Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Оглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития


НазваниеОглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
АнкорТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития
Дата30.09.2017
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с зад
ТипДокументы
#22090
страница6 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

65

тревожность и неуверенность. В таких рисунках проявляется скованность мелкой моторики ребенка, связанная не столько с органическими нарушениями рисующего, сколько с эмоцио­нальными. Видно напряжение, выражающееся не только в не­уверенных линиях и мелком изображении фигур, но и в штри­ховке определенных деталей рисунка. Для сравнения приведем рисунки детей из двух исследуемых групп: рисунок Вани И. (нормативно развивающийся ребенок) (рис. 6) и Антона Ж. (ре­бенок с задержкой психического развития) (рис. 7).



Ваня И. — нормативно развивающийся мальчик. На момент проведения эксперимента ему исполнилось 7 лет и 1 месяц. Пер­вым (справа налево) он нарисовал отца, затем маму и себя. Фигу­ры маленькие, располагаются в правом нижнем углу листа. Обра­щает на себя внимание усиленная штриховка нижней части тела и области головы самого ребенка. У матери несоразмерно велики руки и ладони, рот очерчен, на голове пышные волосы. Пуговицы есть и у ребенка, и у мамы — видимо, это символизирует связь

66

между ними. Однако большие ладони матери и ее открытый рот могут говорить о ее вспыльчивости. У отца на голове шапка, а одежда не лишена некоторого декора. Ваня восприимчивый, чувствительный, эмоциональный ребенок.



Антону Ж. 7 лет и 3 месяца, диагноз — «задержка психиче­ского развития». На его рисунке изображены все члены семьи. Ребенок прежде всего нарисовал себя сидящим за столом вместе с «бабулей». Они пьют чай. Затем он нарисовал маму. Она сидит отдельно, отвернувшись спиной к ним и смотрит телевизор. Од­нако мальчик изогнулся и развернул голову к матери. Все фи­гурки крохотные, расположены в самом низу листа. Штрихов­кой выделены стул, тумбочка и телевизор, который, очевидно, воспринимается ребенком как препятствие между ним и мате­рью. По оценке матери, Антон добрый, но ленивый и плаксивый. Она не понимает потребности ребенка в общении с ней. Рисунок свидетельствует о том, что мальчик очень неуверен в себе, нуж­дается в теплом контакте с матерью, которого лишен.

При анализе рисунков следует обратить внимание, как ребе­нок располагает изображаемые фигуры: кто рядом с кем нахо­дится. По этому признаку рисунки разделились на следующие группы: ребенок изобразил себя только с мамой; себя рядом с другими взрослыми; себя с братом, с сестрой; нарисовал себя отдельно от всех других членов семьи. Признаком чувства изо­лированности в семье было помещение своей фигуры на самом верху листа над всеми членами семьи, изображение себя отде­ленным от прочих «комнатами» или же расположение на значи­тельном расстоянии от других членов семьи. Соотнесение коли­чественных показателей отображено на рис. 8 и 9.



Детей, изобразивших себя только с мамой, оказалось больше в группе нормативно развивающихся. Эти дети выделяют кон­такт с матерью как наиболее значимый.

68

Вместе с тем у этих же детей больше рисунков, на которых ре­бенок расположил свое изображение отдельно от других членов семьи, что свидетельствует о чувстве одиночества (30 и 20 % де­тей соответственно).

Статистически значимые различия между двумя группами об­наружились в рисунках, изображающих ребенка с братьями и се­страми. В группе нормативно развивающихся детей, по результа­там опроса родителей, имелось 10 семей, в которых у обследуемых были старшие или же младшие братья и сестры. Однако только один ребенок изобразил себя рядом с младшей сестрой.

В группе детей с задержкой психического развития обследу­емые из двенадцати семей имели братьев и сестер, и шестеро из них изобразили себя рядом с ними. Это может говорить о том, что эмоциональная связь с братьями и сестрами для дошкольников с задержкой развития более значима, чем для детей из норматив­ной выборки. По-видимому, эти отношения играют важную роль, заменяя недостаток надежной эмоциональной связи с матерью. Рисунок Кати Ц. иллюстрирует эту ситуацию (рис. 10).



69

Кате Ц. 6 лет 11 месяцев. Диагноз — «задержка психического развития». В процессе рисования изобразила сначала себя (фи­гура слева), затем рядом старшего брата, и только потом мать и отца. Фигуры родителей изображены на переднем плане. Не­смотря на то что ребенок нарисовал мать только после себя и брата, она занимает центральное место на рисунке. Мать и сын стоят очень близко друг к другу, их руки перекрещиваются, од­нако фигура мальчика чуть наклонена к сестре. Отец находится немного в стороне. Его признаки — короткая прическа и сужен­ное платье. Изображение отца отмечено незаконченными линия­ми. Воспитатели в детском саду характеризуют Катю как послуш­ную и доброжелательную. Мама же девочки излишне критично и требовательно относится к дочери. Также ей не очень нравятся отношения, сложившиеся между дочерью и сыном, она считает их далекими от идеальных.

Таким образом, рисунки показывают, что братья и сестры игра­ют важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с задержкой психического развития и менее важную в жизни де­тей с нормативным развитием. Причем различия здесь статисти­чески значимы (достоверность на 5%-ном уровне значимости).

Нас интересовало, как ребенок ощущает свое место в семье. Показателем служило то, какой по счету — в процессе рисова­ния — изображалась ребенком собственная фигура. Себя в пер­вую очередь нарисовали семь нормативно развивающихся детей и четыре ребенка с задержкой развития. Сравнительные резуль­таты представлены на рис. 11.

70

Экспериментальные данные позволяют судить о значимости братьев и сестер для дошкольников с задержкой развития. Мы уже говорили выше, что только один ребенок из нормативной выборки нарисовал первым старшего брата (это всего 10 % от чис­ла детей, имеющих сибсов). Среди детей с задержкой психическо­го развития таких было шестеро (50 % от числа детей, имеющих сибсов). В группу «другой член семьи» вошли дедушки из се­мей, где дети росли без отца.

У наших дошкольников совсем не было таких рисунков, где наблюдалась бы полная замена членов семьи или же люди вооб­ще отсутствовали.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что дети с задержкой психического развития и нормативно раз­вивающиеся испытывают сходные трудности в сфере семей­ных отношений.

Рисунки показывают, что в обеих группах есть довольно боль­шое количество детей, которые, изображая семью, исключают себя из ее состава. Около 20 % детей обеих групп рисуют себя первыми. До 40 % детей первой рисуют свою маму. Различия проявились в том, что для детей с задержкой развития более зна­чимыми оказались отношения с братьями и сестрами, для них эмоционально много значит присутствие животных, которые обитают в доме.

Проведенное исследование показало, что методика «Рисунок семьи» является важным проективным инструментом в работе психолога.

Сравнительный анализ полученных данных позволяет гово­рить о том, что в рисунках нормативно развивающихся детей 6-7 лет и их сверстников с задержкой психического развития четко видны особенности взаимоотношений в семье, симпатии и антипатии, нерешенные эмоциональные проблемы.

При этом ребенок с задержкой психического развития пы­тается восполнить недостаточно теплые отношения к нему близких взрослых привязанностью к братьям и сестрам, а так­же к животным, воспринимая их как полноправных членов семьи.

71

Особенности проявления эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста1

Исследования клиницистов, психологов, педагогов говорят о том, что дети с задержкой психического развития имеют существен­ные особенности эмоциональной сферы, отличающие их от нор­мативно развивающихся сверстников.

Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Пев-знер, Е. М. Самодумская, У. В. Ульенкова, Т. Н. Павлий и дру­гие отмечают, что эмоциональная сфера детей с задержкой психи­ческого развития отстает в своем созревании. Это проявляется в ситуативное™ поведения ребенка, нестойкости, нестабильно­сти его эмоциональных проявлений, что ведет в итоге к нереали­зованное™ возрастного потенциала в формировании личности. Эти особенности исследователи связывают прежде всего с не­зрелостью мозга ребенка.

Т. 3. Стернина (1988), изучая понимание эмоциональных со­стояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития, выяснила, что они определяют эмоциональное состо­яние (радость, гнев, удивление, страх, страдание) по его внешне­му проявлению в мимике так же успешно, как и нормативно развивающиеся сверстники. Более того, дети умеют учитывать оттенки выраженности различных по модальности эмоций, но в то же время затрудняются в определении собственных эмоци­ональных состояний.

Е. Н. Васильева (1994), Г. Н. Ефремова (1997), Е. Е. Дмитри­ева (1989) отмечают проблемы в формировании нравственно-этической сферы этих детей:

♦ дети с задержкой психического развития не готовы к «эмо­ционально теплым» отношениям с «чужими» сверстниками;

♦ у них могут быть нарушены эмоциональные контакты со взрослыми;

♦ они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

1 Автор — В. А. Степанова.

72

Авторами было установлено, что в семьях детей с задержкой развития у взрослых преобладает формально-требовательный тип оценочных отношений к детям (40 %), а у родителей детей, развивающихся нормативно, — восторженно-опекающий тип от­ношений (50 %). Это указывает на менее комфортные эмоцио­нальные условия взаимодействия с близкими взрослыми, в кото­рых находятся дети с задержкой психического развития.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возмож­ности эмоционального предвосхищения результатов своего по­ведения, деятельности. А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович (1974) отмечают, что чувства, как стабилизирующиеся переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможнос­ти в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования.

Накоплены экспериментальные данные об усугублении де­фектов психического развития ребенка под влиянием негатив­ных микросоциальных и педагогических условий, которые от­ражаются на эмоционально-личностной сфере детей.

Изучение мотивационных требований родителей к своим детям показывает, что дети с задержкой психического развития в боль­шей степени, чем их нормативно развивающиеся сверстники, под­властны авторитету взрослых. Родители таких детей не ориенти­рованы на ребенка как на развивающуюся личность, не объясняют ему причинно-следственные связи того или иного поведения. Близ­кие не всегда адекватно оценивают поступки ребенка, что ведет к нравственной дезорганизации поведения. Одобрения чаще всего однотипны и упрощены («Ты молодец!», «Так всегда и делай!»), порицания обычно несут осуждение личности ребенка в целом, а не его поступка («Ты плохой мальчик!»), сопровождаются угрозами и наказаниями («Встанешь дома в угол!»). Отсутствие мотивации требований дезориентирует ребенка, он лишается возможности прогнозировать последствия своих действий для окружающих, об­щение в целом носит отрицательный эмоциональный характер.

73

Мы решили опросить родителей детей с задержкой психиче­ского развития и сравнить их мнение с позицией родителей нор­мативно развивающихся дошкольников. Здесь мы приводим ре­зультаты анализа ответов на некоторые вопросы разработанной нами анкеты. Наиболее информативными оказались ответы на вопросы о том, какие книжки или сказки особенно любят дети, любит ли рисовать ребенок, какие качества присущи ребенку.

Более половины'родителей детей с задержкой психического развития написали, что их дети любят сказки, такие как «Куроч­ка Ряба» или «Колобок». Это соответствует интересам более младших возрастных групп. Остальные писали, что дети любят просто сказки или же «все подряд». Родители детей норматив­ной выборки писали конкретно названия произведений, кото­рые они читают детям (например, «Красная шапочка», «Незнай­ка на луне», «Карандаш и Самоделкин», сказки А. С. Пушкина выделяли рассказы Н. Носова и пр.). Десять из них написали, что дети любят детские энциклопедии или же другие познаватель­ные книги. Такие ответы говорят о том, что у детей нормативной выборки по сравнению с детьми с задержкой психического разви­тия более развиты познавательные интересы, соответствующие их возрастному уровню развития.

На вопрос «Любит ли рисовать Ваш ребенок?» родители двух групп ответили утвердительно. Из 60 опрошенных родителей только один из группы нормативно развивающихся и трое из группы детей с задержкой развития написали, что их дети не очень любят рисовать. Отличия выявились в том, что родители группы детей с задержкой психического развития ограничивались одно­сложными ответами, например: «Любит» или «Рисует машины». Родители нормативно развивающихся детей более подробно пи­сали о том, что именно рисуют дети: «Животных, нарядных дам», «Машины, схемы и планы движения», «Природу, людей» и пр. Это, с одной стороны, говорит о том, что изобразительная деятель­ность находится на более высоком техническом и содержатель­ном уровне у детей нормативной выборки, а у детей с задержкой психического развития сюжеты беднее и ограниченнее. С другой

74

стороны, мы можем заметить, что сами родители детей с задерж­кой развития менее осведомлены о деятельности и интересах сво­их детей.

Очень интересны были ответы на вопрос «Какие качества присущи Вашему ребенку?». Родители 33 % детей с задержкой психического развития перечислили только отрицательные ка­чества своего ребенка («упрямый», «обидчивая»). Вообще за­труднились ответить на этот вопрос 10 % родителей, остальные 57 % отметили положительные качества детей. В то время как лишь 7 % родителей нормативно развивающихся дошкольников отметили только отрицательные качества своих детей (различия достоверны на 5%-ном уровне значимости по ^-критерию Стью-дента). Никто из родителей нормативно развивающихся детей не затруднился ответить на этот вопрос. Подавляющее боль­шинство родителей (93 %) отметили положительные качества своих сыновей и дочерей, из них многие выделили доброту как одно из главных качеств детей (различия достоверны на 1%-ном уровне значимости).

В целом получается, что родители детей с задержкой развития плохо знают своих детей, не поддерживают познавательные ин­тересы ребенка. Часто отсутствует понимание ими своих детей.

Налицо проблемы в положительном принятии ребенка с за­держкой психического развития своими родителями (в основ­ном матерями, так как заполняли анкету в большинстве случаев матери). Это подтверждается результатами эксперимента, где была использована проективная методика «Рисунок семьи», из­ложенными в предыдущем параграфе.

Можно предположить, что дефицит положительных эмоци­ональных контактов дошкольника с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками, их ущербность не могут не затруднять или не искажать его личностное становление. Та­кие выводы основаны и на теории привязанности, теории социо-эмоционального развития, являющейся одной из самых влия­тельных во второй половине XX века, разработанной Дж. Боулби, британским аналитиком, работающим с маленькими детьми.

75

Исторически она возникла как вариант теории объектных отно­шений, основывающихся на взглядах 3. Фрейда, который утвер­ждал, что привязанность к матери является краеугольным кам­нем в личности человека. Дж. Боулби считал привязанность младенца ко взрослому первичной, врожденной поведенческой системой, обеспечивающей благополучное психоэмоциональ­ное развитие. В случаях нарушения привязанности к матери у ребенка наблюдаются противоречивые эмоциональные ре­акции, затрудняющие эффективное взаимодействие с окружа­ющей средой. Это выражается в тревожности, плаксивости, страхах, гиперактивности, выплесках агрессии или, наоборот, в подавленности. Эти эмоциональные реакции могут повли­ять и на развитие познавательных способностей ребенка и его интеллекта в целом.

Проективные методики дают богатый материал для изучения особенностей психической жизни ребенка. Особенно информа­тивны рисуночные методы в психодиагностике. В. М. Бехтерев в 1910 году впервые обратил внимание на значение изучения детских рисунков в оценке динамики развития ребенка, в пер­вую очередь психического.

Л. С. Выготский писал:

«Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на ри­совании не случайно, но потому, что именно рисование предо­ставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко вы­разить то, что им владеет» (1967, с. 38).

Свободное рисование, которым занимаются практически все дети дошкольного возраста, не требует значительных умствен­ных усилий, произвольности действий, следовательно, доступ­но и доставляет удовольствие и детям с недостатками в разви­тии. Исследователям детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка с помощью механизма проекции.

Научно-практические работы по изобразительной деятель­ности детей говорят о значительных отличиях этой деятельно­сти у детей с отклонениями в развитии от их нормативно раз­вивающихся сверстников (В. С. Мухина, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, Е. С. Слепович и др.).

76

Многие исследования показывают, что особенности графи­ческих изображений в определенной мере коррелируют с уров­нем умственного развития детей. На этой основе рисуночные методики используются в психологической диагностике (К. Ма-ховер (1949); О. П. Гаврилушкина (1976); В. С. Мухина (1981); Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина (1992); А. Л. Венгер (2003).

Многолетний опыт работы с методикой «Рисунок человека» та­ких известных зарубежных исследователей, как К. Маховер, Дж. Дилео и других, показал, что результаты методики зависят от умственного возраста ребенка. Отсутствие соответствия принято­му диапазону изображений свидетельствует также о внутренней неврологической дисфункции или о внешних неблагоприятных факторах, влияющих на эмоциональную жизнь ребенка. В обоих случаях основной проблемой является искаженная концепция тела (К. Маховер, 1996). Некоторые зарубежные исследователи, специ­ализирующиеся на детских эмоциональных расстройствах, утвер­ждают, что спонтанные рисунки могут быть использованы в обна­ружении происхождения этого расстройства (Дж. Дилео, 2002).

Возникает вопрос, не проявляются ли у детей с задержкой психического развития в рисунке оба описываемых фактора: неврологическая дисфункция и неблагоприятные внешние, со­циальные условия воспитания. Полагаем, что отграничить это возможно, сравнив рисунки детей с задержкой развития с ри­сунками их нормативно развивающихся сверстников.

Нами изучались рисунки детей 6-7-летнего возраста, получен­ные в результате выполнения теста «Рисунок человека». Было исследовано по 30 рисунков дошкольников обеих групп.

Дети рисовали на бумаге формата А4 простым карандашом. Им давалась такая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, челове­ка». Если ребенок затруднялся, исследователь его подбадривал, предлагал вспомнить, из чего состоит человек, спрашивал, с чего ребенок хочет начать рисовать человека. После рисования с ре­бенком проводилась беседа, в которой уточнялось, кого он нари­совал, какого пола этот человек, сколько ему лет. Ни один ребе­нок не отказался от рисования.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей