Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница7 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
Тема 13 Особенности структуры и содержания курса биологии в 10 классе. Методика изучения темы:

«Наследственность и изменчивость организмов»
1 Особенности структуры и содержания курса «Общая биология» в 10 классе

2 Методика изучения темы: «Наследственность и изменчивость организмов»

1 Особенности структуры и содержания курса «Общая

биология» в 10 классе
В 10 классе в соответствии с программой начинается изучение раздела «Общая биология», который завершает биологическую подготовку школьников. В этом разделе последовательно раскрываются наиболее общие свойства живой материи, проявляемые на разных уровнях организации. Достаточно подробно раскрываются биологические теории и концепции, отражающие многообразие и взаимосвязь биологических систем разных рангов на социокультурном фоне их становления и развития. Материал этого раздела интегрируется со знаниями, полученными учащимися в 7–9 классах, что способствует более глубокому и прочному его усвоению и придает школьной биологии целостный характер. Раздел состоит из введения и восьми тем.

Во введении раскрывается понятие общей биологии, рассматриваются определения жизни и уровни организации живой материи, приводится их краткая характеристика, соподчиненность и взаимосвязь.

В теме «Химические компоненты живых организмов» рассматривается химический состав клетки, содержание химических элементов, роль воды и других неорганических веществ в клетке. Серьезное внимание должно быть уделено строению молекул и роли органических веществ, которые составляют основу клетки, в первую очередь таких, как липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др. Здесь же целесообразно раскрыть работу ферментов и установить роль ферментативного катализа в жизнедеятельности клетки. Функции веществ в клетке рассматриваются в тесной связи со строением, физическими и химическими свойствами их молекул. Это дает ключ к пониманию закономерностей организации клетки в целом и отдельных клеточных структур и их функционирования. Без знания особенностей строения молекул аминокислот невозможно понять образование полипептидов, самоорганизацию молекул белков. Без знания особенностей первичной, вторичной, третичной и четвертичной структуры белков невозможно понять выполнение белками соответствующих функций, в том числе участие в образовании биологических мембран, их взаимодействие с молекулами липидов. Без этого, в свою очередь, невозможно представить, как работают биологические мембраны, почему они обладают определенными свойствами, например, текучестью, как происходит взаимодействие между разными мембранами клетки (цитоплазматической мембраной и экзоцитозными пузырьками), как осуществляется транспорт веществ через мембрану и его регуляция и другие вопросы. Без элементарных представлений об организации молекул нуклеиновых кислот невозможно понять принцип хранения и передачи наследственной информации, генетический код и его свойства, реализацию генетической информации в ходе реакций матричного синтеза. Вопросы химической организации клетки могут быть успешно усвоены учащимися, если в курсе химии 9 класса для этого создана хорошая база. Расширив представления учащихся о химических веществах, образующих клетку, и рассмотрев их строение, свойства и функции в клетке, логично перейти к изучению строения клетки.

В теме «Клетка - структурная и функциональная единица жизни» последовательно раскрываются вопросы организации и функционирования клетки как целостной живой системы, ее положение в системе живой природы, история создания, развития и основные постулаты клеточной теории, методы изучения клетки. Вначале рассматривается общий план строения клетки (плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды), приводится общая характеристика клеточных структур, особенности строения клеток про- и эукариот, типы и разнообразие эукариотических клеток, а затем более детально характеризуются отдельные клеточные структуры и системы жизнеобеспечения клетки. Рассматривается строение и функционирование биологических мембран, в том числе плазматической мембраны, механизмы транспорта веществ через мембрану, эндо- и экзоцитоз, цитоплазма, организация и функции гиалоплазмы, вводится понятие цитоскелета. Далее последовательно изучаются информационная, транспортная и опорно-двигательная системы клетки. Причем внимание учащихся сосредоточивается не только на строении соответствующих органоидов, но и на процессах, происходящих в клетках или соответствующих органоидах, и их значении в жизни клетки. Так, рассматривая информационную систему клетки, раскрывается строение клеточного ядра, его составляющих, хроматин и химический состав хроматина, хранение наследственной информации, генетический код и его свойства, реализация наследственной информации, реакции матричного синтеза, в том числе синтез полипептидов, роль рибосом и разных типов РНК в этом процессе и т.д. В заключение этой темы изучаются вопросы, связанные с воспроизведением клетки: клеточный цикл, деление клетки, роль ядра в этом процессе, типы деления, митоз и особенности поведения хромосом в митозе, рост клетки. После митоза целесообразно рассмотреть мейоз как особый тип деления клеток, приводящий к образованию гамет и спор. Изучение мейоза сразу после митоза позволяет глубже понять этот процесс, проводить сравнение с митозом, находить сходства и различия в этих процессах.

Тема «Обмен веществ и превращение энергии в организме» включает материал,раскрывающий общую характеристику обмена веществ и превращения энергии.Вводятся понятия обмена веществ, ассимиляции и диссими­ляции, анаболизма и катаболизма, энергетического обмена и его этапов. В теме подробно изучаются: сущность процесса фотосинтеза, фотосинте­тические пигменты и их функции. Также осуществляется изучение процессов биосинтеза белка. Роль и-РНК, т-РНК, р-РНК в синтезе белка.

Следующие 4 темы можно объединить в один раздел – «Организм биологическая система». В нем обобщаются, расширяются и углубляются знания учащихся об организменном уровне. Рассматриваются основные свойства живых организмов – структурная организация, ткани и органы многоклеточных организмов, питание организмов как способ получения вещества и энергии из окружающей среды, их дыхание, выделение, наследственность и изменчивость, размножение и индивидуальное развитие организмов, регуляция и координация их жизнедеятельности, адаптация организмов к условиям обитания. Такой подход к систематизации материала позволит вскрыть наиболее общие закономерности, проявляющиеся на организменном уровне организации независимо от принадлежности организмов к определенному царству и выявить соответствующую специфику. В этом разделе расширяются представления учащихся об энергозависимости организмов и решении этой проблемы организмами разных групп (автотрофность, гетеротрофность), о способах добывания, поглощения пищи и ее переваривании, о транспортировке и распределении питательных веществ в организме, о газообмене у разных организмов в связи с общим уровнем их организации и средой обитания, о выделении конечных продуктов обмена и об особенностях строения соответствующих органов. Рассматривая общие закономерности наследственности и изменчивости, обращается внимание на особенности наследственной изменчивости у человека и методы ее изучения, на наследственные болезни человека, их лечение и профилактику. При изучении вопросов индивидуального развития акцентируется внимание учащихся на генетическом и гормональном контроле процессов развития, влияние вредных факторов на развитие человека. Достаточно подробно изучается регуляция и координация жизнедеятельности организмов разных групп, особенности строения и функционирования нервной системы, органов чувств, работа эндокринной системы и ее взаимосвязь с нервной системой, нарушения деятельности эндокринных желез у человека и т.д.

Завершается изучение биологии в 10 классе темой «Селекция и биотехнология». Здесь, кроме общих вопросов селекции животных, растений и микроорганизмов изучаются основы современных направлений в биологической науке – биотехнология и генная инженерия.
2 Методика изучения темы: «Наследственность и

изменчивость организмов»

На изучение данной темы отводится 14 часов.

Ведущие биологические понятия и идеи: взаимосвязь генотипа, фенотипа и среды.

Термины, обязательные для усвоения: наследственность, изменчивость, гены, хромосомы, аутосомы, геном, мутации, непол­ное доминирование, кодоминирование, кроссинговер, сцепленное наследование, генетическая карта, норма реакции, наследственные болезни.

Учащиеся должны знать: закономерности наследственности, установленные Г. Мен­делем; цитологические основы закона независимого насле­дования признаков; отклонения при расщеплении от типичных количествен­ных соотношений, установленных Г. Менделем; хромосомную теорию наследственности; генетику пола; генотипическую изменчивость и ее виды; особенности наследственности и изменчивости у челове­ка, методы их изучения.

Учащиеся должны уметь:приводить примеры мутационной изменчивости, наследственных заболеваний человека, их причин и мер профилактики, модификационной изменчивости организмов в природе; характеризовать наследственную и нена­следственную изменчивость организмов, норму реакции, значение генетики для медицины; проводить наблюдения за живыми организмами с целью выявления их изменчивости, решать генетические задачи, применять знаниязаконов наследственности и изменчи­вости для объяснения формирования признаков и свойств у потомков.
Вопросы для самоконтроля
1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Общая биология» в 10 классе?

2 Какие методические приемы по применению наглядных пособий в курсе общей биологии вы могли бы предложить?

3 При прохождении каких тем курса целесообразно применять проблемное обучение?

4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биология» в 10 классе?

5 Как организовать работу учеников по усвоению навыков решения генетических задач?
Практическое занятие 13
Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Общая биология» 10 класса; рассмотреть особенности методики изучения темы «Наследственность и изменчивость организмов».
Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по биологии 10 класса, таблицы.
Задания

1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Общая биология» для 10 класса. Обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ; основные требования к результатам обучения учащихся.

2 Ознакомьтесь с материалом темы «Наследственность и изменчивость организмов»; составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.

3 Подготовьте и продемонстрируйте проведение лабораторной работы «Изучение изменчивости у растений и животных, постро­ение вариационного ряда и кривой», проведите анализ работы.

4 Составьте задания по применению знаний в незнакомой ситуации в рамках темы «Наследственность и изменчивость организмов».
Тема 14 Особенности структуры и содержания курса биологии в 11 классе. Методика изучения темы:

«Биосфера живая оболочка планеты»
1 Особенности структуры и содержания курса «Общая биология» в 11 классе

2 Методика изучения темы: «Биосфера – живая оболочка планеты»

1 Особенности структуры и содержания курса «Общая

биология» в 11 классе
В 11 классе учащиеся продолжают изучение раздела «Общая биология». Программа по биологии этого класса предусматривает прохождение 7 тем. Начинается изучение биологии в 11 классе с темы «Организм и среда». В этой теме основное внимание отводится экологическим факторам и их взаимодействию. В теме «Вид и популяция» рассматривается вид как живая система, его признаки и критерии, популяционная структура, характеристики популяций, в том числе численность, плотность и их саморегуляция. В следующей теме вводится понятие экосистемы и биоценоза, рассматривается многообразие биоценозов, их приуроченность к определенным средам жизни и местам обитания, биогеоценоз, связи популяций разных видов в биогеоценозе, биогеоценоз как живая система, роль различных организмов в биогеоценозе, цепи и сети питания, экологические пирамиды, круговорот веществ и поток энергии, продуктивность биоценозов, понятие о биомассе. В этой теме рассматриваются сезонные изменения биогеоценозов, смена их во времени, а также агроценозы и их основные характеристики. В теме «Эволюция органического мира» последовательно рассматривается краткая история формирования эволюционных взглядов, эволюционная теория Ч. Дарвина и современные представления об эволюции, ее предпосылках, движущих силах и результатах в рамках синтетической теории эволюции. Логическим продолжением изученного материала является переход к теме «Происхождение и эволюция человека», в которой рассматриваются этапы и направления эволюции человека, движущие силы антропогенеза и их специфика на разных этапах исторического развития, качественные отличия человека, расы человека и их единство, особенности эволюции человека на современном этапе. В заключительной теме «Биосфера – живая оболочка планеты» рассматривается биосфера, основные условия ее существования; возникновение и эволюция биосферы по В.И. Вернадскому; роль живого вещества в биосфере, а также хозяйственная деятельность человека как экологический фактор, положительная и отрицательная роль человека в биосфере. Здесь обсуждаются проблемы сохранения биоразнообразия, создание человеком новых сортов растений и пород животных, пути повышения продуктивности естественных и искусственных экосистем.

В программу 11 класса включен целый ряд лабораторных и практических работ. Эти работы логично построить в исследовательском ключе, что позволит в какой-то степени подготовить учеников к переходу на новый для себя образовательный уровень – учебе в высшем учебном заведении.
2 Методика изучения темы: «Биосфера живая оболочка

планеты»

Ведущие биологические понятия и идеи: структура биосферы и условия ее существования, биохимические функ­ции живого вещества, круговорот веществ в биосфере, эволюция биосферы, глобальные экологические проблемы, воздействие человека на биосферу, устойчивость и развитие биосферы как условия развития цивилизации.

При изучении материала этой темы учителю следует не только акцентировать внимание ребят на существующие экологические проблемы, но и показывать возможные пути их решения, организовывать учебные дискуссии с привлечением знаний, почерпнутых детьми из СМИ, литературы, их жизненного опыта, ориентировать на ответственное отношение к природе, гармоничное отношение с природой.

Учащиеся должны знать: глобальные экологические проблемы и причины экологического кризиса, демографического взрыва и урбанизации; причины разрушения озонового слоя, парникового эффекта, кислотных осадков; заповедники и национальные парки Беларуси.

Учащиеся должны уметь: характеризовать негативные последствия экологического кризиса, виды природных ресурсов, эрозию и деградацию почв, типы загрязнения, биоразнообразие; приводить примеры видов, занесенных в Красную книгу, заповедников, национальных парков, памятников природы; предлагать экологически обоснованные пути решения основных глобальных и региональных экологических проблем; анализировать демографическую ситуацию в республике; вскрывать причины негативных последствий экспоненциального роста населения планеты; применять знания о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер по их охране.

На изучение данной темы отводится 10 часов.
Вопросы для самоконтроля
1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Общая биология» в 11 классе?

2 Какие дидактические условия способствуют лучшему изучению учебного материала?

3 Какие общебиологические понятия развиваются в ходе изучения темы «Биосфера – живая оболочка планеты»?

4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биологии» в 11 классе?
Практическое занятие 14
Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Общая биология» 11 класса; рассмотреть особенности методики изучения темы «Биосфера – живая оболочка планеты».
Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по биологии 11 класса, таблицы.
Задания

1 Проанализируйте содержание учебной программы и учебника «Общая биология» для 11 класса. Обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ; основные требования к результатам обучения учащихся.

2 Ознакомьтесь с материалом темы «Биосфера – живая оболочка планеты», составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.

3 Предложите, какие уроки темы «Биосфера – живая оболочка планеты» можно провести в виде уроков-диспутов, каковы методические особенности их проведения?

4 Разработайте проблемные вопросы для проведения уроков-диспутов.


Литература
1 Байбородова, Л. В. Методика обучения биологии / Л. В. Байбородова, Т. В. Лаптева – М.: Владос, 2003. – 176 с.

2 Богачева, И. В. Настольная книга учителя биологии / И. В. Богачева – Мн.: Сэр-Вит, 2008. – 230 с.

3 Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская – М.: Просвещение, 1983. – 383 с.

4 Вучэбна–метадычнае выданне «Бiялогiя: праблемы выкладання», 1995–2010.

5 Гричик, В.В.Планирование и проведение урока биологии: Методические рекомендации по курсу «Методика преподавания биологии» / В.В. Гричик – Мн.: БГУ, 1997. – 24 с.

6 Измайлов, В.И. Биологические экскурсии / В. И. Измайлов [и др.] – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

7 Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро – Мн.: Книжный дом, 2004. – 256 с.

8 Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина – М.: Академия., 2001 – 272 с.

9 Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.

10 Лисов, Н. Д. Теоретические основы построения школьного курса биологии / Н. Д. Лисов – Мн.: Ураджай, 2000. – 248 с.

11 Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова – М.: Академия, 2007. – 267 с.

12 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

13 Учебно–методическое издание «Биология в школе», 1995–2010.

Приложение А
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей