Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница5 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Арт-терапия а работе с детьми тику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. М. Кляйн также впервые предложила игротерапию в качестве инструмента психоанализа детей младше 6 лет. А. Фрейд с успехом применяла игротерапию в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона вовремя Второй мировой войны. Опыт этой работы обобщен в книге Дети и война (1944). Она делала акцент на двух важных моментах. Во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с ребенком эмоциональный контакт. Во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии. Впоследствии игротерапевтический метод стал применяться в рамках других теоретических подходов. Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отреагирования Д. Леви. Это направление возникло в е годы. Для подхода Д. Леви характерно моделирование в игре определенной, тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации. Воссоздание психотравмирующего события в безопасном пространстве игровой комнаты позволяет ребенку максимально полно выразить свое отношение к нему и освободиться от негативных чувств (ужас, боль, ярость и т. п. Также в процессе терапии ребенок становится режиссером разыгрываемого события, тем самым его внутренний опыт меняется. Он больше не чувствует себя только лишь пассивной жертвой в психотрав- мирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно. Км годам также относится зарождение школы игровой терапии построения отношений (Ф. Аллен, Д. Тафт). В данном направлении акцент делается на эмоциональных отношениях между психологом и ребенком. Считается, что именно они обладают исцеляющей силой. Процесс спонтанной игры протекает в присутствии взрослого (игротерапевта), который с интересом, вниманием и уважением относится к личности ребенка. Терапевт эмоционально вовлечен в отношения с ребенком. Это должно способствовать постепенному обретению детьми чувства собственной уникальности и самоценности. В середине XX века К. Роджерс, основатель клиент-центриро- ванного подхода, и некоторые его последователи (В. Экслайн, Э. Дорфман и др) также заинтересовались игрой как психотера-
48 Глава 4. Игровая терапия

певтическим инструментом. Игровая терапия, центрированная на клиенте, основывается на базовом принципе роджерианского подхода — убежденности терапевта в наличии врожденной способности ребенка к спонтанному психическому развитию, личностному росту и самодетерминации. В процессе игротерапии происходят восстановление нарушенной способности ребенка к саморазвитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основным приемом роджерианского игротерапевта является безусловное принятие ребенка. Терапевтический эффект достигается за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопроявления — спонтанной игры в присутствии взрослого, воспринимающего его безоценочно. Психоаналитические модели игротерапии и модель Д. Леви можно отнести к директивной игротерапии, где роль взрослого
(игротерапевта) крайне активна. Он — организатор, берущий на себя ответственность завесь процесс игры. Две другие модели относятся к недирективной игротерапии, в которой фокус смещается на ребенка, и именно он становится истинным творцом терапевтической игры. Взрослый следует за его фантазией, поддерживает процесс, инициированный ребенком, беря ответственность за поддержание особых, значимых для обоих и целительных для ребенка эмоциональных отношений. Он также призван сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия. Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию (Т. Зинкевич-Евстигнеева и др. Это эклектическая форма игротерапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы, техники различных школ. Однако сказочную игротерапию можно отнести скорее к директивным формам. Ребенку чаще всего предлагаются какие-нибудь инструкции, то есть игровой процесс в значительной степени структурирован взрослым. Основным признаком сказочной игротера­
пии является обязательное присутствие сказочного мотива вин струкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается к определенной сказке [46]. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе [44].
49

Арт-терапия в работе с детьми Основные задачи игровой терапии Основные задачи игровой терапии таковы
1) облегчение психологического страдания ребенка
2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности
3) развитие способности эмоциональной саморегуляции
4) восстановление доверия к взрослыми сверстникам, оптимизация отношений в системах ребенок — взрослые, ребенок — другие дети
5) коррекция и предупреждение деформаций в формировании
Я-концепции;
6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений. Механизм психокоррекционного воздействия Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных сне гативным эмоциональным опытом (катарсис. Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне. Возможности игровой терапии Обозначим возможности игровой терапии
1. Предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающими аутоагрес- сивных тенденций.
2. Коррекция поведенческих проблем.
3. Развитие творческого потенциала.
50 Глава 4. Игровая терапия Гуманистическая игровая терапия Этот подход можно применять к детям практически любого уровня развития, потому что терапевтическая среда должна устанавливаться так, чтобы соответствовать потребностям каждого ребенка [44]. Гуманистический подход можно применять в работе с детьми, демонстрирующими разнообразные психопатологические симптомы, так как опять же терапевтическая среда может быть модифицирована специально под них. Более того, так как подобная терапия считается очень мягкой, возникает меньше ятрогенных эффектов (ятрогенные эффекты — неблагоприятные эффекты, вызванные методами и условиями лечения, и поэтому меньше проблем при психокоррекции большого количествадетей. Гуманистическую терапию обычно не рекомендуют для работы сочень агрессивными детьми или с детьми, склонными котреаги- рованию. Жесткая система и ограничения, требующиеся таким детям, несовместимы с философией данного подхода [44]. Основные правила гуманистической игровой терапии таковы
1. Психолог развивает теплые, дружеские отношения с ребенком. Контакт с ребенком следует устанавливать как можно быстрее.
2. Психолог полностью принимает ребенка таким, какой он есть.
3. Психолог создает условия дозволенности в отношениях, так, чтобы ребенок ощущал себя свободным в полном выражении своих чувств.
4. Психолог готов осознавать чувства, выражаемые ребенком и отражать их так, чтобы ребенок достигал инсайта, понимал свое поведение.
5. Психолог сохраняет глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы, если ему предоставляется такая возможность. Ответственность за выбор и за проведение изменений лежит на ребенке.
6. Психолог никоим образом не пытается направлять действия ребенка или его речь. Ребенок — ведущий, психолог следует за ним.
7. Психолог не пытается ускорить ход лечения. Это постепенный процесс, и терапевт должен осознавать это.
8. Психолог устанавливает только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов терапии в реальной

Арт-терапия в работе с детьми жизни, и для того, чтобы ребенок осознал меру своей ответственности в их отношениях. Исцеляющими элементами гуманистической игровой терапии служат отношения, развивающиеся между ребенком и психологом, инсайт, достигаемый ребенком через отражение его поведения психологом, и освобождение стремления ребенка к самоактуализации, происходящее в условиях здоровой среды терапевтических сессий. Психолог создает среду, позволяющую ребенку играть и удовлетворять свои биологические, личностные и межличностные потребности такими способами, которые не требуют отказа от собственной личности. Гуманистическая игровая терапия заключается в том, что ребенок регулярно и последовательно помещается в здоровую среду игрового кабинета, в атмосферу теплоты и принятия, создаваемую психологом. Очень важно, что психолог использует отражение, а не интерпретацию. При отражении терапевт проявляет свое внимание к игре, словам, мыслями чувствам ребенка. Отражения обычно не так сложны, как интерпретации, потому что их цель — не осознание ребенком источников собственных проблема фокусировка его внимания на процессе взаимодействия с психологом. Критерием необходимости завершения коррекции является способность сохранять позитивные поведенческие изменения за пределами игровой комнаты. Организация пространства кабинета игровой терапии Идеальная игровая комната достаточно просторна, чтобы ребенок мог проявлять значительную двигательную активность, не подвергая себя опасности удариться о предметы мебели, и все жене настолько велика, чтобы он терялся в ней и чувствовал себя отделенным от психолога [31]. Минимальный размер игровой комнаты составляет приблизительно от 9,5 м до 14,5 м
2
Независимо от величины комнаты хорошо, если одна половина ее пола покрыта линолеумом, а другая — ковром, что позволит про 2 Глава 4 . Игровая терапия водить активные, грязные упражнения на одной ее стороне, не беспокоясь постоянно о том, что ребенок может повредить ковер. Сторона комнаты, покрытая ковром, предназначена для спокойной деятельности, а также рутинной работы, падений и кувырков, которые удобнее выполнять на мягкой поверхности. Небольшая раковина, расположенная на линолеумной половине помещения, очень полезна в качестве источника воды для ящика с песком, для водной игры, для рисования или просто для мытья рук. Если в игровой комнате есть окна, замените обычное стеклопластиком. Кроме того, окна должны закрываться на щеколды, с которыми может справиться только взрослый человек. Оборудование кабинета игровой терапии Кабинет игровой терапии должен быть оснащен следующими материалами
1) художественные материалы — карандаши, пастель, фломастеры, краски
2) бумага разных размеров
3) куклы, игрушечные солдатики и армейское снаряжение
4) кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок, изображающих членов семьи (детей разных возрастных групп, папу, маму, бабушку, дедушку, звериную семью, например медведей или зайцев
5) игрушечные предметы быта (телефоны, посуда, кухонная плита, утюг, холодильники т. д
6) настольные игры
7) кубики разных размеров
8) тематические игровые наборы (доктор, парикмахер
9) машинки, кораблики, паровозики и т. д.
10) музыкальные инструменты, исключая духовые
11) пустые консервные банки из-под фруктов и овощей
12) картонки из-под яиц
13) губка, полотенце, веревка, лоскутки
14) клей, прозрачный скотч
15) разнообразные природные материалы (глина, песок, камушки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев.
53

Арт-терапия в работе с детьми После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки — это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна представлять собой образец порядка и надежности. Частью этой надежности является то, что каждая игрушка всегда находится на своем месте [31]. Пример из практики «Кораблик-трясучка» Мальчик 7 лет, первоклассник, часто болеющий, детское дошкольное учреждение не посещал, находился с бабушкой. Родители обратились за психологической помощью в ноябре, в связи с резко изменившимся поведением сына. В школе ведет себя тихоне вызывает замечаний учителей, а дома, после школы, становится неуправляемым, пристает ко всем взрослым, немо жет самостоятельно ничем заняться, долго не может уснуть, сон беспокойный, часто просыпается, во сне разговаривает. На приеме легко входит в контакт, с удовольствием рассказывает о себе, своих увлечениях, говорит, что в школе нравится, но друзей пока нет, так как времени на игруне остается. На предложение поиграть здесь, в кабинете, соглашается. Выбирает ящик с кубиками и начинает строить, комментируя свои действия. Строит он крепость для кораблика. Строительство крепости занимает 30—40 минут и проводится оченьтщательно: вдумчиво подбирается строительный материал, подходящий по цвету, размеру и форме. Когда строительство крепости заканчивается, из имеющихся игрушек выбирается небольшой пластмассовый кораблик. Кораблик мальчик помещает в крепость и начинает его трясти, объясняя, что этот кораблик очень боится акулы, которая может его съесть, поэтому кораблик так сильно трясется. В результате этих действий крепость разваливается. Ребенок говорит, что сейчас ему уже пора идти домой, и что он придет еще поиграть, завтра. В процессе следующих 8 сессий (2 сессии в неделю) все действия этого мальчика повторялись то есть он приходил, строил крепость, затем помещал туда кораблик-трясучку, который разваливал крепость.
5 4 Глава 4. Игровая терапия На 9 сессию мальчик пришел со словами, что сегодня он построит крепость и оставит ее, чтобы другие ребята могли на нее посмотреть. Кораблик-трясучка теперь понял, что акула его съесть не сможет, так как она не может есть металла кораблик металлический, а раньше кораблик этого не знал, так как он был глупый, потому что не ходил в школу. Действительно, ребенок в эту сессию построил очередную крепость, причем это заняло у него 15 минут. Затем мальчик сказал, что наконец-то он может теперь спокойно порисовать. Остальное время мальчик рисовал подарки, используя цветные карандаши. Это были подарки для мамы, папы, бабушки и друзей. На этом курс занятий игровой терапией был завершен. Со слов родителей — поведение ребенка нормализовалось, сон восстановился.

Глава 5 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОП Е СОЧНОЙ ТЕРАПИИ Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагиро- вание внутреннего напряжения и поиск путей развития [18]. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта — композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения [18]. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми. Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она работала с двумя подносами, один из которых был наполнен песком, другой — водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры в песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребенку предостав-
56 Глава 5.
Песочная терапия

лялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс строить мир. М. Ловенфельд таки назвала свою методику — техника построения мира. В х годах швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, глубоко изучив методику построения мира, начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию КГ. Юнга. Технология работы с песком была модифицирована ею в соответствии с теоретической базой. Сегодня песочницу активно используют в гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе. И, конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии. В качестве материалов используются песок, вода и миниатюрные фигурки. Сих помощью клиентам предлагается создавать композиции на специальном подносе [18]. После завершения работы с песком клиент дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения клиента, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д, фиксирует композицию на фото или слайд-пленку, подробно записывает рассказ клиента. Основная цель песочной терапии — достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественно нового взаимодействия Эго с глубинным источником психической жизни — целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека к самоде­
терминации и саморазвитию. Механизм психокоррекционного воздействия Механизм психокоррекционного воздействия — установление клиентом связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с неосознаваемыми частями Я, их интеграция в
57

Арт-терапия в работе с дегь/ии сознание и достижение посредством этого лучшего понимания себя и большей психической целостности. Основные задачи песочной терапии Основные задачи песочной терапии таковы
1. Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии
2. Соприкосновение с вытесненными подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание
3. Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных пластов психики
4. Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и интеграция в сознание. Возможности песочной терапии Данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос посредством нескольких механизмов
1) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне
2) отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения
3) расширения внутреннего опыта за счет осознания содержа­
ний глубинных уровней психики, в том числе архетипического, и укрепления сознательного Я
4) изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе
5) укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром. Оснащение кабинета песочной терапии
1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы размером
49,5x72,5x7 см (часто используются другие пропорции, например
5 8 Глава 5. Песочная терапия

50x70x8 см или 49x70x10 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фрагменты. Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, некрупным, но и не слишком мелкими, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики. Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, таки домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п. Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п, храмы различных религий. Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда. Деревья, кусты, цветы и другие растения. Природный материал камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства (наземные, водные, воздушные.
• «Мультяшные» персонажи. Маски. Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха. Зеркала.
5 9
Арт- терапия в работе с детьми и Ритуальные предметы. Миниатюрные часы, весы, маятник. Ларцы, коробочки. Миниатюрные музыкальные инструменты. Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
3 . Технические устройства Фотоаппарат, набор фотопленок. Процесс песочной терапии Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития. Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуется 1-2 раза в неделю. Полный курс песочной терапии может составить 12—15 сессий. На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента стем, как организован ее процесс.
1. Демонстрация песочницы. Обычно клиенту говорят следующее Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как выдумаете, зачем это нужно Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет если мыс вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как выдумаете, а это зачем нужно Действительно, дно символизирует воду. Однако если вы почувствуете, что символической воды вам недостаточно, пожалуйста, воспользуйтесь кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — игорный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно воле вашей фантазии.
2. Демонстрация коллекции фигурок. Обычно клиенту говорят следующее Посмотрите — здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.
60 Глава 5. Песочная терапия Основные вопросы психолога к клиенту Основные вопросы психолога к клиенту могут быть следующими Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение если это так, хотели бы вы об этом рассказать Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни [18]. Ключевые характеристики песочных картин Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют
1. Энергоинформационное поле песочной картины.
2. Основную идею песочной картины.
3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины.
4. Конфликтное содержание песочной картины.
61 3. Построение песочной картины. Инструкция Выберите, пожалуйста, все те фигурки, какие привлекают вас или отталкивают. Выбирайте столько фигурок, сколько хочется. У насесть один час, ивы можете сами определить себе время для выбора. Все, что вы выберете, вы должны разместить на подносе (в песочнице.
4. Обсуждение песочной картины. При обсуждении с клиентом его картины и связанных с ней переживаний психолог не дает интерпретаций или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» клиенту его собственные переживания. Основные вопросы психолога акцентируют для клиента значимость опыта создания им песочной картины и место этого опыта в общей картине жизни клиента.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей