Тема 13 Особенности структуры и содержания курса биологии в 10 классе. Методика изучения темы:
«Наследственность и изменчивость организмов» 1 Особенности структуры и содержания курса «Общая биология» в 10 классе
2 Методика изучения темы: «Наследственность и изменчивость организмов»
1 Особенности структуры и содержания курса «Общая
биология» в 10 классе В 10 классе в соответствии с программой начинается изучение раздела «Общая биология», который завершает биологическую подготовку школьников. В этом разделе последовательно раскрываются наиболее общие свойства живой материи, проявляемые на разных уровнях организации. Достаточно подробно раскрываются биологические теории и концепции, отражающие многообразие и взаимосвязь биологических систем разных рангов на социокультурном фоне их становления и развития. Материал этого раздела интегрируется со знаниями, полученными учащимися в 7–9 классах, что способствует более глубокому и прочному его усвоению и придает школьной биологии целостный характер. Раздел состоит из введения и восьми тем.
Во введении раскрывается понятие общей биологии, рассматриваются определения жизни и уровни организации живой материи, приводится их краткая характеристика, соподчиненность и взаимосвязь.
В теме «Химические компоненты живых организмов» рассматривается химический состав клетки, содержание химических элементов, роль воды и других неорганических веществ в клетке. Серьезное внимание должно быть уделено строению молекул и роли органических веществ, которые составляют основу клетки, в первую очередь таких, как липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др. Здесь же целесообразно раскрыть работу ферментов и установить роль ферментативного катализа в жизнедеятельности клетки. Функции веществ в клетке рассматриваются в тесной связи со строением, физическими и химическими свойствами их молекул. Это дает ключ к пониманию закономерностей организации клетки в целом и отдельных клеточных структур и их функционирования. Без знания особенностей строения молекул аминокислот невозможно понять образование полипептидов, самоорганизацию молекул белков. Без знания особенностей первичной, вторичной, третичной и четвертичной структуры белков невозможно понять выполнение белками соответствующих функций, в том числе участие в образовании биологических мембран, их взаимодействие с молекулами липидов. Без этого, в свою очередь, невозможно представить, как работают биологические мембраны, почему они обладают определенными свойствами, например, текучестью, как происходит взаимодействие между разными мембранами клетки (цитоплазматической мембраной и экзоцитозными пузырьками), как осуществляется транспорт веществ через мембрану и его регуляция и другие вопросы. Без элементарных представлений об организации молекул нуклеиновых кислот невозможно понять принцип хранения и передачи наследственной информации, генетический код и его свойства, реализацию генетической информации в ходе реакций матричного синтеза. Вопросы химической организации клетки могут быть успешно усвоены учащимися, если в курсе химии 9 класса для этого создана хорошая база. Расширив представления учащихся о химических веществах, образующих клетку, и рассмотрев их строение, свойства и функции в клетке, логично перейти к изучению строения клетки.
В теме «Клетка - структурная и функциональная единица жизни» последовательно раскрываются вопросы организации и функционирования клетки как целостной живой системы, ее положение в системе живой природы, история создания, развития и основные постулаты клеточной теории, методы изучения клетки. Вначале рассматривается общий план строения клетки (плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды), приводится общая характеристика клеточных структур, особенности строения клеток про- и эукариот, типы и разнообразие эукариотических клеток, а затем более детально характеризуются отдельные клеточные структуры и системы жизнеобеспечения клетки. Рассматривается строение и функционирование биологических мембран, в том числе плазматической мембраны, механизмы транспорта веществ через мембрану, эндо- и экзоцитоз, цитоплазма, организация и функции гиалоплазмы, вводится понятие цитоскелета. Далее последовательно изучаются информационная, транспортная и опорно-двигательная системы клетки. Причем внимание учащихся сосредоточивается не только на строении соответствующих органоидов, но и на процессах, происходящих в клетках или соответствующих органоидах, и их значении в жизни клетки. Так, рассматривая информационную систему клетки, раскрывается строение клеточного ядра, его составляющих, хроматин и химический состав хроматина, хранение наследственной информации, генетический код и его свойства, реализация наследственной информации, реакции матричного синтеза, в том числе синтез полипептидов, роль рибосом и разных типов РНК в этом процессе и т.д. В заключение этой темы изучаются вопросы, связанные с воспроизведением клетки: клеточный цикл, деление клетки, роль ядра в этом процессе, типы деления, митоз и особенности поведения хромосом в митозе, рост клетки. После митоза целесообразно рассмотреть мейоз как особый тип деления клеток, приводящий к образованию гамет и спор. Изучение мейоза сразу после митоза позволяет глубже понять этот процесс, проводить сравнение с митозом, находить сходства и различия в этих процессах.
Тема «Обмен веществ и превращение энергии в организме» включает материал,раскрывающий общую характеристику обмена веществ и превращения энергии.Вводятся понятия обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, анаболизма и катаболизма, энергетического обмена и его этапов. В теме подробно изучаются: сущность процесса фотосинтеза, фотосинтетические пигменты и их функции. Также осуществляется изучение процессов биосинтеза белка. Роль и-РНК, т-РНК, р-РНК в синтезе белка.
Следующие 4 темы можно объединить в один раздел – «Организм – биологическая система». В нем обобщаются, расширяются и углубляются знания учащихся об организменном уровне. Рассматриваются основные свойства живых организмов – структурная организация, ткани и органы многоклеточных организмов, питание организмов как способ получения вещества и энергии из окружающей среды, их дыхание, выделение, наследственность и изменчивость, размножение и индивидуальное развитие организмов, регуляция и координация их жизнедеятельности, адаптация организмов к условиям обитания. Такой подход к систематизации материала позволит вскрыть наиболее общие закономерности, проявляющиеся на организменном уровне организации независимо от принадлежности организмов к определенному царству и выявить соответствующую специфику. В этом разделе расширяются представления учащихся об энергозависимости организмов и решении этой проблемы организмами разных групп (автотрофность, гетеротрофность), о способах добывания, поглощения пищи и ее переваривании, о транспортировке и распределении питательных веществ в организме, о газообмене у разных организмов в связи с общим уровнем их организации и средой обитания, о выделении конечных продуктов обмена и об особенностях строения соответствующих органов. Рассматривая общие закономерности наследственности и изменчивости, обращается внимание на особенности наследственной изменчивости у человека и методы ее изучения, на наследственные болезни человека, их лечение и профилактику. При изучении вопросов индивидуального развития акцентируется внимание учащихся на генетическом и гормональном контроле процессов развития, влияние вредных факторов на развитие человека. Достаточно подробно изучается регуляция и координация жизнедеятельности организмов разных групп, особенности строения и функционирования нервной системы, органов чувств, работа эндокринной системы и ее взаимосвязь с нервной системой, нарушения деятельности эндокринных желез у человека и т.д.
Завершается изучение биологии в 10 классе темой «Селекция и биотехнология». Здесь, кроме общих вопросов селекции животных, растений и микроорганизмов изучаются основы современных направлений в биологической науке – биотехнология и генная инженерия. 2 Методика изучения темы: «Наследственность и
изменчивость организмов»
На изучение данной темы отводится 14 часов.
Ведущие биологические понятия и идеи: взаимосвязь генотипа, фенотипа и среды.
Термины, обязательные для усвоения: наследственность, изменчивость, гены, хромосомы, аутосомы, геном, мутации, неполное доминирование, кодоминирование, кроссинговер, сцепленное наследование, генетическая карта, норма реакции, наследственные болезни.
Учащиеся должны знать: закономерности наследственности, установленные Г. Менделем; цитологические основы закона независимого наследования признаков; отклонения при расщеплении от типичных количественных соотношений, установленных Г. Менделем; хромосомную теорию наследственности; генетику пола; генотипическую изменчивость и ее виды; особенности наследственности и изменчивости у человека, методы их изучения.
Учащиеся должны уметь:приводить примеры мутационной изменчивости, наследственных заболеваний человека, их причин и мер профилактики, модификационной изменчивости организмов в природе; характеризовать наследственную и ненаследственную изменчивость организмов, норму реакции, значение генетики для медицины; проводить наблюдения за живыми организмами с целью выявления их изменчивости, решать генетические задачи, применять знаниязаконов наследственности и изменчивости для объяснения формирования признаков и свойств у потомков. Вопросы для самоконтроля 1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Общая биология» в 10 классе?
2 Какие методические приемы по применению наглядных пособий в курсе общей биологии вы могли бы предложить?
3 При прохождении каких тем курса целесообразно применять проблемное обучение?
4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биология» в 10 классе?
5 Как организовать работу учеников по усвоению навыков решения генетических задач? Практическое занятие 13 Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Общая биология» 10 класса; рассмотреть особенности методики изучения темы «Наследственность и изменчивость организмов». Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по биологии 10 класса, таблицы. Задания
1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Общая биология» для 10 класса. Обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ; основные требования к результатам обучения учащихся.
2 Ознакомьтесь с материалом темы «Наследственность и изменчивость организмов»; составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.
3 Подготовьте и продемонстрируйте проведение лабораторной работы «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой», проведите анализ работы.
4 Составьте задания по применению знаний в незнакомой ситуации в рамках темы «Наследственность и изменчивость организмов». Тема 14 Особенности структуры и содержания курса биологии в 11 классе. Методика изучения темы:
«Биосфера – живая оболочка планеты» 1 Особенности структуры и содержания курса «Общая биология» в 11 классе
2 Методика изучения темы: «Биосфера – живая оболочка планеты»
1 Особенности структуры и содержания курса «Общая
биология» в 11 классе В 11 классе учащиеся продолжают изучение раздела «Общая биология». Программа по биологии этого класса предусматривает прохождение 7 тем. Начинается изучение биологии в 11 классе с темы «Организм и среда». В этой теме основное внимание отводится экологическим факторам и их взаимодействию. В теме «Вид и популяция» рассматривается вид как живая система, его признаки и критерии, популяционная структура, характеристики популяций, в том числе численность, плотность и их саморегуляция. В следующей теме вводится понятие экосистемы и биоценоза, рассматривается многообразие биоценозов, их приуроченность к определенным средам жизни и местам обитания, биогеоценоз, связи популяций разных видов в биогеоценозе, биогеоценоз как живая система, роль различных организмов в биогеоценозе, цепи и сети питания, экологические пирамиды, круговорот веществ и поток энергии, продуктивность биоценозов, понятие о биомассе. В этой теме рассматриваются сезонные изменения биогеоценозов, смена их во времени, а также агроценозы и их основные характеристики. В теме «Эволюция органического мира» последовательно рассматривается краткая история формирования эволюционных взглядов, эволюционная теория Ч. Дарвина и современные представления об эволюции, ее предпосылках, движущих силах и результатах в рамках синтетической теории эволюции. Логическим продолжением изученного материала является переход к теме «Происхождение и эволюция человека», в которой рассматриваются этапы и направления эволюции человека, движущие силы антропогенеза и их специфика на разных этапах исторического развития, качественные отличия человека, расы человека и их единство, особенности эволюции человека на современном этапе. В заключительной теме «Биосфера – живая оболочка планеты» рассматривается биосфера, основные условия ее существования; возникновение и эволюция биосферы по В.И. Вернадскому; роль живого вещества в биосфере, а также хозяйственная деятельность человека как экологический фактор, положительная и отрицательная роль человека в биосфере. Здесь обсуждаются проблемы сохранения биоразнообразия, создание человеком новых сортов растений и пород животных, пути повышения продуктивности естественных и искусственных экосистем.
В программу 11 класса включен целый ряд лабораторных и практических работ. Эти работы логично построить в исследовательском ключе, что позволит в какой-то степени подготовить учеников к переходу на новый для себя образовательный уровень – учебе в высшем учебном заведении. 2 Методика изучения темы: «Биосфера – живая оболочка
планеты»
Ведущие биологические понятия и идеи: структура биосферы и условия ее существования, биохимические функции живого вещества, круговорот веществ в биосфере, эволюция биосферы, глобальные экологические проблемы, воздействие человека на биосферу, устойчивость и развитие биосферы как условия развития цивилизации.
При изучении материала этой темы учителю следует не только акцентировать внимание ребят на существующие экологические проблемы, но и показывать возможные пути их решения, организовывать учебные дискуссии с привлечением знаний, почерпнутых детьми из СМИ, литературы, их жизненного опыта, ориентировать на ответственное отношение к природе, гармоничное отношение с природой.
Учащиеся должны знать: глобальные экологические проблемы и причины экологического кризиса, демографического взрыва и урбанизации; причины разрушения озонового слоя, парникового эффекта, кислотных осадков; заповедники и национальные парки Беларуси.
Учащиеся должны уметь: характеризовать негативные последствия экологического кризиса, виды природных ресурсов, эрозию и деградацию почв, типы загрязнения, биоразнообразие; приводить примеры видов, занесенных в Красную книгу, заповедников, национальных парков, памятников природы; предлагать экологически обоснованные пути решения основных глобальных и региональных экологических проблем; анализировать демографическую ситуацию в республике; вскрывать причины негативных последствий экспоненциального роста населения планеты; применять знания о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер по их охране.
На изучение данной темы отводится 10 часов. Вопросы для самоконтроля 1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Общая биология» в 11 классе?
2 Какие дидактические условия способствуют лучшему изучению учебного материала?
3 Какие общебиологические понятия развиваются в ходе изучения темы «Биосфера – живая оболочка планеты»?
4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биологии» в 11 классе? Практическое занятие 14 Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Общая биология» 11 класса; рассмотреть особенности методики изучения темы «Биосфера – живая оболочка планеты». Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по биологии 11 класса, таблицы. Задания
1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Общая биология» для 11 класса. Обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ; основные требования к результатам обучения учащихся.
2 Ознакомьтесь с материалом темы «Биосфера – живая оболочка планеты», составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.
3 Предложите, какие уроки темы «Биосфера – живая оболочка планеты» можно провести в виде уроков-диспутов, каковы методические особенности их проведения?
4 Разработайте проблемные вопросы для проведения уроков-диспутов.
Литература 1 Байбородова, Л. В. Методика обучения биологии / Л. В. Байбородова, Т. В. Лаптева – М.: Владос, 2003. – 176 с.
2 Богачева, И. В. Настольная книга учителя биологии / И. В. Богачева – Мн.: Сэр-Вит, 2008. – 230 с.
3 Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская – М.: Просвещение, 1983. – 383 с.
4 Вучэбна–метадычнае выданне «Бiялогiя: праблемы выкладання», 1995–2010.
5 Гричик, В.В.Планирование и проведение урока биологии: Методические рекомендации по курсу «Методика преподавания биологии» / В.В. Гричик – Мн.: БГУ, 1997. – 24 с.
6 Измайлов, В.И. Биологические экскурсии / В. И. Измайлов [и др.] – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
7 Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро – Мн.: Книжный дом, 2004. – 256 с.
8 Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина – М.: Академия., 2001 – 272 с.
9 Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.
10 Лисов, Н. Д. Теоретические основы построения школьного курса биологии / Н. Д. Лисов – Мн.: Ураджай, 2000. – 248 с.
11 Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова – М.: Академия, 2007. – 267 с.
12 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
13 Учебно–методическое издание «Биология в школе», 1995–2010.
Приложение А
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |