Главная страница
qrcode

Методическое пособие 5-9 класс г уманитарный издательский центр


НазваниеМетодическое пособие 5-9 класс г уманитарный издательский центр
АнкорSotsialno-bytovaya orientirovka Metodicheskoe posobie 5 9 klass.pdf
Дата12.06.2019
Размер0.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSotsialno-bytovaya_orientirovka_Metodicheskoe_posobie_5_9_klass.
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#53711
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6
В.П. С
УБЧЕВА
Социально-
бытовая
ориентировка
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
5–9 КЛАСС
Г
УМАНИТАРНЫЙ
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ
ЦЕНТР
М
ОСКВА
2014
Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида
16+
Субчева В.П.
Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие :
5–9 классы. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —
87 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
ISBN 978-5-691-01880-0
Агентство CIP РГБ.
В пособии рассматриваются вопросы теории и практики социальнобытовой ориентировки учащихся 5–9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. В помощь учителю даны учебно-тематические планы с годовым количеством часов по классам на каждый раздел СБО, и программы для СБО по каждому классу отдельно.
Учебно-методическое пособие адресовано учителям специальных
(коррекционных) школ VIII вида, а также может быть использовано в коррекционных учреждениях других видов. Представленные материалы будут полезны студентам дефектологических факультетов, родителям и лицам, стремящимся помочь детям с нарушениями в развитии подготовиться к будущей самостоятельной жизни.
УДК 376.4:316.6
ББК 74.3
УДК 376.4:316.6
ББК 74.3
С89
С89
© Субчева В.П., 2012
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012
ISBN 978-5-691-01880-0
3
СОДЕРЖАНИЕ
П
РОГРАММА
ПО
СОЦИАЛЬНО
-
БЫТОВОЙ
ОРИЕНТИРОВКЕ
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ
5–9
КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНОЙ
(
КОРРЕКЦИОННОЙ
)
ШКОЛЫ
VIII
ВИДА
......................................................................................... 6
Пояснительная записка ............................................................ 6
В
ВЕДЕНИЕ
......................................................................................... 9
5 КЛАСС ...................................................................................... 15
Учебно-тематический план, 5–9 классы ............................. 15
С
ОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
................................................................. 19
Личная гигиена ....................................................................... 22
Практическая работа «Выполнение утреннего туалета»...... 22
Практическая работа «Чистка ушей» ................................... 23
Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»....................... 23
Одежда и обувь ...................................................................... 24
Практическая работа «Уход за обувью»............................... 24
Практическая работа: «Убираем зимние вещи в шкаф на летнее хранение» ........................................................... 24
Питание .................................................................................. 25
Практическая работа «Приготовление открытых и закрытых бутербродов» ................................................... 25
Практическая работа «Приготовление картофельного салата» ....................................................... 26
Практическая работа «Приготовление овощного винегрета » ......................................................................... 26
Практическая работа «Заваривание чая» ............................ 27
Практическая работа « Мытье кухонной посуды»................ 28
Транспорт ............................................................................... 28
Сюжетно-ролевая игра «В автобусе» .................................. 28
Торговля ................................................................................. 29
Сюжетно-ролевая игра «В продовольственном магазине» ... 29
6 КЛАСС ...................................................................................... 30
Учебно-тематический план ................................................. 30
Содержание программы ............................................................. 33
Личная гигиена ....................................................................... 36
Практическая работа «Уход за руками»
(Мытье рук, стрижка ногтей, нанесение крема на кожу рук, массаж кистей рук) ....................................... 36
Одежда и обувь ...................................................................... 36
Практическая работа: «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями» ................................................ 36
Практическая работа: «Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву ручным стачным швом» ................ 37
Практическая работа: «Пришивание вешалки к пальто» ...... 37
4
Практическая работа «Стирка изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей вручную» .......... 38
Питание .................................................................................. 38
Практическая работа «Приготовление манной каши» .......... 38
Практическая работа «Приготовление отварного картофеля» ......................................................................... 39
Практическая работа «Приготовление картофельного пюре» .................................................................................. 39
Практическая работа «Приготовление отварных макарон» ............................................................................. 40
Практическая работа «Приготовление гречневой каши» ..... 40
Практическая работа «Приготовление творожной запеканки» .......................................................................... 41
Жилище .................................................................................. 42
Практическая работа «Уход за полом в зависимости от покрытия» ....................................................................... 42
Практическая работа «Изучение устройства пылесоса.
Как чистить ковры, мебель, одежду с помощью пылесоса» ....... 42
Средства связи ....................................................................... 43
Практическая работа «Заполнение телеграфных бланков» ............................................................................. 43
Практическая работа «Заполнение почтовых бланков для отправления посылок» .................................................. 43
7 КЛАСС ...................................................................................... 44
Учебно-тематический план ................................................. 44
С
ОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
................................................................. 48
Одежда и обувь ...................................................................... 51
Практическая работа «Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани» ....................................................... 51
Практическая работа «Ремонт одежды. Штопка» ................ 52
Практическая работа «Ремонт одежды. Наложение заплаты» ............................................................................. 52
Питание .................................................................................. 53
Практическая работа «Приготовление щей из свежей капусты с картофелем» ....................................................... 53
Практическая работа «Приготовление второго блюда из мясных консервов с отварным картофелем и сметанным соусом» .......................................................... 53
Практическая работа «Приготовление рыбы жареной с гарниром» ......................................................................... 54
Практическая работа «Приготовление киселя клюквенного» ...................................................................... 55
Культура поведения ................................................................ 55
Практическая работа «Подарок своими руками» ................. 55
5
Лекарственные травы ............................................................. 56
Практическая работа «Приготовление витаминизирующего отвара» .............................................. 56
Практическая работа «Приготовление поливитаминного настоя» ............................................................................... 57
8 КЛАСС ...................................................................................... 58
Учебно-тематический план ................................................. 58
С
ОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
................................................................. 61
Питание .................................................................................. 66
Практическая работа «Приготовление консервированных груш» ................................................... 66
Практическая работа «Приготовление варенья из тыквы» ............................................................................ 66
Практическая работа «Приготовление варенья из кабачков» ....................................................................... 67
Практическая работа «Приготовление варенья из моркови» ........................................................................ 67
Практическая работа «Приготовление варенья из яблок» ............................................................................. 68
Практические работы по теме «Моя семья» ......................... 68
Практическая работа. Укачивание ребенка
(разучивание колыбельных песен) ..................................... 69
9 КЛАСС ...................................................................................... 75
Учебно-тематический план 9 класс .................................... 75
С
ОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
................................................................. 78
Я и моя будущая семья ............................................................ 83
Практическая работа «Приготовление молочной смеси для грудного ребенка» ........................................................ 83
Практическая работа «Приготовление жидкой каши для ребенка» ....................................................................... 84
Практическая работа «Приготовление картофельного пюре для кормления ребенка» .................... 84
Практическая работа «Приготовление морковного сока для кормления ребенка» ...................................................... 85
ЛИТЕРАТУРА .............................................................................. 86
6
ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние пять лет, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Положение детей с ограниченными возможностями является плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых, семейных проблемах.
Социально-педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально-бытовой ориентировка». Но, несмотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство.
Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально-бытовой ориентировке.
Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью и стать полноправным членом общества.
7
Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната.
Условия освоения программы:
данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а также посредством проведения практических работ и экскурсий.
Задачи курса:

формирование у воспитанников коррекционной школы навыков самостоятельной жизни;
— освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
— развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
В результате обучения по предложенной программе у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, а также самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Освоение программы осуществляется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.
Формы организации занятий следующие.
Лекции:
— беседы учителя предполагают непосредственный контакт с учащимися. Использование данного вида занятий позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
— уроки с разбором конкретных ситуаций, предполагают обсуждение конкретных жизненных ситуаций.
Практические занятия
дают возможность обучающимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систе-
8
матизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Учебные сюжетно-ролевые игры
— синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельности: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).
Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 класс.
Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Ресурсы программы:
общая продолжительность программы 68 часов для каждого класса, то есть 2 часа в неделю.
9
ВВЕДЕНИЕ
Предмет СБО призван дать умственно отсталым детям знания и практические навыки принятых в данном обществе норм поведения в своих действиях. На урокам ученикам объясняют и показывают, как надо поступать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. К концу обучения все эти знания приводятся в систему, осознаются учащимися как необходимое руководство к действию. Знания, которые дают учителя социально-бытовой ориентировки о правилах и нормах поведения, и практические навыки позволяют формировать сознательное стремление учащегося коррекционной школы овладеть нормами, принятыми в обществе. Личный опыт воспитанников еще очень беден, поэтому умственно отсталый ребенок может нарушать эти нормы лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать, как применить то, что он уже успел усвоить. Нередко учащиеся усваивают многое по подражанию, наблюдая за поведением взрослых, часто отрицательным. Поэтому большое внимание учителю
СБО следует уделять осознанию ребенком своего поведения, своих действий. Это необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения, а это в свою очередь является одним из путей формирования нравственно-волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и совместных усилий и учителя СБО, и родителей, и воспитателей. Так, научившись мыть посуду, школьник постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязанность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привычной, а затем он просто не может оставить после себя грязную посуду. Человек, привыкший на ночь умываться и чистить зубы, обычно испытывает неприятное чувство, если он должен обойтись без привычного и уже необходимого вечернего туалета. У такого воспитанника вообще выработана привычка к чистоте, опрятности, аккуратности.
Для воспитания навыков и привычек, необходимых выпускнику специальной школы, нужно позаботиться об организации упражнений в тех или иных поступках. Это можно делать на уроках во время сюжетно-ролевых игр, во время экскурсий, поездок. Такие упражнения требуют, чтобы учащийся, зная, что у него получается и что не получается, стремился бы овладеть тем или иным действием, навыком,
10
преодолеть свою скованность, свой комплекс неполноценности или наоборот, свою завышенную самооценку, зазнайство. Большую роль на данном этапе играет такт учителя или воспитателя, знание психологических особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход. Для того чтобы упражнения были эффективны, необходимо, чтобы они сопровождались положительной эмоцией у ребенка. Это может быть одобрение учителя или воспитателя, положительная оценка товарищей и т.д.
В 5 классе систематическая работа по привитию навыков и привычек, по овладению детьми необходимыми знаниями идет, как правило, успешно и эффективно. Это связано с тем, что дети чувствуют себя достаточно взрослыми, ведь они перешагнули за порог начальной школы. Но в то же время, они сохранили уважение к учителю, и каждое его слово для них все еще закон. Дети чувствуют, что заняты нужным и серьезным делом, изучая новый интересный для них предмет. Дети более старшего возраста, особенно подростки, часто испытывают чувство неловкости, скованности при проведении сюжетно-ролевых игр, при выполнении тренировочного упражнения во время экскурсии. Эта возрастная особенность затрудняет работу учителя СБО при формировании нужных практических навыков. Поэтому в 5 и 6 классах нужно постараться дать детям возможность усвоить как можно больше нужных привычек. Это основа их будущего поведения в самостоятельной жизни.
Как уже говорилось выше, детям свойственны способность и стремление к подражанию, поэтому учитель должен быть образцом во всех своих действиях, следить за собой. В противном случае эффективность всей его работы резко снижается.
Необходимо помнить еще и об особенностях применения детьми знаний, полученных на уроках СБО, об их тесной связи в сознании ребенка с определенной знакомой ситуацией.
Например, учащиеся, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, несколько раз в день, т.е. они расширяют сферу применения правила. Или приветствуют только тех взрослых, учителей, которых они хорошо знают, а тех, кого не знают, не приветствуют. Детей надо специально учить применять полученные ими знания в разных ситуациях.
Если на уроке во время сюжетно-ролевой игры дети ведут себя неправильно, то это, конечно, не формирует навыка, но с помощью учителя при анализе поведения воспитанники учат-
11
ся критически оценивать свое поведение, сделать для себя определенный вывод.
Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе идет на протяжении ряда лет.
Но по этому предмету для умственно отсталых детей нет учебника, который содержал бы изложение теоретического материала, примерные практические работы. Такой учебник помог бы учителям разнообразить приемы обучения. Кроме того, дети могли бы закрепить знания, полученные на уроке, читая на самоподготовке тот или иной параграф учебника.
Учитывая данные обстоятельства, предлагается учебное пособие, которое может выполнить функции учебника и оказать помощь детям лучше усвоить программный материал.
Статьи пособия подобраны в соответствии с программой.
Некоторые параграфы можно не изучать отдельно, а объединить с практической работой, а сам параграф задать на дом как закрепление материала, изученного на уроке. Например:
«Заваривание чая», «Ваше лицо и прическа», «Чистка кухонной посуды».
Следует помнить, что при проведении сюжетно-ролевой игры «У парикмахера» учителю нужно быть особенно тактичным и осторожным. Дело в том, что выбор прически зависит от недостатков и достоинств лица, причем первые надо замаскировать, а вторые подчеркнуть. Умственно отсталые дети очень болезненно реагируют, когда отмечают их недостатки.
Поэтому ведущую роль в этой игре должен взять на себя учитель и, ни словом не упоминая о недостатках лица, шеи, фигуры, говорить только о привлекательных чертах. Например, вместо того, чтобы сказать: «Так как у Лены короткая шея, ей не идут длинные волосы», — можно произнести: «Лене очень пошла бы короткая стрижка. Леночка и так симпатичная девочка, но с короткой стрижкой она превратится просто в красавицу». И в таком же духе нужно говорить о каждом
«посетителе» «парикмахерской».
На практических работах по теме «Одежда и обувь» можно привести в порядок обувь всех учащихся. Детям очень нравится, что их обувь, не очень чистая в начале, в конце урока блестит от крема и кажется новой.
Особый интерес учащихся 5 класса вызывают практические работы по теме «Питание». Несколько практических работ по данной теме можно соединить в одну. К примеру,
12
тему «Сервировка стола к завтраку» можно повторять на каждой практической работе. К ней вы можете присоединить тему «Бутерброды», «Заваривание чая», «Приготовление яичницы». Тогда в конце урока у вас в кабинете будет сервирован стол для завтрака и готов сам завтрак. К тому же во время дегустации ваших блюд у вас будет возможность научить детей правильным манерам и правилам этикета за столом. После «завтрака» дети научатся, как правильно вымыть чайную и кухонную посуду. Поэтому, не обязательно выносить тему «Чистка и мытье кухонной посуды» в отдельный урок, так же, как и тему «Сервировка стола к завтраку».
Пристальное внимание нужно уделить теме «Правила дорожного движения». Здесь следует отдельно изучить теоретический материал, а потом совершить экскурсию в общественном транспорте, обращая внимание на те положения, которые подробно объяснялись учителем. Пусть сами учащиеся объяснят, почему надо поступать именно так, как сказано в правилах, а не иначе. Уместна здесь сюжетноролевая игра «В троллейбусе». Дети 5 класса охотно исполняют роли водителя троллейбуса, кондуктора, пассажиров
«с детьми» и т.д.
Учитель может использовать материал пособий по своему усмотрению. Например, изучить правила обращения с пылесосом можно в процессе сюжетно-ролевой игры в «дочкиматери», где роль мамы играет вначале учитель и объясняет своим «детям» как правильно пользоваться пылесосом, при уборке «квартиры». Затем эту роль можно поручить ученику.
Играя, дети весьма успешно овладевают навыками обращения с пылесосом. А практические работы по стирке изделий можно превратить в настоящий праздник для детей и постирать все кукольные вещи. Дети с восторгом принимают предложение учителя освежить все вещи кукол, а затем и выгладить их. Все показывают, какие они хорошие хозяйки и старательно выполняют все инструкции по ручной стирке.
Особое внимание следует уделить правилам безопасной работы. Целесообразно начинать изучение темы с заучивания правил безопасности.
Что касается изучения рецептов приготовления различных блюд, то это тоже лучше делать в ходе практических работ, а домашним заданием может служить повторение теоретического материала.
13
При изучении темы «Ремонт одежды» в классе можно открыть «мастерскую». Мальчики могут играть роли «клиентов», а девочки «приемщиц», «администраторов» и «рабочих». Причем, «клиенты» могут контролировать выполнение их срочного заказа, а работницы мастерской объясняют, как они выполняют заказ. Учитель выступает на вторых ролях и лишь направляет работу «ателье» в нужном направлении.
Эти игры очень нравятся детям, и их использование гораздо эффективнее в усвоении материала и навыков, чем простое заучивание теории.
К тому же, если дети в 5 и 6 классах привыкают играть в сюжетно-ролевые игры, то эту практику можно с успехом продолжать в старших классах. Особенно успешно происходит усвоение материала с помощью сюжетно-ролевых игр по теме «Уход за грудным ребенком», «Взаимоотношения в семье» и тому подобным. Поэтому применение таких методов желательно использовать как можно чаще.
В старших классах успешным будет использование интегрированных уроков. Например, при изучении раздела
«Трудоустройство» учащиеся должны научиться писать заявление, доверенность, автобиографию. Раздел «Деловое письмо» есть также в программе по письму. Поэтому можно объединить уроки СБО и письма, провести их как сюжетно-ролевые игры. Тему «Подсчет расходов на косметический ремонт» легко можно соединить с математикой.
А если занятие по СБО, где разучиваются колыбельные песни, соединить с уроком музыки, то оно станет незабываемым для учеников.
Интегрированные уроки очень нравятся подросткам, так как всегда содержат игровые моменты. Конечно, такие уроки требуют большой подготовки, и, как показывает опыт, учащиеся гораздо лучше усваивают в игре знания, которые им необходимы в самостоятельной жизни. К тому же, они высвобождают время для практической отработки полученных навыков.
Оправдывает себя и применение компьютерных игр, например, при изучении правил дорожного движения или при изучении темы «Одежда». Но они не должны применяться слишком часто, хотя дети их очень любят. Поиграть в интерактивную компьютерную игру можно на дополнительном занятии.
14
У
ЧЕБНО
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
, 5–9
КЛАССЫ
№ п/п
Наименование разделов
Годовое количество часов по классам
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
I
Личная гигиена
9 2
2 2
II
Одежда и обувь
8 10 13 4
6
III
Питание
12 14 12 16 15
IV
Я и моя будущая семья
6 3
6 18 12
V
Культура поведения
8 8
6 4
4
VI
Жилище 12 11 13 8
5
VII
Транспорт 6 4
4 4
5
VIII
Торговля
6 5
2 4
5
IX
Средства связи
6 4
2 6
X
Медицинская помощь
4 5
5 5
XI
Трудоустройство
4
Итоговое тестирование
1 1
1 1
1
Итого:
68 68 68 68 68
15
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом