Тема: Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л'.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Р - Р', Л - Л'; закрепить правильное произношение этих звуков; учить дифференцировать звуки Р - Р', Л - Л' в слогах, словах; закреплять знания по лексическим темам «Овощи» и «Фрукты»; навыки словообразования, работы со словами-паронимами; развивать навыки звукового анализа и синтеза, звуковое внимание и восприятие, логическое мышление.
Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); буквы Р - Л (запись на доске); образцы для рисования; стилизованные буквы Р - Л; предметные картинки с изображением героев сказки «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
Ход занятия I. Оргмомент
1.Рисование по контуру. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Логопед: Нарисуйте по образцу: ключ, черепаху, мальчика, не отрывая руку от заданной точки, на листе бумаги в клетку.
Знакомство с героями занятия по полученным рисинкам.
Припоминание сказки, автора и имен других героев данного произведения.
Логопед: Буратино, ключ, черепаха Тортилла, Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, папа Карло, Джузеппе, Мальвина, Пьеро, Арлекин, пудель Артемон... и другие.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Логопед выставляет на доску стилизованные буквы Р - Л
(Р - ключ у Буратино, Л - плетка у Карабаса Барабаса), просит назвать буквы, на которые похожи изображенные предметы.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков Р - Р'. Л - Л'.
Р - согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком, из символов выбираем синий звонок.
Р' - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком, из символов выбираем зеленый звонок.
Л - согласный, звонкий, твердый, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком, из символов выбираем синий звонок.
Л' - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком, из символов выбираем зеленый звонок.
2.Закрепление правописания собственных имен существительных.
Логопед: Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.К. Толстого, вновь встретимся с героями этого произведения. Попробуйте назвать имена героев по картинкам и звуки, с которыми они дружат.
Логопед выставляет на доску картинки, изображающие героев сказки. Дети называют имена героев и, припминая правило о правописании собственных имен существительных, записывают их, указывая наличие изучаемых звуков.
3.Различение звуков Р - Р'.Л - Л' в словах. Воспроизведение и преобразование слогов.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Наоборот». Послушайте слог и назовите парный ему слог с противопоставляемым согласным по образцу. Образец: РА - ЛА, ЛЫ - РЫ.
Слоги: РУ, ЛЮ, ЮЛ, РЕ, ЫР, ЛИ...
4.Различение овощей и фруктов (задание 3. с. 13—14).
Логопед: Буратино смотрел в театре представление, а теперь спешит к папе Карло, чтобы отдать ему пять золотых, полученных от Карабаса Барабаса. Ему навстречу ковыляют лиса Алиса и кот Базилио. Они несут тяжелые корзины с овощами и фруктами. Буратино так спешит, что нечаянно налетает на зверей и сбивает их с ног. Овощи и фрукты разлетаются в разные стороны. Лиса и кот огорчены.
Помогите Буратино собрать фрукты и овощи: соедините все овощи линией красного цвета, а фрукты - линией зеленого цвета. В первый столбик запишите названия овощей и фруктов с буквами Р - Р', а во второй - с буквами Л - Л'.
Картинки: яблоко, свекла, фасоль, виноград, помидор, лук, перец, груша, огурец.
5.Физминутка.
Логопед: Все овощи и фрукты разложены по корзинам. Теперь можно сделать зарядку.
Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.
6.Развитие логического мышления. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами С задание 4. с. 14 ).
Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио узнают, что у Буратино есть золотые монеты, они рассказывают деревянному человечку о поле Чудес и о стране Дураков. Наивный Буратино верит им и отправляется вместе с плутишками. Дорога не близкая, друзья предлагают Буратино разгадать кроссворд.
5
«Я ... не боюсь, если надо - уколюсь...» (Укол)
Его разожгли в лесу. (Костер)
Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача. (Игла)
Им покрывают поверхность чего-либо для блеска. (Лак)
В бане было очень ... . (Жарко)
Логопед: Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.
Пары слов: укол - укор, игла - игра, костер - костел лак - рак, жарко - жалко.
III. Итог занятия
Логопед: Вот на пути харчевня «Три пескаря». Здесь герои решили немного отдохнуть и подкрепиться. Подумайте и скажите, что мог заказать каждый из них.
Приблизительный перечень: Лиса - баранью ногу, курочку, потроха; Кот - молоко, карасей; Буратино - три корочки хлеба.
ЗАНЯТИЕ 47
Тема: Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л' в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Р - Р\ Л -Л'; учить детей дифференцировать звуки в словосочетаниях, предложениях и тексте, согласовывать слова в словосочетаниях, устанавливать логические связи в предложении; развивать логическое мышление, зрительное внимание; закреплять знание норм орфографии.
Оборудование: буквы Р - Л (запись на доске); предметные картинки с изображением героев из сказки А.Н. Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик».
Ход занятия /. Оргмомент
1. Работа на уровне слова. Развитие зрительного внимания (задание 5. с. 14).
Логопед: Вставьте пропущенные буквы Р - Л в слова. Запишите слова, выделите буквы Р - Л.
К...Ы...0 П...ОБО...ОКА ЭСКА...АТО...
...ЫБО..,ОВ ЗЕ...КА...О КА...НАВА...
К...ОКОДИ... ...АБИ...ИНТ* ЖУ...НА...
К... А...НЕТ*
Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
Определение темы занятия из слов предыдущего задания. Припоминание материала прошлого занятия и места, где оставили героев сказки.
Припоминание сравнительных характеристик звуков занятия и их символов для обозначения на письме.
Закрепление умений составления словосочетаний (задание 6. с. 14-15).
Логопед: Буратино бежит по дорожке за своими «друзьями» . Он так спешит, что не замечает, как из кустов выскакивают Кот и Лиса с мешками на голове и пистолетами в руках. Буратино бросается наутек прямо к озеру и еле успевает ухватиться за лапки лебедей, плавающих неподалеку от берега. Птицы поднимаются в небо и тянут за собой Буратино. Тот умоляет прекрасных птиц перенести его на противоположный берег. Лебеди соглашаются.
Вот Буратино в безопасности. Как же ему отблагодарить смелых птиц? Может, он сможет верно выполнить следующее задание?
Помогите Буратино. Составьте словосочетания из слов по образцу. Образец: лебедь плыл, лодка плыла и т.д.
5.Развитие логического мышления. Установление логических связей в предложении (задание 7. с. 15-16).
Логопед: Буратино с вашей помощью выполнил задание
и побежал дальше по дорожке. Посмотрите, что это виднеется впереди? Это домик Мальвины и Артемона. Кукольные человечки очень рады встрече с Буратино. У Буратино есть несколько золотых монет и золотой ключик, который подарила ему черепаха Тортилла. Нужно спешить, чтобы открыть заветную дверь в каморке папы Карло. Что это за шум слышится на опушке леса? Это злой Карабас Барабас спешит к домику кукол. Скорее остановите злодеев.
Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки. Запишите предложения верно. Выделите буквы Р - Л.
Лошадка причесывает русого мальчика.
Малыши веселят грустного клоуна.
Больной ставит градусник доктору.
Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака.
Всадник скачет за лошадью через барьер.
6.Развитие зрительного внимания и логического мышления (задание 8. с. 16).
Логопед: Куклы добрались до волшебной двери в каморке папы Карло, открыли ее и пошли по подземному лабиринту. Пройдите лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитайте текст, записанный на дорожке лабиринта. Обведите буквы Л - Р. Назовите отгадку.
Текст загадки записан в клетках лабиринта. Он самый первый входит в дом, а все за ним идут хвостом.
(Ключ)
7. Закрепление знания норм орфографии.
Логопед: Запишите текст загадки (запись на доске) и объясните написание подчеркнутых слов.
III. Итог занятия
Логопед: Вот мы и попали в волшебный подземный зал. Открыли волшебную дверь в кукольный подземный театр, в котором нет злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио, глупого Дуремара. Пришла пора прощаться с героями сказки. Давайте напоследок назовем имена любимых героев и припомним звуки занятия.
Дети называют имена героев занятия, звуки Р - Р', Л — Л' в их именах, дают характеристики звукам.
ЗАНЯТИЕ 48
Тема: Дифференциация звуков С - С - Ш.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С - С- IH; учить детей давать сравнительную характеристику звукам; закреплять знание норм артикуляции звуков С - С -Ш; учить дифференцировать звуки С - С - Ш в слогах, словах; развивать фонематическое восприятие; формировать навыки работы с обобщениями; развивать понимание пространственных отношений, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для их обозначения на письме; зеркала (на каждого ребенка); карточки с записанными на них словами для оргмоменга; картинки с изображением Малыша и Карлсона; кроссворд (запись на доске).
Ход занятия I. Оргмомент
1.Работа с родственными словами.
Логопед: Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.
Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок, рассвет. (Свет, светлый, светлячок, светло, светает, рассвет. Шуметь, шум, шумный, шумок.)
2.Знакомство со звуками занятия через выделение согласных в словах.
Логопед: Назовите первые звуки во всех словах, сделайте вывод о теме занятия.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков С - Ш.
С - согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.
С - согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме - зеленый закрашенный кружок.
Ш - согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена , т.е. язык принимает форму «чашечки».
Соотнесение звуков занятия с символами и буквами для их обозначения на письме.
Дифференииаиия звуков в ряди других звуков и между собой.
Логопед: Сегодня у нас необычный урок: Карлсон, Малыш и Фрекен Бок Будут учить, а вы - обучаться, Знания вам всегда пригодятся!
Логопед выставляет на доску изображения героев занятия: Карлсона, Фрекен Бок и Малыша.
Логопед: Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.
Звуки: с. ш, з, ж, щ, у, ц, ж, ш, с, ф, с, ш.
Логопед: Посмотрите на картинки (задание 1, с. 16). Кому нужны эти предметы? Запишите имена героев занятия. Выделите буквы С - Ш. Цочему именно эти герои заглянули к нам на занятие? (В их именах есть звуки С - III.)
Картинки: торт, щенок, конфеты, портфель.
4.Дифференииаиия звуков С - III на уровне слога (задание 2. с. 17).
Логопед: Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Фрекен Бок. Помогите им: прочитайте слоги без ошибок. Тогда Фрекен Бок разрешит Малышу и Карлсону поиграть с нами.
СА - ША - СА СУ - ШУ - ШУ
СО - СО - ШО ЫС - СЫ - ЫШ
Работа по уточнению словаря (задание З.с.17).
Логопед: Те предметы одежды, которые подойдут Малышу, обведите красным кружком, а те, которые подойдут Карлсону, - зеленым. Объясните свой выбор.
Картинки: шорты, галстук, рубашка, носки, шарф, спортивный костюм.
6.Развитие логического мышления.
Логопед: Малыш выбрал то, что необходимо. Теперь можно отправляться на улицу.
Наши друзья по дороге идут -Машины, автобусы там и тут. Надо друзьям осторожнее быть, Но как же дорогу переходить? Отгадайте кроссворд, и загорится зеленый сигнал светофора.
Логопед выставляет на доску кроссворд.
Из него садовник поливает цветы и зимой зао}ИБает каток. (Шланг)
«Скачет .,. по полям, а корыто по лугам», - ^исдл Корней Чуковский. (Сито)
Зимой все белым-бело оттого, что все покры^0 {щ. (Снег)
Ножки у машины обуты в ... (Шины.)
7. Развитие пространственных отношений f задание 4. с. 17-18 ).
Логопед: Карлсон и мальчик стоят в магаз^н^, А перед ними товар на витрине. Где что находится - ты назови, Деньги плати и домой забери. Помогите Малышу и Карлсону сделать покушси в магазине: определите и запишите расположение к^ждого предмета.
Логопед:. Что находится в правом верхнем уГлу; в левом нижнем углу; между вишнями и карандашам^, ^ад скрепками; в правом нижнем углу; в левом верхнем yrw; слева от кисточки.
8. Физминитка С задание 5. с. 18). Логопед; Друзей пора поторопить
Но что же к ужину купить? Продукты - будто невидимки, Узнать их трудно на картинке.
Закройте правый глаз, рассмотрите наложенные изображения предметов и назовите их. Затем закройте левый глаз и сделайте то же самое. Запишите названия изображенных предметов. Выделите буквы С - Ш.
Картинки: груша, сосиски, колбаса, вишни, абрикос.
Логопед раздает карточки с наложенными изображениями: сыр, сосиски, колбаса, ананас, сушки, груша.
9. Дифференииаиия С -С- Ш в словах (задание 6. с. 18).
Логопед: Малыш и Карлсон в дом пришли, Хотят поужинать они.
Рассмотрите домики. Как вы думаете, в каком домике живет Малыш, а в каком Карлсон? Помогите Малышу и Карлсону собрать свои вещи: запишите под каждым домиком названия вещей с соответствующим звуком С или Ш.
Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка.
III. Итог занятия
Логопед: Наступил прощанья срок,
Прозвенит вот-вот звонок.
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте, до свиданья!»
Кто же вспомнит наш урок,
И слова припомнит в срок?
Дети вспоминают тему занятия и подбирают слова для Карлсона и. Малыша.
ЗАНЯТИЕ 49
Тема: Дифференциация звуков С - Ш.
Цели и задачи: закреплять знания о звуках С - С- Ш; учить дифференцировать звуки С - С- Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыки работы со словами-паронимами; тренировать в составлении рассказа по плану.
Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для обозначения звуков С - С- Ш; модели слов; карточки с изображением предметов одежды; картинки с изображением Малыша, кошки Матильды и Карлсона; план для составления рассказа.
Ход занятия /. Оргмомент
1.Знакомство с темой занятия через припоминание героев прошлого занятия.
Логопед: Рассмотрите предметы одежды и постарайтесь припомнить, кому они могли принадлежать? (Малыш и Карлсон «принесли» на занятие звуки С - С- Щ.)
Картинки: ботинки, штанишки, жилет, рубашка, майка.
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
Логопед: Однажды Малыш и Карлсон играли. Они поспорили о том, как нужно правильно составлять слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давайте попробуем разрешить их спор.
Вставьте в модели слов буквы С - Ш. Проверьте, существует такое слово или нет.
Модели слов (запись на карточках):БА...НЯ, КА...КА, ...УТКИ, ...КАЛА, ...ПОРЫ, ШЛО...
Вывод: басня - башня, каска - кашка, сутки - шутки, шкала - скала, споры - шпоры, плюс - плюш.
Логопед: Запишите пары слов (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению.
2.Дифференииаиия С - Ш на уровне словосочетания и предложения (задание 7. с. 19).
Логопед:
Потемнело во дворе Видно, скоро детворе Спать пора уже ложиться. Что же может им присниться? Может, быстрая река? Может, в небе облака?
Вы и сами узнаете это, Подскажу я лишь приметы. Малышу снились предметы и разные карточки со словами, где был звук Ш, а Карлсону - со звуком С. Соедините картинки и слова так, чтобы получились словосочетания.
Картинки: шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги.
Слова: косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дядины, новые, синие, красивые.
3.Закрепление знания норм орфографии. Запись словосочетаний С задание 7. с. 19).
Логопед: Запишите словосочетания и укажите в них звуки занятия.
4.Работа на уровне предложения и текста (задание 8. с. 19).
Логопед: Однажды утром Малыш и Карлсон решили немного пошалить: сочинить смешной рассказ о любимой кошке Фрекен Бок - Матильде. Но Карлсон предложил для начала подкрепиться.
Малыш и Карлсон в кухню пришли,
Хотят позавтракать они.
Едва ступили на порог -
А их встречает Фрекен Бок.
Едва лишь двери им открыла -Дает расческу, щетку, мыло... Прочитайте строки стихотворения К.И. Чуковского и вставьте в текст слова (гребешок, душистое, пушистое, порошок).
Да здравствует мыло ... , И полотенце ... , И зубной ... , И густой ....
5.Развитие связной речи (задание 9. с. 20).
Логопед: Справились Малыш и Карлсон с заданием Фрекен Бок и уселись на диванчик сочинять рассказ о кошке Матильде. Давайте к ним присоединимся. Составьте рассказ о кошке по плану.
Логопед выставляет на доску изображение кошки и план рассказа.
У кого была кошка?
Как ее звали?
Какого цвета у нее шерсть?
Какой она породы?
Какого она цвета?
Чем она любит питаться?
Как она любит играть?
Где она спит?
Как ты относишься к кошкам?
iTJ. Итог занятия
Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давайте прочитаем для Малыша, Карлсона и Фрекен Бок получившиеся рассказы.
Два-три ребенка читают свои рассказы. Ученики первого ряда называют слова для Малыша, ученики второго ряда - для Карлсона.
ЗАНЯТИЕ 50
Тема: Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж.
Цели и задачи: познакомить детей с характеристикой звуков 3 - 3' - Ж; учить соотнесению звуков 3 - 3' - Ж с буквами 3 - Ж; учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков, дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах; формировать навыки звукового анализа и синтеза; тренировать в построении словосочетаний и предложений; развивать высшие психические процессы: память, внимание, логическое мышление и восприятие.
Оборудование: двусторонние карточки (на каждого ребенка); буквы 3 - Ж (запись на доске); символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением зайца, жирафа и зебры; карточки со словами в виде
стрекоз, козявок и жуков; карточки с записанными на них словами-«примерами».
Ход занятия J. Оргмомент
1.Развитие памяти (на запоминание 20 секунд).
Логопед: Посмотрите и запомните карточки (6-8 штук,
на цветном фоне карточек изображены картинки). Назовите по памяти цвет фона и картинку, изображенную на карточке.
2.Знакомство с темой занятия.
Логопед: Послушайте и определите, какие из вышеперечисленных звуков похожи по артикуляции? (Звуки 3 - Ж.) Звуки: А, О, К, Б, 3, Ж.
3.Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика изучаемых звуков (задание I.e. 20).
3 - согласный, звонкий, свистящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
3' - согласный, звонкий, мягкий, свистящий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком.
Ж - согласный, звонкий, шипящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
2.Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 20).
Логопед: Прочитайте загадки. Отгадайте их и запишите
отгадки.
Он ходит, голову задрав, Ну-ка, кто он, угадай
Не потому, что важный граф и морковку ему дай.
Не потому, что гордый нрав, (Заяц)
А потому, что он ... (жираф)
3.Дифференциация звуков занятия в слогах (задание 3, с. 20).
Логопед: Заяц и Жираф никогда раньше не виделись, потому что живут очень далеко друг от друга. Им очень понравилось играть вместе. Животные приглашают вас поиграть вместе с ними.
Прочитайте вместе с Жирафом слоги со звуком Ж, а с Зайцем - со звуками 3- 3'.
уз - уз - уж оз - оз - ож
за - жа - за зо - зо - жо
за - зя - жа зы - зи - жи
Логопед обращает внимание детей на то, что звук Ж всегда твердый.
4.Звуковой анализ слов (задание 4. с. 21).
Логопед: Заяц и Жираф решили отправиться к подружке Жирафа - Зебре. Зебра жила в далекой Африке. Путь далек, и мы постараемся немного отвлечься, чтобы не заметить долгой дороги. Зайчик предлагает такую игру. Рассмотрите предметы и поделите их между Жирафом и Зайцем - соедините героев занятия с соответствующими картинками.
Картинки: рожок, корзина, подорожник, желуди, незабудка, ножницы, узел, ваза.
5.Дифференииаиия слов со звуками 3 - Ж.
Логопед: Заяц и Жираф медленно продвигались вперед и заметили на лужайке полосатую лошадку. Посмотрите, это же Зебра. Она так долго ждала жирафа, что решила отправиться ему навстречу. Животные очень рады встрече.
На лужайке очень много красивых насекомых: зеленых козявок, разноцветных стрекоз, желтых жуков. Заяц предложил поймать некоторых из них. Подумайте и скажите, кто кого будет ловить? (Заяц будет ловить разноцветных бабочек, Жираф - жёлтых жуков, а Зебра -зелёных козявок.)
«Поймайте насекомое» - возьмите карточку в виде насекомого и на обратной стороне прочитайте слово, вставив подходящую букву (слова на карточках в виде насекомых записаны таким образом: на жуках - слова с пропущенной буквой Ж, на карточках в виде стрекоз - пропущена буква 3).
Карточки в виде жуков: журавль, животное, пирожное, бумажный, мороженое, жилет, желуди, желток, кружева.
Карточки в виде стрекоз: изба, мерзлота, кузнец, змея, змей, зонт, изгородь.
Карточки в виде козя ок: зима, зелень, зимовье.
Логопед: Найдите ср ди представленных слов родственные. (Зима - зимовье.)
6.Развитие логического мышления.
Логопед: Жирафу оч нь понравилась игра зайца. Он решил предложить друзьям свое любимое занятие. «Решите» задачу Жирафа и запишите отгаданное слово. Укажите наличие звуков 3 - Ж (ра ота с карточками).
ЗЕМЛЯ + Н + ИК + А = ? РОЗА + Г = ?
ЗУБР - Р = ? ЛУК - Л + Ж = ?
ЗУБР - Р + Ы = ? КОСА - С + 3 =?
7.Физминутка.
Логопед: Немного поиграв, животные решили пригласить Зебру пожить у них немного в местном зоопарке. Лошадка согласилась. Все вместе они поспешили в обратный путь. А пока они идут, мы сделаем зарядку.
Дети имитируют движения стрекозы и повторяют текст стихотворения.
Стрекоза
Вот какая стрекоза
-Очень круглые глаза.
Вертится, как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед.
8.Развитие навыков словоизменения глаголов (задание 5, с. 21).
Логопед: Заяц и Жираф привели зебру в зоопарк. Нужно выбрать клетку для нее. Измени слова по образцу. Тогда для нашей зебры подберут самую красивую и большую клетку. Образец: лизать - я лижу.
МАЗАТЬ ХОДИТЬ ЗАКАЗАТЬ
СКАЗАТЬ СКОЛЬЗИТЬ ГРУЗИТ
ВОЗИТЬ НОСИТЬ БРОДИТЬ
ЖУЖЖАТЬ
9. Работа на уровне предложения С задание 6, с. 21-22).
Логопед: Зебра поселилась в новой красивой клетке. Как ей здесь хорошо! Но, погостив немного в зоопарке, лошадка стала все чаще грустить. Как вы думаете, почему? (Она тсковала по родной Африке.)
Прочитайте предложения и закончите их. Тогда зебра вернется домой.
Зоя увидела майского... .
У зайчихи родились пушистые серые... .
На вешалке висит разная... .
Анжела расчесывает волосы перед... .
На клумбе расцвели нежные....
Из лужи выглядывает зеленая..
. Логопед: Запишите предложения и укажите в них звуки занятия.
III. Итог занятия (задание 7, с. 22)
Логопед: Зебра вернулась в Африку, а заяц и жираф по-прежнему остались вместе. Припомните и запишите друзей Зайца и Жирафа из зоопарка.
ЗАНЯТИЕ 51
Тема: Дифференциация звуков С - Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С - Ц; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза; расширять словарь, уточнять понимание семантики слов; закреплять навык словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыки звукового и слогового анализа и синтеза; учить дифференцировать звуки С - Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие и память.
Оборудование: буквы G - Ц (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); картинки с контурным изображением птиц; пособие «Зернышки»; предметные демонстрационные картинки с изображением цапли и аиста; текст рассказа (запись на доске).
Ход занятия I. Оргмомент
1.Работа с многозначными словами.
Логопед: Прочитайте слова, записанные на доске, и объясните их значения.
Слова: коса, лисички, месяц, цвет, цепь.
2.Знакомство с темой занятия через развитие фонематического восприятия.
Логопед: Послушайте еще раз многозначные слова и определите согласные звуки, которые повторяются в них. (Звуки С-Ц.)
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков С-Ц (задание 1.2. с. 22).
Логопед: Произнесите перед зеркалами звуки С-Ц, рассмотрите их артикуляцию. Дайте характеристику звуков.
С - согласный, глухой, твердый, свистящий, простой.
Ц - согласный, глухой, твердый, свистящий, сложный (Т + С).
Логопед: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик?
2.Чтение слоговых таблии (задание 3. с. 22).
Логопед: Прочитай слоги.
СА - СА - ЦА ИС - ИЦ - ИС ЦО - ЦО - СО
СЫ - СЫ - ЦЫ АС - АЦ - АС УС - УЦ - УЦ
3.Развитие фонематического восприятия.
Выделение звуков: - изолированно: Ц, С, С, К, ТЬ, Ц, Ш, Щ, Ц, С, Ц;
в слогах: ЦО, СА, СЫ, УЦ, ШО, ТЕ, ЫЦ, ЫС;
в словах: цепь, собака, солнце, лиса, сцена, косить, циркуль, сидеть.
4.Знакомство с героями занятия (задание 4, с. 23).
Логопед: Запишите названия картинок. Подумайте, почему они здесь нарисованы?
Картинки: аист, цапля.
5.Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птии.
Логопед: У аиста и цапли много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С - Ц. Обведите контурные изображения и назовите этих птиц.
Картинки: скворец, сова, сыч, ласточка, снегирь, сорока, трясогузка, стриж, страус.
Логопед: Что вы заметили? (Во всех названиях птиц звук С).
6.Развитие имений словообразования при помощи суффиксов. Уточнение словаря.
Логопед: Птицы проголодались. Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить? (Лягушек, мошек, червяков, овес, пшеницу, просо...) Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зерна: на них записаны слоги.
Соберите зернышки-слоги и составьте из слогов слова. Запишите их в два столбика (запись на доске): С и Ц.
Слоги: цве, ты, су, дак, ци, фры, куз, нец, мат, рос, па, рус, та, зы, та, ра.
Приблизительный перечень слов: цветы, судак, матрос, кузнец, парус, цифры.
Логопед: Какие зернышки никто не клевал? (Тазы, тара.) Почему? (В них нет звуков занятия.)
7.Закрепление знания названий профессий, обозначающих лии женского пола.
Логопед: Аист и цапля играли в игру. Аист называл слова: сварщик, наладчик, буфетчик... Цапля захотела узнать, как будут называть ее, если она выберет одно из
этих слов? Послушайте слова и образуйте от них имена существительные женского рода.
Слова: сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, летчик.
Логопед: Назовите слова, которые не являются названиями профессий.
8.Развитие логического мышления (задание 5, с. 23).
Логопед: Помогите аисту и цапле. Отгадайте загадки и помогите аисту и цапле правильно записать слова-отгадки.
Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет
Под кустом спасается, Всех детей собирает.
На зуб волку попадается? (Заяц)(Курица)
В ночь ему не спится,
В зеркало глядится. (Месяц)
9.Дифференииаиия С - Ц в словах (задание 6, с. 23).
Логопед: Цапля и аист никак не могут разобраться в словах. Помогите им. Назовите предметы и подпишите под ними букву С (синего или зеленого цвета) или Ц (синего цвета).
Картинки: серьги, цыпленок, индеец, скакалка, огурец, кресло, синица, кактус, сирень.
10.Дифференииаиия С - Ц в тексте.
Логопед: Однажды с цаплей произошла интересная история. Она захотела рассказать об этом. Прочитайте рассказ цапли и замените картинки словами (слова в скобках заменены картинками). Назовите слова со звуками занятия. Скажите, какие слова могла выбрать цапля, а какие - аист?
Птица помогла
У тети Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тетя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень расстроилась. Вдруг видит: идет по (болотце) большая серая (цапля). Подошла (цапля) поближе, сунула длинный (клюв) в воду и достала (кольцо). Тетя Таня была очень рада.
III. Итог занятия
Логопед: Припомните тему занятия.
Назовите из рассказа слова со звуком, для которого подходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой, сложный.
ЗАНЯТИЕ 52
Тема: Дифференциация звуков Ч - Щ.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч - Щ и их сравнительной характеристикой; учить дифференцировать звуки Ч - Щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать логическое мышление; формировать навыки работы с обобщениями, со словами-паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ЧА- ЩА, ЧУ -ЩУ, навыки словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях; развивать зрительную память, внимание и восприятие.
Оборудование: буквы Ч - Щ (запись на доске); символы для обозначения звуков Ч - Щ на письме; зеркала (на каждого ребенка); пособие: «Дремучий лес» (на доске); пособие «Болото»; демонстрационные картинки: Чудовище, Кощей и Змей Горыныч.
Ход занятия /. Оргмомент
1. Развитие логического мышления и слухового восприятия (задание 2, с. 24).
Логопед: Послушайте ряды слов и выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
скрипка, клеши, баян, гармонь (инструмент);
бельчонок, зайчонок, щенок, тигренок (домашнее животное);
зонтик, летчик, домик, бантик (одушевленный предмет);
груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ)',
- нос, глаз, рот, щеки (существительное в форме множественного числа).
2.Знакомство с темой занятия.
Логопед: Назовите «лишние» слова и определите парные шипящие согласные.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
Произнесение звуков Ч - Щи сопоставление артикуля-иии.
Сравнительная характеристика звуков Ч - Щ (задание 1. с. 24).
Ч - согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т+Ш);
Щ - согласный, глухой, только мягкий, простой.
3.Развитие фонематического восприятия.
Выделение звуков:
изолированно: Ч, Ш, Щ, ТЬ, Т, К, Ц, Ч, Щ, Ш, Щ, Ч;
в слогах: ЧА, ЩА, ЩО, АЧ, ЧУ, ЩУ, ЩИ, ЧИ;
в словах: чай, щи, цифра, шить, щит, чей, шутить, щурить, шарить*.
4.Дифференииаиия Ч - Щ в слогах. Знакомство с героем занятия.
Логопед: Живет в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище, Охраняет свое жилище. Пробираться надо всех тише. Сегодня мы отправляемся в страшную и темную пещеру, где живет заколдованное чудовище. Оно держит у себя в подземелье много словечек со звуками Ч - Щ. Их необходимо освободить и узнать, что охраняет чудовище и кто его заколдовал. Итак, в путь! Ни одно путешествие не обходится без приключений и опасных встреч. Вот перед нами первое препятствие - дремучий лес.
Логопед выставляет на доску изображение дремучего леса.
Логопед: Пробираться будем двумя группами: первая группа назовет слоги со звуком Ч, вторая группа - слоги со звуком Щ. Запишите слоги в два столбика (запись на доске) и укажите наличие изучаемых звуков.
5.Работа со словами-паронимами С задание 3. с. 24).
Логопед: Пробираясь по темному лесу, мы набрели на избушку. Эта избушка - волшебная. Все слова, входящие в нее превращаются в другие, с парным согласным.
Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и значению слова каждой пары. Образец: плач -плащ....
ЩЕТКИ ПОМОЧЬ ГОРЯЧИЙ
ЩАДИТ ЩЕЛКА ПЛАЧ
6.Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед: Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото. Дороги дальше нет. Но можно прыгать по кочкам и преодолеть непроходимое болото. (Логопед выставляет на доску пособие «Болото».) Будем двигаться по кочкам-слогам так, чтобы можно было составить из слогов слова. В каждом слове должен быть слог с изучаемой согласной.
Слоги! ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ, ЧА, РО, ЩА, ДА, ЧА, КРИ, ЧУ.
Слова: пища, туча, чугун, чудак, качу, щука, куча, роща, дача, кричу.
7. Физминутка.
Логопед: Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше. Но некоторые из нас немного устали. Предлагаю чуть-чуть передохнуть и сделать гимнастику для пальчиков «Пчелка».
I Села пчелка на цветок, Сжатькулачки, вытянутьуказатель-
1 Пьет она душистый сок. ныепальцывпередивращатьими, затемпопеременноправойилевойрукой.
8.Развитие логического мышления {задание 4. с. 24 ).
Логопед: Мы набрались сил, и теперь можно продолжить путь. Вот перед нами высокие горы. Как же перебраться через них? (На самолете, на вертолете, на ковре-самолете...) Смотрите, какие-то загадочные надписи, похожие на математические примеры! Давайте решим их - может быть, тогда мы сможем перебраться через горы?
Примеры: Света - та + ча; щу + рука - ру; роща - ро + вель. (Свеча, щука, щавель.)
9.Закрепление навыков словообразования существительных при помощи суффиксов (задание 5. с. 24). Логопед: Вы отлично решили все примеры, и перед нами
появился ковер-самолет. Летим! Мы у самого входа в пещеру, где живет чудовище. Вход завален огромным камнем.
Откройте вход в пещеру чудовища - измените слова по образцу. Образец: червяк - червячок.
ЧЕРДАК ЧЕРПА ЧЕСНОК
ЗНАК КУЛАК ЧЕРВЯК
10.Закрепление знаний по теме «Профессии». Обогащение словаря (задание 6. с. 25).
Логопед: Вот мы попали в пещеру чудовища. Впереди огромная комната, посреди которой стоит трон. А на троне сидит Змей Горыныч.
Назовите профессии людей, тогда Змей Горыныч проводит вас к чудовищу. Укажите в словах звуки занятия.
Картинки: врач, учитель, танцовщица, каменщик.
П.Дифференииаиия Ч - Щ в тексте (задание 7. с. 25).
Логопед: Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище. Но мне кажется, что оно не такое уж и страшное. Присмотритесь, и вы заметите грустные глаза. Да ведь это же заколдованный человек!
Вставьте в слова буквы Ч - Щ и перепишите текст. Укажите наличие звуков занятия. Тогда Змей Горыныч исчезнет, и чудовище будет расколдовано.
На даче
На берегу ре...ки стоит да...а. Около да...и берёзовая ро...а. В ро...е поют ...еглы, ...ижи, сини...ки. Весело...ебе...ут пено...ки. На да...е живёт Лено...ка Щукина. У де-во...ки есть ов...арка Чанга. Лено...ка и ...анга вместе гуляют в ро...е. ...анга хорошо умеет искать грибы.
Учащиеся первого класса могут выполнять облегченный вариант задания: вставить в слова буквы Ч - Щ, прочитать текст и выписать слова со звуками занятия.
III. Итог занятия
Логопед: Посмотрите, вы расколдовали чудовище - это царевич. Он долгое время жил в пещере Змея Горыныча и охранял его бесчисленные... (сокровища). Вспомните и назовите слова из рассказа со звуками занятия. Скажите, чем различаются эти звуки, а в чем их сходство?
ЗАНЯТИЕ 53
Тема: Дифференциация звуков Ч - Т' в словах, предложениях и тексте.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч - Т'; учить давать сравнительную характеристику звуков Ч - Т'; развивать навыки фонематического восприятия и фонематического анализа; обогащать словарь; учить составлению и грамматическому оформлению предложений; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; развивать связную речь, навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма; закреплять знание орфографических норм русского языка.
Оборудование: буквы Ч - Т (запись на доске); предметные картинки с изображением детенышей животных и птиц; карточки в виде цветов с записанными на них словами для составления предложений.
Ход занятия I. Оргмомент
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются. (Звуки Ч - Т'.)
мять - мяч ткач - ткать лечи - лети
чёлка - тёлка пугач* - пугать
Логопед объясняет детям значение слова, отмеченного звездочкой.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть
1.Произношение звуков и сравнение их по артикуляиии (задание 1. с. 26).
Ч - согласный, мягкий, глухой. Т' - согласный, мягкий, глухой.
2.Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 26).
Логопед: Раскрасьте утенка и черепашонка. Определите, какие похожие по произношению глухие согласные есть в этих словах?
Картинки: черепашонок и утенок."
Логопед: Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой - утенок?
3.Развитие зрительных ориентировок (задание 3. с. 26-27).
Логопед: Малыши нашли картинки со звуками Ч - Т\ Они хотят с вами поиграть. Рассмотрите предметы и определите, что где находится. Ответьте на вопросы.
Картинки:
очки мяч чайник
бабочка ключ чашка
Что общего между всеми картинками?
Какой предмет лишний, почему?
Где находятся очки?
Что находится под мячом?
Где находится чашка?
Что находится слева от ключа?
Найдите многозначное слово. Объясните его значения.
- Какие предметы можно объединить в одну группу по какому-либо признаку?
4.Развитие зрительной памяти.
Логопед: Запишите названия предметов по памяти (запись на доске) и укажите наличие звуков занятия.
5.Развитие умений словообразования при помощи суффиксов (задание 4, с. 27).
Логопед: Утенок и черепашонок принесли фотографии своих друзей. Припомните детенышей животных и птиц, запишите их названия в два столбика.
У ГАЛКИ-... У ВОЛКА-... У КРОЛИКА-...
У ТИГРА-... У КОРОВЫ-... У АИСТА-...
У БЕЛКИ-... У КОШКИ-...
Картинки: галчонок, волчонок, крольчонок, тигренок, теленок, аистенок, бельчонок, котенок.
6.Развитие логического мышления и словаря (задание 5, с. 27).
Логопед: Однажды черепашонок и утенок захотели отправиться в морское путешествие. Скажите, на чем они могут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход, лайнер...) Вы правильно подобрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что-то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.
Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгаданных слов новое слово. Объясните его значение. Отгадать загадки вам помогут картинки-подсказки.
Отгадайте, это кто? Иголки лежали, лежали
Ходит в костяном пальто? И под стол убежали.
(Черепаха)(Ёжик)
Из железа тучка, На носу ношу я рог
А у тучки - ручка. Называюсь... (носорог)
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Логопед: Какое слово у вас получилось? (Чёлн.)
7.Дифференииаиия Ч -Т' в словах (задание 6. с. 27).
Логопед: Черепашонок и утенок сели в челн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши придумали игру. Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Вставьте в слова пропущенные буквы Ч - Т. Прочитайте получившиеся слова.
...ЕНИЕ ...ЕЦ ПО...ТА ...ЯНУ...КА
П...И...КА ТУ...КА ...ЕЫЬ ПЯТА...ОК
ЛЕ...И...Б ...И...А...Ь СВЕ...А ...ЕАТР
8.Грамматическое оформление словосочетаний и предложений (задание 7. с. 28).
Логопед: Черепашонок и утенок увидели на берегу играющих насекомых и захотели к ним присоединиться. Скажите, кто мог играть на берегу? (Светлячок, паучок, пчела, кузнчик, червячок.) Друзья высадились на берег и побежали к насекомым. Вскоре они подружились. Новые товарищи научили малышей подбирать признаки к словам-предметам.
Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания. Выделите буквы Ч - Т.
ТЕПЛАЯ ЧЕМОДАН
ТЕМНЫЕ КОТЕЛ
ЧУЖОЙ ПЕЧКА
ЧУГУННЫЙ КОТЕНОК
ПЛЕТЕННАЯ БЕЧЕВКА
КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ
Учащиеся первого класса выполняют задание устно.
9.Дифференииаиия звуков Ч — Т' в предложениях и в тесте (задание 8. с. 28).
Логопед: Герои веселились и играли с новыми друзьями целый день. Но пришло время расставаться. Червячок и светлячок решили подарить на прощание черепащонку и утенку свой любимый рассказ, но так торопились записать его, что пропустили некоторые буквы.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ч - Т и прочитайте текст. Перепишите текст, выделяя буквы Ч - Т. Вол...а...а Однажды Вова увидел фильм о вол...а...ах. ...ам у волка были маленькие вол...а...а. Сна...ала роди...ели приносили им пищу. Потом папа волк у...ил своих малышей охо...и...ься. Из этого ин...ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол...а... .
III. Итог занятия
Логопед: Припомните текст. По памяти назовите слова со звуком Т\ со звуком Ч.
ЗАНЯТИЕ 54
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |