Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

13. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Методические указания. Методические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)


Скачать 373.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Анкор13. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Методические указания.doc
Дата23.09.2017
Размер373.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла13. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Методические указания.d
ТипМетодические указания
#17425
страница6 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

40

41

Симптоматика кризиса тридцати лет проявляется в виде ощущения мо-нотонности, заданности, предопределенности. Возникают сложности в семье и на работе. В семье - ощущение одиночества среди близких людей («меня не понимают»). На работе - потеря значимости своей профессии и интереса к ней; неудовлетворенность выбором профессиональной сферы и состоянием своей карьеры.

Выход из кризиса - в расширении жизненной перспективы.

Библиографический список

  1. Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
    Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

  2. БразерсД. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. М.: Ав-
    тор, 1993.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир,

1992. 4.

5. 6.

Крат Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. М., 1994. Mud М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988.

I.Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного
развития / Вопр. психол. 1994. № 1.

  1. Она же. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ.
    высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2000.

  2. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2000.

  3. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (сред-
    няя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагоги-
    ка, 1989.

II. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-
ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

  1. Фромм Э. Искусство любви. Мн.: Полифакт, 1990.

  2. Харли У. Ф. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.

  3. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Архетип.

1995. №1.

  1. Он же. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универси-
    тетская книга», 1996.

  2. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

  3. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.


3.2. Нормальная зрелость

Согласно Э. Эриксону, средняя зрелость - седьмая стадия жизненного пути. Зрелая личность стоит перед выбором: «генеративность (произво-дительность, продуктивность, плодовитость, порождение, творчество) против стагнации (застоя). Она длится на протяжении всей взрослости. Близкие отношения и преданность определенным людям переходит в об-щую заботу о воспитании и поддержке следующего поколения. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, люди — существа обу-чающие. Они должны научить следующее поколение реализовывать иден-тичность, поддержать умения и навыки. Однако производительность под-разумевает заботу не только о потомстве, но и обо всем, что создается че-ловеком в этой стадии, о «порождениях ума и сердца»: идеях, идеалах, творениях, продуктах и самих себе, так как человек также является про-дуктом собственного творчества: «Забота выражается во всеобъемлющем интересе к тому, что было произведено любовью, необходимостью или случаем. Забота преодолевает амбивалентность, присущую необратимым обязательствам» (Э. Эриксон). Все сильные человеческие качества, приоб-ретенные в предыдущих стадиях жизни: надежда, автономная воля, ини-циатива, умение, верность, любовь — оказываются основополагающими для решения задачи, стоящей перед старшим поколением - культивиро-вать эти сильные качества в следующем поколении.

Если сфера продуктивности человека не расширяется, он рискует стать жертвой скуки и стагнации. Если человек не востребован, он будет стра-дать от нарциссизма и погруженности в себя. Антипатическая тенденция проявляется в сердцевинной патологией стадии, которую Э. Эриксон на-зывает погруженностью в себя, отвержением. «Взрослые должны стать в глазах следующего поколения образом божества и действовать как судья порока и распространитель идеальных ценностей, носитель ритуалов» (Э. Эриксон).

Авторитет и авторитаризм на этой стадии - две разновидности отно-шения к собственной власти. Под авторитаризмом понимается невелико-душное и бесплодное использование абсолютной власти для регламента-ции экономической и семейной жизни.

Кризис середины жизни

Этот кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он на-зывается кризисом середины жизни, потому что 40—45 лет - некий психо-социальный рубеж, психологический водораздел, означающий, что чело-век прожил половину жизни, достиг вершины своего развития, а далее в


42

43

его жизни начинается спад. Принять этот спад - значит сделать переоцен-ку ценностей, в этом и заключается суть кризиса.

К. Г. Юнг о кризисе середины жизни. С точки зрения К. Г. Юнга, если воля - главное, что стоит развивать в молодости, то во второй поло-вине жизни все иначе. Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, что они незыблемы, и появляется желание навсегда за них зацепиться. Однако исподволь подготавливается существенное изменение человече-ской психики. «Мы не можем прожить вечер жизни по той же самой про-грамме, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вече-ром, а то, что верно утром, вечером будет уже не верно», - считает К. Г. Юнг. Сетуя на то, что для сорокалетних людей нет школ, «которые готовили бы их к будущей жизни с ее требованиями так же, как вводят в знание мира и жизни наших молодых людей школы и институты», Юнг все же поправляется, что «это не совсем верно. Наши религии с давних пор являются или когда-то были такими школами», хотя и для очень ма­ленького количества людей.

Итак, сорокалетнему человеку «больше не нужно воспитывать волю — скорее, чтобы понять смысл своей индивидуальной жизни, нужен опыт собственной сущности. Социальная полезность уже не столь желанна, как раньше. Он воспринимает свою социально бесполезную творческую дея-тельность как работу и над собой, и личное благодеяние» (К. Г. Юнг). Про-блемой зрелого возраста может стать то, что «мы цепляемся за свою моло-дость подобно тому, как юноша цепляется за свое детство». То есть суть кризиса середины жизни, как и других кризисов, в неспособности пере-шагнуть через порог предыдущей фазы. «Очень часто встречающиеся нев-ротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пыта-ются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возрас-та».

Кризис середины жизни не связан с внешними событиями и поэтому не может быть решен через внешние события. Это экзистенциальный кризис, который решается человеком только через внутреннюю работу.

Р. Пекк о четырех подкризисах. Психолог Р. Пекк (Peck R., 1968) вы-деляет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым ус-ловием для развития аутентичной генеративности:

— развитие уважения к мудрости должно сменить примат физической храбрости. Поскольку тендерные стереотипы диктуют для мужчин быть эффективными в деятельности, то данное утверждение касается, скорее, мужчин. Женщины же, в силу ориентации на привлекательность в комму-

44

никации, должны перейти от примата внешней привлекательности к внут-ренней (Р. Е.);

  • сексуализация социальных отношений должна уступить место их со-
    циализации (что приводит к ослаблению сексуальных ролей);

  • необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со
    смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоцио-
    нальную гибкость,
    способствующую аффективному обогащению в иных
    формах;

  • важно, чтобы человек старался сохранить душевную гибкость и про-
    должать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться
    старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Библиографический список

1992. 5. 6.

7.

  1. Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
    Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

  2. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах.
    М.: Автор, 1993.

  3. Возрастные особенности психических функций взрослых в пери-
    од зрелости (41-46 лет) Сб. научн. трудов АПН СССР НИИ общего обра-
    зования взрослых. М., АПН, 1998.

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир,

КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. М., 1994. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / Вопр. психол. 1994. № 1.

  1. Она же. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для
    студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

  2. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Хар-
    вест, 2000.

  3. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-
    ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

  4. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста.
    Аналитическая психология / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.

  5. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Архетип.
    1995. №1.

  6. Он же. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универ-
    ситетская книга», 1996.

  7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

45

3.3. Поздняя зрелость

Если юность и взрослость мало изучены в психологии развития, то о старости известно и того меньше - продолжительность жизни увеличилась не так давно, а пенсию ввели лишь в ЗО-е годы XX в.

К. Г. Юнг о старости. К. Г. Юнг, хотя и не ставил перед собой цели создать теорию развития, тем не менее, внес свой вклад в нее тем, что об-ратил внимание на вторую половину жизни человека. К. Г. Юнг предпо-ложил, что в ней есть свой смысл и цели, отличные от периода молодости: «Человек вряд ли доживал бы до семидесяти и восьмидесяти лет, если бы подобное долгожительство не отвечало некоей цели человека как вида. Значит, вторая половина жизни тоже имеет свой смысл и цель, а не являет-ся всего лишь жалким придатком к первой. У примитивных племен, на-пример, мы видим, что хранителями мистерий и законов почти всегда бы-вают старики, которые, по сути, и сохраняют культуру племени. А как об-стоит дело у нас? Куда девалась мудрость стариков? Где их тайны и сказ-ки? У нас старики пытаются скорее подражать молодым. В Америке даже считается идеалом, если отец ведет себя как брат своих сыновей, а мать как младшая сестра своей дочери» (К. Г. Юнг).

Э. Эриксон о старости. В последней, восьмой, стадии жизни (поздняя зрелость, или старость) человек выбирает между эго-интеграцией (цело-стностью) и отчаянием (безысходностью). Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя приятие человеком уникального жизненного цикла с его историей побед и поражений, поддерживает ощущение порядка и значительности в личной жизни и в мире вокруг. Вместе с ощущением интеграции и целостности эго приходит осознание ценности другого об-раза жизни, даже совершенно отличного. Интеграция несет с собой пер-спективу - способность видеть человеческую жизнь в единстве и понима-ние человеческих проблем. В старости эгоинтеграция воплощается в такой добродетели, как мудрость. «Не каждый человек создает собственную мудрость. Для большинства суть ее составляет традиция, - считает Э. Эриксон. - Мудрость представляет обособленный интерес к жизни са-мой по себе перед лицом смерти». Мудрость придает аккумулированному человеческому опыту и знанию новую целостность. Люди, развившие в себе мудрость, становятся образцами интегрирования и совершенства. Они дают вдохновляющий пример для молодежи, ведущей сходный образ жиз-ни и живущей их идеалами. Чувство интеграции может также облегчить ощущение беспомощности и зависимости, характерное для преклонного

возраста.

Если человек не соответствует своей самооценке, то очень вероятно погружение его в отчаяние, и ему будет казаться, что времени слишком

мало, чтобы начать все сначала. Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании, в отрицании обществен-ных институтов и другого образа жизни.

Здесь важно отметить, что модель старости эволюционирует по мере того, как удлиняется жизнь человека, и изменяются параметры старения.

Кризис поздней зрелости

Кризис поздней зрелости, или старости, связан с тем, что у человека не остается времени, чтобы испытать иные пути, ведущие к эго-интеграции. Это, по мнению К. Г. Юнга, происходит оттого, что мало кто из людей умеет жить: «Искусство жить является самым важным и самым редким из всех искусств - исчерпать всю чашу красоты, кому это удавалось? Так что для большинства людей слишком многое остается непережитым... и, та-ким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенны-ми притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад».

Однако если цель не сзади, а там, где ей и следует быть - впереди, то для пожилого человека это не что иное, как смерть и подготовка к ней. Для того, чтобы эта цель стала осмысленной, а не ужасающей, нужна вера, по большей части утраченная образованными людьми. И тогда возникает проблема старости: «Врачевателю души пожилой человек, не способный расстаться с жизнью, кажется таким же слабым и больным, как и юноша, который не в состоянии ее построить. И в самом деле, как в том, так и в другом случае речь идет об одной и той же детской жадности, о том же самом страхе, об одном и том же упрямстве и своеволии. Как врач я убеж-ден, что, так сказать, гигиеничнее видеть в смерти цель, к которой нужно стремиться, и что сопротивление этому является чем-то нездоровым и не-нормальным, потому что оно делает вторую половину жизни бесцель-ной... С психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, что смерть - это всего лишь переходный период, часть не-известного и долгого процесса жизни».

Р. Пекк о трех подкризисах. Р. Пекк считает, что чувство полноцен-ности может развиться в полной мере, если человек преодолеет три под-кризиса:

  • переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли,
    которая вплоть до ухода на покой у многих людей остается главной.

  • осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает воз-
    можность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

  • исчезает самоозабоченность, и теперь человек без ужаса может при-
    нять мысль о смерти.


46

47

Библиографический список

  1. Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
    Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

  2. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах.
    М.: Автор, 1993.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир,
    1992.


4.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 5. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. М., 1994.

  1. Пако С. Старение психологических особенностей человека. Осно-
    вы геронтологии / Под ред. А. Бинэ. М., 1960.

  2. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного
    развития// Вопр. психол. 1994. № 1.

  3. Она же. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для
    студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

  4. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Харвест,
    2000.

  5. Росяк К, Психологические особенности личностной ориентации
    во времени у пожилых людей. Новые исследования в психологии и возрас-
    тной физиологии. М.: Просвещение, 1990.

  6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-
    ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

  7. Шахматов Н.Ф. Психическое старение счастливое и болезненное.
    М.: Медицина, 1996.

  8. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Архетип.
    1995 № 1

  9. Он же. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универ-
    ситетская книга», 1996.

  10. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

  11. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

Библиографический список ко всему курсу

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998.

  2. Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
    Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

  3. Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

  4. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. М., 1979.

  5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

48


  1. Борисов С. Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века.
    М.: Ладомир, 2002.

  2. Боссарт А. Б. Парадоксы возраста или воспитания. М., 1991.

  3. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах.
    М.: Автор, 1993.

  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.

  5. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в шко-
    ле. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

  6. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).
    М.: Просвещение, 1969.

  7. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.

  8. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1988.

  9. Возрастная психология: Методические указания по курсу «Воз-
    растная психология» / Сост. Р. П. Ефимкина. Новосибирск, НГУ, 1994,
    1996.

  10. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестома-
    тия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина,
    А. А. Хвостов. М.: Академия, 1999.

  11. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4„

  12. Галигузова Л. Н,, Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до се-
    ми лет. М., 1992.

  13. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

  14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992.

  15. Грэхэм Док. Как стать родителем самому себе. Счастливый невро-
    тик. М., 1993.

  16. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

  17. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных за-
    падных ученых. Новосибирск, 1994.

  18. Джайнотт X. Д. Родители и дети. М., 1986.

  19. Добсон Ч. Док. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвеча-
    ет на ваши вопросы. М., 1991.

  20. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург - XXI век,
    1997.

  21. Она оке. На стороне ребенка. СПб.: Петербург - XXI век, 1997.

  22. Дреер А. М. Преподавание в средней школе США: Проблемы на-
    чинающих учителей. М., 1983.

  23. Ефимкина Р. П. Детская психология: Методические указания. Но-
    восибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

  24. Она оке. Психологу о подростках. Новосибирск: Научно-учебный
    центр психологии НГУ, 1994.

  25. Жамкочьян М. «Я плохой», или Проблема идентификации в шко-
    ле // Знание - сила. 1994. № 8.

49

  1. Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум // Знание - сила.
    1994. № 10.

  2. Она же. Личность в современной школе // Знание - сила. 1994.
    №9.

  3. Она же. Сквозь психологический «кристалл» // Знание - сила.
    1994. №7.

  4. Она же. Стратегии успеха // Знание - сила. 1994. №2.

  5. Она же. Страх и бегство // Знание - сила. 1994. №11.

  6. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая
    книга, 1995.

  7. Ибука М. После трех уже поздно. М., 1992.

  8. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.

  9. История зарубежной психологии (30-60 гг XX в.). Тексты.
    М, 1986.

  10. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие.
    М., 1991.

  11. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

  12. Он же. Психология старшеклассника. М., 1982.

  13. Он оке. Психология юношеского возраста. М., Просвещение, 1979.

  14. Он же. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспек-
    тива). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988.

  15. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

  16. Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практиче-
    ская психология для педагогов. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

  17. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.
    М.: Просвещение, 1976.

  18. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности.
    СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

  19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рож-
    дения до 17 лет. М.: РОУ, 1996.

  20. Кушнир Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни /
    Вопр. психол. 1994. № 3.

  21. Он же. Плач как показатель психического развития младенца в
    первые месяцы жизни / Вопр. психол. 1993. № 3.

  22. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.

  23. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в раннем
    возрасте. Прага, 1984.

  24. Лебойе Ф. Зарождение без насилия. К., 1993.

  25. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

  26. ЛешлиДж. Работать с маленькими детьми. М., 1991.

  27. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. М., 1994.




  1. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

  2. Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.

  3. Макарова Е. В начале было детство. М., 1990.

  4. Максимов М. Не только любовь. М., 1992.

  5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для
    студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  6. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

  7. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.

  8. Матюхина М. В., Михальчик Т. С, Патрина К. П. Психология
    младшего школьника. М.: Просвещение, 1976.

  9. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития
    школьника. М.: Педагогика, 1989.

  10. Muд M. Культура и мир детства. Избранные произведения.
    М.: Наука, 1988.

  11. Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правила-
    ми // Дошкольное воспитание. 1998. № 1.

  12. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина.
    М: LINKA-PRESS, 1995.

  13. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.

  14. Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младен-
    ца / Вопр. психол. 1994. № 6.

  15. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.

  16. Она же. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

  17. Она же. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975.

  18. Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика.
    М., 1991.

  19. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
    М., 1991.

  20. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в доре-
    волюционной России. Дубна, 1995.

  21. Нитч К. и др. Без паники: переходный возраст. М., 1998.

  22. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1991.

  23. Она же. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

  24. Она же. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

  25. Одаренные дети. М., 1991.

  26. Особенности обучения и психического развития школьников
    13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М., 1988.

  27. Осорина М. В. «Черная простыня летит по городу», или Зачем де-
    ти рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестома-
    тия: Учеб. пособие для пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Про-
    свещение, 1990.


50

51

  1. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1986.

  2. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного
    развития / Вопр. психол. 1994. № 1.

  3. Она же. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для
    студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000.

  4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред.
    А. И. Щербакова. М. Просвещение, 1987.

  5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.

  6. Психолог в школе: первый год // Р. П.Ефимкина, Т. А. Ильина,
    Т. Г. Григорьева. Новосибирск: НГУ, 1991.

  7. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-
    шевского. М.: Политиздат, 1990.

  8. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Харвест,
    2000.

  9. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.

  10. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
    становления личности. М.: Мир, 1994.

  11. РодариД. Грамматика фантазии. М., 1978.

  12. Рябцева С. Л. Диалог за партой. М., 1989.

  13. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. Екатеринбург, 1992.

  14. Соколова В. П., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире.
    М., 1991.

  15. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

  16. Степанова Е. И. Психология взрослых. Экспериментальная ак-
    меология. СПб., 2000.

  17. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

  18. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психо-
    логии. М., 1995.

  19. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Разви-
    тие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловече-
    ских ценностей, 1992.

  20. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

  21. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

  22. Он же. Очерки по психологии сексуальности. Мн.: Поппури, 1998.

  23. Он же. Психология бессознательного. М., 1989.

  24. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-
    ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

  25. Фромм Э. Искусство любви. Мн.: Полифакт, 1990.

  26. Харли У. Ф. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.

  27. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста.
    Аналитическая психология / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.

  28. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.




  1. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

  2. Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная
    педагогическая академия, 1995.

  3. Чуковский К. И. От двух до пяти. Алма-Ата: Жазуши, 1990.

  4. Шахматов Н. Ф. Психическое старение, счастливое и болезнен-
    ное. М.: Медицина, 1996.

  5. ШмуракЮ. Пренатальная общность // Человек. 1993. № 6.

  6. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в
    игре. М.: Просвещение, 1984.

  7. Шуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для
    работы с детьми. М., 1994.

  8. ЭберлейнГ. Страхи здоровых детей. М., 1981.

  9. ЭкманП. Почему дети лгут? М., 1993.

122. ЭльконинД. Б. Детская психология. М.: Про
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей