Необходимый минимум философских понятий (по вопросам) Вопрос 1. Мировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.
Миропредставление – эмпирический уровень сформированности мировоззрения, основанный на данных личного опыта и сопутствующих ему «расхожих» представлениях о мире и человеке в нем.
Миропонимание – более высокий понятийный уровень сформированности мировоззрения, базирующийся уже не только на опыте, но и на знаниях, получаемых в процессе обучения наукам и самообразовании.
Убежденность – самый высокий уровень сформированности мировоззрения, означающий способность вырабатывать на основе опыта и знания целостную систему устойчивых принципов (убеждений), определяющих поведение и деятельность человека.
Исторические типы мировоззрения – исторически складывающиеся системы наиболее общих для широких слоев общества системы мировоззренческих принципов, определяющих их отношение к миру.
Мифологический тип мировоззрения – исторически первичный исторический тип мировоззрения, характерный, прежде всего, для родового (доклассового) и раннеклассового общества. Основные черты: 1) синкретизм (слитность знаний и верований, реальности и фантазий, эмоциональных переживаний и размышлений, мыслей и действий); 2) очеловечивание природы; 3) образность восприятия мира; Основная функция: поддержание традиционного уклады жизни родового коллектива как единственной возможности выживания во враждебной природной и общественной среде.
Религиозный тип мировоззрения – тип мировоззрения, формирующийся в классовом обществе (наиболее бурно при переходе к феодализму и становлении монотеистических религий). Основные черты: 1) вера в сверхъестественные силы, определяющие жизнь природы и человека; 2) раздвоенность мира на посюсторонний (земной) и потусторонний (трансцендентальный); 3) преимущественно образно-эмоциональная форма восприятия действительности. Основная функции: компенсаторская.
Философский тип мировоззрения – тип мировоззрения, возникающий с появлением элементов научно-понятийного знания. Основные черты: 1) опора прежде всего на знания; 2) рациональность; 3) системность;
4) рефлексивность. Основная функция: логико-теоретическое объяснение действительности. Вопрос 2. Предмет философии, ее особенности и место в структуре теоретического освоения действительности.
Предмет философии – круг специфических проблем и вопросов, изучаемых философией как особой формой теоретического освоения действительности. П.Ф. исторически менялся с развитием общества и в нынешнем виде сформировался в Новое время в связи с «отпочкованием» от философии собственно-научного знания.
Онтология (от гр. «онтос» - бытие, сущее и «логос» - учение) — раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового (по Аристотелю, «сущего как сущего»): его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др.
Гносеология (гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) – теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания. Центральный вопрос Г. о принципиальной познаваемости мира является важнейшей стороной (гносеологической) основного вопроса философии.
Методология – область философского знания, разрабатывающая и изучающая общенаучные методы исследований, а также всеобщие принципы подхода к различным типам объектов таких исследований и, соответственно, к разным классам научных и практических задач.
Социальная философия – область философского исследования общества как целостной системы отношений между людьми и социальными общностями, а также закономерностей его развития (философия истории).
Антропология (гр. «антропос» - человек; «логос» - учение) – философское учение о человеке как целостной системе, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности. А. включает в качестве одного из разделов аксиологию – философское учение о ценностях и смыслах человеческого существования их природе, сущности, месте и роли в жизни человека и общества. Вопрос 3. Основные функции и роль философии в обществе.
Основное роль философии в обществе состоит в формировании мировоззрения через теоретическое познание и оценку мира (природы и общества) и определение места и роли человека в нем. Эта мировоззренческая роль является системной и реализуется через ряд других функций:
Онтологическая функция – объяснение мира как целостности, уяснение его происхождения и сущности (духовной либо материальной).
Гносеологическая функция – определение познавательных возможностей, а также форм и средств, с помощью которых они реализуются.
Методологическая функция – выработка системы основополагающих принципов и общих методов научного познания и практического преобразования действительности.
Прогностическая функция – обращенность в будущее и помощь в осуществлении научного предвидения основных тенденций развития природного и социального мира.
Критическая функция – неприятие и критика всякого рода заблуждений и стереотипов на пути к истине. Вопрос 4. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.
Основной вопрос философии — вопрос об отношении в мире духовного (идеального), т.е. сознания к материальному бытию (природе и обществу). Имеет две стороны (два аспекта) своей постановки: 1) онтологическую, определяющую сущность мира через уяснение что в нем (материя либо сознание) выступает первичным, т.е. определяющим, а что вторичным, т.е. определяемым; 2) гносеологическую, определяющую принципиальную возможность для сознания объективно отражать материальный мир.
Материализм – одно из основных философских направлений, в котором основной вопрос философии решается через признание первичности материального мира по отношению к миру духовному. Выступает в трех основных исторических формах: 1) «наивный» материализм древних (античности); 2) метафизический материализм, получивший наибольшее распространение в Новое время (XVII–XIX вв); 3) диалектический материализм, основанный Марксом и остающийся до сих пор основной формой материализма.
Идеализм – одно из основных философских направлений, утверждающее и обосновывающее первичность идеального, духовного мира по отношению к миру материальному. Внутри его выделяют две основные разновидности: 1) идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала мира нечто объективно-духовное («мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Гегеля, Бога и т.п.); 2) идеализмсубъективный, отрицающий в существование материального мира вне его восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Беркли, Мах, Юм и др.).
Дуализм (лат.: «дуалис» - двойственный) – философское учение, исходящее из признания в качестве равноправных и несводимых друг к другу двух начал (субстанций) мира: духовного и материального. Вопрос 5. Материализм Древней Греции.
Натурфилософия – так называемая «философия природы», построенная прежде всего на умозрительном, не опирающемся на науку понимании природного мира, рассматриваемого в его целостности. Античная натурфилософия высказала ряд идей, сыгравших в дальнейшем большое значение для зарождающееся научное знание (например, атомистическую гипотезу).
Апейрон – (гр. – беспредельный) – понятие, введенное древнегреческим философом Анаксимандром из Милета для обозначения безграничной, бесформенной, а потому неопределенной и не воспринимаемой чувственно вещественной первоосновы мира. Из А., благодаря его внутренней противоречивости (холодное т горячее, твердое и жидкое) рождаются четыре основные мировые стихии – вода, воздух, земля, огонь).
Атом – (гр. – неделимый) – понятие, введенное древнегреческим философом Демокритом, означающее «бытие». Атомы представляются ему как вечные и неизменные первочастицы Вселенной, различающиеся между собой лишь по форме (фигуре), размеру и взаиморасположению (порядку), соединение которых есть рождение вещей, а разъединение – их разрушение (гибель). Не является исключением и душа, состоящая из особого рода атомов.
Пустота (по Демокриту) – понятие, противоположное понятию атома, понимаемое как вечное, бесконечное и «чистое» пространство («небытие»), в котором существуют атомы и которое является необходимым условием их соединения и разъединения.
Атомизм – идущее от Демокрита философское и естественнонаучное учение, рассматривающее вещи как состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов. Более поздними представителями атомизма в античности были: древнегреческий философ Эпикур, высказавший мысль о возможности произвольного самоотклонения атомов от заданных траекторий, как онтологической предпосылки существования в мире свободы; древнеримский философ Лукреций Кар, объяснявший причины религии в сновидениях людей и незнании ими «причин вещей», т.е. законов движения, соединения и разъединения атомов.
Вопрос 6. Идеализм Древней Греции.
Идеи (по Платону) – бестелесные, вечные, совершенные и неизменные образцы (сущности) вещей, пребывающие в особом («занебесном») мире, представляющем собой подлинное бытие. «Мир идей» – иерархи-
чески организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага.
Вещи (по Платону) – телесные, а потому изменчивые и преходящие воплощения идей в материю. «Мир вещей» в связи с этим характеризуется Платоном, как неподлинное «вечно становящееся» бытие.
Душа (по Платону) – идеальная активная творческая сущность человека. Вечно пребывает в «мире идей» и лишь периодически переселяется в предназначенное ей тело в «мире вещей». В своей структуре имеет три части (разумную, аффективную или эмоциональную, вожделеющую или чувственную), находящиеся у каждого в различном сочетании, что и определяет способности человека и его место в структуре идеального государства.
«Идеальное государство» – Платоновская модель «справедливого» государства, в основе которой лежит разделение деятельности и общественного положения его членов (на правителей-философов, стражей и работников, производящих материальные блага) в соответствии с их способностями, определяемыми структурой души каждого. Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
Форма (по Аристотелю) – идеальная сверхчувственная и активная сущность вещи, ее идея, но, в противовес Платону, находящаяся не в особом «мире идей», а в самих вещах (их видовые и родовые качества). В связи с этим Аристотель строит иерархию «форм» по мере возрастания их совершенства и творческого потенциала, вершиной которой он считает «форму всех форм», обладающую высшим творческим потенциалом и воплощающую в себе тем самым всей сущностью мироздания.
Материя (по Аристотелю) – не имеющий внутренней активности «материал» вещей, первоначально чувственно не воспринимаемая, хотя и вещественная их предпосылка, все более конкретизирующаяся в результате воплощения в нее «форм» разного уровня совершенства, представляющих собой разворачивание «формы форм» как Демиурга (творца и перводвигателя) мира.
Полития (гр. «полис» – город-государство) – по мнению Аристотеля, лучший из выделенных им шести типов государственного устройства, в основе которого лежит власть «среднего класса», предотвращающая чрезмерное обогащение одних граждан и также чрезмерное обеднение других, что позволяет сохранять устойчивость государства. Вопросы 8, 9. Философия европейского средневековья (II–XIV вв). Патристика и схоластика. Номинализм и реализм как выражение борьбы идей в средневековой философии.
Апологетика (гр. «апология» - оправдание, защита) – деятельность раннехристианских мыслителей II–IV вв., пытавшихся в своих письмах к римским инператорам (апологиях) и их наместникам в провинциях Римской империи оправдать и защитить первых христиан от преследования посредством обоснования того, что новая религия не представляет для них опасности, а напротив, может быть полезна.
Патристика (гр. «патрос» - отец) – этап становления и развития средневековой европейской философии, на котором происходит разработка так называемыми «отцами церкви» (Василий Великий, Тертулиан и др,) основ христианской теологии с выработкой единой догматики и ее первоначальным рациональным объяснением. Наиболее извествным и влиятельным патристом был Аврелий Августин (Блаженный).
Схоластика (лат. «схоле» - школа) – 1) этап развития средневековой европейской философии, связанный с разработкой и преподаванием в епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах теологических учений, в которых находят различное толкование (объяснение) догматы Библии и других, принятых за истинные, источников, в частности, трудов святых «отцов церкви» (патристов); 2) способ философствования, в основе которого лежит не поиск новых истин, а лишь различные толкования уже известных положений, принятых за истинные.
Теология (гр. «теос» – Бог и «логос» – учение) – богословие, религиозно-философское учение, обосновывающее существование Бога и толкующее религиозные догмы.
Теоцентризм – (гр. «теос» - Бог) – центральный мировоззренческий принцип христианства, признающий Бога в качестве единственного исходного и конечного пункта (центра) всех человеческих суждений и действий. Этот принцип конкретизируется в учениях креационизма и провиденциализма.
Креационизм (лат. «креацио» - создание, творение) – религиозное учение о создании мира и всех вещей в нем единым и всемогущим творцом – Богом.
Провиденциализм (лат. «провиденциа» - провидение, предопределение) – религиозное учение, истолковывающее развитие мира (в т.ч. историю человечества) как постоянное осуществление замысла Бога.
Теодицея (гр. «теос» - Бог, «дике» - справедливость) – оправдание Бога, признание его не ответственным за зло, имеющееся в мире.
Номинализм (лат. «номина» - имя, наименование) – философское учение, зародившееся в средневековой схоластике. Отрицает реальное существование общего (универсалий) в мире. В крайних своих формах (Росцелин, Оккам и др.) Н. считал их только именами единичных вещей («звуками голоса»), которым ничто в действительности не соответствует. Умеренный Н. (Абеляр и др.), названный позднее концептуализмом, признавал возможность существования универсалий, но лишь «после вещей», т.е. в человеческом уме, способном к обобщениям. Номинализму противостоял реализм.
Реализм (лат. «реалис» - действительный) – направление в схоластике, сторонники которого считали общие понятия (универсалии), изначально имеющиеся в уме Бога, единственным подлинным бытием. Идейно восходит к учению Платона о существовании особого «мира идей», предшествующего вещам и их определяющего. Представители – Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо и др. Представители более позднего, умеренного Р. (Фома Аквинский и др.) признавали троякое существование универсалий: 1) в уме Бога, 2) в вещах (как его творениях) и 3) после вещей – в понятиях человеческого ума. Вопрос 10. Философская мысль эпохи Возрождения (XV–XVI вв.), ее характерные черты и основные представители.
Антропоцентризм (гр. «антропос» - человек) – философско-мировоззренческий принцип, в основе которого лежит признание человека высшей ценностью бытия и центром всех размышлений о мире. А. стал определяющим в культуре и мировоззрении эпохи Возрождения, придя на смену теоцентризму средних веков.
Гуманизм – мировоззренческий принцип, выражающий человеколюбие, т.е. отношение к человеку как высшей ценности, стремление создавать необходимые условия для его самосовершенствования и гармонического развития.
Пантеизм (от rp. «пан»- все и «теос» - Бог) - философское учение, отрицающее Бога как особую Личность и приближающего его к природе. Центральная идея П.: «Бог во всем и все в Боге». Различают П. идеалистический, понимающий Бога как сверхприродное разумное или волевое начало, вмещающее в себя весь мир, который выступает при этом как «пространственно развернувшийся Бог» (Николай Кузанский) и П. материалистический, полагавший, что Бог не стоит выше природы, а является ее внутренне активной «душой» (Дж.Бруно). В более поздних своих формах П. (например, у Б.Спинозы) считает Бога и природу лишь разными названиями одного и того же мира.
Реформация – начавшееся в эпоху Возрождения внутри католической церкви движение, подвергавшее критике ортодоксальные основы католицизма, особенно «перерождение» верхушки церкви и имевшее целью ее реформирование на основе демократизации, установления более справедливых отношений между Богом, церковными священнослужителями и верующими. У истоков стояли Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Кальвин и др. Результатом этого движения явилось появление целого ряда так называемых протестантских церквей (кальвинистской, англиканской и др.)
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |