Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет» Факультет психологии и педагогики
Кафедра общей психологии
Дневник
производственной практики (050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиль Педагогика и психология)
Оренбург 2014
Содержание Общие сведения о практике……………………………………………………...3
Введение……………………………………………………………………...……4
Индивидуальный план работы………………………………………….………11
Дневник практики……………………………………………………….……….12
Психологический анализ урока…………………………………………………14
Психологическое просвещение…………………………………………..……..22
Программа диагностического исследования…………………………….…….27
Самоанализ результатов практики…………………………………………..….34
Приложение 1. Протокол психодиагностического исследования………..…..37
Приложение 2.Рекомендации по написанию характеристики на студента – практиканта………………………………………………………………..……..38
Приложение 3. Методические рекомендации по написанию психодиагностического исследования…………………………………..……..40
Приложение 4. Основные требования к составлению психокоррекционной программы………………………………………………………………..………41
Приложение 5. Этический кодекс Российского психологического общества (отдельные положения)…………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………...…….48 Сведения о студенте – практиканте Ф.И.О.______________________________________________________________________________________________________________________________
Факультет _________________________________________________________
Курс, группа _______________________________________________________ Сведения о месте прохождения практики Образовательное учреждение_________________________________________
__________________________________________________________________
Адрес ____________________________________________________________
Телефон __________________________________________________________
Ф.И.О. директора ___________________________________________________
Ф.И.О. психолога ___________________________________________________ Руководство практикой Ф.И.О. руководителя практики от ОГПУ _______________________________
Ф.И.О. руководителя практики от факультета ___________________________
Ф.И.О. методиста кафедры общей психологии __________________________ Сроки прохождения практики с « » ______________ 20__ г.
по « »______________ 20 __ г.
Итоговая оценка по практике - (Ф.И.О.методиста)
Введение Практика в школе проводится на 3 курсе, направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Педагогика и психология – производственная, после завершения курсов общей, возрастной психологии, психодиагностики в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом.
Производственная практика является важнейшим звеном профессиональной подготовки студентов факультета психологии. Она позволяет органично связать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций бакалавра психолого-педагогической сферы. Интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии производственная практика в школе призвана обеспечить логическую завершенность профессиональной подготовки специалиста. Общая трудоемкость производственной практики на 3 курсе составляет 7,5 зачетных единиц (270 часов).
Цель производственной практики - подготовка студента к осознанному и целостному выполнению различных видов психолого-педагогической деятельности, закрепление теоретических и практических психологических знаний, полученных в процессе обучения в ВУЗе, формирование профессионально важных качеств и психических свойств личности будущего психолога.
Основными задачами производственной практики являются:
1. знакомство будущих бакалавров с организацией психологической службы в школе, нормативно-правовыми документами, обеспечивающими профессионально-педагогическую деятельность и др.;
2. формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;
3. овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;
4. формирование у студентов целостной научной системы профессиональной деятельности и профессионального психологического мышления
5. умение организовать просветительскую, психодиагностическую и другие виды деятельности школьного психолога с учетом возрастных особенностей школьников;
6. формирование активной, субъектной позиции в достижении поставленных профессиональных целей.
Производственная практика у студентов 3 курса организуется на базе дошкольных образовательных и средних общеобразовательных учреждений в качестве педагога-психолога.
Продолжительность практики 5 недель (3 курс, 5 семестр). Практика организуется в период с 5 по 10 учебные недели.
Практикант ежедневно работает 6 часов, включая время методической подготовки, в соответствии с индивидуальным планом, утвержденным психологом учреждения и методистом кафедры.
За период прохождения производственной практики студент-практикант обязан выполнить следующие виды индивидуальных заданий:
Задание 1. Разработка и реализация программы диагностического исследования для определенной возрастной группы (дошкольного или младшего школьного возраста) в целях решения конкретной исследовательской задачи.
В программе психодиагностического исследования должны быть представлены:
1. Запрос на исследование (формулируется представителем образовательного учреждения – учителями, психологом, школьниками, либо самим практикантом)
2. Тема исследования
3. Цели и задачи исследования
4. Описание объекта и предмета исследования
5. Гипотеза (по необходимости)
6. Описание методов и методик
7. Описание контингента испытуемых
8. Количественный анализ результатов исследования
9. Качественный анализ результатов исследования (интерпретация)
10. Рекомендации по результатам исследования
Примечание. Диагностическое исследование на усмотрение психолога и студента может быть направлено на изучение познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер, а также межличностных отношений и деятельности. Задание 2. Разработка и проведение психологического просветительского мероприятия для педагогов/ родителей.
При подготовке психологического просвещения обязательно учитывать следующие требования. План просвещения должен включать в себя
Тема
Целевая аудитория
Цель
Форма организации просвещения
Оборудование
Время проведения просвещения
Структура просвещения
Содержание просвещения (конспект)
Литература
Задание 3. Проведение психолого-педагогического анализа урока/занятия.
В зависимости от места прохождения практики – дошкольное образовательное или среднее общеобразовательное учреждение – студент проводит психолого-педагогический анализ школьного урока или обучающе-развивающего занятия в детском саду. Осуществляя психологический анализ, студенту рекомендуется следовать плану, представленному в разработанном сотрудниками кафедры дневнике.
Задание 4. Проведение психопрофилактического мероприятия.
Реализуемое психопрофилактическое мероприятие должно решать одну из следующих задач:
своевременное выявление таких особенностей каждого ребенка, которые могут способствовать появлению сложностей и отклонений в развитии;
предупреждение возможных отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
Задание 4. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на подготовку к написанию курсовых работ (определение темы, возможного контингента учащихся-испытуемых, объекта и предмета исследования, создание предпосылок проведения научно-исследовательской работы и т. п.).
Следует отметить обязательность исполнения первых трех заданий; представления письменных отчетов о проделанной в этой связи работе, которые регистрируются в дневнике в соответствующем разделе. Основное содержание практики составляет разработка и реализация программы диагностического исследования для определенной возрастной группы в целях решения конкретной исследовательской задачи. Во время практики студенты также обязаны провести психологическое просветительское мероприятие и психолого-педагогический анализ урока.
Руководство практикой осуществляется совместно методистом кафедры общей психологии и психологом образовательного учреждения, в которое направляется студент.
Во время прохождения практики студент обязан:
выполнять работы, предусмотренные программой практики и индивидуальными заданиями;
подчиняться действующим в образовательном учреждении правилам внутреннего распорядка;
производить необходимые исследования и сбор материала согласно плану практики;
нести ответственность за жизнь и здоровье школьников в течение всего времени взаимодействия с учащимися;
нести ответственность за выполненную работу в соответствии с этическими стандартами психологов;
быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, администрацией, психологом школы, родителями учащихся, студентами группы;
систематически вести дневник практики и соответствующую документацию.
Во время прохождения практики студент имеет право:
обращаться за помощью к руководителю – методисту и практическому психологу образовательного учреждения;
знакомиться с документацией психологической службы учреждения;
посещать все виды занятий, внеучебные мероприятия для наблюдения за поведением и деятельностью учащихся;
проводить в учреждении групповые и индивидуальные психологические обследования в соответствии с утвержденным планом.
В процессе практики у студентов должны быть отработаны следующие умения: формулирование заказа, составление программы диагностического исследования, определение способов реализации диагностической программы с учетом возрастных особенностей школьников, осуществление анализа и интерпретации полученных результатов, составление по результатам диагностики рекомендаций для заказчика, проведение индивидуальных и групповых консультаций по результатам диагностического исследования, проведение просветительских мероприятий с различными субъектами образовательного пространства: школьниками, учителями, родителями.
Все содержание работы в процессе практики может быть распределено следующим образом:
Первая неделя – знакомство с образовательным учреждением, системой работы психолога и особенностями психологической службы учреждения, классом или группой, если студента прикрепляют к конкретному классу, посещение уроков учителей образовательного учреждения. Результатом первой недели является утверждение индивидуального плана работы студента – практиканта, формулирование запроса на диагностическое исследование и просветительское мероприятие, составление психологического анализа урока.
Вторая – третья недели – планирование, проведение, анализ результатов диагностического исследования. Планирование, проведение, анализ просветительского мероприятия (классный час со школьниками, родительское собрание и т.п.). Результатом является количественный и качественный анализ результатов диагностического исследования с разработкой рекомендаций и отчет по просветительскому мероприятию.
Четвертая неделя – обсуждение результатов исследования с психологом, учителями, индивидуальные консультации по результатам исследования со школьниками.
Пятая неделя - подготовка и оформление всей отчетной документации по практике. Отчетная документация студента-практиканта
В качестве отчетной документации по результатам производственной практики выступают
Дневник практики, подписанный психологом образовательного учреждения;
Утвержденный психологом и методистом индивидуальный план работы;
Программа диагностического исследования;
Отчет по просветительскому мероприятию;
Отчет по психопрофилактической деятельности;
Анализ стенограммы консультативной сессии;
Психолого-педагогический анализ урока/занятия;
Самоанализ результатов практики.
Характеристика на студента, подписанная руководителем практики от образовательного учреждения и заверенная печатью организации.
По результатам прохождения производственной практики студентам-практикантам выставляется дифференцированный зачет (зачет с оценкой). Критерии оценки формируемых на практике компетенций При оценке практики учитываются:
- уровень сформированности профессионально-значимых качеств и компетенций;
- соответствие диагностической, профилактической программ теме исследования и требованиям к составлению подобного рода программ;
- качество выполнения исследования и последующего анализа результатов;
- соответствие рекомендаций полученным диагностическим данным;
- инициативность студента на практике;
- своевременность сдачи необходимой документации;
- отзыв (характеристика) методиста, заверенный руководителем учреждения;
-выступление на конференции по итогам практики.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях может рассматриваться вопрос о дальнейшем обучении студента в университете.
Оценивание студента происходит на основе совокупности оценок, полученных им в процессе прохождения производственной практики: оценка педагога – психолога образовательного учреждения и методиста кафедры.
Дифференцированная оценка выставляется по четырехбалльной системе:
«отлично» — ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, требуемый программой практики: обнаружил знания и умение правильно определять цель, объект, предмет диагностического исследования, формулировать исследовательскую гипотезу, грамотно подбирать методы и методики диагностики, делать выводы и формулировать рекомендации по результатам обследования; планировать и осуществлять психологическое просвещение для различных субъектов образовательного пространства; анализировать урок с психологической точки зрения; овладел способами составления отчетной документации по результатам психолого-педагогической деятельности; осмысления результатов собственных профессиональных действий; проявлял в работе активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход;
«хорошо» — ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил знания и умение правильно определять цель, объект, предмет диагностического исследования, формулировать исследовательскую гипотезу, грамотно подбирать методы и методики диагностики, делать выводы и формулировать рекомендации по результатам обследования; планировать и осуществлять психологическое просвещение для различных субъектов образовательного пространства; анализировать урок с психологической точки зрения; овладел способами составления отчетной документации по результатам психолого-педагогической деятельности; осмысления результатов собственных профессиональных действий; проявлял инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребности в творческом росте,
«удовлетворительно» — ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории, не сумел применить её на практике, допускал ошибки в планировании и проведении психолого-педагогической работы, не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности детей;
«неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять её для выдвижения и реализации профессиональных психологических задач, допускал существенные ошибки при реализации различных видов профессиональной деятельности; не способен к осмыслению результатов собственных профессиональных действий; не предоставил отчетную документацию по итогам практики;
не аттестуется по итогам практики студент, который не явился для прохождения практики в установленное время и место, а также не допущенный для прохождения практики по причинам, установленным нормативными документами Университета (например, не ликвидировавший задолженности по учебным дисциплинам на момент прохождения практики). Индивидуальный план работы студента – практиканта
Основные направления работы
| Мероприятия
| Сроки проведения
| Отметка о выполнении
| 1.Просвещение
|
|
|
| 2.Профилактика
|
|
|
| 3.Диагностика
|
|
|
| 4.Коррекция и развитие
|
|
|
| 5.Консультирование
|
|
|
| 6. Другие виды работ
6.1.Психологический анализ урока
|
|
|
| 6.2.
|
|
|
| 6.3.
|
|
|
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |