Воспитатель: Гаевская И.В.
г. Городовиковск
Тема: «Невидимка – воздух»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Развитие игровой деятельности».
Цель: Задачи:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
- развивать навыки творческой, исследовательской работы.
- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека; - продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием;
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-воспитывать интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: Наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Материалы и оборудование: Воздушные шарики, стаканчики с водой, трубочки, каждому ребёнку пакеты, весы, 2 стакана, листы бумаги на каждого ребёнка, мыльные пузыри. Ход занятия Воспитатель: Ребята смотрите к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. (дети здороваются)
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера!
Воспитатель: Давайте откроем её, может быть тогда, мы узнаем от кого посылка. Ребята смотрите здесь письмо, а в письме написана загадка, давайте отгадаем загадку.
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь, А потом в обратный путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем.?
Дети: ( Воздух) . Воспитатель: (ahap)
Воспитатель: Как вы думаете, воздух нам нужен?
Дети: Да, воздух нам нужен, чтобы дышать. Воспитатель: А кому еще нужен воздух?
Дети: Животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле.
Дыхательная гимнастика: «вдох-выдох» (2-3раза) Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он? Дети: Да! Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые. Дети подходят к лаборатории.
Воспитатель:Посмотрите ребята, здесь лежат предметы, которые нам понадобятся для опытов. Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух, Дети: Нет, не видим! Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой? Дети: Воздух невидимый. Воспитатель: Да, ребята, воздух Воспитатель: 1 Опыт с полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите на него, что в нем? Дети: Он пустой! Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал? Дети: Пакет стал маленький. Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож? Дети: Пакет стал похож на шарик, подушку и т.д. Воспитатель: Воздух заполнил свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? Дети: Пакет стал обратно маленьким. Воспитатель: Почему? Дети: В нем нет воздуха. Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Дети: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, нужно его поймать. Воспитатель: Что мы с вами и сделали! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его! Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух. А вот интересно, как еще можно увидеть воздух?
Опыт №2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Дети:
Воспитатель: Дети: Воспитатель: Как на калмыцком пузырьки? (ки).
Воспитатель: Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!
Опыт №3. Взвесить на весах стакан с водой, со стаканом с воздухом.
Воспитатель: Посмотрите, ребята в нашей лаборатории есть весы, давайте возьмём два стаканчика, посмотрите в стаканчиках, есть что небуть?
Дети: Нет, они пустые.
Воспитатель: А давайте представим, что там воздух, воздух ведь вокруг нас. Поставим стаканчики на весы и посмотрим …..
Воспитатель: А теперь давайте один стаканчик у нас будет с воздухом, а в другой мы нальём воды и взвесим. Как вы думаете, какой из них опустится вниз. (ответы детей)
Воспитатель: Проверим, кто из вас был прав. (проводят опыт). Так что мы с вами видим, какой стаканчик опустился в низ.
Дети: Вниз опустился стакан с водой.
Воспитатель: Правильно, так, что мы можем сказать, что воздух легче или тяжелее воды?
Дети: Воздух легче воды.
Воспитатель: Верно, это еще раз доказывает вывод сделанный нами ранее – воздух легче воды. Как на калмыцком вода? (усн)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно воздух почувствовать? (ответы детей)
Воспитатель: Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера.
Опыт № 4. С веером. Воспитатель: Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
Дети:Мы чувствуемветерок.
Воспитатель: Правильно, мы чувствуем ветерок, ветер – это и есть движение воздуха. Как на калмыцком ветер? (салькн)
Воспитатель: Ребята, давайте медленно помашем веером, какой у нас ветерок?
Дети: Ветерок маленький.
Воспитатель: Как на калмыцком будет маленький?
Воспитатель: А, теперь помашем быстрее, какой ветерок?
Дети: Ветерок большой.
Воспитатель: Как на калмыцком большой?( )
Воспитатель: Хорошо. А как еще можно почувствовать воздух?
Дети: Можно подуть себе на руку.
Воспитатель: Давайте подуем себе на руку. (дети дуют)
Воспитатель: Как нам нужно сделать маленький ветерок?
Дети: Подуть медленно. (дети дуют)
Воспитатель: А как большой ветер?
Дети: Подуть сильно. (дети дуют)
Воспитатель: Хорошо ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Музыка и слова Железновой «Ветер дует, задувает»
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. А теперь ребята, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей).
Опыт №5. Опыт с воздушным шариком.
Воспитатель: Давайте с вами надуем воздушный шарик, что мы можем сказать, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет, воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета в котором находится.
Воспитатель: Правильно, мы надули с вами что? (шарик) и воздух принял форму шарика.
Воспитатель: А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (индивидуальная работа с детьми).
Дети: Колебание
Опыт № 6 со свистулькой.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети: Да
Воспитатель: Что нам нужно сделать?
Дети: Подуть в неё. (Дуем в свистульку).
Воспитатель: Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?
Воспитатель: А ещё, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? У вас на столах лежат листы, трубочки и разведённая гуашь. Возьмите каплю гуаши и поместите её на лист бумаги, а теперь дуйте на неё в трубочку, создавая любой образ. (дети рисуют)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые рисунки у вас получились, чьи рисунки вам больше всего нравится? (ответы детей). А мне понравились все ваши рисунки, вы очень постарались, вы сегодня были настоящими лаборантами.
Очень много нового мы для себя сегодня узнали. Узнали, что вокруг нас есть, что?
Дети: Вокруг нас есть воздух.
Воспитатель: На калмыцком, как будет воздух? (ahap)
Воспитатель:Что мы можем сказать о воздухе, он какой?
Дети: - Воздух не видимый.
- Воздух прозрачный
- Воздух легче воды.
- Движение воздуха – это ветер.
- Воздух не имеет формы и т. д.
Воспитатель: Какие опыты мы сегодня с вами проводили? (ответы детей)
Даня, что тебе больше всего понравилась? А тебе Маша? И т.д.
Воспитатель: Сегодня вы мне все очень понравилась, и так как вы были настоящими лаборантами в посылке есть для вас сюрприз, что это ребята?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Но, а с мыльными пузырями мы поиграем в группе, давайте поблагодарим своих гостей и попрощаемся.
|