Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. Методическое пособие Творческий. Центр Москва 2008 удк 373 ббк 74. 102 Ж91 Журавель Н. И


НазваниеМетодическое пособие Творческий. Центр Москва 2008 удк 373 ббк 74. 102 Ж91 Журавель Н. И
АнкорЖуравель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ.doc
Дата24.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЖуравель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ.d
ТипМетодическое пособие
#29783
страница1 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12







Н.И. Журавель

.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ

ПУНКТЕ ДОУ

Методическое пособие
Творческий .Центр



Москва 2008

УДК 373 ББК 74.102 Ж91

Журавель Н.И.

Ж91 Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Лого­пед»-2).

18ВМ 978-5-9949-0148-9

В книге освещена система планирования коррекционно-речевой работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп в ус­ловиях дошкольного логопедического пункта, предусматривающая проведение групповых и подгрупповых занятий, организацию дея­тельности ребенка в специально созданной среде, а также возмож­ность работы с детьми на базе изученного материала.

Книга может быть использована как молодыми специалистами, так и опытными логопедами.

УДК 373 ББК 74.102

© ООО «ТЦ Сфера», 2008


Предисловие

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным от­носятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрос­лый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способ­ности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что при систематичес­кой работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специ­альная литература для учителей-логопедов, как теоретичес­кого, так и практического характера, рекомендована для ис­пользования в специальных речевых группах, организован­ных при массовых детских садах или в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы ло­гопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрица­тельную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). Кро­ме того, в небольших городах нет специализированного дет­ского сада, куда бы направлялись дети со сложными речевы­ми дефектами.

У логопедов-практиков затруднения вызывают планирова­ние и проведение занятий по развитию лексико-грамматических норм русского языка, обучению связной речи и грамоте.

Для успешной работы логопедического пункта необходим тематический план коррекционно-развивающих занятий.

Тематические планы логопедических занятий по форми­рованию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5—6 и 6—7 лет составлены на основе пособий Т.А. Ткаченко «Если до­школьник плохо говорит» (СПб., 1998), «В первый класс — без дефектов речи» (СПб., 1999).

Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида

Планирование для старшей группы разделено на три пе­риода обучения: октябрь — ноябрь (20 занятий); декабрь — февраль (24 занятия); март — апрель (14 занятий).

Всего в год — 58 ч. Из них:

  • формирование лексико-грамматических категорий — 26ч;

  • развитие фонетической стороны речи — 23;

  • развитие связной речи — 9ч.


Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

  • совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

  • совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

  • развитие связной речи — 11.

Форма организации занятий — групповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгруппо-вых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

* В пособии представлены примерные конспекты только для детей стар­шей группы. Конспекты для подготовительной к школе группы логопед мо­жет разработать сам на основе тематического плана для данной группы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической сторо­ны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.

  3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.

  4. Васильева С А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

  1. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

  1. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.

  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в старшей группе для детей с ОНР. По­собие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.

  4. Куликовская ТА.. Мастерская букв. Альбом упражне­ний для знакомства детей 3—6 лет с буквами русского ал­фавита. М., 2000.

  1. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. М., 2001.

  2. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М., 2005.

  3. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

  1. Ткаченко ТА.. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.

  2. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.

  3. Ткаченко ТА.. Логопедическая тетрадь. СПб., 1998.

Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида
Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

  • совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

  • совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

  • развитие связной речи — 11.


Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической сторо­ны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.

3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.

4. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

5. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в старшей группе для детей с ОНР. По­собие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.

8. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М.

9. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

10. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Старшая группа

I период обучения (октябрь — ноябрь — два занятия в неделю), 20 занятий




Тема занятия

Задачи

Ко-во часов

Планируемый результат

Средства

п/п













оценки
















усвоения
















материала

1

2

3

4

5

6

1

Развитие внимания

Развивать внимание, понимание

1

Уметь слушать

Игра «Раз-




и понимания речи

речи и словесно-логическое мыш-




инструкцию и выполнять

ложи по по-







ление




ее последовательно.

лочкам»













Заканчивать простейшие
















обобщения, знание
















основных цветов




2

Формирование по-

Уточнить понятие «действие». Рас-

1

Понимать вопросы: кто?

Игра «Чет-




нятия о действии

смотреть разные и одинаковые дей-




что? что делает? Подби-

вертый лиш-




предмета

ствия. Учить подбирать к действию




рать ответы в соответст-

ний»







объекты, а к объекту действия




вии с вопросом




3

Развитие слухового

Развивать слуховое внимание и

3

Различать звучание раз-

Игра «Верно




внимания и фоне-

фонематическое восприятие на ма-




ных предметов, музыкаль-

или нет?»




матического вос-

териале неречевых звуков и слов,




ных инструментов. Выде-







приятия

близких по звуковому составу




лять из потока звуков за-
















данный звук, слог. Опре-
















делять слова, сходные по
















звуковому составу






















4

Нарицательные су­ществительные с суффиксами умень­шительно-ласкатель­ного значения

Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами

1




Игра «Назо­ви ласково»

5

Падежные конст­рукции, винитель­ный падеж сущест­вительных в един­ственном числе

Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевлен­ным

1

Уметь изменять началь­ную форму существитель­ного, ставя его в вини­тельном падеже единст­венного числа

Игра «Кто это? Что это?»

6

Звуки [у], [а]

Выделять заданный гласный звук из потока звуков

1

Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков

Игра «Хлоп­ни, когда услышишь»

7

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем време­ни

Учить образовывать глаголы муж­ского и женского рода в прошед­шем времени

1

Пользоваться в речи гла­голами мужского и жен­ского рода в прошедшем времени

Игра «Кто сказал пра­вильно?»

8

Согласование су­ществительного и глагола в единст­венном и множест­венном числе

Учить согласовывать существи­тельное с глаголом в числе

1

Пользоваться в речи гла­голами, согласовывая их с существительными в единственном и множест­венном числе

Упражнение «Один игра­ет, двое иг­рают» (изме­нять слова по образцу)

9

Звуки [а], [и]

Выделять гласный звук в начале слов

1

Выделять первый ударный гласный звук, затем в без­ударной позиции

Игра «Назо­ви первый звук»



.


1

2

3

4

5

6

10

Понятия: «слово»,

Учить составлять предложения,

1

Уметь составлять предло-

Упражнение




«предложение».

заменяя дополнение без наглядной




жение из трех слов (под-

«Придумай




Составление пред-

опоры. Учить строить фразу по




лежащее + сказуемое +

предложение




ложений из трех

опорной схеме. Активизировать




дополнение)

из трех слов»




слов.

словарный запас







(по образцу и
















без него)

11

Пересказ текста,

Учить отвечать на вопрос разверну-

1

Понимать вопрос что

Пересказ




составленного по

той фразой из 3 — 4 слов, переска-




делать?, отвечать на него







демонстрируемому

зывать текст, составленный из 3 — 4




полно и точно







действию

простых предложений с наглядной
















опорой в виде натуральных объек-
















тов, предметов и действий с ними.
















Развивать внимание и словесно-
















логическое мышление










12

Звуки [а], [у], [и]

Анализ звуковых сочетаний типа

1

Выделять последователь-

Игра «Назо-







ау, уи, ауи




но все звуки в звукосоче-

ви звуки по













тании

порядку»

13

Согласование чис-

Учить соотносить на слух и пра-

1

Уметь согласовывать су-

Игра «Кто




лительных один,

вильно согласовывать в речи суще-




ществительные с числи-

больше назо-




одна с существи-

ствительные мужского и женского




тельными в роде

вет?» (один,




тельными

рода с числительными один, одна и







одна)







подбирать существительные к этим
















числительным










14

Падежные конст­рукции. Родитель-

Учить образовывать существитель­ное в родительном падеже единст-

2

Уметь пользоваться в речи существительными в ро-

Игра «Чего нет?»




ный падеж сущест-

венного числа от существительного




дительном падеже, отве-







вительных в един­ственном числе без предлога и с пред­логом^

в именительном падеже, согласовы­вая существительное с соседними словами. Уточнить значение пред­лога^




чая на вопросы: чего не стало? у кого?




15

Звуки [м], [н], [в], [ф]

Выделять согласный звук в начале слова

2

Выделять первый соглас­ный звук

Игра «Назо­ви первый
















звук»

16

Приставочные гла­голы

Учить дифференцировать по смыс­лу глаголы, имеющие разные при­ставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный

1

Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими сло­вами в речи

Игра «Скажи наоборот»







глагол










  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей