Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка НПР. Методические рекомендации по подготовке квалификационной работы по эпидемиологии для врачей-интернов и слушателей циклов усовершенствования и переподготовки по специальности Эпидемиология


НазваниеМетодические рекомендации по подготовке квалификационной работы по эпидемиологии для врачей-интернов и слушателей циклов усовершенствования и переподготовки по специальности Эпидемиология
АнкорМетодичка НПР.doc
Дата07.10.2017
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка НПР.doc
ТипМетодические рекомендации
#27032
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2



Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ М.М.СЕЧЕНОВА

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭПИДЕМИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ

для врачей-интернов и слушателей циклов усовершенствования

и переподготовки по специальности «Эпидемиология»

МОСКВА - 2006

Настоящие методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры эпидемиологии МПФ ППО ММА им. И.М.Сеченова, к.м.н. Симоновой Е.Г. под редакцией заведующего кафедрой эпидемиологии МПФ ППО ММА им. И.М.Сеченова академика РАМН, профессора Б.Л.Черкасского.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной категории специалистов в рамках образовательного Стандарта высшего послевузовского образования по специальности «Эпидемиология».

Утверждены учебно-методическим объединением по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию РФ и рекомендованы для использования в качестве методических материалов на этапе последипломного образования специалистов медико-профилактического профиля.

Настоящие методические рекомендации предназначены для врачей, обучающихся по специальности «Эпидемиология» на циклах усовершенствования и переподготовки, а также врачей-интернов.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение ……………………………………………………… …………………………………………. 4

Этапы подготовки квалификационной работы ………………………………………….…….. 5

2.1.Выбор темы ………………………………………………………………………………………… 5

2.1.1.Принципы выбора темы ……………………………………………………………………… 5

2.1.2.Цель и задачи исследования ………………………………………………………………… 6

2.2.Составление рабочего плана ……………………………………………………………….... 6

2.3.Сбор материала ……………………………………………………………………………….….. 8

2.3.1.Работа с литературой ………………………………………………………………………..... 8

2.3.2.Выбор объектов и методов исследования ………………………. …………………………8

2.3.3.Сбор и анализ фактического материала ………………………………………………... 9

2.4.Изложение результатов исследования ……………………………. ………………………… 9

2.5.Заключение. Выводы. Практические рекомендации ……………………………………. 10

Требования к техническому оформлению работы …………………………………….…… 10

3.1.Использование табличного материала ……………………………………………..……... 10

3.2.Использование графического материала ………………………….. ……………………..12

3.3.Формирование списка литературы ………………………………… ………………………..15

3.4.Оформление работы в виде статьи ………………………………………………………..… 16

Подготовка и участие в научно-практической конференции …………………………….... 16

Приложения …………………………………………………………………………………………….... 18

5.1.Титульный лист работы …………………………………………………………………….……... 18

5.2.Примерный перечень тем квалификационных работ …………….. …………………. 19

6. Рекомендуемая литература ……………………………..…………………………………….. 20

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность врача-эпидемиолога, несмотря на все ее многообразие, подчинена главной цели – управлению эпидемическим процессом (УЭП). Под УЭП понимают целенаправленное воздействие на эпидемический процесс с целью его предупреждения, ограничения или ликвидации. Результативность, эффективность и качество данной деятельности эпидемиолога определяется многими факторами, среди которых главное место принадлежит компетентности врача-эпидемиолога. Компетентность является интегративным показателем, характеризующим степень готовности эпидемиолога к принятию эффективных управляющих решений, то есть к УЭП. В соответствии с современными представлениями, компетентность врача – эпидемиолога - это система общих и специальных знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности специалиста, обеспечивающих понимание и выполнение задач профессиональной деятельности.

Именно поэтому основной задачей профессионального обучения эпидемиолога является повышение уровня его профессиональной компетентности.

Последипломная подготовка специалистов-эпидемиологов представляет собой многоступенчатую систему, этапами которой являются первичная профессиональная специализация (интернатура) и повышение квалификации.

Каждый этап профессиональной подготовки эпидемиолога предусматривает написание квалификационной работы. Такая работа по своей сути является научно-практической, т.к. сочетает в себе использование современных научных достижений в области эпидемиологии и материалов из практики эпидемиолога. Квалификационная работа позволяет оценивать как специальные знания врача-эпидемиолога, так и конкретные практические умения, начиная от умений провести грамотное эпидемиологическое обследование эпидемического очага, и заканчивая целым комплексом профессиональных умений, составляющим понятие «эпидемиологическое мышление».

Кафедра эпидемиологии МПФ ППО ММА им. И.М.Сеченова уже более 10 лет руководит научно-практической деятельностью эпидемиологов, обучающихся на циклах. Накопленный в этом направлении опыт позволил разработать общие требования и подходы к выполнению квалификационной работы, а также критерии оценки, которые изложены в настоящих методических рекомендациях. Они полностью согласуются с требованиями Министерства образования и науки РФ, ГОСТов и, призваны помочь обучающимся в подготовке квалификационной работы, а также в совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.

2. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2.1. Выбор темы

2.1.1. Принципы выбора темы

Выбор темы – ответственный шаг в подготовке к написанию любой исследовательской, в том числе и квалификационной работы. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит обеспечить успешное выполнение работы.

Мы полагаем, что при написании квалификационной работы по эпидемиологии совсем не обязательно, как, например, при написании аттестационной работы, обобщать все аспекты собственной профессиональной деятельности. Достаточно выбрать одно из направлений деятельности по управлению эпидемическим процессом в отношении той или иной инфекционной болезни (группы болезней). Далее следует обобщить и проанализировать собственный материал, сформулировать выводы и практические рекомендации в отношении изучаемой проблемы.

При выборе темы, прежде всего, очень важно учитывать профессиональную направленность, общий стаж и опыт работы в области эпидемиологии, а также ее актуальность для противоэпидемической практики. Тема квалификационной работы, как правило, выбирается исполнителем или самостоятельно, с учетом значимости вопроса в сфере его профессионально-должностной деятельности, или в соответствии с рекомендуемым перечнем тем (приложение 2).

В предлагаемом перечне темы квалификационных работ сгруппированы по основным видам деятельности эпидемиолога: осуществление эпидемиологического надзора и контроля, а также принятие управленческих решений.

Следует напомнить, эпидемиологический надзор – информационно-аналитическая деятельность эпидемиолога, направленная на изучение эпидемического процесса.

Эпидемиологический надзор, по определению Б.Л.Черкасского, это система постоянного динамичного и многоаспектного слежения за эпидемическим процессом конкретной инфекционной паразитарной болезни или за эпидемиологической ситуацией в целом на определенной территории в конкретный период времени в целях рационализации и повышения эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиологический контроль – это не что иное, как собственно система профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Объединяющим звеном в цепочке профессиональных действий эпидемиолога являются управленческие решения, вытекающие из результатов надзора и позволяющие реализовать намеченный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий (контроль).

Данное деление обусловлено еще и тем обстоятельством, что произошедшая в противоэпидемической службе реорганизация разграничила функции специалистов эпидемиологического профиля в учреждениях Роспотребнадзора по управлению эпидемическим процессом.

Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями по изучаемой проблеме в специальной периодике, а также беседы с руководителями противоэпидемической службы и консультации с преподавателями кафедры.

Актуальность – обязательное требование к квалификационной работе при выборе темы. Само понятие «актуальность» имеет одну особенность. Поскольку работа является квалификационной, то, умение автора выбирать тему, понимать и оценивать изучаемую проблему с точки зрения своевременности и социальной значимости, т.е. определять ее актуальность, характеризует уровень профессиональной подготовленности.

Практика показала, что на циклах повышения квалификации чаще всего врачи-эпидемиологи выбирают темы, отражающие эпидемиологические особенности конкретной нозологической формы инфекционной патологии на курируемой территории. Эти особенности есть ни что иное, как проявления эпидемического процесса конкретной инфекционной болезни. Они могут быть установлены в ходе проведения эпидемиологического надзора. Следовательно, данные тематики исследований относятся к разряду работ, посвященных эпидемиологическому надзору.

Работы, посвященные обобщению опыта расследования вспышечной заболеваемости, также относятся к разделу «Эпидемиологический надзор».

Другой раздел работ представлен темами, связанными с планированием, организацией, проведением и оценкой эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий.

И, наконец, последний раздел посвящен анализу принимаемых и реализуемых управленческих решений. Здесь может быть обобщен опыт по разработке управленческих документов (приказов, распоряжений, указаний, созданию целевых программ и т.д.).

Вполне естественно, что некоторые из работ могут не укладываться полностью в тот или иной раздел, тематику. Например, тема «Анализ антирабической помощи населению г.Н.» должна содержать материалы и эпидемиологического надзора, и контроля, и характеристику управляющих решений». Такой подход к написанию квалификационной работы будет обязательно учтен при оценке работы.

2.1.2. Цель и задачи исследования.

Очередной шаг в подготовке работы, следующий за выбором темы – формулировка цели и задач квалификационной работы. От грамотной их формулировки зависит результат работы.

Цель исследования должна отражать решаемую проблему и ожидаемые результаты.

Задачи исследования формируются таким образом, чтобы последовательное их решение позволило достигнуть указанной цели. Задачи должны звучать конкретно, поскольку описание их решения составляет содержание работы. Обычно это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать… и т.п.).

В качестве примера формулировки цели и задач исследования приведем одну из выполненных квалификационных работ.

Тема: Современные тенденции заболеваемости воздушно-капельными инфекциями, управляемыми средствами массовой иммунопрофилактики (корь и краснуха) в г. М.

Цель работы: Изучить современные эпидемиологические особенности кори и краснухи в г. М. для совершенствования эпидемиологического надзора за данными инфекциями.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить динамику заболеваемости кори и краснухи за период с 1992 по 2005 гг. в г. М.

Изучить уровни заболеваемости среди различных возрастных групп.

3. Оценить иммунологическую структуру различных групп населения по отношению к кори и краснухе.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой в ЦАО г. Москвы.

Рекомендуем в выполняемой квалификационной работе ставить не более 4-х – 5-ти задач.

Составление рабочего плана

Прежде чем приступить к написанию работы, необходимо тщательно осмыслить все то, что должно быть изложено на бумаге. В процессе размышлений над рукописью начинают вырисовываться ее контуры. Однако для успешного выполнения квалификационной работы необходимо составить в письменной форме подробный план-проспект.

Требования, предъявляемые к написанию квалификационной работы, практически полностью совпадают с положениями ГОСТа 7-32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Квалификационная работа оформляется титулом. Образец титула представлен в приложении 1.

План предусматривает следующую структуру квалификационной работы:

Содержание

Введение

Обзор литературы

Основную часть

Заключение, выводы и практические рекомендации

Список использованный литературы

Приложения (если необходимо).

Выше представлена схема изложения, но не план-проспект рукописи. Он принципиально отличается от приводимой схемы тем, что должен иметь конкретные разделы (главы или параграфы) для изложения результатов собственных исследований и, самое главное, в нем должны быть сформулированы основные тезисы по каждому разделу работы. Чем тщательнее составлен такой план, тем в большей мере облегчается работа над рукописью.

Рекомендуют следующие соотношения между разделами рукописи: введение должно составлять 2-3% всего объема работы, обзор литературы – 10%, материал и методика исследования – 10%, а основной объем должен отводиться для изложения результатов собственного исследования и их обсуждения.

Во введении следует дать краткую оценку современного состояния рассматриваемого вопроса, обосновать выбор темы, четко сформулировать цель работы и показать ее актуальность. Освещение актуальности в работе должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет необходимости. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Вслед за характеристикой проблемы дается краткий обзор литературы по теме, который еще раз подтверждает ее актуальность. Обзор литературы по теме должен показать знакомство исполнителя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное и определять главное в современном состоянии проблемы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. В конце раздела (параграфа) уместно кратко резюмировать, какие вопросы до настоящего времени не нашли своего решения или нашли частичное разрешение, из чего вытекают задачи исследования для достижения поставленной цели работы.

Элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Объектами исследования в работе, как правило, бывают такие эпидемиологические категории как эпидемиологическая ситуация, система эпидемиологического надзора, осуществляемые мероприятия и т.д.

Во введении также указываются методы исследования. Описание основных методов эпидемиологических исследований представлено в разделе 2.3.2.

Основная часть квалификационной работы должна отражать ее суть. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью раскрывать ее. По существу в основной части описывается как решались поставленные задачи. Таким образом, основная часть работы должна содержать сведения, отражающие существо, методику и основные результаты выполненной работы.

Завершают работу заключение, выводы и практические рекомендации, о чем будет рассказано в разделе 2.5.

После практических рекомендаций принято помещать список использованной литературы. Он готовится в процессе подготовки квалификационной работы. Тогда облегчается его составление при завершении работы. Этот список отражает самостоятельную творческую работу исполнителя. Каждый включенный в такой список литературный источник должен найти отражение в тексте самой работы. Данные методические рекомендации предлагают список основных литературных источников, необходимых для подготовки квалификационной работы (приложение 3). Список литературы должен отвечать определенным требованиям, о них говорится в разделе 2.3.1. Вспомогательные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

2.3. Сбор материала

2.3.1. Работа с литературой

Работа с литературой – очень важный подготовительный этап к выполнению квалификационной работы. Как уже было сказано выше, он имеет решающее значение для выбора темы предстоящей работы, а затем для анализа результатов на завершающем этапе. Кроме изучения современной литературы по выбранной теме необходимо самостоятельное изучение законодательных и нормативно-методических документов.

Чтобы облегчить поиски необходимых источников литературы, сформирована система научной медицинской и медико-технической информации, включающая информационную деятельность ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), ГУНМБ (Государственная центральная научная медицинская библиотека), ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека), а также библиотеки учебных и научно-исследовательских учреждений (например, библиотека ММА им. И. М. Сеченова). Важный и вполне доступный источник информации, журналы по специальности – журнал «Эпидемиология и инфекционные болезни», ЖМЭИ и другие. Подробно ознакомиться с библиографическим поиском можно в соответствующей литературе. Весьма полезным для подготовки квалификационной работы может быть перечень основных литературных источников по различным разделам эпидемиологии, предлагаемый в приложении. Кроме того, необходимую статистическую информацию можно получить в информационно-справочных изданиях.

Особый вид ретроспективной библиографии – внутрикнижные и пристатейные списки литературы, они информируют о публикациях, вышедших по данной теме за предшествующие годы. Литература по изучаемой проблеме должна быть заранее прочитана, прореферирована. Ее необходимо систематизировать и проанализировать. Предварительное обстоятельное изучение литературы знакомит с современным состоянием рассматриваемого вопроса. Изучение литературы по выбранной теме следует начинать с общих работ, а затем уже вести поиск нового материала.

Составление литературных обзоров сегодня не мыслимо без помощи сети Интернет. Однако, информация, полученная из сетевых источников должна отбираться критически.

Изучение научной литературы – серьезная, творческая работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумывать найденную информацию.

2.3.2. Выбор объектов и методов исследования

Как уже было сказано выше, основными объектами исследований в эпидемиологии являются эпидемиологическая ситуация и осуществляемые профилактические и противоэпидемические мероприятия. Предметами изучения могут быть качественные и количественные признаки эпидемического процесса – заболеваемость, носительство, летальность, смертность и т.д.

Выбор метода в эпидемиологических исследованиях имеет немаловажное значение. Выбор метода исследования зависит от ряда причин (цель и предмет исследования, уровень технического оснащения, квалификации исследователя и задачи, стоящие перед ним). В зависимости от задач и возможностей их осуществления методы могут комбинироваться и модифицироваться.

Эпидемиологические исследования можно классифицировать как исследования, проводимые методом наблюдения (обсервационные), или как экспериментальные. Исследования, проводимые методом наблюдений, не предусматривают вмешательства в естественный ход событий. К ним относятся давно известные и самые простые методы – эпидемиологического обследования и наблюдения. Иначе их называют описательными или аналитическими методами. К этой же группе методов относятся поперечные (одномоментные) и продольные (продолжительные) ретроспективные исследования, типа случай-контроль, а также когортные исследования.

К экспериментальным эпидемиологическим исследованиям относятся естественный эксперимент, неконтролируемый эпидемиологический опыт, контролируемый эпидемиологический опыт, моделирование эпидемического процесса, а также эпизоотологический эксперимент.

Целью экспериментальных эпидемиологических исследований может быть как определение истинного влияния какого-либо фактора риска на эпидемический процесс, так и оценка эффективности какого-либо средства, метода или мероприятия по профилактике или борьбе с данной болезнью [13].

2.3.3. Сбор и анализ фактического материала

Источниками данных для проведения эпидемиологического анализа является различная учетная и отчетная документация.

Основными исходными материалами для изучения инфекционной заболеваемости в условиях работы практических учреждений Роспотребнадзора и ЛПУ служат:

“Карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания” (форма № 357/у) – обязательная универсальная учетная форма для проведения эпидемиологического обследования очагов при всех инфекционных нозологических формах. Для более детального сбора эпидемиологически значимой информации в ряде случаев используются специально разработанные дополнения к форме № 357/у, например, приложения № 1,2 – “Карта эпидобследования очага вирусного гепатита В,С”.

Акт обследования эпидемического очага инфекционного заболевания в коллективе.

Санитарная характеристика поднадзорной территории, отдельных населенных пунктов, объектов.

Картотечный учет инфекционных заболеваний (по месту жительства, в детских учреждениях, по месту работы).

Прививочная документация.

Истории болезней и амбулаторные карты.

Экстренные извещения, журналы учета инфекционных заболеваний и специальные разработочные журналы.

Результаты лабораторных исследований (бактериологические, санитарно-бактериологические, санитарно-вирусологические, иммунологические и т.д.).

Отчеты лечебно-профилактических учреждений.

Собранный фактический материал затем анализируется с применением статистических методов исследования. В настоящее время существует достаточно большое число монографий, руководств, разработок по статистическим методам исследований в эпидемиологии. Полно и доступно для проведения эпидемиологического анализа методы математической статистики изложены в книге Б.И.Марченко (1997).

2.4. Изложение результатов исследования

  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей