Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

диплом Беккер. Министерство образования и науки российской федерации


Скачать 139.37 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата29.03.2019
Размер139.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиплом Беккер.docx
ТипДокументы
#44338
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра дефектологического образования

Допущена к защите

«____» ___________20__г.

Зав. кафедрой:

к.п.н., доцент

Четверикова Татьяна Юрьевна

______________________

(подпись)


Развитие у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия посредством упражнений

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,

профиль Дошкольная дефектология


Выполнил: студент 341 группы

заочной формы обучения

Беккер Марина Сергеевна

_____________________

(подпись)



Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Четверикова Татьяна Юрьевна

_____________________

(подпись)



Выпускная квалификационная работа

защищена

«____»_________2018 г.

Оценка____________

Председатель ГАК______________

(подпись)

Омск, 20Оглавление













Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной деятельности


2.1. Организация экспериментального исследования


2.2. Выявление уровня развития у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия на констатирующем этапе эксперимента










Список использованных источников и литературы




Введение
Период дошкольного детства относится к периоду интенсивного сенсорного развития ребенка. В это время совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Ребенок, воспринимая предметы и действуя с ними, начинает более точно оценивать такие качества и свойства предметов как цвет, форма, величина, вес, температура и многое другое.

Особо важным является зрительное восприятие. Зрительное восприятие имеет тесную связь с такими психическими процессами как мышление, память и внимание.

Проблемой развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Г. Маклаков, С.В. Мухина и другие.

Как подчеркивают исследователи, развитие восприятия в жизни ребенка дошкольного возраста играет большую роль. Оно создает фундамент для развития мышления в целом, способствует развитию памяти, внимания, воображения и речи (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, В.С. Мухина и другие).

Хорошо развитое восприятие может проявиться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности явлений и предметов, какие-либо детали, черты. В процессе обучения ребенка восприятие совершенствуется и оттачивается в согласованной работе с мышлением, речью и воображением.

Отечественные психологи, работавшие над изучением восприятия (Л. С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), полагали, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего умственного развития. С другой стороны, полноценное развитие восприятия необходимо для успешного обучения ребенка и познания им окружающего мира.

В настоящее время актуальна проблема развития у детей дошкольного возраста зрительных форм восприятия, особенно у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Категория детей с ЗПР является наиболее многочисленной группой среди детей с ОВЗ, которая характеризуется крайней неоднородностью состава. Категория детей с ЗПР обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза (Н.В. Бабкина, Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский и др.).

Низкий уровень развития зрительных форм восприятия значительно снижает возможности детей для успешного обучения. Правильное восприятие цвета, величины, формы нужно для эффективного усвоения элементарных математических представлений, различных видов творческой деятельности в детском саду, а затем и школе.

Исследователями в области зрительного восприятия детей с ЗПР (Б.Н. Белый, Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Е.А. Екжанова, М.Н. Ильина, И.И. Мамайчук и др.) отмечено, что развитие зрительных форм восприятия является одним из главных составляющих дошкольного воспитания. В свою очередь, недостаточно развитое зрительное восприятие влечет за собой тяжелые последствия, а именно: недоразвитие других высших психических функций, а также приводит к снижению интеллектуальной и социальной деятельности в целом.

Важно своевременно начать коррекционную работу по развитию зрительного восприятия у ребенка, поскольку низкий уровень развития зрительного восприятия негативно отражается на развитии высших психических функций ребенка в целом.

Данная работа посвящена коррекционной работе по развитию у дошкольников с ЗПР зрительного восприятия.

Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия.

Предмет исследования: упражнения как средство развития у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия.

Цель: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР зрительного восприятия.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР зрительного восприятия будет эффективной, если на занятиях использовать упражнения, предусматривающие выделение, дифференциацию, словесное обозначение

- основных и оттеночных цветов;

- предметов разной формы и величины;


Задачи исследования:

- изучить литературные источники по проблеме исследования;

- выявить уровень развития у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия;

- подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия;

- установить эффективность проведенной экспериментальной работы.

Методы исследования:

- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе их свободной деятельности и на занятиях;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Организация исследования. Эксперимент был организован на базе БДОУ «Детский сад № 278 компенсирующего вида» в 2017-2018 учебном году. Экспериментальная выборка составила 12 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

Глава 1. Теоретические аспекты развития у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия

Восприятие как психический процесс и закономерности его развития в онтогенезе

Восприятие это психический процесс отражения действительности, который формирует субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим.
Различают разные виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое [48].

По определению А.Р. Лурия, восприятие является активным процессом, требующим иногда значительной аналитико-синтетической работы [32]. Поэтому многие авторы тесно связывают восприятие с процессами внимания, мышления, памяти (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, А.Г. Маклаков).

По мнению А.Г. Рузской восприятие является сложным, системным, многоуровневым процессом, выполняющим отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка. Восприятие она рассматривает с одной стороны как процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств, и как сам этот образ, с другой стороны как система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на различные анализаторы человека [47].

Л.Д. Столяренко дает следующую характеристику восприятию. Восприятие является целостным отражением предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Оно является результатом деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и в тоже время отвлечение от несущественных [53].

Отечественный психолог А.Г. Маклаков понимает восприятие как целостное отражение предметов, событий, явлений которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [33].

Х.Р. Шиффман пишет о том, что восприятие является нечто большим, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки головного мозга. Восприятие предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Другими словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире [61].

Основой другого типа классификаций являются формы существования материи. В соответствии, с чем выделяют такие типы восприятия как восприятие пространства, времени и движения [45].

Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, совершающийся в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых анализаторов.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной действительности. Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы (несколькими анализаторами). Один из анализаторов является ведущим, а другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие имеет несколько видов: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Так же выделяют преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Зрительное восприятие представляет собой сложную деятельность зрительной системы. Оно включает в себя: обработку визуальной информации (т.е. обнаружение объекта, различение и выделение его основных признаков и воссоединение их единый зрительных образ), оценку (соотнесение воспринимаемого образа с перцептивными и вербальными эталонами), категоризацию и интерпретацию (принятие решения о группе к которой объект относится) [33].

Выделяют следующие свойства восприятия. Предметность – выражается в отношении сведений, которые мы получает из внешнего мира, к этому миру. Целостность восприятия есть всегда целостный образ предмета. Структурность восприятия не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Константность - это восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Осмысленность восприятия тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Избирательность – проявляет себя в преимущественном выделении одних объектов над другими [46].

В основе сложного системного процесса зрительного восприятия лежат нейрофизиологические механизмы, которые реализуются при участии межнейронных связей между разными уровнями зрительного анализатора, ассоциативными и проекционными областями коры больших полушарий, а также корково-подкорковые отношения. Если связи между нервными клетками используются для передачи зрительной информации, то она функционируют правильно. Если эти связи не используются, то нарушается процесс нормального зрительного восприятия [58].

Первоначальный этап восприятия осуществляется зрительной проекционной системой, включающей сетчатку, латеральное коленчатое тело и зрительную кору. Следующие этапы зрительного восприятия связаны с ассоциативными областями коры и рядом других отделов мозга.

Зрительное восприятие является сложным системным психофизиологическим процессом, который длительно формируется в онтогенезе. Особая роль в этом процессе отводится раннему онтогенезу. От того, какого уровня достигнут сенсорные функции в этом возрасте, зависит дальнейшее развитие зрительного восприятия, познавательной деятельности и поведения.

По мнению Л.С. Выготского, ранний возраст является самым благоприятным периодом для формирования зрительного восприятия [15].

Необходимым условием развития зрительного восприятия является созревание нейрональных структур зрительной проекционной системы, интенсивное формирование которых происходит в раннем онтогенезе, особенно в первое полугодие [57].
Изучая особенности ориентировки у детей при зрительном восприятии различного рода объектов, отношений между ними по величине, цвету, форме и т.д. З.М.Богуславская, Т.И.Данюшевская, А.Г.Рузская обнаружили, что характер ориентировочных движений глаза у детей различных возрастов не одинаков.

По мнению А.В. Запорожца, «процесс зрительного восприятия представляет собой сокращенное ориентировочное действие, которое первоначально складывается на основе развернутой практической деятельности с предметом в тесной связи с ее исполнительной частью и лишь постепенно приобретает свою относительную самостоятельность и свою идеальную форму» [23, с. 90].

Ведущей ролью в развитии зрительного восприятия принадлежит движению глаз. Глазодвигательные реакции включаются в восприятие зрительных объектов уже с первых часов жизни ребенка. Новорожденные жмурятся, мигают при ярком свете, на небольшое время задерживают взгляд на светящейся точке или блестящем предмете, поворачивают глаза в направлении движущегося зрительного стимула.

На первых двух месяцев жизни фиксация и слежение носят механический характер. В основе работы зрительного анализатора лежит безусловный ориентировочный рефлекс.

На третьем месяце жизни ребенка появляется движения глаз, которые направлены на поиск раздражителя. Ребенок различает простые и комплексные стимулы. Основой зрительного восприятия являются направленные движения глаз и способность дифференцирования.

Исследуя движения глаз у младенцев, А.А. Митькин обнаружил несколько стадий в развитии процесса прослеживания. Первая стадия (2-6 недель) прослеживание возможно на короткие промежутки времени, движения глаз носят скачкообразный характер. Вторая стадия (8-16 недель) прослеживание продолжается длительное время, ребенок «захвачен» стимулом. В этот период происходит переход от скачкообразного к плавному прослеживанию. На третьей стадии (20-24 недели) движения глаз носят плавный характер. Благодаря формирующимся движениям глаз, младенцы могут различать форму предмета. Первичным источником сенсорного развития является движение предъявляемого ребенку предмета. Движущийся предмет способствует его выделению из сплошного аморфного для ребенка окружающего пространства. Благодаря чему младенец начинает воспринимать предмет. Восприятие движения у младенцев происходит два уровня развития – от неспецифического «грубого» общего анализа к детальной специфической оценке [39].

Таким образом, на самых ранних этапах онтогенетического развития движение играет ведущую роль, в восприятии младенца выражающуюся в способности манипулировать предметами.

Восприятие формы появляется к 1,5-2 - месячному возрасту. К 2-3 месяцам младенцы начинают отличать одно лицо от другого, концентрирую внимание на его деталях. В возрасте от 2-6 месяцев они узнают свою мать, ласковое и строгое выражение лица, отличают своих от чужих. Таким образом, в течение первого года жизни происходит формирование восприятия человека [16].

В раннем возрасте происходит психологическое отделение ребенка от матери, появляется ориентировка в пространстве, расширяется круг доступных предметов, формируется наглядно-образное мышление. Ведущей деятельностью является предметная деятельность ребенка, которая возникла из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев [59].

Для детей второго года жизни характерно восприятие различных изображенных предметов как вполне самостоятельных, они не способны воспринимать рисунки или фотографии как изображения какого-либо предмета или человека. Ребенок выделяет в предмете и в изображении одну определенную деталь, привлекающую его внимание, поэтому он называет их одинаково, тем самым отождествляя предмет и его изображение [21].

В возрасте 2-2,5 лет доступным становится зрительный подбор по образцу, заключающийся в том, что ребенок может выбрать из двух различных по форме, величине и цвету предметов такой, который будет соответствовать предмету, выданному в качестве образца. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если для этого необходимо действие, нужное и доступное.

На 3-м году жизни у ребенка появляются постоянные образцы для сравнения. Данными образцами могут служить не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой [51].

У ребенка старшего дошкольного возраста  восприятие предметов и явлений  опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов, с которыми ребенок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительных обследований, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Такие сложные действия помогают сформировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определенном соотношении друг с другом, тогда образ называют системным. Ребенок становится наблюдательным.

Восприятие  становится психическим процессом, все больше осуществляется в уме, почти мгновенно перцептивные действия сворачиваются, выполняются не заметно и быстро. Дошкольник быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, выполняющиеся в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких как причинно-следственные связи, функции предметов, родовые и видовые связи и другие [17].

Таким образом, восприятие - это психический процесс, являющийся результатом деятельности системы анализаторов. Восприятие тесно связано с процессами мышления, памяти, внимания. Особую роль в развитии восприятия играет зрительное система, поскольку первоначальный этап восприятия относится к зрительной системе и от нее зависит дальнейшее развитие ребенка. Развитие зрительного восприятия начинается с первых месяцев жизни. Начиная с раннего возраста, ребенок способен определять цвет, форму и величину объектов. К старшему дошкольному возрасту восприятие опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов позволяющих ребенку сравнивать предметы и явления.
1.2 Характеристика зрительного восприятия у детей с ЗПР
Понятие «ЗПР», по мнению Н.Ю. Боряковой, относится к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением центральной нервной системы, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. ЗПР связана не только биологическими, но и неблагоприятными социальными факторами, такие как ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций [10].

У детей данной категории отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие, например, необычное положение объектов. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно–действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и словесно-логическое [53].

Отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников характеризуется недостаточно высоким уровнем развития всех основных мыслительных операций, таких как анализа, обобщения, абстракции, переноса. Помимо этого у детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.

ЗПР у ребенка может быть обусловлена как действием отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, которые складываются в процессе взаимодействия. Поэтому ЗПР у дошкольников – явление комплексное охватывающее всю совокупность психических процессов человека [24].

К.С. Лебединская выделила четыре основных варианта психического развития: конституциального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза [30].

У дошкольников с ЗПР возникают сложности в обучении на начальном образовательном этапе, связанные с нарушением зрительного восприятия. Для которого характерно увеличение латентного периода опознания предметов, снижение объема восприятия, недостаточная целенаправленность, дифференцированность, фрагментарность восприятия и низкая способность формирования целостного образа. У таких детей обедненные, деформированные и неустойчивые зрительные образы. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, имеет место неадекватность представлений об окружающей действительности [54].

Восприятие у детей с ЗПР является поверхностным. Дети часто упускают существенные характеристики объектов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей данной категории замедлен процесс формирования межанализаторных связей проявляющиеся в недостатках слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления, что в дальнейшем является одной из причин трудностей в обучении.

С.Д. Забрамная считает, что у дошкольников с ЗПР наблюдается недостаточная активность, целенаправленность и дифференцированность зрительного восприятия [22].

Дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Ребенок правильно выполняет данную ему инструкцию, которая содержит словесное обозначение признака «дай синий квадрат», но самостоятельно назвать цвет предложенного квадрата не может [10].

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет необходимо обязательно увидеть, то есть пользоваться зрительной ориентировкой [19]. Дети с ЗПР затрудняются определять сходства и различия цветов и дифференцирование цвета по оттенкам.

Исследования М.С. Певзнер зрительного восприятия у детей с ЗПР показали, что особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине. Дети затрудняются выделять и обозначать отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не могут выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Сходные свойства предметов детьми воспринимаются как одинаковые. Дети затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ, в связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга. У дошкольников с ЗПР отмечается замедленный темп развития целостного образа предмета, что в дальнейшем находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью [42].

По мнению Г.М. Капустиной, «несовершенство зрительного восприятия у дошкольников с ЗПР приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они представлены в необычном ракурсе, в перевернутом положении, при недостаточном освещении или когда изображения перечеркнуты либо перекрывают друг друга. Слабость анализа, синтеза препятствует выделению основных, существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между ними» [26, с.23].

Таким образом, у детей с ЗПР страдают различные компоненты психической и психологической деятельности. Дошкольники с ЗПР имеют затруднения при овладении представлений о величине, цвете и форме, не узнают предметы и изображения, представленные в необычном ракурсе. Сенсорный опыт детей с ЗПР долго не закрепляется и не обобщается в слове. У детей наблюдается недостаточная активность, целенаправленность и дифференцированность зрительного восприятия.
1.3 Методические аспекты коррекционной работы по развитию у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия
Разработкой научно-методических подходов для коррекции зрительного восприятия у детей с ЗПР занимались такие авторы, как Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, С.Д. Забрамная, А.В. Семенович, С.Г. Шевченко и другие.
Период дошкольного детства относится к периоду интенсивного сенсорного развития ребенка. В данный период совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, во времени и пространстве [40].

Важно своевременно установить способность ребенка воспринимать такие признаки предметов как цвет, форма, величина, расположение в пространстве, поскольку у дошкольников с ЗПР отмечается недостаточная активность, дифференцированность и целенаправленность восприятия [22].

При определении системы работы по коррекции зрительного восприятия следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с задержкой психического развития проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Поэтому занятия необходимо проводить с ребенком в игровой форме, которые вызовут интерес, повышение эмоционального тонуса и за счет положительной эмоциональной стимуляции улучшится работоспособность ребенка в целом [37].

В связи с тем, что недостаточно литературы по развитию зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития, считаю целесообразным использовать данные авторов занимающихся вопросами зрительного восприятия в норме.

Основные направления коррекционно-развивающей работы, по мнению Г.М. Капустиной, должны базироваться на принципах развивающего обучения, деятельностного подхода в обучении и воспитании. Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием предметно-практической деятельности детей, продуктивными видами деятельности: лепка, рисование, конструирование, аппликация [26].

Низкий уровень сенсорного восприятия у детей с ЗПР проявляется в том, что дети затрудняются сравнивать предметы по определенным признакам, группировать и классифицировать их. В дальнейшем это создает дополнительные трудности в обучении. В связи с этим необходимо проводить специальные занятия, направленные на развитие обобщенных представлений о цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве [60].

Н.Ю. Борякова полагает, что развитие представлений о цвете и форме – длительный процесс, поэтому определив исходный уровень сенсорного развития дошкольника, педагог должен составить коррекционную программу, разделив ее на несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Целью этого этапа является развитие способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам.

На втором этапе ребенка учат находить одинаковые предметы, соотносить цвет и форму предмета с образцом-эталоном.

На третьем этапе ребенку предлагаются упражнения на идентификацию предметов с образцом-эталоном, а педагог комментирует его действия. Постоянно называя цвет предметов, использует опредмеченные названия геометрических фигур, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании.

На четвертом этапе перед ребенком ставится задача подобрать предмет определенного цвета и формы. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка и поощрять его успехи.

На пятом этапе необходимо развивать умение ребенка словесно обозначать цвет или форму предмета. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Закрепление названий цвета и формы необходимо осуществлять во всех видах продуктивной деятельности.

На шестом этапе развиваем умение группировать предметы по какому-либо признаку. Дошкольнику предлагают задачи на классификацию по цвету или форме, на исключение четвертого лишнего предмета, на сравнение предметов.

На седьмом этапе закрепляют умение ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. Расширяется словарь признаков, ребенок самостоятельно называет основные, промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей [11].

Ряд авторов предлагает различные упражнения на развитие зрительного восприятия. А.В. Семенович предлагает следующие упражнения на развитие зрительного гнозиса. Например, ребенку предлагают собрать картинку, разрезанную на несколько кусочков. В течение занятий количество фрагментов увеличивается, и усложняется сам сюжет картинки. Ребенку предлагают упражнения на нахождение недостающих деталей предметов, которые можно исправить или дорисовать, а также прохождение различных лабиринтов, путаниц и многое другое [49].

Старших дошкольников необходимо знакомить с понятием «величина». А. Белошистая, предлагает познакомить детей со свойствами объектов, умению дифференцировать их, выделяя только те свойства, которые принято назвать величинами. Познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и принципом измерения величин, к которым относят «длина», «объем», «масса», «время», «площадь» и др. В работе предлагает использовать методы приложения, наложения и сравнения [5].

С.Г. Шевченко предлагает программу коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей ЗПР. Особое место в программе занимает тема «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве», основной целью является развитие у детей обобщенных представлений о цвете, форме, размере предметов, основных вариантах расположения предметов в пространстве.

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детям предлагаются задания на умение различать и правильно называть цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный [60].

Развивать умение детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и геометрические тела (куб, брус, цилиндр, конус). Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами, называя предметы круглыми, квадратными, треугольными, прямоугольными, овальными. Развивать умение обводить контур геометрических фигур и биологических объектов (листьев разных деревьев).

Развивать умение детей указывать размер предметов (большой - маленький, большой – больше - самый большой, маленький – меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов (от 3 до 5) разной длины, высоты и ширины.

Развивать умение приемам сопоставления двух и нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера.

Развивать умение составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета. Развивать умение подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине.

Развивать у детей пространственные понятия такие как: правое – левое, верх – низ, спереди – сзади. Развивать умение производить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесной инструкции, активно употреблять соответствующие слова в речи (справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади, в середине, между, около, за и др.) [60].

Л.Н. Блинова предлагает следующие упражнения с предметами для совершенствования зрительного восприятия. Выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными. Детям можно предложить составить бусы, чередуя бусины по размеру, форме, величине и цвету. Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции. Выполнение графических работ: обводка контуров, лекал, раскрашивание картинок, соедини по точкам, штриховке в разных направлениях, дорисовывании недостающих деталей у предметов, фигур [8].

Развитию зрительного восприятия способствуют различные виды продуктивной деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование, работа с мозаикой и многое другое.

Таким образом, работу по коррекции зрительного восприятия следует проводить как на коррекционных занятиях, так и в течение всего образовательного процесса. Коррекционно-развивающее воспитание и обучение должно быть направлено на развитие обобщенных представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, целостном восприятии предметов и его частей. Работу следует разделить на этапы, которые будут включать в себя упражнения с постепенным усложнением, направленные на развитие зрительного восприятия.

Выводы по главе 1
Восприятие является психическим процессом отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим. Различают такие виды восприятия как зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов.

Зрительное восприятие представляет собой сложную деятельность зрительной системы, в основе которой лежат нейрофизиологические механизмы, реализующиеся при участии межнейронных связей между различными уровнями зрительного анализатора, ассоциативными областями коры больших полушарий и корково-подкорковые отношения. В структуре зрительного восприятия выделяют этапы поиска и обнаружения объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание

Благоприятным периодом для развития зрительного восприятия является ранний возраст. Ведущая роль в развитии зрительного восприятия принадлежит движению глаз. В раннем возрасте у ребенка формируются представления о свойствах предметов такие как форма, величина, цвет, появляется ориентировка в пространстве, становится доступным зрительный подбор по образцу. В старшем дошкольном возрасте под влиянием различных видов деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности.

Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, при котором страдают различные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для дошкольников с задержкой психического развития характерны следующие недостатки восприятия: недифференцированность и фрагментарность восприятия, недостаточная сформированность пространственно-временных представлений и зрительно-аналитико-синтетической деятельности.

Коррекционная работа по развитию у старших дошкольников с ЗПР зрительного восприятия должна проводиться в течение длительного времени. Процесс коррекционной работы должен проходить поэтапно с постепенным усложнением материала. Для развития у дошкольников с ЗПР зрительного восприятия следует использовать различные упражнения, в ходе которых у детей развиваются умения соотносить и дифференцировать предметы по цвету, форме и величине, развитие целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей