Главная страница

Методические указания_Экономика. Методические указания по направлению Экономика Методические указания по направлению Экономика опираются на общие методические рекомендации


Скачать 227.8 Kb.
НазваниеМетодические указания по направлению Экономика Методические указания по направлению Экономика опираются на общие методические рекомендации
АнкорМетодические указания_Экономика.pdf
Дата19.10.2017
Размер227.8 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_ukazania_Ekonomika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические указания
#29421
Каталог

1
Методические указания по направлению «Экономика»
Методические указания по направлению «Экономика» опираются на общие методические рекомендации
1
Они частично детализируют содержание общих методических рекомендаций и частично дополняют их. Поэтому прежде, чем изучать и руководствоваться ими в работе по направлению «Экономика», Вы должны внимательно изучить общие методические рекомендации. по проведению исследовательских работ и оформлению их результатов в рамках Конкурса исследовательских и проектных работ (КИПР) в 2015-16 годах.
Хотя конкурс в целом проводится и по исследовательским, и по проектным работам, по направлению «Экономика» принято решение ограничиться только исследовательскими работами. Чтобы отчетливо понимать разницу между ними и по ошибке не представить в экспертную комиссию вместо исследовательской проектную работу или не очень продуманную смесь таких работ, внимательно посмотрите на приводимую здесь таблицу 1 и комментарии к ней, подготовленные в Лицее НИУ ВШЭ.
Таблица 1.
Отличия исследования от проекта
1
См. на сайте http://olymp.hse.ru/projects в разделе «Материалы для подготовки»

2
Комментарии к таблице

Первое различие наиболее важно. В самом деле, выбирая тему и, формулируя вопрос, я должен из области моих интересов сформулировать безличный и безоценочный исследовательский вопрос. Как писал Гаспаров: «Когда я говорю, что это ямб, я исследователь, когда я говорю, что это хороший ямб, я исследуемый». В значительной мере от этого зависит результат исследования.
Чем меньше меня в нем, чем больше я становлюсь чистым инструментом, тем лучше. Это и есть мыслительно-рефлексивный ход на объективизацию. В проекте же я формулирую свою цель, как выражение своих представлений, желаний, образов. А дальше я начинаю для достижения этой цели привлекать то, что ко мне раньше не относилось (людей, ресурсы, время) и вовлекать это в свою деятельность. Это расширение границ собственной субъектности.

Измеряемость результата можно сформулировать и более жестко, как наличие или отсутствие цели. Цель в проекте – это максимально детализированный образ продукта с описанием социального адресата и привязкой ко времени. По Дьюи
проект «выброшен вперед», то есть мы полагаем впереди себя цель и, двигаясь от нее, начинаем планировать условия ее достижения.

Самоопределение по этим видам деятельности может стать опытом ранней профессионализации, так как несомненно они связаны с разными группами профессий. Если опыт исследовательской деятельности это подготовка к научной работе, то проектная деятельность – подготовка к инженерному делу, оргпроектированию, дизайну.

В проекте есть исследование, в исследовании есть место проекту. Надо различать часть и целое. Да, они есть как элементы. Когда я делаю проект, то в его рамках провожу маркетинговое исследование, которое является этапом моей проектной работы. Когда я провел исследование и мне нужно оформить и представить результаты, то этот этап я могу рассматривать как проект в рамках исследования.

Вопрос, который Вы задаете себе при проектной работе, – «Смогу ли я реализовать то, что придумал и хочу сделать?». Вопрос исследовательской деятельности – «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?».

Исследовательская работа – текст в формате научной статьи, в котором изложены результаты индивидуального исследования ученика. Исследовательскую работу
каждый проводит индивидуально, потому что по ее итогам будут
оцениваться персональные академические умения.
Почти по всем темам, по которым в 2015-16 годах проводится конкурс по направлению «Экономика» (см. ниже), уже существуют различные проекты, разработанные профессионалами в соответствующих областях деятельности.
Эти проекты тоже могут стать предметом исследовательской работы в рамках конкурса.

3 1.
Пенсионная система России: почему трудно найти "золотую середину"?
Темы конкурса по направлению «Экономика» в 2015-16 году:
2.
Изменение престижности профессии ученого
3.
Доступность финансовых ресурсов: возможности и риски
4.
Личный транспорт в городе: экономические аспекты
5.
Влияние санкций и контр-санкций на импортозамещение в Вашем регионе
6.
Какое влияние на экономику страны оказывает подготовка к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году
Темы конкурса по направлению «Экономика» сформулированы в достаточно общем виде для того, чтобы исследователь мог сформулировать конкретный «Ключевой вопрос». Его описание есть в Общих методических рекомендациях. Дополнительно к сказанному там надо руководствоваться тем, что объем работы здесь ограничен одним печатным листом (40 тысяч печатных знаков, включая пробелы). Такова обычная практика при публикации научных статей. Поэтому при формировании ключевого вопроса Вам придется решать типичную экономическую задачу на достижение максимального результата при заданных ограничениях. К ним относятся не только ограничения по объему работы, но и требования к ее содержанию, указанные в Общих методических рекомендациях и в этом документе. Критерии, по которым в 2015-16 году оцениваются исследовательские работы по направлению «Экономика» экспертной комиссией (см. таблицу 2), включают оценку как полученного конкурсантом результата, так и соблюдение им заданных ограничений.
Таблица 2.
Критерии, по которым оценивается исследовательская работа по экономике
(в баллах, указаны максимальные значения)
1
Ключевой вопрос
8 2
Введение и аннотация
8 3
Метод исследования
10 4
Рефлексивность (обоснованность и осмысленность материала)
10 5
Содержание и логическая структура работы (соответствие поставленной задаче, полнота раскрытия содержания)
10 6
Использование навыков анализа и оценки, адекватных выбранному предмету
10 7
Значимость и содержание работы для профессионального роста школьника (осмысление важности и актуальности выбранной темы, обдуманные Выводы)
6 7
Грамотное использование терминологии
6 9
Грамотность (орфография и пунктуация)
4

4 10
Использование графиков, таблиц, статистической информации
6 11
Наличие и правильное оформление ссылок на литературу
6 12
Творческий компонент
12 13
Общее впечатление
4
Всего (максимум)
100
По результатам проверки работы дается краткая рецензия по работе по трем позициям:
Достоинства работы:
Недостатки работы:
Комментарии и рекомендации:
По пунктам, приведенным в таблице 3, требования описаны в Общих методических рекомендациях (ОМР, см. буквенную индексацию в крайнем правом столбце)
Таблица 3.
Соответствия с критериями Общих методических рекомендаций
№ критерия Критерий
Пункт в ОМР
1
Ключевой вопрос
A
2
Введение и аннотация
B, J
3
Метод исследования
C
4
Рефлексивность (обоснованность и осмысленность материала)
D
5
Содержание и логическая структура работы
(соответствие поставленной задаче, полнота раскрытия содержания)
E
6
Использование навыков анализа и оценки, адекватных выбранному предмету
F
7
Значимость и содержание работы для профессионального роста школьника (осмысление важности и актуальности выбранной темы, обдуманные
Выводы)
H
7
Грамотное использование терминологии
G
9
Грамотность (орфография и пунктуация)
I
13
Общее впечатление
K
Ниже приводятся указания к остальным трем критериям:
Приветствуются самостоятельно построенные графики и таблицы на основе различных источников и собственных наблюдений. Таблицы и графики
Использование графиков, таблиц, статистической информации

5 должны быть корректно оформлены, пронумерованы, иметь название, единицы измерения рассматриваемых показателей, датировку. Таблицы не должны содержать пустых граф. Весь иллюстративный материал должен быть проанализирован в рамках работы, а не выглядеть посторонним фрагментом.
Стоит внимательно относиться к приводимым данным, используемым в работе источникам информации. Ориентироваться, прежде всего, на официальную статистику (например, сайт Росстата), а также данные представительных исследовательских организаций, российских и зарубежных; избегать приводить в качестве аргументации материалы средств массовой информации, особенно без указания источника.
Вся статистическая информация должна сопровождаться ссылками на использованные источники. Ниже приведены примеры оформления графиков и ссылки на источники статистической информации.
Рис.1 Число зарегистрированных родившихся и умерших в России
Источник: Данные Росстата www.gks.ru
Рис.2 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по полу, 1961-1962, 1964-
1965, 1969-1970, 1974-1975, 1979-
2014 годы, лет
Источник: Щербакова, 2015.
В алфавитном списке источников в конце работы приводится полное библиографическое описание.
Щербакова Е. Ожидаемая продолжительность жизни женщин возросла до 76,5 года//
Демоскоп Weekly № 633 – 634, 9 - 22 марта 2015. Электронный ресурс: http://demoscope.ru/weekly/2015/0633/barom02.php

6
Список рекомендованных источников статистической информации:
·
The World Bank Group: www.worldbank.org
·
Федеральная служба государственной статистики: www.gks.ru
·
Центральный банк РФ: www.cbr.ru
·
Единый архив экономических и социологических данных: http://sophist.hse.ru/4dbank.shtml
·
Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения: www.hse.ru/rlms/
·
Европейское социальное обследование: www.ess-ru.ru и др.
В случае проведения автором собственного опроса, необходимо в приложение вынести соответствующие первичные данные и описательные статистики по анализируемым показателям (среднее, стандартное отклонение, минимум, максимум). Приложения не включаются в общий объем работы.
Существуют разные традиции оформления ссылок на литературу в научных публикациях. Можно придерживаться любой из них с указанием, какой именно. По умолчанию можно оформлять так:
Наличие и правильное оформление ссылок на литературу
В конце работы (в рамках лимита объёма знаков) приводится ненумерованный алфавитный список источников – сначала русскоязычных, потом иностранных.
Если есть несколько работ одного автора, то они указываются в порядке возрастания года публикации. Если на один год приходится несколько публикаций, то вводится дополнительная индексация:
Иванов И.И. Экономика как наука. М. Изд. дом ВШЭ, 2015а
Иванов И.И. Экономика как практика. М. Изд. дом ВШЭ, 2015б
При формировании ссылок на источники в основном тексте и в постраничных сносках в скобках указывается фамилия автора (или фамилии через запятую, если авторов несколько), год издания и страница: «Как отмечалось в (Иванов, 2015б, 215), …».
Мы рекомендуем при сборе материала больше использовать научных работ – книг, монографий, статей в журналах – и меньше публицистики
(газеты) и публикаций в Интернете. Разумеется, сейчас Интернет является основным ресурсом для поиска информации, вместе с тем, мы рекомендуем больше искать там тексты книг и статей, чем просто публикаций на сайтах и в блогах. В этом случае приводится электронная ссылка на используемую статью, базы данных. Мы настоятельно не рекомендуем брать информацию из
Википедии, поскольку она не является источником научного знания.

7
Поскольку исследовательская работа в целом сама по себе имеет творческий характер, как и всякое научное исследование (о недопущении плагиата достаточно написано в Общих методических указаниях), по этому критерию будут оцениваться именно отдельные компоненты. При этом нет необходимости пытаться отойти от соответствующих стандартов
(аргументации, формы и др.) ради новизны как таковой. Все такие отклонения, если они будут, должны вытекать из содержания самой работы, существа дела.
Творческий компонент

перейти в каталог файлов
связь с админом