации преступников;

г) должна широко применяться в каждом обществе;

д) должна быть запрещена.

17. Генетически модифицированные продукты - это расти­тельные или животные продукты:

а) с генетически обусловленными положительными качествами;

б) с генетически измененными качествами, могущие оказать отрицательное действие на организм человека;

в) отрицательное влияние которых на организм человека еще не установлено;

г) отрицательное влияние доказано в многочисленных исследованиях.


Занятие 7.
Правовые и этические проблемы ординарных и

экстраординарных средств продления жизни.

Моральные проблемы эвтаназии.

Тематический план семинара:
1. Моральный смысл и биосоциальное значение смерти.

2. Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание личности.

а) История реаниматологии.

б) Биологическая и клиническая смерть.

в) Проблема «смерти мозга».

3. Психология терминальных больных. Этические проблемы продления жизни пациента. Отказ от жизнеподдерживающего лечения. Право на правду о последнем диагнозе. Паллиативная медицина. Хосписы.

4. Определение, виды и формы эвтаназии. Проблема суицида и эвтаназия. Законодательный запрет эвтаназии в России. Хосписное движение против легализации эвтаназии.
Темы рефератов:
1. Реанимация и морально-этические проблемы «управления умиранием».

2. Нравственная ответственность врача «перед лицом смерти».

3. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и проблемы современной биоэтики.

4. Эвтаназия: история проблемы, современные тенденции.
Рекомендуемая литература:
1. Попова Л. Смерть мозга. /Большая Медицинская Энциклопедия. М., 1984, Т. 23, с. 453-454.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. 1996., Статья 244.

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения.

3. Гурвич А. М. Стойкие вегетативные состояния. /Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М., Медицина, 1997, с. 189-197.

4. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. /Медицинское право и этика, 2000, № 3, с. 6-14.

5. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 2000., 48 стр.

6. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 138-155.

7. Мишнев О. Д. Основные этические и деонтологические проблемы патологической анатомии. /Медицинское право и этика, 2002, № 4, с. 101-128.

8. Ярыгин В. Н., Михайлов Ф.Т., Мелентьев А.С., Мелентьев И.А. Врач у постели умирающего больного. /Медицинское право и этика, 2002, № 4,

с. 1-16.

9. И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005, с.131-161.

10. А.Н. Орлов. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. М.: Медицина, 2003, с.118-177.

11. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. М.: Медицина, 2001, с. 126-158.
Тестовые задания:
1. Эйтаназия - это:

а) внезапная смерть;

б) длительная, мучительная смерть;

в) смерть в результате отказа больного от лечения;

г) легкая смерть, связанная с действиями врача или самого больного.

2. Эйтаназия - это:

а) самоубийство тяжелого больного;

б) уход из жизни безнадежного больного через помощь врача;

в) легкая смерть;

г) мучительная смерть.

3. Различают эйтаназию:

а) активную;

б) пассивную;

в) законную;

г) незаконную.

4. Активная эйтаназия - это облегчение и ускорение смерти в результате:

а) действий больного;

б) действий врача;

в) действий родственников больного;

г) бездействия врача.

5. Активная эйтаназия - это оказание:

а) максимально возможной помощи для излечения безнадежного больного;

б) минимальной помощи безнадежному больному;

в) помощи в уходе из жизни безнадежного больного врачом по собственной инициативе;

г) помощи врачом в уходе из жизни безнадежного больного по просьбе последнего.

6. Пассивная эйтаназия - это:

а) ускорение смерти из-за отказа от активных мер продления жизни;

б) ускорение смерти в результате отказа оказания помощи больному;

в) ускорение смерти из-за отказа больного от лечения;

г) верно «б» и «в».

7. Пассивная эйтаназия — это:

а) интенсивное лечение больного;

б) отказ от лечения больного;

в) лечение, направленное лишь на облегчение мучений больного.

8. Выберите действия, подпадающие под понятие активной эйтаназии:

а) введение больному смертельной дозы лекарства врачом по своему решению;

б) введение больному смертельной дозы лекарства по просьбе больного;

в) введение смертельной дозы лекарства больным самому себе при ассистировании врача;

г) все вышеуказанное;

д) ничего из вышеуказанного.

9. Эйтаназня - это:

а) милосердное действие;

б) аморальное действие, разрушающее институт морали общества;

в) действие, отражающее право выбора больного между достойной и недостойной жизнью;

г) деяние, нуждающееся в компромиссном решении, в зависимости от обстоятельств.

10. В настоящее время в ряде государств законодательно раз­решена:

а) активная эйтаназия;

б) пассивная эйтаназия;

в) оба вида;

г) ни одна из них.

11. Желание больного умереть легкой смертью (эйтаназия) свя­зано:

а) с тяжкими мучениями из-за болезни;

б) из-за страха потери своей автономии, появления зависимости от окружающих;

в) из-за финансовых трудностей, вызываемых тяжелой болезнью;

г) со всеми этими факторами;

д) с другими причинами.

12. В России законодательно разрешена:

а) активная эйтаназия;

б) пассивная эйтаназия;

в) запрещен любой вид эйтаназии;

г) ответ не очевиден.

13. Милосердны ли действия врачей и общества, отказываю­щих в эйтаназии тяжко физически страдающему больному неиз­лечимой болезнью:

а) Да, милосердны, ибо всегда необходимо бороться за жизнь;

б) нет, не милосердны, ибо здесь нарушаются права пациента, приемлющего только достойную жизнь;

в) нет, не милосердны, ибо здесь не учитывается право выбора между жизнью со страданиями и потерей личностных качеств и смертью.

14. Американский врач («доктор смерть») Кеворкян - это:

а) ангел-избавитель от страданий;

б) врач-убийца тяжелых больных, не могущих дать отчет в своих действиях;

в) врач- ассистент, помогающий в самоубийстве больных;

г) сеятель незаконной активной эйтаназии.

15. Пассивная эйтаназия:

а) широко распространена во всех странах мира;

б) широко распространена в России;

в) не практикуется ни в одной стране мира;

г) практикуется в некоторых странах.

16. Паллиативная помощь - это:

а) помощь, оказываемая терминальным онкологическим больным;

б) помощь, оказываемая в хосписах престарелым людям;

в) помощь, оказываемая тяжело больным всеми болезнями;

г) ничего из вышеназванного.

17. Крионирование тяжело больных людей - это:

а) аморальное сознательное убийство людей врачами за большую плату;

б) моральное действие, могущее спасти жизнь человеку с помощью технологий будущего;

в) точный ответ неясен;

г) наука свидетельствует о верности ответа «а».

Занятие 8.
Этико-правовые аспекты трансплантации органов и тканей.
Тематический план семинара:


  1. Трансплантация: история развития. Основные этические проблемы трансплантации органов и тканей. Правовые противоречия в отечественном законодательстве и их этические основания (Уголовный Кодекс РФ (статья 120), Закон РФ “О трансплантации органов и (или) тканей человека”(1993), Закон “О погребении и похоронном деле” (1996), международные документы).

  2. Определение “смерти мозга”: медицинский (индекс), философские, морально-этические и юридические проблемы. Стойкие вегетативные состояния. Специфика отношения персонала к больным в стойком вегетативном состоянии и их родственникам.

  3. Этические принципы эксплантации (изъятия) органов и тканей у трупа. Типы регулирования: рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия. Аргументы сторонников презумпции несогласия.

  4. Основные этические и правовые принципы изъятия органов у живого здорового донора. Права донора.

  5. Проблема коммерциализации трансплантации. Морально-этические основания запрета на осуществление купли-продажи органов и (или) тканей человека.

  6. Проблемы распределения донорских органов. Медицинские и этические критерии справедливого распределения донорских органов (лист ожидания): гистосовместимость, неотложная очередность.

  7. Ксенотрансплантация оценка отдаленного риска. Медицинские причины отказа от использования органов животных.

  8. Морально-этические аспекты использования органов некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц) и доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).

  9. Морально-этические аспекты неприемлемости использования фетальных тканей в трансплантологии.



Темы рефератов:


  1. Медицинские критерии смерти человека и моральный статус личности.

  2. Этические проблемы трансплантологии.

  3. Коммерциализация трансплантологии и принцип справедливости.


Рекомендуемая литература:


  1. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001г., с.161-174.

  2. Закон РФ “О трансплантации органов и (или) тканей человека” от 11.12.1992г. №4180-1.

  3. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. Медицинское право и этика,2000,№ 3, с.6-14.

  4. Шумаков В.И., Тоневицкий А.Г. Иммунологические и физиологические проблемы ксенотрансплантации. М., Наука. 2000г. с.144.

  5. Введение в биоэтику. Ред. Юдин Б.Г., Тищенко П.Д.. М. 1998г.

  6. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантология органов и тканей человека: проблема правового регулирования. С.-Петербург, 2000г.

  7. И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала.: ИПЦ ДГМА, 2005, с. 231-288.

  8. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. М.: Медицина, 2001, Т. 2, с. 192-223.


Тестовые задания:
1. Трансплантация: органов несет в себе этические проблемы:

а) моральную проблему очередности из-за дефицита органов;

б) моральные проблемы платности пересадок;

в) проблемы «регионального эгоизма»;

г) все вышесказанные проблемы.

2. Изъятие органов донора:

а) требует строгого выполнения многочисленных, многочасовых и дорогих

исследований по установлению «смерти мозга» донора;

б) смерть мозга может быть определена клиническими приемами;

в) требует согласования изъятия органов с родственниками;

г) не требует согласования с родственниками;

д) подзаконные акты оговаривают различные подходы в зависимости от обстоятельств.

3. При изъятии органов у человека следует придерживаться принципов:

а) интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки;

б) интересы общества или науки превалируют над интересами благом отдельного человека;

в) главными являются права реципиента;

г) фундаментальными являются лишь права донора, у которого собираются изъять органы.

4. При трансплантации органов в России:

а) соблюдаются все положения;

б) имеет место регионарный эгоизм;

в) имеет место дефицит финансирования;

г) имеет место нарушение принципа справедливого распределения ресурсов в медицине.

5. Нарушение принципа справедливого распределении ресурсов в

медицине обусловлено:

а) плохим финансированием медицины в России;

б) регионарным эгоизмом;

в) корпоративными интересами;

г) корыстными интересами отдельных ученых-управленцев.

6. Каждый умерший в больнице:

а) подлежит обязательному вскрытию;

б) вскрытие может быть лишь при наличии прижизненно заявленного согласия;

в) при отсутствии такого заявления для вскрытия нужно получить согласие родственников;

г) больной не может быть вскрыт, так как при этом нарушается эти­ческий принцип автономии личности;

7. На вскрытие умершего в больнице «бомжа»:

а) нет никаких ограничений;

б) имеется законодательный запрет;

в) имеется моральный запрет, так как это нарушает принцип справедливого отношения к людям любого социального слоя;

г) имеется моральный запрет, так как это нарушает принцип автономии обездоленных людей.

8. Ксенотрансплантация:

а) морально приемлема для любого общества;

б) несет в себе черты милосердного деяния;

в) противоречит человеческой морали и сущности;

г) содержит в себе возможность нанесения вреда человеку из-за возможности заноса инфекции;

д) требует решения проблемы тканевой несовместимости.

9. Терапия эмбриональными стволовыми клетками:

а) может быть широко рекомендована для практики здравоохранения;

б) должна быть запрещена, так как для их получения требуются человеческие эмбрионы;

в) польза от терапии перевешивает моральные запреты;

г) проблема пока находится на стадии решения.

10. Терапия аллогенными «взрослыми» стволовыми клетками:

а) имеет моральные ограничения;

б) не имеет моральных ограничений;

в) имеет законодательные ограничения;

г) не имеет законодательных ограничений;

д) имеет ограничения из-за проблем гистосовместимости.

11. Клеточная терапия на современном этапе:

а) соответствует фундаментальному этическому принципу «делай добро»;

б) нарушает фундаментальный этический принцип «не навреди»;

в) нарушает принцип недопустимости коммерциализации процедуры;

Занятие 9.
Этико-правовые аспекты психиатрии и психотерапии.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей