Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница15 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Оцениваемые показатели:

Анализ документов содержащих данные о личности несовершеннолетнего
(характеристики с места учебы, результаты бесед с родственниками и с ближайшим окружением и пр.).

Анализ обстоятельств и особенностей поведения несовершеннолетнего.

Система оценки - качественная оценка полученной информации.
С помощью анализа материалов личного дела получают сведения о поведении несовершеннолетнего в различных ситуациях, о динамике развития, о содержательной и структурной стороне ведущих личностных мотивов, проследить процесс формирования мотивационной сферы, ретроспективно восстановить особенности развития.
Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов)
Краткая аннотация. Автор А.Р. Лурия. Методика представляет из себя набор из
10 одно- и двухсложных частотных слов, предъявляемых для запоминания.
Оцениваемые показатели.
Оцениваются: запоминание (скорость, динамика и объем), сохранение и воспроизведение, длительность сохранения информации и устойчивость к интерференции, также отражает особенности произвольного внимания и истощаемости психической деятельности. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Методика Пиктограмма
Краткая аннотация. Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским.
Его описание было дано А.Р. Лурия. Разработка методики пиктограммы принадлежит
С.В. Лонгиновой. Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе.
Оцениваемые показатели.
Используется для оценки доступности опосредующих операций, продуктивности опосредованного запоминания, характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления и способности к обобщению, анализа различных нарушений мышления и памяти. Также позволяет оценить особенности регуляции деятельности, контроль за соблюдением инструкции. При качественном анализе рисуночных образов оценивается также абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика); фактор индивидуальной значимости; фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы); фактор адекватности. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Исключение предметов (4-лишний)
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение аналитико- синтетической деятельности, умения продуцировать обобщения на уровне истинных понятий (по Л.С.Выготскому). Методика представляет собой набор карточек, ранжированных по степени сложности и объединенных в серии. Используются серии
4,5.
Оцениваемые показатели.

ГБУ НСО «ОЦДК»
96
Оцениваются параметры: сформированность мыслительных операций, способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, логическая обоснованность, строгость и четкость формулировок ответов, особенности словесно- логического мышления. Также позволяет оценить особенности обучаемости и способности делать перенос принципа решения задач, а также трудности, возникающие припри выполнении заданий. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Стандартные прогрессивные матрицы Равена
Краткая аннотация. Представляет 60 усложняющихся черно-белых матриц, организованных в 5 серий. Для подростка данного возраста могут быть использованы серии С, D. Используются балльная оценка.
Оцениваемые показатели.
Направлена на исследование особенностей перцептивнологического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Классификация предметов (взрослый вариант от 9 лет).
Краткая аннотация. Метод предложен К. Гольдштейном, видоизменен Л.С.
Выготским и Б.В. Зейгарник. Представляет из себя набор из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.
Оцениваемые показатели.
Оцениваются: особенности процессов абстрагирования и обобщения, понятийный уровень мышления, последовательность умозаключений, критичность и обдуманность действий. Также позволяет оценить особенности памяти, объем и устойчивость внимания, личностные реакции на достижения и неудачи в процессе выполнения задания. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Методика «Шкала ценностей»
Краткая аннотация. Материал представляет 25 карточек с написанными словами, представляющими ценностные понятия.
Оцениваемые показатели.
Используется для выявления ценностных установок, интересов, а также особенностей коммуникации подростка.
Методика «Hand-test» (тест «Рука»)
Краткая аннотация. Модификация Т.Н. Курбатовой. Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки.
Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Оцениваемые показатели.

ГБУ НСО «ОЦДК»
97
Оцениваются реакции подростка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ним и сверстниками, ведущие мотивы, отношения и ценности, аффективные конфликты и их сфера, способы разрешения конфликтов, индивидуальные особенности эмоциональных переживаний
(импульсивность и самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость), самооценка. С помощью механизмов идентификации и проекции выявляются глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и те сферы нарушенных межличностных отношений, которые могут в значительной степени влиять на поведение подростка и учебный процесс.
Рисуночные тесты
Краткая аннотация. Свободный рисунок. Среди них возможны к использованию: Рисунок человека, Автопортрет, Моя семья.
Оцениваемые показатели.
Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребенка, его социальной адаптации, фона настроения.
«РАТ» - рисованный апперцептивный тест.
Краткая аннотация. Методика предложена Л.Н. Собчик. РАТ — это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г.
Мюррея, предназначенный для изучения личностных проблем подростка. Стимульный материал методики представлен 8-ю контурными рисунками, на которых изображены
2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная.
Оцениваемые показатели.
Позволяет предположить вероятностный прогноз проявления агрессивных реакций.
Оценивается: наличие и особенности доминантных и агрессивных аттитюдов, наличие аттитюдов социального сотрудничества и зависимости, выявление активной или пассивной личностной позиции, общий уровень психической активности, анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка, по категориям:
Активность;
Пассивность;
Тревожность;
Агрессивность;
Директивность;
Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность
(ущербность).
Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)
Краткая аннотация. Автор Собчик Л. Н. Методика представляет собой 61 вопрос. Система оценки представлена в бальной шкале.
Оцениваемые показатели.
Методика позволяет дать количественные оценки выраженности индивидуально- типологических свойств личности: экстраверсия- интроверсия, тревожность- агрессивность, спонтанность-санзитивность, ригидность- эмотивность. Также есть дополнительные шкалы лжи и аггравации. Оценивание показателей методики по 8 шкалам осуществляется также на основе 4 уровней: пределы нормы, акцентуированные

ГБУ НСО «ОЦДК»
98 черты, дезадаптация, гипоэмотивность и плохое самопонимание.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Краткая аннотация. Автор Орел А.Н. Методика представляет собой 98 утверждений. Система оценки представлена в бальной шкале.
Оцениваемые показатели.
Методика позволяет оценить склонности подростка к преодолению норм и правил, к аддиктивному (зависимому) поведению, к самоповреждающему поведению, к агрессии и насилию, к делинквентному поведению, а так же оценить уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
Методические средства для оценки состояния компонентов
речевого развития ребенка среднего школьного возраста (от 11 до
15 лет)
Обследование письменной речи
В обследование письменной речи входят письмо и письменная речь
(продуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как правило, оба, последовательно или параллельно, поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности.
Методика обследования письма
Краткая аннотация. Нарушение письма у детей — это особые специфические затруднения, имеющие системный устойчивый характер и обусловленные либо системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, либо несформированностью других психических функций.
В исследованиях Г.В. Чиркиной отмечается, что недостаточное усвоение навыков письма может быть детерминировано не только речевыми нарушениями, но и другими факторами, как, например, нерегулярностью школьного обучения (из-за частых болезней, переездов и по другим причинам), педагогической запущенностью, нарушениями поведения, двуязычием, сниженными слухом, зрением, интеллектом и т.д.
Оцениваются следующие показатели:

ошибки звукового состава слова;

лексико-грамматические ошибки;

графические ошибки;

ошибки на правила правописания с учетом класса обучения в соответствии с
ФГОС.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Для детей с ограничением двигательной функции рук можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки или работа с интерфейсом ПК. В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются наиболее наглядно.

ГБУ НСО «ОЦДК»
99
Методика обследования чтения
Краткая аннотация. Нарушения чтения (дислексия) имеет достаточно широкое распространение среди подростков. По международным данным около 10% населения земли страдает дислексией в той или иной степени выраженности. Дислексия может выступать в качестве ведущего фактора неуспешности обучения в основной и средней школе. Причины нарушений чтения можно определить, понимая сущность самого процесса чтения, которое в настоящее время рассматривается с психофизиологических, психологических и психолингвистических позиций.
Отмеченные причины сказываются на качественной характеристике основных компонентов технической и смысловой сторон чтения: способе, правильности, выразительности, скорости и понимании. Неполноценное усвоение навыка чтения также может быть связано с неверным выбором методики обучения, не учитывающей индивидуальные особенности детей.
Г.В. Чиркина отмечает, что компоненты чтения могут нарушаться либо по отдельности, либо в совокупности, составляя при этом различные комбинации.
Объектом внимания логопеда должны стать все трудности и отклонения формирования компонентов чтения, но при анализе симптоматики нарушений необходимо четко дифференцировать причины, лежащие в их основе.
Оцениваются следующие показатели:

особенности способа чтения (непродуктивное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов);

правильность чтения (характер ошибок - замены букв по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры, грамматические ошибки, как показатель несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений);

выразительность чтения (паузы, интонация, логическое и психологическое ударения, громкость и внятность);

понимание смысла прочитанного.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Методика обследования уровня сформированности текстовой
компетенции
Краткая аннотация. В младшем подростковом возрасте активно формируются предпосылки текстовой компетенции и в аспекте понимания текстов, и в аспекте их продуцирования. Навыки текстовой компетенции относятся к метапредметной области освоения и обеспечивают успешность обучения и социализации подростков.
Виды работы:

Пересказ описательного текста и/или ответы на вопросы

Пересказ повествовательного текста и/или ответы на вопросы

Сокращение (компрессия) текста

Соотнесения текста и картинки или объекта.
Оцениваются следующие показатели:

сформированность текста как лингвистической структуры;

грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и

ГБУ НСО «ОЦДК»
100 потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта;

звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);

темп говорения;

особенности голосоподачи и голосоведения;

паралингвистические средства: выразительность, паузация, интонация.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Методика с использованием картинок не может применяться для детей с тяжелыми нарушениями зрения
(тотальная слепота, выраженная степень слабовидения),
В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников с тяжелой речевой патологией и/или интеллектуальной недостаточностью, в процедуру включаются задания, аналогичные тем, которые предъявляются младшим школьникам: рассказы с опорой на картинку или серии картинок.
Методика обследования лексико-грамматического строя
Краткая аннотация. Методика обследования лексико-грамматического строя речи используется в лексико-грамматическом оформлении текстов в устной или письменной форме. Методика обследования лексико-грамматической стороны речи описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей.
Оцениваются следующие показатели:

грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи
(употребление и понимание);

степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

характер грамматических ошибок;

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

соотношение лексики, относящееся к различным морфологическим категориям;

характер парадигматических и синтагматических связей;

способы актуализации лексики.

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам;

звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

ГБУ НСО «ОЦДК»
101
Обследование звуковой стороны речи
Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи предполагает, в том числе, исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия. Эти недостатки могут носить самостоятельный характер или обуславливать неуспешность освоения метапредметных навыков чтения и письма.
В результате ребенок становится неуспевающим по всем предметам учебного цикла.
Оцениваются следующие показатели:

уровень сформированности звукопроизношения;

уровень сформированности фонематического восприятия и, в частности, фонематического слуха;

характер ошибок;

степень выраженности недостаточности.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей