1 вопрос.
Непрерывное совершенствование содержания образования есть непреходящая, постоянно развивающаяся проблема. Любые серьезные открытия в науке или революционные изменения в социально-экономической или политической жизни страны получают отражение в содержании школьного образования и обусловливают пересмотр действующих программ и учебников. Основными направлениями совершенствования содержания современного географического образования являются:
1.Усиление научных основ содержания географического образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной географии.
2.Увеличение удельного веса теоретических знаний (элементы научных теорий, мировоззренческие идеи, научные понятия и т.д.) и определение оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.
Для каждого педагога, болеющего за дело воспитания, встает сегодня мучительный вопрос о состоятельности нашей системы воспитания вообще. Цели воспитания должны быть вечными и независимыми от политической ситуации, должны соответствовать самой глубине человеческой природы.
По словам , «воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны». Обобщая и систематизируя знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки учитель дает полное представление о значении географических знаний в решении глобальных проблем человечества, увидеть место человека в природе, возможности его положительного и отрицательного воздействия на природу в условиях инновационных технологий. Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. Множество фактов неразумного природопользования, создание крайне острых экологических ситуаций во многих регионах страны и мире могут вызвать у ребят чувство обреченности, безысходности, неверия в будущее. Основными источниками получения информации для учащихся являются: учебник, атлас, справочные материалы, дополнительные сведения из периодической печати, ТВ, спецлитература. Для повышения воспитательного потенциала у учащихся на уроках географии целесообразно проводить уроки в нетрадиционной форме: уроки-семинары; дискуссии; урок-игра; возможны и проведение уроков на межпредметной основе. Совместные усилия учителей при подготовке таких уроков будут способствовать усилению воспитательного потенциала данного урока, расширят кругозор школьников, что явно убедит их в необходимости получения разнообразных знаний для решения реальных жизненных проблем. При изучении отдельных тем по географии учащиеся должны уметь систематизировать, делать выводы, принимать обоснованное решение, вести дискуссию, логично и четко формулировать свои мысли и слушать других, использовать различные источники информации. Для примера можно взять одну из тем, которую изучают учащиеся по географии в 8 классе: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека». Данный урок позволяет школьников подвести к выводу об огромном влиянии природы на жизнь и деятельность человеческого общества в целом, показать влияние природных условий на здоровье любого из нас. Такой личностно-направленный подход поможет осознать всю глубину и сложность проблемы взаимодействия природы и общества. Анализируя работу на уроках географии по темам, которые можно отнести к повышению воспитательного потенциала учащихся, учитель явно выделит их в каждом из изучаемых курсов, начиная с 6 по 11 классы. и хотя в этих темах есть что-то общее, ребенок взрослея, видит, что данная тематика неизменна, а значит и ведет к постепенному усвоению в его мыслях различной информации о защите окружающей среды, о любви к своей Родине, о рациональном использовании природных ресурсов. заботе о здоровье человека. И этому посвящены темы 6 класса: «Влияние человека на природный комплекс»; 7 класса: «Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки»; «Взаимодействие природы и общества»; 8 класса: «Минеральные ресурсы. Рациональное их использование человеком»; «Внутренние воды и использование их человеком; «Экологические проблемы родного края, пути их решения» и т. д. Особенно ярко прослеживается воспитательная функция учащихся во время их психологического становления, когда уже происходит восприятие данного материала с более осознанной точки зрения. Учителем может проводится и такая организация деятельности школьников на уроках, как самостоятельная работа самих учащихся. Например, учитель предлагает учащимся самостоятельно найти в учебнике ответы на вопросы: 1. Что означают термины «благоприятные условия для жизни и деятельности человека», «неблагоприятные для человека условия»? Объяснить, где расположены территории с благоприятными условиями, а где - с экстремальными. Ответив на несколько подобных вопросов, учитель может предложить учащимся обсуждение их всем классом в ходе общей беседы. Возможны и другие варианты построения для изучения тем урока. Это решает сам учитель, опираясь на знания, умения и навыки самих учащихся. Воспитательная роль урока возрастает, если учащиеся будут настроены не на усвоение готовых выводов, а примут участие в дискуссии об условности деления, например, природных ресурсов на исчерпаемые и неисчерпаемые, об увеличении общественных потребностей, удовлетворяемых за счет природы. Говоря о целесообразности проведения нетрадиционных форм урока, уже было затронуто использование материала в связи с другими предметами, т. е межпредметные связи. Такие уроки лучше проводить в конце изучения раздела. Например, тему урока: «История взаимоотношений человек – природа» могут подготовить учитель географии и истории. Суть изучение будет состоять в том, чтобы интересно и образно «пролистать страницы истории освоения природы» человеком, подготовив сообщения об основных этапах развития взаимоотношений природы и человека. Экологические проблемы, проблемы здоровья хорошо бы рассмотреть вместе с учителем биологии, краеведения. И в заключении, говоря о повышении воспитательного потенциала на уроках географии, можно сделать вывод, что он используется, применяется, изучается. Главное, чтобы для выполнения образовательно-воспитательных задач были четко выделены обязательные для школьников знания и умения, которые и будут являться конечным результатом обучения и «спросятся» с них.
2 вопрос.
Типологический подход - нацеливает методы на выделение наиболее существенных черт, сходство и различие в изучаемой географической конкретике, прежде всего использует сравнительно-географический метод (социально-экономическая типология стран мира).
О применении в географии типологического подхода писали Н.Н. Баранский, И.М. Маергойз, Э.Б. Алаев, А.Г. Исаченко, Н.А. Гвоздецкий и другие географы. Он связан с разработкой таких типологий, которые подмечают качественные отличия географических объектов, и поиском характеризующих признаков и основополагающих критериев. Типологический подход весьма широко применяется в физической географии — для характеристики типов климата, почв, зональности и т.п. Наиболее глубоко разработана типология природных ландшафтов, основы которой были заложены еще Л.С. Бергом. В дальнейшем типологией комплексов занимались академики Б.Б. Полынов, И.П. Герасимов, В.Б. Сочава, а также Н.А. Гвоздецкий, Н.И. Михайлов, Ф.Н. Мильков, A. Г. Исаченко, В.С. Преображенский, М.А. Глазовская, А.И. Перельман, B. А. Николаев и другие. Однако при этом разные авторы предлагали и предлагают разные типологии. Например, А.Г. Исаченко выделяет арктические и антарктические, субарктические и субантарктические, бореальные и суббореальные, тропические, субтропические, экваториальные и субэкваториальные типы ландшафтов, причем каждый из них дополнительно подразделяется на подтипы, классы, подклассы и виды. В.А. Николаев при типологии природных комплексов предлагает систему таксонов, включающую 11 уровней: от отдела до вида. То же самое можно сказать о географии населения и смежных с нею дисциплинах. В их арсенале — типы воспроизводства населения (традиционный и современный), типы этнических процессов (консолидации, ассимиляции и другие), типы этнических общностей (племя, народность, нация), исторические типы освоения территории (собирательство, охота, промысловое хозяйство и другие). Может быть, особенно широко типология применяется при характеристике поселений, и в первую очередь городов. Типологии такого рода можно найти в работах В.В. Покшишевского, Б.С. Хорева, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика. В последнее время типология городов стала усложняться. В области экономической, социальной и политической географии в центре внимания был и остается вопрос о типологии стран мира, который нашел отражение в работах В.В. Вольского, М.Г. Соловьевой, Ю.Д. Дмитревского, Л.В. Смирнягина, Я.Г. Машбица, а также ряда известных экономистов и социологов.
3 вопрос.
https://metodich.ru/shkolenaya-geografiya-davno-perestala-bite-chisto-nomenklaturn/index.html https://geo.1september.ru/article.php?ID=200201604
Ранее она была ориентирована в основном на изучение фактов с последующими небольшими теоретическими экскурсами, да и то далеко не всегда. В результате она, как мне уже приходилось писать, превратилась в довольно сухой зубрежный предмет, своего рода географо-номенклатурный прейскурант. В ней явно преобладали фактологические и описательные элементы, свидетельствующие о том, что, к сожалению, был забыт один из главных заветов Н.Н. Баранского — о необходимости связи явлений в географии. Ведь без этого, по его же утверждению, география превращается в собрание справок. Как будто мало что изменилось с той далекой поры, когда в 1857 г. Н.А. Добролюбов писал: «При существующих же приемах преподавания география составляет, большей частью, дело одной только памяти, и потому нисколько не удивительно, если ученик в короткое время забывает о том, что было пройдено»7.
4.вопрос.
Оценочные исследования в географии: учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов географического факультета / С. М. Токарчук, О. В. Токарчук. – Брест: БрГУ, 2016. – 85 с. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. –
М., 1990. Максаковский В П. Haучные основы школьной географии. – М., 1982.
1. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс для студентов географического факультета / Ю. А. Иванов. – Брест: БрГУ, 2013. – 290 с.
2. Токарчук С. М., Токарчук О. В. Оценочные исследования в географии: учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов географического факультета / С. М. Токарчук, О. В. Токарчук. – Брест: БрГУ, 2016. – 85 с.
3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки/ А. Г. Исаченко. –Москва: Академия, 2004 г. – 400 с.
4. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии/ Н.Н. Баранский. – М.: Просвещение, 1990. – 347 с.
5. Максаковский, В.П. Haучные основы школьной географии/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 1982. - 96 с. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |