Терентьева Н.В.
Перспективное планирование формирования лексико-грамматических категорий у
дошкольников с ОНР.
Перспективное планирование лексических тем
недели
| подготовительная
| старшая
| средняя
| 1
| Наш город
| Мурманск
| Осень
| 2
| Осень
| Осень
| Осень
| 3
| В саду и огороде
| Перелётные птицы
| Овощи
| 4
| Наша улица
| Овощи
| Овощи
| 5
| Наша страна
| Фрукты-ягоды
| Фрукты
| 6
| Край, в котором мы живём
| Игрушки
| Фрукты
| 7
| Семья
| Части тела
| Цвета
| 8
| Человек
| Туалетные принадлежности
| Части тела
| 9
| Детский сад
| Семья
| Части тела
| 10
| Зима
| Мебель
| Зима
| 11
| Дикие животные. Подготовка к зиме
| Зима
| Зима
| 12, 13
| Новый год
| Новый год
| Новый год
| 14
| Домашние животные и птицы
| Зимние забавы
| Зимние забавы
| 15
| Посуда, мебель
| Дикие животные
| Зимние забавы
| 16
| Продукты питания
| Домашние животные
| Игрушки
| 17
| Одежда
| Домашние птицы
| Семья
| 18
| Профессии
| Зимующие птицы
| Дикие животные
| 19
| День Армии
| День Армии
| Дикие животные
| 20
| Строительство
| Посуда
| Домашние животные
| 21
| 8 Марта
| 8 Марта
| Дикие птицы
| 22
| Транспорт
| Продукты
| Домашние птицы
| 23
| Ранняя весна
| Профессии
| Посуда
| 24
| Городской транспорт
| Одежда
| Продукты
| 25
| Весна в городе. Правила дорожного движения.
| Обувь
| Весна
| 26
| Зимующие и перелётные птицы
| Весна
| Одежда
| 27
| Дикие животные весной
| Наземный транспорт
| Обувь
| 28
| Месяцы года
| Водный транспорт
| Мебель
| 29
| Школа
| Воздушный
транспорт
| Повторение изученного
|
Перспективное планирование формирования лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
Средняя группа Задачи:
1. Активизация и обогащение словаря: предметного (названия предметов и явлений, обобщающие понятия), глагольного , словаря признаков и наречий.
2. Развитие грамматического строя речи:
2.1 Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа в именительном падеже.
2.2 Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
2.3 Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде и числе.
2.5 Употребление простых предлогов.
3. Развитие связной речи.
3.1 Составление предложения по демонстрации действия, по картинкам.
3.2 Распространение простого предложения.
3.3 Составление сложноподчинённого предложения с союзом «потому что»
3.4 Составление простого описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).
4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.
Словарная работа
| Грамматический строй речи
| Связная речь
| Психические процессы
| Осень
Обогащение предметного словаря: -время года, осень, дождь, ливень, погода, урожай
Активизация глагольного словаря: -лить, моросить, собирать, спеть, наступать, падать
Обогащение словаря признаков: -холодный, пасмурный, дождливый, спелый
Активизация и обогащение словаря наречий: -холодно, тепло, солнечно
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа: -лист-листья;
гриб-грибы;
ягода-ягоды.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: гриб-грибок;
дождь-дождик;
лист-листок.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
-падает-падают;
шелестит-шелестят;
летит-летят.
Согласование существительных с местоимениями в роде, числе:
-мой листик;
моя шапочка;
моё солнышко;
мои грибы.
| Составление простого предложения по демонстрации действия, по картинкам:
- Дождь идёт.
Листья опадают.
Дети собирают грибы.
| Формирование мелкой моторики: рисование листочков, вырезывание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, слухового внимания: лото, кубики, «Что изменилось», «Найди такой же».
Развитие общей моторики:
Подвижные игры по теме
| Овощи
Обогащение предметного словаря: -овощи,помидор, огурец, лук, картофель, капуста.
Активизация глагольного словаря:
спеть, убирать, расти, мыть, готовить, жарить, варить.
Обогащение словаря признаков: -спелый, красный, солёный, овальный, зелёный, большой. Маленький.
Активизация словаря наречий:
-вкусно, много.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа: - огурец-огурцы;
помидор-помидоры;
овощ-овощи
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: лук-лучок;
помидор-помидорчик;
огурец-огурчик.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
- Мама варит, готовит, режет, чистит;
Дети едят, помогают, говорят «спасибо».
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-спелый помидор;
большая капуста;
готовое блюдо;
маленькие огурчики
Употребление простых предлогов:
-Капуста на грядке.
-Огурчики сложили в банку.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме:
-размер, цвет, форма, вкус, через простое распространённое предложение:
-Огурец маленький, солёный, зелёный, овальный.
| Развитие логического мышления: загадки.
|
Фрукты
Обогащение предметного словаря: -фрукты, яблоко, груша, слива, персик, абрикос и др.
Активизация глагольного словаря:
- спеть, убирать, расти, мыть.
Обогащение словаря признаков:
- спелый, красный, сладкий, сочный, большой, маленький. Активизация словаря наречий:
-вкусно, много.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа: - яблоко-яблоки;
груша-груши;
слива-сливы.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: яблоко-яблочко;
вишня-вишенка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
- Мама готовит, режет, чистит;
Дети собирают, едят, помогают.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-спелое яблоко;
зелёная груша;
сладкий компот;
маленькие вишни.
Употребление простых предлогов:
Яблоко висит на дереве.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме:
-размер, цвет, форма, вкус, через простое распространённое предложение:
-Яблоко большое, красное, круглое, сладкое.
| Формирование мелкой моторики: лепка,рисование, вырезывание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, слухового внимания: лото, кубики, «Что изменилось», «Чем похожи?».
|
Цвета
Активизация словаря признаков:
Знание основных цветов и некоторых оттенков: красный, белый, жёлтый, чёрный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый. Активизация глагольного словаря:
-рисовать, закрашивать, обводить.
| Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных:
красный-красненький;
белый-беленький;
синий-синенький.
Дифференциация прилагательных единственного и множественного числа:
белый-белые;
синий-синие;
жёлтый-жёлтые
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
красная лента;
красный мяч; красное солнышко;
красные карандаши.
| Формирование простого предложения по схеме, предложенным взрослым в вопросе:
-Какого цвета этот карандаш?
-Это жёлтый карандаш.
| Формирование мелкой моторики: рисование, раскрашивание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия и конструктивного праксиса: лото, кубики, пирамидки, мозаики.
|
Части тела
Активизация предметного словаря:
- голова, туловище, руки, ноги, пальцы, лицо, нос, рот, лоб, глаза, живот, спина, колени, локти, волосы, брови.
Активизация глагольного словаря:
- говорить, дышать, петь, ходить, делать, писать, лепить, бегать, прыгать, смотреть.
Активизация словаря признаков:
- чистый, левый, правый, здоровый, больной.
Уточнение и активизация словаря наречий: -налево, направо.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- рука-руки;
нога-ноги;
глаз-глаза;
палец-пальцы
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-нога-ножка;
рука-ручка;
язык-язычок;
живот-животик
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Ребёнок: Дети:
дышит дышат
говорит говорят
смотрит смотрят
слышит слышат Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
- мой нос;
моя рука;
моё туловище;
мои глаза.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
- левая рука;
правая нога;
чистые уши;
грязные руки.
| Закрепление навыка построения простого предложения по демонстрации действия:
- Аня подняла руку.
Ваня показал живот.
| Формирование мелкой моторики: лепка,раскрашивание, вырезывание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: кубики, лабиринты.
|
Зима
Обогащение предметного словаря:
- время года, зима, снег, снежинки, погода, мороз, метель.
Активизация глагольного словаря:
-падать, кружиться, мёрзнуть, засыпать.
Обогащение словаря признаков:
- холодный, снежный, ледяной, белый, мягкий.
Активизация словаря наречий:
- холодно, морозно
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- снежинка-снежинки;
комок-комки;
шапка-шапки.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
снег-снежок;
мороз-морозец;
сугроб-сугробик.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Снежинка падает, кружится, ложится.
Снежинки падают, кружатся, ложатся.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
- рыхлый снег;
белая снежинка;
холодное мороженое;
большие сугробы.
| Формирование сложносочинённого предложения с союзом «потому что»
- На картине зима, потому что есть снег, санки...
Формирование простого распространённого предложения:
Дети надевают шубу, шапку, варежки.
| Формирование мелкой моторики: лепка,выкладывание, штриховка.
Формирование общей моторики:
Подвижные игры по теме.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: лабиринты, разрезные картинки. «Чем похожи?»
|
Новый год
Обогащение предметного словаря:
- Новый год, ёлка, игрушки, украшения, гирлянды, хлопушки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник.
Обогащение словаря признаков:
- новогодняя, праздничная, ёлочная. Блестящая, сказочная, яркая.
Активизация глагольного словаря:
- наряжать, украшать, отмечать, праздновать, танцевать, петь, водить хоровод.
Активизация и обогащение словаря наречий:
- празднично, нарядно, красочно.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- ёлка-ёлки;
подарок-подарки;
хлопушка-хлопушки;
гирлянда-гирлянды.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
- снежинка-снежиночка;
песня-песенка;
игрушка-игрушечка;
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Дед Мороз поёт. Дети поют.
играет играют
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
- мой подарок;
моя гирлянда;
моё стихотворение;
мои снежинки.
Употребление простых предлогов:
Подарок под ёлкой.
Шишка на ёлке.
| Формирование простого описательного рассказа по предъявляемому предмету( новогодняя игрушка или подарок) по схеме:
-что это, цвет, форма, из чего сделан, как играть, кто подарил. Заучивание стихотворений к утреннику.
| Формирование мелкой моторики: гирлянды, украшения, раскрашивание. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: «что исчезло», «Найди одинаковые».
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |