История развития растительного мири Земле 65. Какую роль сыграли в развитии фауны цветковые растения. Что является предпосылкой к возникновению ароморфоза. Приведите примеры многофункциональных органов. Как сочетаются и изменяются направления в эволюции Приведите примеры. Как изменяют заселяемость среды ароморфозы и идиоадаптации
1 5 ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА. У какого злака в пищу употребляются не зерновки, а другие части растения. Почему содержание этанола в сухих винах не превышает. Как отличить под микроскопом кефир от ацидофилина. Можно ли поливать комнатные растения концентрированными удобрениями без предварительного их разведения. Почему многие комнатные растения погибают при избыточном поливе. Из каких организмов получают лакмус. Какие бактерии используются для лечения диабета. Чем объясняется наличие водном початке кукурузы темных и светлых зерен. Можно ли, опыляя цветки яблони пыльцой различных сортов, получить различные (гибридные) яблоки на одной ветке подобно тому, как получаются различные зерна на одном початке кукурузы. Что такое эндосимбионты?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА . У сахарного тростника в пищу используют стебли. При высоких концентрациях этанола (более 13%)
погибают организмы, осуществляющие спиртовое брожение. В кефире молочнокислое брожение осуществляется главным образом эукариотами — дрожжами, относящимися к роду Торула, а в ацидофилине брожение осуществляется прокариотами — молочнокислыми бактериями. Поэтому в ацидофилине, в отличие от кефира, нет эукариотических клеток. Нельзя, так как засоление почвы приводит к тому, что вода из растения начинает поступать в почву как в среду с более высоким осмотическим давлением, и растение усыхает. При избыточном поливе затруднен доступ кислорода к корням , что приводит к снижению выработки АТФ клетками корня и нарушает транспортировку веществ из почвы.
Лакмус получают из лишайника рочелла, распространенного в Средиземноморье
Ответы редактора 7. Используемый для лечения диабета инсулин получают с помощью кишечной палочки с встроенным геном, кодирующим структуру человеческого инсулина. Зерна кукурузы водном початке могут различаться по генотипу из-за опыления пыльцой различных по генотипу растений. Часто темных зерен в початке в 3 раза больше, чем светлых, что соответствует менделевскому расщеплению при моногибридном скрещивании 3:1.
9. В отличие от зерен кукурузы, яблоко является не семенем, а плодом, который, как известно, развивается из ткани материнского растения. Семена же у яблок одного дерева действительно могут быть различными. Эндосимбионтами называются микроорганизмы, развивающиеся внутри клеток хозяина. Так, многие беспозвоночные корненожки, инфузории, кишечнополостные, плоские черви, губки, моллюски могут содержать в цитоплазме своих клеток эндосимбиотические водоросли. Пресноводные хозяева содержат обычно зеленые водоросли,
называемые зоохлореллами, изредка содержат синезеленые водоросли, называемые цианелами. Клетки морских организмов обычно содержат водоросли желтого или бурого цвета, называемые зооксантеллами. Преимущество симбиоза между фотосинтезирующими и нефотосинтезирующими организмами заключается в том, что оба организма могут совместно осуществлять полные циклы превращения углерода и кислорода. Согласно гипотезе эн
досимбиоза, митохондрии и хлоропласты являются потомками прокариот, сходных с аэробными бактериями и синезелеными водорослями, которые проникли в гетеротрофные анаэробные клетки и стали жить в них как симбионты.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА. з
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ. 5
Растения..........................................................................................................5
Особенности строения растительной клетки Движение цитоплазмы. Осмотическое движение воды ................................................................. Соединения растительных клеток..........................................................
8
Типы тканей растений...............................................................................
8
Органы растений. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ. Плод. Семя. Ц веток............................................................................................................19
Ж изненный цикл растений Вегетативное размнож ение.....................................................................24
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ. Корень. Ли ст................................................................................................................34
Стебель..........................................................................................................41
МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО М ИРА...................................47
Надцарство Доядерные Прокариоты. Царство Грибы. Царство Р астения......................................................................................59
ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. Признаки высших растений. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные
70
ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ.....................................................79
Общая характеристика. Класс Двудольные. Класс Однодольные. Типы растительных сообществ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ Архейская эра. Протерозойская эра Палеозойская эра Мезозойская эра..................................................................................
101
Кайнозойская эра. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ. Формы ж изн и.......................................................................................103
ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНАТОРА. Строение и функции растительной клетки. Строение и функции органов размножения высших растений. Строение и функции вегетативных органов высших растений. Многообразие растительного м ира.................................................125
Отдел Покрытосеменные...................................................................141
Семейство Крестоцветные..........................................................142
Семейство Розоцветные..............................................................144
Семейство Мотыльковые (Бобовые. Семейство Пасленовые. Семейство Сложноцветные. Класс Однодольные. История развития растительного мира на Земле........................152
ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА................................................................
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА. Отдел Хвощевидные........................................................................
71
Отдел Папоротниковидные...........................................................72
Отдел Голосеменные. 73
Приглашаем к сотрудничествуАВТОРОВ,И М ЕЮ Щ ИХ ОРИГИНАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ iпо вопросам образования в средней школе и подготовки к поступлению в вузы
Тел.: 275-18-81, Приглашаем к сотрудничеству оптовых кингораспростраиителей. Тел Учебное пособие Евгений Петрович СидоровБОТАНИКА
для поступающих в вузыРедактор
И.Ю.Вачаева Корректор В. И.Серегина Обложка
И.Э.Хрящова Макет и компьютерная верстка В. В. Бойко, ГМ. Федотовской
ЛР Мй 062053 от 20.01.93г.
Подписано в печать с готового оригинал-макета 02.02.98г.
Формат 60 х. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура тайме. Уел. печ. л. 10. Уч.-изд. л. 10,5. Тираж 10 000 экз. Заказ Л, Москва, Ботанический пер, д, Компания Евразийский регион
109033, Москва, ул. Волочаевская, д. 40, Московская типография N>9 Комитете по печати Российской Федерации