Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Райчур Пратима, Кон Мэриан


Скачать 15.71 Mb.
НазваниеРайчур Пратима, Кон Мэриан
АнкорРайчур Пратима, Кон Мэриан Абсолютная красота, 2011.pdf
Дата09.01.2018
Размер15.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRaychur_Pratima_Kon_Merian_Absolyutnaya_krasota_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34338
страница2 из 31
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
>i,
возможно, никогда не сталкивались прежде. В нью‐иоркской клинике «Тедж» по моей методике работают лишь несколько человек, и число клиентов, которых мы можем принять задень, ограничено. Поэтому я написала книгу для миллионов женщин и мужчин по всей стране, которых я не могу принять лично, но которые тоже стремятся сделать свою жизнь более гармоничной, светлой и прекрасной с помощью древней милосердной мудрости аюрведы. Когда я спрашиваю своих клиентов, о каких достоинствах моего метода следует рассказать читателям, многие восклицают в ответ О, Пратима, расскажи им о том, какая здесь удивительная атмосфера Когда я прихожу сюда, мне становится так радостно и спокойно Но чтобы испытать такие же чувства, необязательно приходить ко мне в клинику. Простые, но полные глубокой мудрости аюрведические средства, с которыми вас познакомит эта книга, помогут вам создать столь же благотворную атмосферу у себя дома. Материал в этой книге расположен таким образом, чтобы, следуя рекомендациям шаг за шагом, читатель мог постепенно делать свою жизнь все более уравновешенной и светлой. Часть I посвящена аюрведическому пониманию красоты и нашим представлениям о коже в свете современных знаний о взаимосвязях между умом и телом. Кроме того, здесь более детально рассматриваются понятия конституционального равновесия и конституциональных типов знание которых лежит в основе аюрведи‐ ческой методики ухода за кожей. В этот раздел включена анкета Определите свой тип кожи. В части II описываются индивидуализированные режимы ежедневного ухода за кожей для каждого из типов. В части III читатель найдет десятки других аюр‐ ведических методов внешней и внутренней гармонизации кожи и организма с использованием пяти органов чувств физического тела. В части IV мы выйдем за пределы физического тела и чувственного восприятия и обратимся к медитациями другим практикам гармонизации дыхания, ума и духа. Надеюсь, что последняя глава книги вдохновит вас на поиски высочайшей радости бытия. В ней речь идет о роли сознания в повседневной жизни, и эта тема — средоточие аюрведы. Изложенные здесь простые принципы, почерпнутые изучения риши и из личного опыта, помогут вам обрести чувство осмысленности жизни, внутреннее равновесие и ощущение гармонии и блаженства — то есть именно то, что составляет сущность подлинного изящества и истинный секрет неувядающей красоты. Работая над этой книгой, я старалась уделять основное внимание практическому применению аюрведы в области ухода за кожей, ограничиваясь только теми теоретическими сведениями, без которых трудно понять, из‐за чего возникают кожные заболевания и каким образом работают терапевтические средства. Если вы захотите глубже изучить древнюю индийскую науку о жизни, обратитесь к книгам, которые приведены в списке на стр. 436 (список книг на русском языке см. на стр. 438. ‐ Прим. ред. Но учтите, что ничего подобного моей аюрведической косметологии вы не найдете нив этих, нив других книгах, поскольку древние провидцы не уделяли коже специального внимания, ограничиваясь лишь общими рекомендациями по поддержанию здоровья. Формально в аюрведе выделяется только восемь ветвей практической медицины, в число которых дерматология не входит. Но зато в аюрведе уделяется большое внимание рассмотрению связи кожи — этого обширнейшего по площади органа тела — со всеми другими органами и со всеми процессами, протекающими в организме физическими, психическими и духовными. Именно мысль о том, что самочувствие и внешний вид кожи являются точным отражением общего состояния нашего организма, побудила меня глубже исследовать принципы аюрведы и разработать на их основе эффективную систему косметологии. Классификация кожи потрем типами многие терапевтические методы, описанные в этой книге, являются моими
персональными разработками, плодами сравнительного изучения двух форм психосоматической медицины — древнейшей и современной. В этом смысле книга, которую вычитаете, открывает принципиально новый, уникальный путь к обретению красоты и молодости — путь, сочетающий в себе лучшие достижения современных ученых с глубочайшими прозрениями древних мудрецов. Прежде чем выступите на этот путь и достигнете желаемого, хочу поделиться с вами одной короткой притчей. Эту притчу создалириши, которые часто облекали свои познания в аллегорическую форму Риши понимали, что вся доступная нашим органам чувств вселенная есть нечто иное, как проявление чистого сознания, а следовательно, выражения этого сознания можно обнаружить в природе повсюду — даже в поведении животных. Вот моя любимая притча о неугомонном олене, который день заднем бродит по лесам, но никак не может отыскать того, к чему стремится. Что же гонит оленя с места на место Все дело в том, что ему беспрестанно щекочет ноздри какой‐то сладкий, манящий аромат. Но сколько ни ищет олень источник этого чудесного запаха — все напрасно. Не знает грустноглазый олень, что неотразимый аромат этот — нечто иное, как мускусный запах, исходящий от него самого. Лишь обратив взор внутрь себя, он обретет желанное совершенство. Новы мудрее этого оленя — ивам повезло больше. Красота, к которой стремитесь вы, достижима. Вы уже знаете, что она заключена внутри вас. А все необходимое для того, чтобы извлечь ее на свет, вы найдете в этой книге.

Глава ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА Если женщина, — сказано в Тантре, — часто предается мечтам, рождающимся в ее сердце, то все ее существо будет окрашено соответствующим настроением. Можно ли найти истину, столь же известную и привычную всем, как то, что в моменты умственного возбуждения или чувственного волнения черты даже самого невзрачного лица вдруг обретают некую изысканную красоту?
МУЛК РАДЖ АНАНД И КРИШНА НЕРУ ХУТИСИНГ Каждый человек на свете хочет быть красивым — каждый, будь то молодой человек или старик, мужчина или женщина. Видимо, стремление к физической красоте (как и способность распознавать ее) укоренено в человеческой душе очень глубоко. Общий показатель красоты — гармония, или пропорциональность. Специалисты в области биологии развития полагают, что наша врожденная способность воспринимать симметричность человеческого лица ‐ это один из механизмов выживания. Младенцы неосознанно тянутся к дружелюбному, приятному лицу и плачут при виде лица уродливого или искаженного гримасой, инстинктивно воспринимая его как сигнал потенциальной опасности. К четырёх‐ пятилетнему возрасту дети уже умеют распознавать тонкие физические различия между людьми и судить о других по внешности. Они также осознают свою собственную внешность и любят экспериментировать, стараясь украсить себя как можно более пышно и роскошно. Посмотрите, с каким удовольствием ребенок наряжается, если ему выпадет такая возможность, и какой восторг испытывает при виде своего отражения в зеркале Нет и не было ни единой цивилизации, в которой не существовало бы своих стандартов красоты и одежды, — хотя подчас эти стандарты не имеют ничего общего с принятыми в нашей культуре. Антрополог Эшли Монтегю отмечает Каждое общество нашло свои способы украшать человеческое тело, приумножая и воспевая тем самым его красоту. Всю историю искусства и культуры в значительной степени мож‐ Но рассматривать как свидетельство универсального стремления к красоте и совершенству — стремления, присущего каждому человеку. СУЕТА СУЕТ ЭЛИКСИР КРАСОТЫ К сожалению, этот древний как мир поиск красоты свёлся в современной американской жизни к примитивной фиксации на нескольких стандартных образах, которые подпитываются рекламой и средствами массовой информации и опираются на доминирующее в обществе отношение к старости и здоровью вообще. Старинные идеалы красоты, в основе которых лежала идея совершенствования нашей глубинной нату‐
Г ры, выродились в массовой культуре в идеал обычной привлекательности, которой можно достичь за счёт правильно подобранного макияжа и гардероба и с помощью хорошего инструктора или, на худой конец, пластического хирурга. Несколько лет назад,
к примеру, модельеры, объединив усилия с производителями видеоклипов, принялись пропагандировать имидж и форму танцевальной пластики, основанные на искусственных манерах и позах витринных манекенов Мадонна дала этому стилю название «вог» — очевидно, в честь знаменитого журнала мод. Из словаря современных зрительных образов практически исчезло представление о такой красоте, которая, подобно подлинному искусству, должна постепенно подниматься на поверхность из глубины души и обретать плоть и кровь во множестве тончайших разнообразнь оттенков. Вместо этого нам подсовывают призывный взгляд красотки с журнальной обложки, голливудскую осанку, клип MTV или рекламный ролик — всего лишь визуальный аккомпанемент к звуковой дорожке. Американцы обладают непревзойденной способностью бесконечно порождать и воспроизводить такие образы‐пустышки вот почему во всём мире о них самих сложилось абсолютно искажённое представление. Можно было бы просто посмеяться над этим отражением в кривом зеркале и не придавать ему значения. Однако образ супермодели сам по себе слишком гротескный, а кроме того, его популяризация сыграла не последнюю роль в том, что женщины и молодые девушки всё чаще страдают от расстройств питания, депрессии и заниженной самооценки. Мы вовсе не пытаемся принизить значение косметики, моды или шоу‐бизнеса. На каком‐то уровне вся эта индустрия развлечений всего‐навсего разыгрывает фантазии коллективного бессознательного, подобные тем, которые мы пытались воплотить в детстве, наряжаясь в мамины платья. Украшение своего тела, по мнению Монтегю,; не только забавляет и развлекает нас, но и способствует самоутверждению, причем в ] любом возрасте. Однако все эти чрезмерно стилизованные, монотонные образы самой своей вездесущностью и формальностью закрепляют в обществе плоский идеал физического совершенства, снова и снова внушая нам, будто красота — это всего лишь вопрос внешности. В результате американское общество окончательно утрачивает понятие о том, что значит быть красивой и что для этого нужно. Со своей стороны, прогресс медицины внушает нам надежду на то, что чудесный эликсир вот‐вот подарит нам вечную юность, а столь же чудодейственная пилюля — свободу от всех недугов. Как в личной жизни, таки в общественной политике американцы демонстрируют всему миру слепую и ослепляющую веру в науку, которая якобы в силах исцелить любую болезнь, чем быта ни вызывалась. Многие люди готовы принимать лекарства с опасными побочными эффектами и даже лечь под нож хирурга, лишь бы не менять свою диету и не избавляться от вредных привычек. А медицинская страховка скорее покроет вам огромные расходы на лечение отл гочной болезни, чем незначительную сумму, необходимую для избавления от никотиновой зависимости, даже если к последнему имеются серьёзные врачебные показания. Кроме того, врачи в большинстве своём ‐ аллопаты имеющие дело в своей практике преимущественно с острыми заболеваниями, а нес профилактикой болезней. В свое время аллопатия одержала победу над
полиомиелитом, оспой и другими страшными болезнями, но для поддержания подлинного здоровья она делает очень мало. Химически подавляя симптомы болезни или удаляя больной орган хирургическим путем, она позволяет достичь только видимости здоровья. Она лишь маскирует физиологический дисбаланс, не восстанавливая равновесия, — ив результате болезнь развивается, захватывая все новые ткани, а выжившие штаммы патогенных бактерий обретают всё большую сопротивляемость, как иногда происходит, например, при лечении антибиотиками. Установка на поиск быстрых побед, преобладающая в медицине, формирует и массовое отношение к физической красоте. На последнем симпозиуме косметологов в Нью‐Йорке я увидела тысячи новых чудодейственных средств, якобы способных исцелять кожные заболевания и разглаживать морщины, замедлять старение и вообще превращать нас в писаных красавиц. Это означает, что еженедельно на рынке появляются десятки новых косметических составов А ещё это означает, что те флаконы и тюбики, которыми уже битком набиты ваши косметички и сплошь уставлены полки в ванных комнатах не помогают Среди них и многие так называемые натуральные продукты, которые не так давно обрели популярность и внесли тем самым ещё большую путаницу в рынок косметики. Ярлык натуральный помогает сделать товару хорошую рекламу, но следует помнить, что фирмы‐
изготовители вольны писать это слово на этикетке, сколько им заблагорассудится, даже если в состав проста входит, помимо натуральных компонентов, множество синтетических и химических добавок. Государственные стандарты США не предусматривают здесь никаких
АБСОЛЮТНАЯ
КРАСОТД между кожей, физическими чувствами, ощущениями и нашим я определяет то что составляет основу аюрведического понятия красоты, поскольку наш внешний облик напрямую зависит от наших эмоций ‐ от чувств, которые мы питаем в глубину души, и оттого, как мы относимся к самим себе.
Писательница‐феминистка Эллен Зетцель Ламберт, исследуя эти процессы на опыте собственного раннего развития, отлично уловила их суть она определяет краГ соту как лик любви. Именно так она назвала свою книгу, в которой рассказывает как, уже будучи взрослой, увидела свои детские фотографии, сделанные ещё до того как умерла её мать. На этих снимках Эллен была прехорошенькой маленькой девочи кой. Что же с ней случилось потом Почему на более поздних фотографиях она сталя^ такой некрасивой, хмурой и даже неприглядной Глубоко поразмыслив об этом, Ламберт приходит к выводу, что ослепительную улыбку, зажжённую материнской любовью, погасили боль утраты и недостаток внимания со стороны мачехи. Красивое лицо, — пишет она, — это лицо, воодушевлённое и одухотворённое любовы В детстве я, словно зеркало, отражала в мирту любовь, которую он дарил мне, ‐
b i почему я была красива. Значит, наше стремление обладать красотой — это, вопреки распространённо мнению, непросто наследие зависимого положения, в котором находилась женщин много веков. Напротив, это — естественное проявление врожденного
побужден нашего як любви. Следовательно, как утверждает Ламберт, внешность считается важной по праву и нам не следует искать оправданий зато, что мы уделяем ei такое внимание. На самом деле, ‐ продолжает она, ‐ внешность важна для ме именно как для феминистки Она важна потому, что внешняя красота есть выражение внутреннего я. Я убеждена, что каждый взрослый не меньше ребёнка нуждается в том, чтобы его любили воплоти до сих пор феминистки принижали значение этой потребности — и заблуждались. Отрицать эту потребность — значит отказывать человеку (неважно, мужчине или женщине) в целостности. Порок массовой культуры заключается вовсе не в том, что она побуждает нас бьг красивыми, нов том, что пропагандируемый ею опредмеченный и обезличенный обр; красоты противоречит самой сути стремления к красоте — желанию полностью реал зовать свою личность. В идеале, физическая красота
— это отнюдь не самоцель это и не средство для соблазнения, и не талисман, помогающий завоевать любовь. Напротив она сама, как полагает Эллен
Ламберт, есть конечный продукт любви и благополуч* предельное и полное выражение индивидуальности и внутренней силы человека. Выражаясь языком аюрведы, красота есть лик безграничного Я —
энергии чист го сознания, проявляющаяся через тело в тончайшей из всех возможных физических форм. Как писал Вернер Гейзенберг, один из основоположников квантовой механика красота ‐ это вечное великолепие Единого, свет которого сияет нам сквозь оболочку материального. Красоту в себе мы можем ощутить как глубокое чувство собственной целостности, а в других людях мы узнаём её по непринуждённой осанке, граци0знос™ и живости. Красивый человек — это человек, который абсолютно свободен внутри и излучает вовне сияние этой свободы. Согласно аюрведе, достичь состояния внутренней целостности может любой человек вне зависимости от воспитания и места жительства. Для этого нужно научиться устанавливать равновесие на всех уровнях своей жизни в соответствии со своей врождённой конституцией. Уровни эти простираются от самых явных физических аспектов (поведение, тело, дыхание) до тонких субъективных планов существования (эмоции, мысли, эго) и дальше, к непроявленному источнику всего бытия, к чистому сознанию. Когда все сферы нашей жизни, от питания и сна до мышления и развлечений, придут в согласие с нашей врождённой энергетической структурой, тогда мы начнём жить именно так, как предназначила нам природа. И нет наслаждения выше, чем такая гармония бытия. СИЯНИЕ ТЕ ДЖ ФАКТОР Щеки, рдеющие румянцем, Глаза, горящие ослепительным огнём, Кудри, блещущие нежным глянцем, — Всё это лишь признаки доброго здравия.
В тот самый момент, когда выговорите себе Я счастлив, — ваша эмоция, не имевшая прежде плотного выражения в материальном мире, преображается химическими агентом в частицу материи, которая столь идеально созвучна
вашему состоянию, что каждая без исключения клетка вашего тела узнаёт о вашем счастье и разделяет его с вами.
Стремиться быть красивым ‐ естественно. И столь же естественно, как говорит нам аюрведа, действительно быть красивыми полным сил. Но думать о красоте как о чём‐то связанном с особенностями нашего анатомического строения — это серьёзная Шибка, которая только ограничивает нас ив конечном итоге, причиняет вред. С возрастом тело меняется. Кожа и мышцы теряют упругость, волосы тускнеют и слабеют, уши и нос становятся заметно крупнее, а рост уменьшается. Кроме того, постоянно меняется популярный идеал привлекательности, следуя за переменами социальной экономического характера. Молочно‐белая кожа когда‐то, например, была признаком принадлежности к аристократическому слою, а смуглая кожа — приметой человека, зарабатывающего на жизнь своим трудом. Нов наши дни загар, наоборот, сдД лался знаком привилегированного положения, а бледность — клеймом труженика. Точно также пышные формы, благодаря которым Мэрилин Монро некогда стала секс‐символом своего поколения, в современном журнале мод выглядели бы нелепо. Зато Кейт Мосс, которую сегодня называют живым воплощением стиля «вог», казалась бы в годы Великой Депрессии невзрачной худосочной девицей. Более того, образ совершенства различен в разных культурах. Индийские поэЛ описывали идеальную красавицу как «луноликую» и «лотосоокую», обладающую бедрами слонихи, шеей змеи и талией лебедя. Понятно, что девушка со столь округлыми и плавными формами не победит на конкурсе Мисс Америка. Какой бы объективный идеал мы ни измыслили, он в лучшем случае окажется эфемерным, ибо живая плоть и мода ‐ самые изменчивые из всех явлений нашего непрестанно меняющегося физического мира. Таков закон природы. И если в стремлении к самовыражению мы пользуемся столь непостоянными критериями, то мы обречены до самой смерти гнаться за химерой и прожить бессмысленную жизнь, полную горестей и болезней. По иронии судьбы многие женщины думают, что станут счастливыми, если обрету красоту. Нов действительности всё наоборот без счастья достичь настоящей красоты и удержать её невозможно. Даже самые правильные черты лица теряют свою привлекательность, когда человек глубоко расстроен или недоволен. Красоту придают нам не отдельные части тела, но вся целокупность нашего бытия. Наше лицо ‐ это правдивое зеркало души, отражение наших мыслей и действий на физическом плане. И до тех пор пока в нашей душе присутствует недовольство, красота остаётся эфемерной. Современная психосоматическая медицина продемонстрировала, что в организм уравновешенного и счастливого человека протекают совершенно иные биохимическ! процессы, чем в организме человека напряжённого, рассерженного или опечаленного Человеческое мышление есть отражение химических процессов в мозге, — пишет Р книге Квантовое целительство»
Дипак Чопра, врачи специалист в области психся соматической медицины. —
ум и тело — это как бы параллельные миры. Всё, что происходит во вселенной ума, неизбежно оставляет свой следи во вселенной физической Всякая мысль или эмоция обретает в физическом теле форму некоего молекулярно курьера, который, двигаясь вместе с кровотоком, передаёт каждой клетке приказ на марш (те. порученное ему сообщение. В результате наша внешность меняется, и происходит это от импульса, идущего от ума. Когда мы, например, испытываем страх, химические посланцы дают надпочечникам сигнал, побуждающий к выбросу адреналина. Адреналин, в свою очередь, оказывает воздействие на почки, что ведёт к обезвоживанию организма, а также на сердце, которое начинает усиленно перекачивать кровь к конечностям, подготавливая организм к бегству или проявлению агрессии. Этими переменами и объясняются характерные внешние признаки страха во рту пересыхает, а лицо покрывается бледностью. Когда стимул исчезает, страх обычно отступает и биохимические процессы приходят в норму. Однако если человек находится в условиях постоянного стресса (что и происходит с большинством людей в последнее десятилетие XX века, то организм не может выйти из состояния боевой готовности. Это непрерывное напряжение разрушает организм повышенная сухость ведёт к образованию морщин, повышенное кровяное давление — к сердечным заболеваниями так далее. Итак, если вы хотите изменить свою внешность, тов первую очередь измените свои мысли, эмоции и привычки, которые провоцируют стрессы и старение. Чтобы обрести внешнюю красоту, необходимо прежде сформировать полнокровную и счастливую внутреннюю жизнь, такую, при которой каждая без исключения клетка вашего тела узнает о вашем счастье и разделит его с вами. Это состояние чистого и безграничного счастья ‐ источники сущность красоты в ведическом её понимании. На санскрите, языке аюрведическихтрактатов, оно именуется «cam чит ананда» — безграничное чистое блаженство Чистым его назы‐ пают потому, что состояние это — неомрачённое, самодостаточное и неизменное, а безграничным — потому, что оно не является следствием какого бы тони было события или явления, но существует независимо от всех обстоятельств и ограничений во времени и пространстве, как константа нашего бытия. Это счастье высшего порядка ‐ самопроизвольное проявление гармоничного существования. В мифологии ‐ этом отражении универсальных феноменов человеческого существования — архетипические красавицы различных культур имеют одну общую черту вое они представляются сияющими, и этим качеством зачастую определяется их роль в структуре мироздания. Дэвид Кинсли в книге Зеркало богинь приводит тому множество примеров. В священных тантрических стихах богиня Лакшми уподобляется Жиру, питающему огонь в светильнике. Когда она скрывается, миры погружаются во мрак, блёкнут и начинают увядать. В западной традиции воплощениями совершенной женской красоты считаются греческая богиня Афродита и тождественная ей Римская Венера. Афродиту называют золотой и
«огненноокой» обладательницей улыбки.
пронизанной солнечным светом чувственности. Её несравненная красота, подобно прелести Лакшми, описывается не как совокупность красивых черт лица и тела, но как некое утончённое светоносное качество её бытия, как внутренний огонь сочащийся светом сквозь поры её кожи. Водном из мифов Афродита принимает облик старухино и здесь её выдают сияющие очи. Божественное сияние и есть сущность этой богини, её знаменитая красота. В африканском мифе красота предстаёт b j облике духа воды ‐ ослепительной женщины‐русалки с блестящими глазами и гладким, сияющим лбом. Историк Сильвия Бун в книге Сияние из водной глуЛ би» описывает этого духа как воздушное, утончённое создание — обитательницу незримого мира. Впрочем, человек может увидеть её сущность в так называемой новой листве листвы — впервой нежной ярко‐зелёной поросли, которая есть зримый признак нарастающей силы новой жизни. Считается, что именно такая яркость и особая открытость взору в облике женщины притягивает к ней внимание и насыщает взгляд. Эта яркость, это сияние и есть абсолютная красота неизменный критерий физического совершенства. Это внутренняя жизненная сила, обладающая непреодолим мой притягательностью это ослепительная лучезарность, в сравнении с которой меркнут все причуды моды и популярные идеалы. Она распознаётся безошибочно и не забывается никогда. Она реальна, и любая попытка подделать её обречена на провал даже если мы воспользуемся самым лучшим макияжем и услугами самого знаменитого пластического хирурга. Но зато если мы действительно обретём это достоинство, возг I расти время уже не отнимут её у нас. Это особое качество я называю «тедж‐фактоЛ ром ‐ внутренним огнём», который придаёт лицу выражение безмятежного счастья, а кожу делает свежей и блестящей. Согласно аюрведе, подобный блеск — это ecrl тественное явление, это проявление на физическом плане присутствия оджаса — тонт| чайшей субстанции, которая вырабатывается только здоровыми тканями тела. В западной традиции ближайшим аналогом оджаса выступает протоплазма ‐1 живое вещество, базовая субстанция клеток. Однако оджас — это не собственно протоплазмическая материя, а её тонкая сущность. Сточки зрения аюрведы, это обЩ единяющая сила сознания, связующая жизненная сила, которая сплавляет воедино материю и разум, превращая инертные молекулы в первичную биологическую су станцию. Можно сказать, что оджас — это сознание в его тончайшей биологической форме это — сок жизни, который, согласно аюрведе, является источником иммунитета и силы организма. Биосинтез оджаса зависит от сбалансированного действия двух прочих жизненны субстанций. Ирана, движущая сила жизни, — это в буквальном смысле слова пульс, движение творения. Как пульсирующая энергия, она излучает тепло и свет Эта излучаемая энергия есть теджас, источник внутреннего тепла организма (температуры тела, а также основа обмена веществ и пищеварения.
Теджас в форме пищеварительного огня (агни) отвечает за расщепление питательного сырья в организме С аюрве‐ дической точки зрения, таким сырьём
являются не только продукты питания, но и восприятия и эмоции, составляющие наш психический рацион. В этом смысле теджас является одновременно и трансформирующей силой сознания и пищеварительной энергией органов чувств и интеллекта. Когда прана и агни находятся в равновесии, ткани тела успешно вырабатывают тончайшую жизненную субстанцию ‐ оджас. Но если уровень праны или агни слишком низок или, напротив, слишком высок, то оджас либо истощается, либо сгорает. Иными словами, разум, поддерживающий жизнь в теле, выходит из равновесия и ткани теряют свою силу. И наоборот, сияние кожи — «тедж‐ фактор — зримо свидетельствует о том, что все эти три субстанции находятся в состоянии гармоничного динамического равновесия прана поступает в организм в достаточном количестве, огонь теджас горит сильно и ровно, а оджас беспрепятственно циркулирует по всем частям тела. Это беспрепятственное течение объединяющей силы сознания ‐ оджаса — и есть сущность жизни если его поток иссякнет, организм умрет. Итак, внешний признак свободно текущего оджаса — это сияние. Внутренний же его признак — ощущение чистого блаженства. Очищенный на уровне сознания, сырой оджас становится сомой, которую риши называли нектаром богов. Когда сознание переварит этот нектар, ум погружается в блаженное состояние. Вдохновенная свобода и довольство, написанные на всяком подлинно прекрасном лице, — это вовсе не деланное, показное выражение, а непосредственное отражение внутреннего блаженства. В ведических текстах сома описывается как густая, прохладная, мягкая, чистая, вязкая субстанция бледно‐жёлтого цвета, подобного цвету топлёного очищенного сливочного масла (цвет великолепия, со вкусом меда и сладким ароматом лайи(блюдо из риса. Как мы помним, именно эти качества ‐ чистота, золотистый цвет, сладость и маслянистый текучий блеск — постоянно встречаются в классических описаниях красоты во всех уголках земного шара. Конечно, обнаружить сому лабораторными методами невозможно эта субстанция слишком тонка, и материалистические инструменты современной биологии слишком гРУбы для не. Однако современные исследователи в области аюрведы предполагают, Что она может быть связана с двумя гормонами:
серотониномъ, оказывающим, как хорошо известно, успокаивающее действие на тело‐ум, и мелатониномс' — секретом Шишковидной железы (эпифизй), расположенной в промежуточном мозге. До откры‐ Тия мелатонина учёные почти ничего не знали о функциях этой маленькой железы предполагалось лаже, что это всего лишь рудимент, утративший своё значение для организма. Но теперь с мелатонином связывают множество важных функций, в том числе регуляцию биоритмов, а также улучшение работы иммунной системы и сопротивляемости стрессам. Как гормон, обладающий антиоксидантными свойствами, мелатонин, по‐ви‐;1 димому, играет главную роль в борьбе организма со свободными радикалами — молекулами паразитами, которые разрушают здоровые клетки и запускают процессы старения и развития болезней. Кроме того, научные исследования показывают, что уроД вень этого
гормона в организме повышается вовремя медитации. Вот уже шесть тысяч лет аюрведа использует медитативные техники, чтобы укреплять оджас и взращивать]в сознании опыт переживания блаженства (усвоения сомы подробнее см. в главе 13.1 Как указывает исследователь ведических наук Давид Фроули, оджас в форме сомщ называют также клеем, скрепляющим мироздание, или естественным сродство энергий, без которого элементарные частицы не могли бы сцепляться друг с другом и образовывать кирпичики, необходимые для построения материи. Эта способность к сцеплению рассматривается не только как чисто химическое свойство в ней обнаруживается также некое сознательное намерение. Она являет силу любви. Это ‐ pel альная, действительно существующая сила, благодаря которой вещи сохраняют свою целостность. Чтобы удостовериться в том, что этотаюрведический принцип имеет под собой реальные основания, достаточно взглянуть на сияющие лица любых молодожё! нов ведь сома — это биологическая субстанция любви. Вот как описывает Фроули пра! ну, теджас и оджас: Энергетическое начало
(жизнь)обладает сиянием (светом, которому, в свою очередь, присуща связующая сила (любовь. Мы должны постоянно стрв миться к жизни, свету и любви, ибо в них заключена сущность самой вселенной. В этом смысле наше стремление к красоте предстаёт не только как проявление базового инстинкта самосохранения, но и как выражение неизмеримо более высокого эволюционного импульса — присущего человеку желания познать свою космическую природу, постичь абсолютную ценность жизни, света и любви, заключённых в индивидуальном сознании. Сознание — источник всей жизни во вселенной, одна человек — единственное существо на Земле, осознающее свою врождённую сознай тельность. Мы ‐ единственные живые существа, знающие, что мы можем познава1р[ и что‐то знать. И этот уникальный дар сопряжён с высокой ответственностью, ибо он открывает перед нами уникальную возможность познать свою природу — природу сознания. В аюрведе эта цель именуется Самореализацией Сознание — это основной строительный материал всего сущего в природе.
Слв довательно, оно составляет основу и нашей человеческой природы. Это сущносш нашей целостности, это нити, из которых соткана наша личность, наше
Я. Как объединяющая стихия вселенной, это — единство Как источник всего сущего вовсе времена это бесконечное и вечное поле всех потенциальных возможностей. Аюрведа утверждает Яне имеет границ Не испытывая нив чём недостатка, оно обладает совершенством и абсолютной полнотой а внутреннее переживание, соответствующее абсолютной полноте, есть чистое безграничное блаженство Вот почему это особое состояние сознания является источником сияния и красоты. Задача всехаюр‐ ведических методик — помочь каждому из нас достичь высочайшего уровня бытия посредством незначительных, но постоянных и каждодневных усилий. БЛАЖЕНСТВО РЕЦЕПТ КРАСОТЫ ИЗД О РОВ Ь Я Счастье — лучшая косметика
ЛЕДИ БЛЕССИНГТОН Поистине, псе пещи происходят от Блаженства Блаженством они питаются к Блаженству стремятся они ив него погружаются.
Итак, то сияние и блаженство, которые лежат в основе истинной и нестареющей красоты, возникают благодаря потоку оджаса. Но каким образом тело вырабатывает оджас и поддерживает гармонию его течения
Оджас — это конечный продукт здорового развития тканей, которые в аюрведе именуются дхату.
Существует семь дхату — плазма, кровь, мышцы, жир, кость, а также костный мозги нервная ткань (шестая дхату) и репродуктивные ткани (седьмая дхату). Эти структуры организма развиваются последовательно, вырастая одна из другой. Каждая дхату производит сырье (в том числе — сырой оджас) для следующей, которая это сырье трансформирует. Плазма порождает кровь, кровь — мышечные ткани, итак далее. Это означает, что здоровье каждой дхату зависит от здоровья ткани, предшествующей ей в этом цикле. Как только одна из тканей заболевает, функционирование всех следующих за ней дхату, а следовательно, и производство оджаса, оказывается под угрозой. Причина подобных проблем ‐ нарушение равновесия пра‐ ИЬ1 или теджаса. Но когда обменные процессы протекают нормально, производство оджаса беспрепятственно проходит все стадии и наконец достигает состояния тонкой субстанции последней из дхату — секреторных выделений репродуктивных тканей.В этой утонченной и очищенной форме оджас циркулирует по тонким энергетическим каналам (проходя, в частности, через сердце, вдыхает в клетки новую жизнь и укрепляет организм. Таким образом, оджас — это не только источник сияния и блаженства Согласно аюрведе, это ещё и основа нашего иммунитета — причина и следствие совершенного здоровья. Вот почему красота и здоровье — красота и целостность — всегда идут рука об руку. Уровень оджаса в организме можно определить путём наблюдения за определённы ми функциями и явлениями ума и тела. Поскольку оджас — это основная энергия иммунной системы, связанные с ним нарушения определяют этиологию всех болезней Исходя из состояния оджаса аюрведические врачи диагностируют и лечат многие заболевания. Проблемы могут вызываться либо расстройством функции тканей, либо неправильным распределением оджаса блокировкой или неверным направлением потока, либо истощением оджаса из‐за нарушений в питании или режиме. Бледная, вялая шершавая кожа, преждевременное старение или повышенная чувствительность кал лергенам ‐ всё это симптомы истощённого оджаса. Поскольку при ослабленной иммунной системе вырабатывается мало оджаса, то вовремя болезни кожа естественным образом тускнеет и увядает. В число прочих физических признаков расстройства оджа са входят, в частности, потеря сил, повышенное кровяное давление, отёчность, истощение, обезвоживание организма, остеопороз, проблемы с печенью, мононуклсоз8' ревматическая лихорадка и многие кожные заболевания, такие как экзема, угрева сыпь, псориаз и дерматит. А в число психических признаков расстройства оджаса входят страх, тревога, чувство безнадёжности, нетерпение и общее беспокойство.
Сточки зрения западной медицины, это перечисление симптомов выглядит ка бессвязный набор проблем и недомоганий. Нов действительности нарушениями од жаса обусловлены многие заболевания, объяснить которые западная медицина не в силах, ‐ в частности, разнообразные хронические боли, депрессия, переутомление загадочные инфекции, с которыми никак неуда тся справиться, и многочисленные нервные расстройства. Сточки зрения аюрведы, истощение оджаса вызывает и аутоиммунные заболевания, в том числе СПИД. Эта разница воззрений проистекает итого факта, что аллопатия уделяет преимущественное внимание борьбе с острыми формами заболеваний и не разработала чётких стандартов индивидуального здоровья. Аюрведа, напротив, представляет собой науку о долголетии и иммунитете, главная цель которой — поддержание равновесия и общего благосостояния организма Поэтому она уделяет внимание всем психическими физическим состояниям, которые не отвечают критериям совершенного здоровья, и пользуется значительно более утон чённой системой диагностики, чем западная медицина. В рамках этой системы процесс развития болезни разделяется на шесть стадий при этом классифицируются по происхождению даже такие расплывчатые симптомы, как мимолётные настроения и ощущения, на которые большинство западных врачей либо вовсе не обращают внимания, либо сбрасывают со счетов как проявления лёгкого стресса, а то и просто ипохондрии. Аллопатия, как правило, имеет дело только с последними тремя стадиями, на которых болезнь уже проявлена в полную силу. Аюрведа же способна распознавать и устранять проблемы даже на первых трёх стадиях, когда нетренированный взгляд западного врача ещё не замечает симптомов серьёзного расстройства. Поэтому современная медицина ничем не может помочь пациенту, который
«всего‐навсего» перестал сиять здоровьем. А в аюрведе, напротив, такие признаки, как наличие или отсутствие здорового блеска кожи, являются важным показателем состояния организма. Аюрведический врач располагает множеством особых средств, позволяющих восстановить нормальную выработку оджаса и вернуть сияние. Нормальному развитию тканей, образованию оджаса и его гармоничному течению препятствует любой фактор, нарушающий гармонию праны и теджаса жизненной энергии и метаболизма) или каким‐либо иным способом вносящий разлад в данную нам от рождения конституцию (пракрити). Режим питания или распорядок дня, несовместимый с конституциональными особенностями, алкоголь, дым от сигарет, всевозможные лекарственные препараты, консервированные и прошедшие чрезмерную переработку продукты питания содержащие очень мало праны), расстроенный сон, расстроснное пищеварение, неправильное дыхание, физическая травма, интенсивные и продолжительные негативные эмоции (такие, как горе, гнев, разочарование или тревога, пребывание в среде, загрязнённой бактериями, вирусами или паразитами, сквозняки, перегрев или переохлаждение организма, ‐ всё это, как
правила, нарушает равновесие и ведёт к истощению запасов оджаса и снижению его качества. Уровень оджаса с возрастом естественно понижается — вот почему маленькие дети обычно полны сил и бодрости, даже если их образ жизни уже дисгармоничен чтобы полностью истощить врождённые запасы оджаса, им надо потратить немало времени и сил. С другой стороны, при не слишком серьёзном и ещё не застарелом дисбалансе °ДЖас можно восстановить с помощью специальных аюрведических средств ‐ массного массажа, медитации, растительных тоников, молока, ги (топлёного очищенного сливочного масла, миндальных орехов и прочих добавок к рациону, улучшающих пищеварение
(агни), питание и выделение. Правильное питание и режим дня, пРавильное дыхание, позитивное мышление и стремление к правильным жизненным целям также способствуют поддержанию конституционального равновесия, укреплению оджаса и ведут к состоянию целостности и блаженству, а следовательно, делают вас сияюше прекрасными. Именно этому предмету и посвящена эта книга. КРАСОТА ВОСЬМИ РУКА Я БОГИНЯ ДРЕВНИЙ ОБРАЗ ДЛЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Понять, что красота — это лик любви, а неслучайный подарок фортуны ‐ значит. открыть перед собой новые возможности в жизни.
ЭЛЛЕН ЗЕТЦЕЛЬ ЛАМБЕРТ Дайте мне красоту внутреннюю — красоту души и да соединится внутреннее с внешним!
СОКРАТ

Несмотря на всё преклонение перед модными кумирами и культ супермодели, жители Запада не создали общепринятого символа, который воплощал бы в себе идею всеобъемлющего и совершенного сияния — красоты, рождающейся в глубине души. Поэтому прежде, чем мы продолжим своё повествование, я хотела бы представить на судчитателя один поистине прекрасный образ, который я пронесла через всю жизнь с самого дстства. Меня познакомила с ним мать, преподавшая мне самый важный в жизни урок красоты, когда я была ещё совсем юной и внимание к своей внешности только начало пробуждаться во мне.К ужасу материя в то время стала проводить невероятно много времени перед зеркалом и ещё столько же тратить на наблюдение за другими людьми. Я обожала смотреть, как окружающие меня женщины исполняют свои ежедневные ритуалы Ухода за кожей красота этих женщин восхищала меня вне меньшей степени, чем всевозможные травы и масла, которыми они пользовались. Я постоянно расспрашивала их о том, из чего и как они готовят свои косметические средства (в семьях, живучих по законам аюрведы, магазинные кремы и мыло обычно не входу, а потом экспериментировала с этими смесями, добавляя или удаляя разные ингредиенты в надежде получить какой‐нибудь новый эффект. И, само собой, я требовала, чтобы все "Роверяли на себе мои снадобья, ‐ так я могла изучать результаты. Столь сильное Увлечение было необычным даже для девочки‐подростка; мною руководило не только тщеславие, но и настоящая научная любознательность. Никто не удивился, когда годы спустя, по окончании колледжа, я получила диплом ботаника и химика. И когда я только начинала открывать свое призвание, мать помогла мне постичь истинный смысл красоты. Как я уже говорила, я постоянно вертелась перед зеркалом, изучая перемены, которые несёт с собой превращение издевочки в девушки Этот процесс я переживала исключительно остро. Гордость и радостное возбуждение то и дело сменялись неловкостью и смущением. Постоянным оставалось лишь одно i желание выглядеть потрясающе. И, как большинству девочек‐подростков, макияж казался мне воплощением красоты. Когда мне наконец разрешили пользоваться косметикой, я была наверху бля женства. Под наблюдением материя осторожно нанесла на губы немного помады коснулась щёк румянами, а затем в восхищении уставилась на своё отражение в зеркале. Мне казалось, что эти несколько мазков краски превратили меня в изысканную красавицу, — и, должно быть, самодовольство было написано у меня на лице. Сначала мать с похвалой отозвалась о том, как я теперь выгляжу. А затем она посмотрела мне в глаза и сказала Ну вот, Пратима, скоро ты уже станешь взроа лой. Ты превращаешься в женщину и начинаешь понимать, какой силой обладаешь. Но это — только начало. Быть красивой значит гораздо больше, чем просто красиво выглядеть. Услышать такие слова от столь ослепительной красавицы, как моя мать, былоуди> пительпо. Мать повернулась и вышла из комнаты, а я, проводив её взглядом, задумалась, что же она имеет ввиду. Ноне прошло и нескольких минут, как мать вернула и принесла мне ответ. Она держала в руке картину с
изображением восьмирукой богини, украшенной драгоценностями и невозмутимо восседающей на спине свирепой тигра. У её ног стояли ещё три богини ‐ миниатюрные фигурки. Я тотчас же узнал образ с алтаря, перед которым мать молилась каждый день. До сих поря не знала, что это за символ я замечала только, что от богини исходит сияние ‐ такое же, как от моей матери. Это Чимунда, — сказала мать, вручая мне образ. — У неё восемь рук, потому что в её облике воплощены и остальные три богини — три ипостаси женщины.
Сарасват! олицетворяет мудрость, Кали, истребительница зла, символизирует отвагу •Лакшми — символ богатства и процветания. Чтобы ехать верхом на тигре, нужны мУ' дрость, отвага и сила. Чем бы ты ни решила заняться в своей жизни, тебе понадобятся мудрость, чтобы делать своё дело хорошо, и отвага, чтобы преодолевать все прб' пятствия. Мудрость и отвага дадут тебе силу, асе помощью ты достигнешь изобш лия. Эти три достоинства — основание блаженства. А затем мать добавила с глубокой нежностью в голосе Если ты хочешь стать по настоящему красивой и полностью раскрыть свою женственность, ты,
Пратима, должна заботиться обо всех сторонах своего Я а не только о внешности. Чтобы извлечь пользу из совета моей матери, вам вовсе ненужно поклоняться
Чимунде и вообще верить в какое бы тони было божество. Нужно лишь признавать универсальные женские принципы, которые олицетворяет эта богиня. Её многогранная красота — гораздо более уместный и полноценный символ женственности для наступающего тысячелетия, чем журнальные красотки и суперзвезды, преклонение перед которыми навязала нам западная культура XX века. Однако тем, кто не владеет эффективным методом, позволяющим достичь этих качеств в жизни, мой совет пользы не принесёт. Чтобы богиня наделила вас своими дарами, вы должны, подобно моей матери, взращивать свою красоту по всем правилам. РАВНОВЕСИЕ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И СЧАСТЬЮ Невозможно быть счастливыми здоровым, если ты находишься в неуравновешенном состоянии это просто неестественно.
Д И ПЛ К Ч ОП Р А Как мы помним, в аюрведе утверждается, что всё сущее состоит из пяти основны: элементов (пяти типов вибраций) — пространства, воздуха, огня, воды и земли. Ка дый из нас, будучи малым подобием вселенной, от рождения заключает в себе все эп пять элементов. Однако соотношение их в каждом человеке уникально и неповторимо. Именно этой пропорцией определяются наши индивидуальные черты (в том числе и тип кожи) и врождённые психические и физические склонности. Секрет абсолютной красоты — в том, чтобы жить в гармонии стем замыслом, который природа предначертала лично для нас и который выражается в отличающем лично нас сочетании элементов, то есть в нашем конституциональном типе.
Выполнить эту задачу не так уж трудно, если вы знакомы с основами теории равновесия и установили, какая у вас конституция, — о чём и пойдёт речь в этой главе. Кроме того, необходимо знать, какие факторы нарушают равновесие, — ивы узнаете это из главы 3. А теперь рассмотрим законы аюрведической психофизиологии и основные принципы, которыми определяется равновесие. Эти принципы таковы сознание эволюционные энергии (гуны) элементы пять чувств биологические энергии (доши) конституциональные типы (пракрити), в том числе и типы кожи закон равновесия (подобное усиливает подобное)

• аюрведическая анатомия тело, дыхание, ум, эго и сознание Чтобы соотнести теоретические понятия с практикой, своё введение в законы аюр‐ веды мы заключим портретами трёх основных типов пракрити. Составив первоначальное представление об этих типах, вы без труда сможете ответить на вопросы несложной анкеты, которая позволит вам определить вашу личную конституцию и тип кожи, а также установить, находятся они сейчас в равновесии или нет Если вы обнаружите дисбаланс, то из главы 3 сможете узнать, в чём именно он состоит и что рекомендует аюрведа для его устранения. Если же вы пребываете в гармонии, глава 3 подскажет вам, как сохранить и упрочить состояние равновесия. Познакомившись с этими начальными рекомендациями, выбудете готовы выбрать распорядок дня, наиболее полезный доя вашего типа кожи, и сделать первый шаг по пути, ведущему к абсолютной красоте. В остальных главах нашей книги вы найдёте ещё множество советов и подсказок, которые облегчат этот путь. Впрочем, аюрведа — сложная и весьма обширная дисциплина, а потому не рассчитывайте, что знания, которые вы получите из этой книги, позволят вам исцелить любой недуг. В аюрведе выделяют восемь областей медицины 1) терапия 2) общая хирургия хирургия головы, шеи, глаза,уха, носа и горла педиатрия токсикология) психиатрия 7) акушерство, гинекология и проблемы фсртильности", и 8) геронтология. Большинство жителей Запада, должно быть, удивятся, узнав, что многие хирургические процедуры, применяемые в наши дни в американских больницах (в том числе методы ринопластики, впервые были описаны в древних аюрведических трактатах. С другой стороны, аюрведическая геронтология (которая представляет собой, главным образом, науку об омоложении и включает методы, позволяющие обратить процессы старения вспять) и аюрведическая наука о фертильности (в которой первоочередное внимание уделяется поддержанию половой потенции) не имеют прямых аналогов в западной медицине. Полное собрание аюрведических трактатов способно соперничать по объёму с любой современной медицинской библиотекой. Существует к примеру, огромный том, посвященный исключительно применению мар‐ гозы
‐ лишь одного из сотен лекарственных
растений, используемых в аюрведиче‐ ской натуральной фармацевтике. И, между прочим, письменно зафиксированная история эффективного употребления этих растений на несколько тысяч лет древнее, чем послужной список любого из лекарств, одобренных Администрацией США по контролю за продуктами питания и лекарствами. Более того, каждый аюрведический врач в течение семи лет проходит медицинскую подготовку на университетском уровне, а некоторые специалисты по аюрведе учатся всю жизнь — с самого детства. В традиционных индийских семьях Секреты аюрведического врачевания нередко передайся из поколения в поколение — тем же способом, благодаря которому входе истории сохранялись и развивались многие другие великие искусства. Передача эта вое принимается как семейный долг — дхарма.
Аюрведа применима на двух уровнях для специалиста она является медицинской наукой, а для обычного человека — надёжной системой профилактики и гигиены. Аюрведа — это наука повседневной жизни. Её базовые принципы просты, и использовать её в обыденной жизни совсем несложно. Все сведения, необходимые для oпpeделения вашего типа кожи и для выяснения причини характера дисбаланса, можно получить непосредственно путём самонаблюдения никаких специальных инструментов и точных измерений вам не понадобится. Более того, аюрведа ориентирована, в первую очередь, на выяснение скрытых причин дисгармонии, а не на постановку точного медицинского диагноза, поэтому вам не потребуются и специальные знания из анатомии, биологии, вирусологии и других наук. Чтобы диагностировать и излечить большинство обычных недомоганий с помошью аюрведы, необходимо всего лишь знать себя ‐ то есть иметь представление о своей конституции и типе кожи и обращать внимание на сигналы того, что ваше физическое или психическое состояние отклонилось от этой врождённой нормы. Усвоив эти основы, вы без труда сможете распознавать даже самые ранние, тонкие признаки нарушений и восстанавливать здоровье и красоту (а возможно, и предотвращать возникновение проблем, применяя немногочисленные и простые в изготовлении домашние средства и изменяя свой распорядок дня в соответствии с несложными указаниями, которые вы найдёте далее в этой книге. Разумеется, многие понятия, с которыми вы здесь столкнётесь, окажутся для вас абсолютно новыми. А некоторые из них — такие, как сознание и квантовое поле рассказа о которых мы и начнём знакомство с аюрведой), — могут даже показать слишком сложными, особенно по сравнению с материалом, который обычно излагают в книгах о красоте. В последующих главах мы будем возвращаться к этим понятиями если вы не сможете уловить их суть сразу, она раскроется перед вами постепенно. Кроме того, в книгу включён словарь аюрвсдических терминов, к которому вы в любой момент можете обратиться за справкой. И всё же следует иметь ввиду, что эта глава посвящена не только определению конституции, типа кожи и правилам поддержания равновесия, но и принципам, составляющим фундамент аюрведической медицины. Кроме того, вы познакомитесь здесь со всеобъемлющей философией аюрведы
коренным образом отличающейся от классических западных воззрений.
Аюрведичекая философия строится на предпосылке, гласящей, что сознание есть начало, объединяющее тело и ум. Согласно аюрведе, сознание играет исключительную роль не только в поддержании здоровья, но и во всём человеческом существовании. И чтобы включить эту древнюю мудрость в контекст нового знания, мы рассмотрим также некоторые идеи современной квантовой физики, помогающие проникнуть в тайну сознания Если в процессе чтения этой книги вы сможете сжиться с этими идеями, то вы увидите в новом свете и свою кожу, и себя как личность, и весь мир в целом. Это квантовое мировоззрение откроет перед вами тайну абсолютной красоты, в чём вы удостоверитесь, дойдя до части IV. А пока что вам предстоит лишь усвоить основополагающее аюрведическое представление о той важнейшей роли, которую играет связь ума и тела в поддержании здоровья и равновесия, и понять, что аюрведический уход за кожей — это непросто использование натуральной косметики а чрезвычайно обширная система, затрагивающая все области жизни. СОЗНАНИЕ Как уже было сказано, физическая вселенная происходит из пяти элементов. Но откуда берутся сами эти элементы Согласно аюрведе, источник всего сущего — и всего известного нам в этом мире, итого, о чём мы не имеем ни малейшего понятия, — есть незримое, вездесущее и безграничное чистое сознание. Это — высшая реальность, и всякая система знаний, с аюрведической точки зрения, неполна, если в ней не отводится место изучению сознания. Более того, неполна и всякая индивидуальная жизнь, если в ней не нашлось места непосредственному восприятию этого основообразующего источника. Таким образом, сознание — это не только источник всего сущего, но и цель познания и опыта, а значит — цель человеческой жизни. Высшее стремление аюрведы — вручить всеми каждому средство для достижения этой цели, которая также представляет собой сущность абсолютной красоты. Это представление осознании как источнике всего мироздания и опыта — самый важный принцип аюрведы. Однако в западной культуре термин сознание используется чересчур вольно и многие люди заблуждаются относительно его истинного значения. Поэтому сначала мы объясним, в каком именно смысле употребляется это слово в нашей книге. Мы рассмотрим это понятие стр х точек зрения сточки зрения обыденного опыта, сточки зрения опыта древних риши ив свете представлений современной квантовой физики. Сознание или ч нос т ь Чтобы прикоснуться к сознанию непосредственно, наличном опыте, необходимо обратиться к самым истокам мышления. В обычном своём состоянии мы не замечаем его, поскольку наше внимание поглощено всевозможными мыслями, впечатлениями и чувствами. Оно притягивается ток птице на ветке за окном, ток симпатичному прохожему на улице. До нашего слуха долетает звуки мы регистрируем это ощущение. Мы вовлекаемся в беседу или погружаемся в мир воспоминаний игр з. Иногда мь влюбляемся и
теряемся в другом человеке
— предмете пашей любви. Но вдействительности.мы никогда не исчезаем. Мы по‐прежнему здесь. Мы следуем своему прядку дня и какая‐то часть пас всегда остаётся неизменной. Какие бы перемены ни совершались вокруг, по‐прежнему существует то незримое русло, в которое вливается поток событий и который связывает все разрозненные эпизоды в единый опыт, о котором мы говорим это наша жизнь. Эта непрерывная составляющая бытия вечная частица
вечно сущего и вечно меняющегося потока — и есть то, что мы называем сознанием. Конечно, чистое сознание есть чистая абстракция. Однако мы соприкасаемся с ним гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Сознание в буквальном понимании — это то, чем отличается наше чувство я в состоянии глубокого сна (в котором, разумеется, никакого чувства я нет) от чувства я в состоянии полного бодрствования. Непосредственно ощутить вкус сознания можно в тот неуловимый просвет между сном и пробуждением, вмиг, когда на смену сну является первый проблеск сознательной мысли. Это и есть опыт внутреннего пробуждения, или освобожденного внимания неограниченный каким бы тони было объектом восприятия Это состояние чистого
осознавания, в котором наш ум признаёт собственную безграничность и вспоминает Я есмь Иными словами, когда внимание ничем не поглощено,
субъект осознавания просто‐напросто осознаёт самого себя. Вот почему древние мудрецы также именовали сознание Чистым Существованием, Чистым Бытием или просто Я. Разумеется, сознание лежит в основе не только первой мысли нового дня, но и всей мыслительной деятельности, всех восприятий и ощущений — и осознанных, и подсознательных, и бессознательных. Поэтому мы можем соприкасаться сними в тех просветах, тех мгновениях внутреннего безмолвия, которыми отделены друг от друга все без исключения импульсы наших мыслей. Медитация, как вы узнаете из этой книги, даёт возможность целенаправленно проскальзывать в этот просвети переживать опыт абсолютного внутреннего безмолвия непосредственно и систематически. Как источник всей материи и энергии, сознание является также источником разума вселенной — той упорядоченности и регулярности, которые отличают великое здание космоса. Следовательно, непосредственное соприкосновение с сознанием в процессе медитации — это путь к воссоединению нашего собственного разума с организующей силой природы. Естественно, возникает вопрос если сознание — это основа всего сущего и если оно присутствует в нас постоянно, то почему же мы не замечаем его или почти не замечаем Почему для того, чтобы соприкоснуться с ним, необходимо войти в какое‐то особое состояние Аюрведа дает ответ и на этот вопрос. В повседневной жизни, как уже говорилось. Я скрыто от нашего восприятия бесконечным потоком мыслеобразов ‐ примерно также, как в кинозале белый свет проектора скрывается потоком картинок, сменяющихся на экране. Посредством органов чувств мы постоянно проецируем своё сознание (свой
внутренний свет) вовне. В результате наше внимание фокусируется на внешних предметах и событиях и мы перестаём воспринимать чистое Бытие. Но жизнь без сознания была бы также невозможна, как кино — без света. Однако ив томи в другом случае источник реальности в буквальном смысле слова заслоняется объектом восприятия. Мы упускаем из виду ту неоценимо важную роль, которую играет в нашей жизни сознание, потому что нам загораживают обзор бесчисленные частные виды, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения. Эти частные впечатления захватывают и удерживают наше внимание до тех пор, пока мы только проецируем его вовне, не направляя внутрь Безграничную сущность Ямы теряем из‐за мысли В аюрведе этот феномен обозначается словом «праджнапарада» — заблуждение ума. В самом деле, даже простой здравый смысл подсказывает нам, что конечное не может заслонить бесконечность. Об этом даже подумать смешно — сразу представляется малыш, который спрятал лицо в ладошках и думает, что стал невидимым. Однако мы принимаем точно такую же иллюзию за реальность ‐ ив результате забываем своё Я. Впрочем, иллюзия этапе сводится к простой логической ошибке или неверному суждению поддаваясь ей, мы утрачиваем самый умили то, что Фроули называет природной мудростью. Аюрведа утверждает, что всякий дисбаланс — всякое недомогание или расстройство — есть нечто иное, как утрата природной мудрости, а природная мудрость ‐ это неотъемлемая часть сознания.
Аюрведическая терапия направлена на то, чтобы освободить ум от заблуждения, пробудив его к осознанию безграничной ценности сознательного бытия и гармонизировав образ жизни человека с разумом его тела. Наука о том, как достичь этой цели, берёт своё начало в Веде Сознание и Веда Веда — это санскритское слово, означающее знание. Но, хотя ведические тексты и повествуют об аюрведе, саму Веду полностью изложить в какой‐либо книге невозможно, потому что Веда — это не то знание, которое вмещается в цифры, факты и идеи. Это знание, полученное путём непосредственного восприятия абстрактного и всеохватывающего поля сознания. Веда ‐ это чистое знание.
Риши, люди, достигшие в глубокой древности Самореализации, смогли воспринять чистое сознание не только в форме своего личного тонкого осознания, но и как сущность всей окружающей их вселенной. Эти великие провидцы вошли в состояние единства Единство пронизывало все их мысли, ощущения и действия между их индивидуальной природой и Природой всего сущего не осталось преград. Это сознание единства — подоплёка часто цитируемого высказывания из Вед Я — To, ты ‐ То, всё это — То (Тов этой фразе означает сознание. Это высказывание является глубоко личным, поскольку риши говорили на основании своего непосредственного опыта. Они воспринимали всё творение как безграничное целое, неотделимое от их собственного Бытия. И поскольку ни одна часть вселенной не может
существовать вне этого целого (то есть за пределами объединяющего сознания, то во всей вселенной не было такой вещи, которая осталась бы непознаваемой для эти просветлённых провидцев. Личное сознание риши непоколебимо утвердилось в это возвышенном состоянии, и потому они могли познавать абстрактные законы природы — структуры ума, существующие в поле чистого сознания, лежащие в основе вселенной и придающие ей направленность и упорядоченность. Под вселенной здесь понимается всё сущее — от самых устойчивых форм материи до самых неуловимых форм энергии, включая и мимолётные мысли, и неизгладимые воспоминания человеческого ума. Прозрения риши изложены в священных индийских текстах, именуемых Ведами. Веды сами по себе составляют, если можно так выразиться, формулу развёртываю сознания от непроявленной формы через все слои творения. Как разум, структурирующий человеческую жизнь, закодирован в цепочке ДНК, так совокупный разум вселенной закодирован в Ведах. Впрочем, проникнуть в высшую тайну творения посредством объективного анализа невозможно, поскольку сознание само по себе ее чистая субъективность ‐ сущность я есмь. Поэтому, чтобы расшифровать ведический код, мы должны, подобно древним риши, выйти за пределы интеллекта, ума и эго и устремиться непосредственно к источнику этого кода ‐ источнику, из которого происходим и мысами то есть к сознанию. Истину эту, судя по всему, подтверждает квантовая физика — наука, изучающая жизнь и поведение фундаментальных частиц материи. Чем дальше мы отходим от объективных методов современной науки и чем ближе подступаем к непосредственно познанию того, из чего состоит мир, тем больше мы находим свидетельств в пользу того, что состоит он из сознания Недостающий фрагмент мозаики, которую пытается сложить западная наука, ‐ ответ на вопрос о том, как абстрактный ум може влиять на физическую материю или превращаться вне содержится в Ведах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей