Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обществознанию. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по обществознанию


НазваниеМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по обществознанию
АнкорМетодические рекомендации по обществознанию.pdf
Дата24.01.2017
Размер0.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_obschestvoznaniyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#7190
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
– на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц.
Пример 3
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики человека
ПОНЯТИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ

Отдельно взятый представитель человеческого рода
Личность
Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении
Ответ: ___________________________.
Можно предложить следующий алгоритм выполнения подобных заданий:
1)
выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить (обратите внимание на название таблицы и отдельных столбцов);
2)
проанализировать полностью заполненную строку таблицы;
3)
выявить в условии существенные признаки / характеристику искомого понятия;
4)
привлечь соответствующие контекстные обществоведческие знания.
Целесообразно обратить внимание обучающихся на то, что при самопроверке правильности выполнения задания следует следить за тем, слово или словосочетание требовалось записать в задании. В случае, если требовалось записать слово, а получилось словосочетание (и наоборот), следует ещё раз проверить ответ, подумать, какие синонимы приведённого обучающимся термина существуют.
Обращаем также внимание на самую распространённую ошибку при выполнении заданий этого типа (независимо от проверяемого содержания): отвечающий записывает в ответе слово (или производное от него), которое уже упомянуто в условии задания. Например, в нашем примере в качестве верного не могут быть засчитаны ответы «человек», «личность»;
– на соотнесение видовых понятий с родовым понятием (термином), выделяя
обобщающее понятие.
Пример 4
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) судебный прецедент;2) правовой обычай;3) конституция;4) форма (источник) права;
5) закон.
Ответ:

17
Формат подобных заданий предполагает список из пяти понятий (позиций), одно из которых является обобщающим для четырёх других. Требование задания связано с поиском этого понятия и записью цифры, под которой оно указано.
Как выполнять подобные задания? Прежде всего внимательно проанализируем перечень и определим область обществоведческого знания. Очевидно, что в приведённом примере речь идёт о формах (источниках) права. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, получаем правильный ответ – 4;
на классификацию объектов, выделяя в ряду однородной социальной информации
лишнее звено.
Пример 5
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение;2) ощущение;3) суждение; 4) выдвижение гипотезы;5) проведение
эксперимента;6) эмпирическое описание.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Формат подобных заданий предполагает ряд из шести терминов, два из которых являются лишними («выпадают» из общего ряда). Требование задания связано с поиском этих
«лишних» элементов и записью цифр, под которыми они указаны, в таблицу ответов.
Как выполнять подобные задания?
Прежде всего следует уяснить смысл родового понятия (термина). В нашем примере речь идёт о методах научного познания мира. Следовательно, анализируя предложенный ряд, мы ищем термины, связанные с различными методами научного познания. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, вспомнив его сущностные характеристики, мы приходим к выводу, что наблюдение (1), выдвижение гипотез (4), проведение эксперимента (5), эмпирическое описание (6) являются методами научного познания, а ощущение (2) и суждение (3) относятся к формам познавательной деятельности.
Порядок записи цифр ответа в данном задании принципиального значения не имеет: будет засчитан как правильный и ответ 23, и ответ 32, однако для самопроверки обучающимся удобнее записывать цифры ответа в порядке возрастания. Цифры в ответе не следует разделять занятыми или другими символами.
Группа 3
Участники экзамена с результатами 60–71 т.б. продемонстрировали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса. В дополнение к освоенному представителями предыдущей группы они характеризуют с научных позиций: общественный прогресс; различные типы обществ; факторы производства; налоги и их виды; виды инфляции; виды безработицы; экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста; социальную стратификацию и социальную мобильность; социальный контроль; государство; политическую систему; типологию политических режимов; политическое участие; понятие и виды юридической ответственности; конституционные основы государства (правовое государство, социальное государство); основные понятия трудового, гражданского, уголовного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального права; правоохранительные органы; судебную систему.

18
Обучающиеся этой группы анализируют актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, и устанавливают соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями: соотносят видовые понятия с родовым, выделяя обобщающее понятие; классифицируют объекты по заданным основаниям; выделяют в ряду однородной социальной информации лишнее звено; осуществляют выбор необходимых позиций из предложенного списка; выявляют структурные элементы понятий с помощью таблицы; характеризуют (объясняют/конкретизируют) отдельные положения неадаптированных оригинальных текстов на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания; используют информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулируют и аргументируют оценочные, прогностические и иные суждений, связанных с проблематикой текста (третье и четвёртое задания к тексту); применяютсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач повышенного и высокого уровней сложности по актуальным социальным проблемам.
По сравнению с предыдущей группой экзаменуемых, они более успешны в овладении умением извлекать информацию из текста: уже 80,7% извлекают из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде (первое задание к тексту), и получают за это максимальный балл, а 54,8% не только находят информацию, представленную в явном виде, но и применяют её в заданном контексте (второе задание к тексту). Однако можно сказать, что и для этой группы сохраняется проблема перехода от репродуктивного уровня деятельности к преобразующему.
Отметим, что эта группа демонстрирует знание основных терминов и понятий правового блока. Они в целом успешно выполняют задание, проверяющее содержание глав
1 и 2 Конституции РФ (некоторые сложности возникали при раскрытии светского характера государства). Учитывая формализованный характер этой области знания, можно говорить о том, что обучающиеся с хорошим уровнем подготовки весьма серьёзно относятся к изучению обществоведческого курса. Возможно также, что они при своей подготовке делали акцент именно на правовые вопросы.
Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при подготовке акцентировать внимание этой группы обучающихся на следующих вопросах курса.
«Факторы производства и факторные доходы»:факторы производства и соответствующие им факторные доходы, ограниченность каждого из факторов.
«Постоянные и переменные затраты»: постоянные и переменные издержки, их виды.
«Финансовые институты. Банковская система»: функции центрального банка, коммерческие банки, другие финансовые организации.
«Основные источники финансирования бизнеса»: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса.
«Ценные бумаги»: инвестиции, виды ценных бумаг, фондовый рынок. (Советуем
в учебном процессе использовать непосредственно текст статей 142 и 143 Гражданского
кодекса РФ, часть первая.)
«Виды, причины и последствия инфляции»: виды инфляции в зависимости от причин
(инфляция спроса и инфляция затрат); виды инфляции, выделяемые в зависимости от размера
(ползучая, галопирующая, гиперинфляция).
«Политическая элита»:понятие, факторы формирования элиты, типы и функции политической элиты.
«Политический процесс»:сущность, субъекты и этапы политического процесса, типы политических процессов.
«Политическое лидерство»:сущность и типология политического лидерства, функции политического лидера.

19
«Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности»: виды и формы юридических лиц. (Советуем в учебном процессе
использовать непосредственно текст статьи 50 Гражданского кодекса РФ, часть первая.)
«Гражданство Российской Федерации»: понятие гражданства, принципы гражданства
РФ, приобретение гражданства РФ в общем порядке, прекращение гражданства РФ.
(Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статьи 13
Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».)
Рекомендуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание на задание
на дифференциацию в социальной информации фактов, оценочных суждений и
теоретических утверждений.
В экзаменационной работе предлагается небольшой текст, состоящий из пяти предложений. Требуется определить, какие положения имеют фактический характер, какие – характер оценочных суждений или теоретических утверждений.
Пример 6
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В исследовании приняли участие совершеннолетние граждане страны Z. (Б) Им задавались вопросы об отношении к уплате налогов. (В) Налоги представляют собой платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. (Г) К сожалению, почти треть опрошенных утверждали, что готовы использовать любую возможность, чтобы уклониться от уплаты налогов. (Д) Граждане страны Z крайне безответственно относятся к будущему своего государства и общества.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
Для успешного выполнения подобных заданий необходимо различать социальный факт, теоретическое утверждение и оценочное суждение. Социальным фактом называют действительное, реальное событие (которое можно локализовать во времени и пространстве), явление, существующее положение дел. В более широком смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Субъект социального познания формирует собственное отношение к изучаемому объекту, высказывает различные мнения, оценки. Оценочные суждения, юмеющие субъективный характер, могут содержать не только положительное или отрицательное отношение к объекту познания, но и разного рода предположения о свойствах и тенденциях его изменения, прогнозы, скептическое отношение к ранее полученным знаниям об объекте и т.п. Теоретическое утверждение имеет высокую степень обобщения и фиксирует элементы теоретического научного знания, например: сущностные признаки понятий, явлений, процессов; их связи; закономерности развития.
Советуем соблюдать следующие правила выполнения подобных заданий.
1. Внимательно прочитайте текст полностью, осмыслите его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.

20 2. Последовательно анализируйте каждое положение текста, соотнося его с имеющимися знаниями о фактах, оценках и теоретических утверждениях.
3. Прочтите текст ещё раз и проверьте себя.
Вернёмся к нашему примеру. Положения А и Б отражают факты, имевшие место события: граждане принимали участие в исследовании, им задавали определённый вопрос.
Положение В по сути содержит определение понятие налога. Оно может быть отнесено к теоретическим утверждениям. Положения Г и Д имеют характер оценочных суждений: каждое из них выражает отношение автора текста к затронутой проблеме: он сожалеет о том, что почти треть опрошенных утверждали, что готовы использовать любую возможность, чтобы уклониться от уплаты налогов (суждение Г), и оценивает поведение граждан страны Z как безответственное (суждение Д).
Группа 4
Участники экзамена с результатами выше 71 т.б. демонстрируют знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. По сравнению с предыдущей группой участников отмечается «прорыв» в освоении экономической составляющей курса, а также в знании организации государственной власти в РФ. Они характеризуют с научных позиций: факторные доходы, постоянные и переменные издержки, основные источники финансирования бизнеса, финансовые институты, функции центрального банка и коммерческих банков, ценные бумаги, последствия инфляции, политический процесс, типы политического лидерства, органы государственной власти РФ, федеративное устройство РФ; институт российского гражданства, права и обязанности налогоплательщика.
Отметим, что только эта группа участников экзамена успешно выполнила задание на дифференцирование в социальной информации фактов, мнений, теоретических утверждений
(64,4% выпускников этой группы получили максимальный балл за его выполнение).
Кроме того, экзаменуемые с высокими результатами продемонстрировали умения объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов; раскрывать на примерахизученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач высокого уровня сложности по актуальным социальным проблемам; формулировать, аргументировать и иллюстрировать примерами собственное мнение при выполнении альтернативного задания.
Однако и в подготовке данной группы обучающихся имеются определенные недостатки. Рекомендуем акцентировать внимание на следующих содержательных позициях.
«Мировая экономика»: понятие мировой экономики, международное разделение труда, международная торговля и её регулирование, глобальные экономические проблемы.
«Законотворческий процесс»: правотворчество и законотворчество, стадии законотворческого процесса в РФ.
«Законодательство Российской Федерации о выборах».
«Особенности административной юрисдикции».(Советуем в учебном процессе использовать
непосредственно тексты глав 2–4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.)
«Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты»: экологические права и обязанности граждан, объекты охраны окружающей среды, способы защиты гражданами своих экологических прав, экологические правонарушения, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
«Международное право»: международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
«Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба»: в чём заключается воинская обязанность; обязанности призывника; отсрочка от призыва; освобождение от службы в армии; понятие, срок АГС; основания замены военной службы по призыву АГС.

21
В работе с потенциальными высокобалльниками следует акцентировать внимание на
заданиях, требующих составления сложного плана ответа по заданной теме.
На максимальный балл это задание выполняют в среднем около трети высокобалльников.
Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. С его помощью проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определённой темы курса в единстве её различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете, осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
Напомним, что план – чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо чётко уяснить сущность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа.
Выполнение этого задания предполагает:
1) выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
2) продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
3) составление сложного плана, т.е. детализация в подпунктах не менее двух пунктов плана.
Очень важно следить за тем, чтобы план соответствовал заданной теме и позволял содержательно её раскрыть. Например, тема «Роль политической системы в жизни общества» не может быть раскрыта без указания структурных элементов и функций политической системы, типологии политических систем. Именно эти три пункта плана целесообразно детализировать в подпунктах (дробная структура содержания этих аспектов даёт такую возможность). Не рекомендуем формировать для ответа на экзамене заготовки универсального плана «на все случаи жизни» (понятие, недостатки/достоинства, прошлое/будущее политической системы и т.п.). В систему оценивания этого задания внесено следующее положение: «Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». Любой план должен отражать специфику темы.
В качестве тренировки умения составлять план можно предложить обучающимся составление сложного плана параграфов учебника, а также составление плана изученного материала по конкретной теме при повторении, закреплении и систематизации знаний.
Для того чтобы получить верное представление об актуальной экзаменационной модели, советуем внимательно изучить кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету.
Каждый год эти документы обновляются, поэтому рекомендуем ознакомиться с документами текущего учебного года (www.fipi.ru или ege.edu.ru).
Рекомендуем в начале учебного года провести стартовую диагностику образовательных достижений обучающихся. Это поможет каждому из них оценить уровень своей подготовки, наличие пробелов и построить индивидуальную траекторию подготовки, а учителю – дифференцировать обучающихся по уровню подготовки и в соответствии с этим скорректировать траекторию обучения каждого. Можно использовать для стартовой диагностики демонстрационный вариант КИМ. Советуем также систематически проводить

22
рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.
Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение обществоведческого курса и повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года. Подобная практика не позволит в должной мере формировать и систематизировать знания, развивать необходимые умения.
Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ эффективно лишь на завершающей стадии подготовки к экзамену, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы, проведена тренировка выполнения конкретных моделей заданий. На завершающем этапе выполнение типовых вариантов позволяет отработать темп выполнения работы, форматы записи ответов, закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.
Советуем вместе с учениками проанализировать кодификатор проверяемых элементов содержания, результатом этой работы должны стать индивидуальные планы учеников по подготовке к экзамену. Работу можно организовать следующим образом: каждый выпускник приходит на занятие с распечатанным фрагментом кодификатора «Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию». Затем нужно отметить те разделы, которые уже изучены в 10 классе (для одиннадцатиклассников), и попросить отметить каждого выпускника, что, по его мнению, он помнит из пройденного или нет (проставив соответственно «+» или «–» около соответствующей позиции кодификатора). Затем по мере изучения курса в течение учебного года нужно отмечать уже пройденные на уроках темы/позиции. Такая деятельность вместе с систематическими диагностическими работами позволит выявить направления подготовки и оценить результаты работы по ликвидации «пробелов», а также облегчить контроль как со стороны учителя, так и со стороны родителей (которые могут в любой момент проверить знание того, что уже отмечено как пройденный материал).
На что следует обратить внимание в методике преподавания курса и подготовки к экзамену?
Анализ результатов показывает, что наибольшее затруднение у выпускников вызывают задания, проверяющие умения раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (в экзаменационной модели 2016 г. задания 23, 26, критерий К3 задания 29); объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
(в экзаменационной модели 2016 г. задание 24, критерий К2 задания 29), а также
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (в экзаменационной модели 2016 г. задание 28).
Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.
Предполагаем, что при объяснении нового материала важно акцентировать внимание на логике его предъявления, т.е. представлять школьникам план изложения. Нельзя пренебрегать работой с текстом учебников (из перечня рекомендуемых Минобрнауки России). Чтение учебного текста, ответы на вопросы, понимание того, какие положения/позиции/идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы – всё это будет способствовать развитию

23
комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
В дополнение ко всему предложенному выше обращаем внимание на некоторые общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным при подготовке к выполнению заданий части 2 экзаменационной работы.
Важно акцентировать внимание обучающихся на том, что прежде всего необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обращать внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, причины, аргументы, примеры и т.п., но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). В связи с этим подчеркнём необходимость ознакомления выпускников с критериями оценивания заданий демонстрационного варианта КИМ.
Некоторые задания с развёрнутым ответом (в экзаменационной модели 2016 г. задания 25, 28 и 29) оцениваются на основе универсальных критериев. В эти критерии заложены определенные требования к качеству выполнения задания, которые участникам экзамена, планирующим получить высокий результат, целесообразно понимать и уметь реализовывать.
Рассмотрим два типа заданий высокого уровня сложности, проверяемых в соответствии с универсальными критериями.
Задание на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания
в свободно конструируемом фрагменте текста
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию об общественном явлении, обобщённом в данном понятии, предъявлялись в экзаменационной работе на позиции 32 3
. Выполнение заданий этого типа требует знания основных признаков указанного в задании понятия, но проверяемое умение имеет уже иной характер: участники экзамена должны правильно использовать понятие в самостоятельно сформулированных суждениях по заданным аспектам. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки учащихся: 1) определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия; 2) использование понятия в правильном контексте (взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность).
Пример 7
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.
Итак, внимательно прочитаем задание, обращая внимание на его требование. Что нужно сделать? Во-первых, раскрыть смысл понятия; во-вторых, составить два предложения, каждое из которых раскрывает какой-либо из аспектов понятия (социального явления).
Следовательно, правильный ответ должен содержать данное в любом количестве предложений объяснение смысла понятия и ещё два предложения. Обратим внимание на то, что требуется привести именно предложения, раскрывающие заданные аспекты понятия (не отдельные термины, фрагменты фраз, схемы и т.п.). Это универсальное требование всех заданий данной линии.
3
В экзаменационной модели 2016 г. задание 25.

24
Раскрыть смысл – значит привести сущностные характеристики заданного социального явления (понятия). Более упрощённое понимание предполагает, что нужно дать определение соответствующего понятия. Но задание не требует точного воспроизведения определения того или иного понятия, тем более что существуют сотни определений ключевых понятий обществоведческого курса. Подчёркнем, что раскрытие смысла участник экзамена может производить в наиболее удобной для него форме в любом количестве предложений.
Вернёмся к нашему примеру. Что такое познание? Приведём ответ одного экзаменуемого: «это вид деятельности, связанный с отражением действительности, получением информации, постижением новых фактов, явлений, законов действительности».
Этот ответ свидетельствует о понимании выпускником смысла понятия (процесса) познания.
Другой ответ: «это деятельность человека». Этот ответ не может быть засчитан в качестве правильного, поскольку он не соответствует требованию задания, т.е. не раскрывает сущности познания, его отличия от других видов деятельности. По тем же соображениям нельзя засчитать в качестве верного, например, такой ответ: «познание – это знания человека о чём- то новом».
Обращаем внимание на то, что раскрытие смысла является ключевым элементом полного правильного выполнения задания этого типа: если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа, то ответ оценивается 0 баллов. Это означает, что если выпускник не раскрыл смысл или сделал это неправильно, то даже при наличии двух других верных предложений он получит 0 баллов.
Требования к двум другим предложениям заложены в условии задания: самое главное здесь – составить предложения именно по заданным аспектам. Например, первое предложение должно быть именно о методах эмпирического познания, а не об особенностях эмпирического познания или научного познания вообще. Соответственно, второе предложение должно раскрывать сущность рационального познания, а не чувственного.
В рассмотренном примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о методах эмпирического познания, опирающейся на знания курса, например: К методам эмпирического познания относят наблюдение, эксперимент, измерение, эмпирическое описание и др.
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о методах эмпирического познания.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность рационального познания, например: Рациональное познание направлено на выявление существенных признаков, связей объектов, явлений, процессов, закономерностей, законов.
(Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность рационального познания.)
Альтернативное задание, требующее написания мини-сочиниения
Темами мини-сочинения выступают высказывания учёных, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего времени. Имена ряда из них, а подчас и некоторые факты биографии, могут быть знакомы обучающимся из курсов истории, литературы, обществознания, из внеучебных источников информации. Каждое из высказываний условно отнесено к одной из социально-гуманитарных наук, но раскрытие темы в контексте именно этой науки не требуется: участник экзамена может выбрать контекст из любой науки или нескольких наук.

25
Критерии оценивания мини-сочинения не требуют знания биографии авторов высказываний, а также раскрытия предмета и объекта исследования выбранной социально- гуманитарной науки (например, не надо писать «социология/политология/экономика – это наука о…»).
Тренировку в написании мини-сочинения целесообразно начать с ознакомления с заданием и вычленения требований.
Пример 8
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Таким образом выявляются следующие требования к структуре ответа: раскрытие смысла высказывания, раскрытие поставленной автором проблемы на теоретическом уровне и конкретизация теоретических положений примерами (не менее двух примеров из разных источников).
Затем следует ознакомиться с универсальными критериями оценивания мини- сочинения.
Раскрытие смысла высказывания (объяснение смысла приведённого высказывания своими словами). Обратим внимание на то, что среди критериев, по которым оценивается выполнение задания этого типа, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не понял (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутой темы) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
Характер и уровень теоретической аргументации. Теоретическое раскрытие поставленной автором высказывания проблемы участники экзамена нередко сводят к определению ключевых понятий темы, не приводя развёрнутых взаимосвязанных суждений теоретического характера, т.е. по сути не проводя рассуждений. Различение этих двух уровней раскрытия проблемы служит основой для балльной дифференциации оценки. Для получения максимального балла по этому критерию следует не только раскрывать соответствующие понятия, но и приводить теоретические положения, делать выводы.
К полному раскрытию вопроса на теоретическом уровне в первую очередь следует отнести: использование научных понятий определённой области (или областей) обществознания; формулирование утверждений и выводов; приведение принципов и подходов; системно- логическое обоснование своей позиции; раскрытие причинно-следственных, функциональных, иерархических связей и отношений.
Следует обращать внимание обучающихся на то, что наличие в ответе ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов).
Качество фактической аргументации. Подчеркнём, что для получения максимального балла по этому критерию необходимо, чтобы были приведены не менее двух фактов/ примеров, взятых из различных источников. Фактическая сторона ответа предполагает демонстрацию конкретных проявлений установленных связей и отношений, а также использование примеров, иллюстрирующих отдельные положения и выводы. Могут быть использованы сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Ежегодно

26
наблюдается значительное количество экзаменационных работ, где в качестве примера используется только опора на личный социальный опыт и житейские представления. Такие примеры, приведённые в контексте поставленной проблемы, также оцениваются 1 баллом.
Целесообразно акцентировать внимание учеников на том, что аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. Важно, чтобы фактическая и теоретическая составляющие ответа находились в органической взаимосвязи.
Экзаменационная модель в 2016 г. (при сохранении всего объёма проверяемого содержания) продолжает совершенствоваться в направлении оптимизации структуры экзаменационной работы:
– логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой второй части: задания ориентированы на проверку определённых умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания;
– из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; в результате перегруппировки заданий различных типов общее количество заданий части 1 сократилось на 7 заданий; соответственно, общее количество заданий – 29.
В структуре части 2 изменений нет.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился (62).
Задания части 2 КИМ 2016 г. условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена тремя понятийными заданиями базового уровня (задания
1–3), которые нацеливают на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Эти задания
(на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне; на соотнесение видовых понятий с родовыми) на протяжении ряда лет используются в экзаменационной работе по обществознанию, их формат не вызывает затруднений у большинства выпускников, поэтому рекомендации по подготовке к выполнению заданий 1–3 сводятся к необходимости повторению ключевых понятий обществоведческого курса, их признаков/черт/характеристик, функций различных социальных институтов.
Вторая группа (задания 4–18) включает в себя задания базового и повышенного уровней сложности, направленные на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек
и общество», включая, познание и духовную культуру (задания 4–6); «Экономика» (задания 7–
10); «Социальные отношения» (задания 11, 12); «Политика» (задания 13–15); «Право»
(задания 16-18). Типы заданий этой группы также хорошо знакомы школьникам и учителям:

27
это задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов и на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
Обратим внимание, что, как и в предыдущие годы, количество правильных ответов на задания с множественным выбором не фиксировано.
Планируется, что задание 14 (на установление соответствия) во всех вариантах проверяет позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, а задание 16
(с множественным выбором) – знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания). Следовательно, требуется акцентировать внимание обучающихся на соответствующих главах Конституции
РФ.
Третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня сложности
(19 и 20), которые направлены на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). Задания этих типов также традиционно используются в экзаменационной работе (это задания на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений и на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту).
Итак, структура экзаменационной работы 2016 г. будет оптимизирована за счёт перераспределения и перегруппировки в части 1 заданий различных типов, традиционно используемых в КИМ ЕГЭ по обществознанию. Новые типы заданий в 2016 г. в КИМ ЕГЭ не используются.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г.;

Открытый банк заданий ЕГЭ;

учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

методические рекомендации прошлых лет.

28
Приложение
Основные характеристики экзаменационной работы ЕГЭ 2015 г. по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Анализ надёжности экзаменационных вариантов по обществознанию подтверждает, что качество разработанных КИМ соответствует требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам учебных достижений. Средняя надёжность (коэффициент альфа
Кронбаха)
4
КИМ по обществознанию – 0,91.

Проверяемые элементы содержания
Коды проверя- емых элементов содержания
Коды прове- ряемых требо- ваний
5
Уровень сложности задания
Макс. балл за выпол- нение задания
Средний процент выполне ния
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей