Главная страница

Дидактическое пособие - Речевые игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников. Дидактическое пособие - Речевые игры по формированию слоговой ст. Капкан капканы фонтан фонтаны тюльпан тюльпаны


Скачать 152.5 Kb.
НазваниеКапкан капканы фонтан фонтаны тюльпан тюльпаны
АнкорДидактическое пособие - Речевые игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников.doc
Дата19.11.2017
Размер152.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДидактическое пособие - Речевые игры по формированию слоговой ст
ТипДокументы
#31866
Каталог

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 8 ТИПА (по Марковой)

(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ)


  1. Упражнение «Один-много»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.


КАПКАН – КАПКАНЫ

ФОНТАН – ФОНТАНЫ

ТЮЛЬПАН – ТЮЛЬПАНЫ

ПАВЛИН – ПАВЛИНЫ

БУБЛИК – БУБЛИКИ

БУСИНКА – БУСИНКИ

ПЕСЕНКА – ПЕСЕНКИ

ПОСЫЛКА – ПОСЫЛКИ

ИНДЮК – ИНДЮКИ

КОЛЕНКА – КОЛЕНКИ

ИГОЛКА – ИГОЛКИ

ОБЛАКО – ОБЛАКА

УМНИЦА – УМНИЦЫ

ГАНТЕЛЯ – ГАНТЕЛИ

БЕРЛОГА – БЕРЛОГИ

ПОДРУГА – ПОДРУГИ

СЕКУНДА – СЕКУНДЫ

МОЧАЛКА – МОЧАЛКИ

ОЦЕНКА – ОЦЕНКИ

КОСЫНКА – КОСЫНКИ

ПУШИНКА – ПУШИНКИ

ПОДУШКА - ПОДУШКИ




  1. Упражнение «Найди конец слова: -ТКА или -ДКА»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; формирование навыков словообразования; формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Оборудование: карточки с недописанными словами, отдельно карточки с

–ТКА и –ДКА по несколько штук.

Ход игрового упражнения: детям предлагается определить, как заканчивается слово и поставить рядом со словом соответствующую карточку.

КАЛИ…

УЛИ…

СЕЛЕ…

ПИПЕ…

ЛОША…

МИНУ…

ПОМА…

МИШУ…

ПОГО…

ЛОПА…

НИКИ…

ПИЛО…

СОСЕ…





  1. Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


ТУФЛЯ –

ДУБИНА –

ПАНАМА –

ПУГОВИЦА –

СЕЛЬДЬ –

МИНУТА –

КОЛЕНО –

ПЕСНЯ –

ТУФЕЛЬКА

ДУБИНКА

ПАНАМКА

ПУГОВКА

СЕЛЕДКА

МИНУТКА

КОЛЕНКА

ПЕСЕНКА

ИГЛА –

МИША –

НИКИТА –

ПУХ –

ЛОШАДЬ –

ЛОПАТА –

ПОГОДА –


ИГОЛКА

МИШУТКА

НИКИТКА

ПУШИНКА

ЛОШАДКА

ЛОПАТКА

ПОГОДКА





  1. Упражнение «Назови ласково»


Аня –

Оля –

Ваня –

Таня –

Соня –

Дима –

Лена –

Анечка

Олечка

Ванечка

Танечка

Сонечка

Димочка

Леночка

Вода –

Коса –

Синица –

Кольцо –

Сумка –

Лямка –

Нитка –

Водичка

Косичка

Синичка

Колечко

Сумочка

Лямочка

Ниточка
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк, -ечк, -ичк; словообразование ласкательных собственных имен женского и мужского рода.


  1. Упражнение «Закончи предложение»

Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки (берлога, панамка, туфелька, мочалка, тюльпаны, оценка, котлета)

  • Медведь зимой спит в …

  • В жаркую погоду нельзя выходить на улицу без …

  • Золушка на балу потеряла …

  • Петя помыл тело…

  • Весной в саду расцвели …

  • Ученик гордится хорошей … и стыдится плохой …

  • Из мясного фарша сделали …

  • Кузнец работает в …

  • Пограничник охраняет …




  1. Упражнение «Найди и назови место картинки»

Цель: учить употреблять в речи пространственные предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ПОСЛЕ, используя слова со слоговой структурой восьмого типа; развитие внимания, памяти.

Оборудование: предметные картинки (примеры на табло).

Ход игрового упражнения: разложить картинки на табло. В ходе игры логопед задает вопросы: что находится между той или иной картинкой, какая картинка перед какой, за ней, над ней, под ней? Где находится картинка? Какая картинка слева от нее? Справа от нее?



УЛИТКА


ПАВЛИНЫ


ПАНАМКА


ПРУЖИНА


ТЮЛЬПАНЫ


КАПУСТА


ДЕВОЧКА


ОБЛАКА


ОДЕЖДА


ПШЕНИЦА


ПОДУШКА


МОЧАЛКА


БАБУШКА


ДЕДУШКА


КОСЫНКА


ТУФЕЛЬКА


ИНДЮКИ


КОТЛЕТЫ




  1. Упражнение «Магазин»

Цель: учить употреблять в речи слова 8 типа слоговой структуры; закрепление лексической темы «Продукты питания»; развития внимания, памяти.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных отделов в магазине (мясной отдел, хлебный, рыбный, овощной, отдел фруктов, отдел приправ, молочный, кондитерский), предметные картинки с изображением продуктов (БУБЛИКИ, КОТЛЕТЫ, КОНФЕТА, КОЛБАСА, КАПУСТА, СМЕТАНА, СЕЛЕДКА, ОГУРЦЫ, ЯБЛОКИ, ВИНОГРАД, БАРАНКИ, РЯЖЕНКА, ГОРЧИЦА, СОСИСКИ, КАРТОФЕЛЬ, БАКЛАЖАН, ИРИСКА, ПРЯНИКИ, РЕДИСКА, КАМБАЛА, ПЕЛЬМЕНИ)
Ход игрового упражнения: определить в каком отделе продается тот или иной продукт и разложить картинки по «отделам», одновременно озвучивая: огурцы продаются в овощном отделе, конфеты продаются в кондитерском отделе и т.д. Затем раздаются детям «корзинки для продуктов». Предлагается купить в магазине продукты и рассказать, что приобрели и в каком отделе.


  1. Упражнение «Запомни, повтори»

Цель: закрепление употребления слов 8 типа в чистоговорках.
Две кукушки, две болтушки

Куковали на опушке:

Раз – кукушка, два – кукушка:

Оглушили всю опушку.


  1. Упражнение «Отгадай ребусы»

Цель: продолжать закреплять употребление в речи слов 8 типа; развитие внимания, логического мышления.

100

(столица)

КОМ



ТА

(комната)

ЖДА



ДЕ

(надежда)





Т = П В


(копилка)

У



ШКА

(подушка)

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 9 ТИПА

(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ)
1. Упражнение «Много-один»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.

ПАМЯТНИКИ – ПАМЯТНИК

ПАЯЛЬНИКИ – ПАЯЛЬНИК

КУПАЛЬНИКИ – КУПАЛЬНИК

НАПИЛЬНИКИ – НАПИЛЬНИК

БУДИЛЬНИКИ – БУДИЛЬНИК

КУЗНЕЧИКИ – КУЗНЕЧИК

КОМАНДИРЫ – КОМАНДИР

ТРОТУАРЫ – ТРОТУАР

СВЕТОФОРЫ – СВЕТОФОР

ПИАНИСТЫ – ПИАНИСТ

МАШИНИСТЫ – МАШИНИСТ

БАЯНИСТЫ - БАЯНИСТ


2. Упражнение «Кто как голос подает?»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Голубь

Ворона

Кошка

Свинья

Курица

Лягушка

Утка

Журавль

ВОРКУЕТ

КАРКАЕТ

МУРЛЫЧЕТ

ХРЮКАЕТ

КУДАХЧЕТ

КВАКАЕТ

КРЯКАЕТ

КУРЛЫЧЕТ




  1. Упражнение «Чем отличаются эти слова»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Помнил –

Копал –

Думал –

Клеил –

Следил –

ПОДМЕТАЛ –

НАПОМНИЛ

ОТКОПАЛ

ОБДУМАЛ

ЗАКЛЕИЛ

ВЫСЛЕДИЛ

Подмёл

ОБНИМАЛ –

ОТНИМАЛ –

ПОДНИМАЛ –

Подкидывал –

Чертил –

ПРОДАВАЛ –

Обнял

Отнял

Поднял

ПОДКИНУЛ

НАЧЕРТИЛ

Продал




  1. Упражнение «Придумай одно слово вместо двух»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; формирование навыков словообразования слов из двух основ.

Логопед: Ребенок:

ВЕЗДЕ ХОДИТ –

САМ СВАЛИВАЕТ –

СНЕГ ПАДАЕТ –

ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ –

ЦВЕТЫ РАЗВОДИТ –

ПЧЕЛ РАЗВОДИТ –

ЗЕМЛЮ КОПАЕТ –

БЕНЗИН ВОЗИТ –

ПО СКАЛАМ ЛАЗИТ –

ХОДИТ С ПОМОЩЬЮ ТЕПЛА –

ПТИЦ ЛОВИТ –

ЛЕТИТ С ПОМОЩЬЮ ВЕРТУШКИ –

ВЕЗДЕХОД

САМОСВАЛ

СНЕГОПАД

ЛИСТОПАД

ЦВЕТОВОД

ПЧЕЛОВОД

ЗЕМЛЕКОП

БЕНЗОВОЗ

СКАЛОЛАЗ

ТЕПЛОВОЗ

ПТИЦЕЛОВ

ВЕРТОЛЕТ




  1. Упражнение «ЧЕК И ЧИК»

Цель: учить употреблять в речи трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; навыки употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ЧЕК- и –ЧИК- .

ШНУРО

БУЛЬОН

КРЮЧО

БАЛОН

ЗНАЧО

КИРПИ

ВОЛЧО

ВНУЧО

БАТОН

НОСО 

ОГУР

ГРИБО

ЦВЕТО

ДРУЖО

КЛУБО

БАНАН

ЛИМОН

МОЛОД

КРУЖО

МОСТО

СЛЕДО

ДОЖДИ

ДИВАН

САЛОН

УКОЛЬ

ЛИСТО

ГЛАЗО

СНЕЖО

КУСТО

РОСТО




  1. Упражнение «Угадай профессию»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; закрепить лексическую тему «Профессии».


Играет на пианино

Управляет поездом

Продает товары

Выращивает цветы

Руководит школой

Рисует картины

Носит багаж на вокзале

Работает с камнем

Чинит часы

Копает землю

Ухаживает за садом

Мальчик, который пасет стадо животных

Ходит по лесу с ружьем и высматривает зверей

Командует солдатами

Выращивает в поле урожай зерновых культур

Спасает людей, попавших в беду

ПИАНИСТ

МАШИНИСТ

ПРОДАВЕЦ

ЦВЕТОВОД

ДИРЕКТОР

ХУДОЖНИК

НОСИЛЬЩИК

КАМЕНЩИК

ЧАСОВЩИК

ЗЕМЛЕКОП

САДОВНИК

ПАСТУШОК

ОХОТНИК

КОМАНДИР

АГРОНОМ

СПАСАТЕЛЬ


7. Упражнение «Составь предложения»

Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

МЛАДЕНЕЦ – КОЛЯСКА ВИНОГРАД – ИЗЮМ

КОРОВНИК – КОРОВА ГРУЗОВИК – ВОДИТЕЛЬ

КУРЯТНИК – КУРЫ АВТОБУС – ПАССАЖИРЫ

ГРЕБЕШОК – ПЕТУШОК АКВАРИУМ – РЫБКИ

ЛЕПЕСТОК – ЦВЕТОК
Образец: Младенец лежит в коляске.


ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 10 ТИПА

(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ)


  1. Упражнение «СТРЕЛОЧКА»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; словообразование существительных с помощью суффикса –К-, -ОШК-, -ЕШК-, -УШК-

ТРОПИН







ИГРУШ

БАНКЕТ

ТАБЛЕТ

КОНФЕТ

РАСЧЁС

СНЕЖИН

ЛАМПОЧ

ЯРМАР

ПРИВИВ

ФУТБОЛ

ПЕРЧАТ

ЛАСТОЧ

МАСЛЁН

ТРАВИН

ГВОЗДИ

ОВЧАР

СКАКАЛ

БРУСНИ

КЛУБНИ

СГУЩЁН

ПРИЧЁС

КАРТИН




ИГРУ




МАТРЁ

ИЗБУ

КОРМУ

СТАРУ

БОЛТУ

КАРТО

ОКРО

МАРТЫ

ВЕСНУШ




  1. Упражнение «Чего не стало?»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; учить употреблять слова в родительном падеже единственного числа.

ЛАСТОЧКА – нет ЛАСТОЧКИ

КРЫЛЕЧКО – нет КРЫЛЕЧКА

КОРМУШКА – нет КОРМУШКИ

СНЕЖИНКА – нет СНЕЖИНКИ

ГРАДУСНИК – нет ГРАДУСНИКА

ИЗБУШКА – нет ИЗБУШКИ

ЗАКЛАДКА – нет ЗАКЛАДКИ

КОРЗИНКА – нет КОРЗИНКИ

СОЛНЫШКО – нет СОЛНЫШКА

СКОРЛУПА – нет СКОРЛУПЫ

ЛАМПОЧКА – нет ЛАМПОЧКИ

КВАРТИРА – нет КВАРТИРЫ

ЧАСТУШКА – нет ЧАСТУШКИ

КИСТОЧКА – нет КИСТОЧКИ

ЗАПЛАТКА – нет ЗАПЛАТКИ

ОБЛОЖКА – нет ОБЛОЖКИ

ЛАМПОЧКА – нет ЛАМПОЧКИ

ШКАТУЛКА – нет ШКАТУЛКИ




  1. Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; употребление в речи суффикса –ОЧК- и –ЕЧК-, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Лента

Тумба

Верба

Морда

Клетка

Кнопка

Пчелка

Плитка

Блузка

Стопка

Пробка

Сказка

Грядка

Стенка

ЛЕНТОЧКА

ТУМБОЧКА

ВЕРБОЧКА

МОРДОЧКА

КЛЕТОЧКА

КНОПОЧКА

ПЧЕЛОЧКА

ПЛИТОЧКА

БЛУЗОЧКА

СТОПОЧКА

ПРОБОЧКА

СКАЗОЧКА

ГРЯДОЧКА

СТЕНОЧКА



Крошка

Пташка

Плюшка

Спичка

Свечка

Кружка

Клуша

Клюшка

Пряжка

Крышка

Брошка

Крыльцо

Слово

Книжка

КРОШЕЧКА

ПТАШЕЧКА

ПЛЮШЕЧКА

СПИЧЕЧКА

СВЕЧЕЧКА

КРУЖЕЧКА

КЛУШЕЧКА

КЛЮШЕЧКА

ПРЯЖЕЧКА

КРЫШЕЧКА

БРОШЕЧКА

КРЫЛЕЧКО

СЛОВЕЧКО

КНИЖЕЧКА

  1. Упражнение «ОЧК И ЕЧК»

Цель: учить употреблять в речи трехсложные слова с двумя стечениями согласных; навыки употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ОЧК- и –ЕЧК- .

ЛЕНТА

КРОШ А

ТУМБ А

ВЕРБ А

ПТАШ А

МОРД А

ПЛЮШ А

СКАЗ А

КРЫЛ О

СПИЧ А

СВЕЧ А

КЛЕТ А

КНОП А

КРУЖ А

ПЧЕЛ А

КЛУШ А

ГРЯД А

СЛОВ О

КЛЮШ А

ПЛИТ А

БЛУЗ А

ПРЯЖ А

СТОП А

ПРОБ А

КРЫШ А

СТЕН А

КНИЖ А




  1. Упражнение «Угадай, кто это?»

Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; закрепить лексическую тему «Профессии».

Ход игры: соединить соответствующее понятие с представленным в левом столбике объяснением.

Играет в шахматы

Летает в космос

Чертит чертежи

Вставляет новое стекло

Работает на кране

Помогает врачу лечить, делает прививки и уколы

Работает на станке

Уже не мальчик, но еще не юноша

Рассказывает сказки

Действует против кого-то

КОСМОНАВТ

КРАНОВЩИК

СТАНОЧНИК

ШАХМАТИСТ

МЕДСЕСТРА

ПРОТИВНИК

ЧЕРТЁЖНИК

СТЕКОЛЬЩИК

СКАЗОЧНИК

ПОДРОСТОК




  1. Упражнение «Из действия появляется предмет»

Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; образование существительных из глаголов-действий.

Обложить

Проверять

Кормить

Сгущать

Причёсывать

Расчёсывать

Скакать

Прививать

Закладывать

Загружать

Выставлять

Привыкать

ОБЛОЖКА

ПРОВЕРКА

КОРМУШКА

СГУЩЕНКА

ПРИЧЕСКА

РАСЧЕСКА

СКАКАЛКА

ПРИВИВКА

ЗАКЛАДКА

ЗАГРУЗКА

ВЫСТАВКА

ПРИВЫЧКА

  1. Упражнение «Объясни, чем отличаются слова.

Составь с парами слов предложения»

Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; образование слов со значением вместилища, со значением части, развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

СНЕГ – СНЕЖИНКА ХЛЕБ – ХЛЕБНИЦА

ПЕСОК – ПЕСЧИНКА МАСЛО - МАСЛЁНКА

ТРАВА – ТРАВИНКА

ЗЕРНО – ЗЁРНЫШКО


  1. Упражнение «Закончи предложения»

Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

Слова для справок: СВИНАРНИК, КОРЗИНКА, ГРАДУСНИК, СКОРЛУПА, СТАНЦИЯ, ПРИЧЕСКА.

  • Свинья со своими поросятами живет в …

  • Грибник складывает грибы в …

  • Температуру измеряют (чем?) …

  • Цыпленок клювиком разбил (что?) … и появился на свет.

  • Поезд подъезжает к следующей …

  • Парикмахер сделал красивую …

перейти в каталог файлов
связь с админом