Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ольга Сергеевна. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе


Скачать 58.25 Kb.
НазваниеИнтерактивные методы обучения на уроках в начальной школе
Дата03.04.2019
Размер58.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОльга Сергеевна.docx
ТипУрок
#44544
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе.

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;

- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;

- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя. Поэтому необходима некоторая адаптация интерактивных приёмов для учащихся начальной школы, создание на основе известных упражнений собственных, отвечающих требованиям программного материала и особенностям учеников.

В своей практике я начала использование интерактивных форм с работы в статичных парах, для первоклассников это важный этап в обучении сотрудничеству на уроке. При формировании умения действовать в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава.

Игровое сотрудничество, если это способствует достижению цели урока, использую на протяжении всего обучения в начальной школе.

Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых мною на уроках.

«Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий. Это прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или числового выражения с предложенными описаниями. Например , даны выражения в одном столбике, и правила, по которым они решаются- в другом, необходимо провести стрелочки, т.е. найти соответствия.

На основе приёма «Ранжирование» использую упражнение «Что важнее?». При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Прием «Верно/Неверно».

При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

При переходе к работе в малых группах использую приём «Два, четыре, вместе». Прием состоит из нескольких этапов. 1. Поставить перед учащимися вопрос для обсуждения или анализа какой-либо ситуации. 2. Дать возможность индивидуально обдумать в течение 1-2 минут. 3. Объединить учеников в пары и предложить обсудить свои идеи друг с другом, предупредив, что пара должна прийти к единому мнению. Время так же обозначить. 4.Объединить пары в четверки. Обсудить проблему уже вчетвером и, снова прийти к единому мнению. 5. Каждая группа озвучивает полученный в ходе обсуждения результат.

 Опять же работа в группах: игра «Исследователи»: исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «машина» и т. п.

«Сходства и различия». Учащиеся в парах или малых группах выделяют общие и отличительные признаки, затем происходит совместное подведение итогов.

Еще одно, на мой взгляд, интересное упражнение «Бананы», которое помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.

(Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫ)

Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)

«Классификация»— прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п. Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

«Ролевая игра» — методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, примеривая на себя разные профессии,т. е. проекция знаний в жизнь .

Например: Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень. Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Очень продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга.

«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:   Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс — УЧЕНИК, окончание — МАШИНКИ (подснежники)ит.д.
Парную работу, работу в группах я рассматриваю, как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. 
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Итак, принципиальные линии интерактива:

линия переживания опыта в диалоге;

линия рефлексии (осмысление, как информации, так и самого себя).

Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение.

Мною используются различные формы рефлексии:

«Хочу спросить»

«Для меня сегодняшний урок…»

«Пантомима» (смайлики) настроения и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии: Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/ легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?

Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:
даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Заключение.

Применяя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивный(«inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал.

Адаптация к новым образовательным стандартам.

Плюсы и минусы в работе в связи с внедрением ФГОС

Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:
 новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);
новое содержание образования;
применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);        
переход на активные методы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);
новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).
Как любое новшество стандарт имеет свои минусы и плюсы. Что же мы имеем сегодня?

 Каковы плюсы ФГОС основного общего образования?
1) Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.
2) Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
3) Третий плюс ФГОС– это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.
4) Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
5) Пятый плюс — это то, что активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.
6) С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Например, теперь в современной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.
Нужно научить ребенка выполнять какую – то работу самостоятельно, опираясь не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать!
7)Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;  постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и/или группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД (универсальных учебных действий). Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.
8) Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально - технической базы, ИКТ - технологии. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученные школой в рамках программы модернизации школы позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя.
9) Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:
спортивно-оздоровительная деятельность; 
духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;
общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;
социальное направление; 
общекультурное развитие.
10) ФГОС дает возможность простому школьнику профессионально самоопределиться, сконцентрировать собственные усилия на по-настоящему важных и интересных аспектах обучения. Ученик участвует в составлении внеурочной деятельности, выказывает пожелания в увеличении объема определенных занятий и может быть уверенным, что они будут услышаны и учтены в полном объеме. Также, этот факт имеет положительный психологический подтекст в становлении личности ребенка.
 

Каковы  минусы ФГОС основного общего образования?
1) Наиболее очевидным минусом ФГОС является требования к условиям реализации стандарта и сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство, заключая "общественный договор", должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.
2) Трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу воспитания и социализации класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т.д.
3) В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы: недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования.Здание нашей школы построено по устаревшему проекту. В школе нет условий для организации работы в режиме школы полного дня, не хватает помещений для полноценной организации внеурочной деятельности.
4) Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

 - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

 - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

 - результаты учебных проектов,

 - результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Не до конца продумана система интерпретации результатов формирования УУД. Учителя школ сами составляют работы с целью диагностики предметных результатов. Получается, что каждое образовательное учреждение разрабатывает свою рубежную работу, а значит, нет единства в системе оценивания предметных результатов.
5) Излишняя отчетность учителей
Перегрузки угрожают не только обучающимся, но и учителям. Количество таблиц, данных портфолио, листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом... И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей. 
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей