Н.И. Журавель
.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ
ПУНКТЕ ДОУ
Методическое пособие Творческий .Центр
Москва 2008
УДК 373 ББК 74.102 Ж91
Журавель Н.И.
Ж91 Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»-2).
18ВМ 978-5-9949-0148-9
В книге освещена система планирования коррекционно-речевой работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп в условиях дошкольного логопедического пункта, предусматривающая проведение групповых и подгрупповых занятий, организацию деятельности ребенка в специально созданной среде, а также возможность работы с детьми на базе изученного материала.
Книга может быть использована как молодыми специалистами, так и опытными логопедами.
УДК 373 ББК 74.102
© ООО «ТЦ Сфера», 2008
Предисловие
Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специальная литература для учителей-логопедов, как теоретического, так и практического характера, рекомендована для использования в специальных речевых группах, организованных при массовых детских садах или в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). Кроме того, в небольших городах нет специализированного детского сада, куда бы направлялись дети со сложными речевыми дефектами.
У логопедов-практиков затруднения вызывают планирование и проведение занятий по развитию лексико-грамматических норм русского языка, обучению связной речи и грамоте.
Для успешной работы логопедического пункта необходим тематический план коррекционно-развивающих занятий.
Тематические планы логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5—6 и 6—7 лет составлены на основе пособий Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» (СПб., 1998), «В первый класс — без дефектов речи» (СПб., 1999).
Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида
Планирование для старшей группы разделено на три периода обучения: октябрь — ноябрь (20 занятий); декабрь — февраль (24 занятия); март — апрель (14 занятий).
Всего в год — 58 ч. Из них:
формирование лексико-грамматических категорий — 26ч;
развитие фонетической стороны речи — 23;
развитие связной речи — 9ч.
Планирование для подготовительной к школе группы разделено на два периода:
— октябрь — декабрь (38 занятий);
— январь — апрель (40 занятий). Из них:
совершенствование лексико-грамматических представлений — 37;
совершенствование навыков звукового анализа и обучения грамоте — 30;
развитие связной речи — 11.
Форма организации занятий — групповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; количество часов; планируемый результат; средства оценки усвоения материала.
К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением разделов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.
Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгруппо-вых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.
Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук.
Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речевого нарушения.
* В пособии представлены примерные конспекты только для детей старшей группы. Конспекты для подготовительной к школе группы логопед может разработать сам на основе тематического плана для данной группы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.
Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.
Васильева С А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.
Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.
Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.
Куликовская ТА.. Мастерская букв. Альбом упражнений для знакомства детей 3—6 лет с буквами русского алфавита. М., 2000.
Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. М., 2001.
Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М., 2005.
Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
Ткаченко ТА.. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.
Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.
Ткаченко ТА.. Логопедическая тетрадь. СПб., 1998.
Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида Планирование для подготовительной к школе группы разделено на два периода:
— октябрь — декабрь (38 занятий);
— январь — апрель (40 занятий). Из них:
совершенствование лексико-грамматических представлений — 37;
совершенствование навыков звукового анализа и обучения грамоте — 30;
развитие связной речи — 11.
Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин. Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; количество часов; планируемый результат; средства оценки усвоения материала.
К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением разделов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.
Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.
Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук.
Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речевого нарушения.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.
3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.
4. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.
5. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.
8. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М.
9. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
10. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Старшая группа
I период обучения (октябрь — ноябрь — два занятия в неделю), 20 занятий
№
| Тема занятия
| Задачи
| Ко-во часов
| Планируемый результат
| Средства
| п/п
|
|
|
|
| оценки
|
|
|
|
|
| усвоения
|
|
|
|
|
| материала
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Развитие внимания
| Развивать внимание, понимание
| 1
| Уметь слушать
| Игра «Раз-
|
| и понимания речи
| речи и словесно-логическое мыш-
|
| инструкцию и выполнять
| ложи по по-
|
|
| ление
|
| ее последовательно.
| лочкам»
|
|
|
|
| Заканчивать простейшие
|
|
|
|
|
| обобщения, знание
|
|
|
|
|
| основных цветов
|
| 2
| Формирование по-
| Уточнить понятие «действие». Рас-
| 1
| Понимать вопросы: кто?
| Игра «Чет-
|
| нятия о действии
| смотреть разные и одинаковые дей-
|
| что? что делает? Подби-
| вертый лиш-
|
| предмета
| ствия. Учить подбирать к действию
|
| рать ответы в соответст-
| ний»
|
|
| объекты, а к объекту действия
|
| вии с вопросом
|
| 3
| Развитие слухового
| Развивать слуховое внимание и
| 3
| Различать звучание раз-
| Игра «Верно
|
| внимания и фоне-
| фонематическое восприятие на ма-
|
| ных предметов, музыкаль-
| или нет?»
|
| матического вос-
| териале неречевых звуков и слов,
|
| ных инструментов. Выде-
|
|
| приятия
| близких по звуковому составу
|
| лять из потока звуков за-
|
|
|
|
|
| данный звук, слог. Опре-
|
|
|
|
|
| делять слова, сходные по
|
|
|
|
|
| звуковому составу
|
|
|
|
|
|
|
|
4
| Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
| Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| 1
|
| Игра «Назови ласково»
| 5
| Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе
| Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным
| 1
| Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа
| Игра «Кто это? Что это?»
| 6
| Звуки [у], [а]
| Выделять заданный гласный звук из потока звуков
| 1
| Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков
| Игра «Хлопни, когда услышишь»
| 7
| Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
| Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
| 1
| Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени
| Игра «Кто сказал правильно?»
| 8
| Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе
| Учить согласовывать существительное с глаголом в числе
| 1
| Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе
| Упражнение «Один играет, двое играют» (изменять слова по образцу)
| 9
| Звуки [а], [и]
| Выделять гласный звук в начале слов
| 1
| Выделять первый ударный гласный звук, затем в безударной позиции
| Игра «Назови первый звук»
|
.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 10
| Понятия: «слово»,
| Учить составлять предложения,
| 1
| Уметь составлять предло-
| Упражнение
|
| «предложение».
| заменяя дополнение без наглядной
|
| жение из трех слов (под-
| «Придумай
|
| Составление пред-
| опоры. Учить строить фразу по
|
| лежащее + сказуемое +
| предложение
|
| ложений из трех
| опорной схеме. Активизировать
|
| дополнение)
| из трех слов»
|
| слов.
| словарный запас
|
|
| (по образцу и
|
|
|
|
|
| без него)
| 11
| Пересказ текста,
| Учить отвечать на вопрос разверну-
| 1
| Понимать вопрос что
| Пересказ
|
| составленного по
| той фразой из 3 — 4 слов, переска-
|
| делать?, отвечать на него
|
|
| демонстрируемому
| зывать текст, составленный из 3 — 4
|
| полно и точно
|
|
| действию
| простых предложений с наглядной
|
|
|
|
|
| опорой в виде натуральных объек-
|
|
|
|
|
| тов, предметов и действий с ними.
|
|
|
|
|
| Развивать внимание и словесно-
|
|
|
|
|
| логическое мышление
|
|
|
| 12
| Звуки [а], [у], [и]
| Анализ звуковых сочетаний типа
| 1
| Выделять последователь-
| Игра «Назо-
|
|
| ау, уи, ауи
|
| но все звуки в звукосоче-
| ви звуки по
|
|
|
|
| тании
| порядку»
| 13
| Согласование чис-
| Учить соотносить на слух и пра-
| 1
| Уметь согласовывать су-
| Игра «Кто
|
| лительных один,
| вильно согласовывать в речи суще-
|
| ществительные с числи-
| больше назо-
|
| одна с существи-
| ствительные мужского и женского
|
| тельными в роде
| вет?» (один,
|
| тельными
| рода с числительными один, одна и
|
|
| одна)
|
|
| подбирать существительные к этим
|
|
|
|
|
| числительным
|
|
|
| 14
| Падежные конструкции. Родитель-
| Учить образовывать существительное в родительном падеже единст-
| 2
| Уметь пользоваться в речи существительными в ро-
| Игра «Чего нет?»
|
| ный падеж сущест-
| венного числа от существительного
|
| дительном падеже, отве-
|
|
| вительных в единственном числе без предлога и с предлогом^
| в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога^
|
| чая на вопросы: чего не стало? у кого?
|
| 15
| Звуки [м], [н], [в], [ф]
| Выделять согласный звук в начале слова
| 2
| Выделять первый согласный звук
| Игра «Назови первый
|
|
|
|
|
| звук»
| 16
| Приставочные глаголы
| Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный
| 1
| Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи
| Игра «Скажи наоборот»
|
|
| глагол
|
|
|
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |