Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
АнкорКиселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми
Дата09.10.2017
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#27721
страница8 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
Арт-терапия в работе с детьми
струменте или заполнить паузу звуком. Часто это совершенно противоречит потребностям клиента, который, возможно, хочет, чтобы психолог понаблюдали подождал, даже если это означает помолчать и просто побыть вместе с клиентом. Невозможно построить терапевтические отношения с ребенком или взрослым, пока психолог не поймет, что значит быть вместе. Музыкальное сопереживание и резонанс Что подразумевается под сопереживанием Есть, например, такое определение сопереживание — временное проживание жизни других, осторожное движение, без вынесения оценок [56]. Сопереживание включает в себя чувствительность, готовность к принятию изменений переживаемых ощущений, испытываемых данным человеком, — страха или ярости, или нежности, или недоумения, или любого другого чувства, которое он испытывает. Психолог напряженно вслушивается в вербальные и невербальные звуки, темп, чувства, породившие данную музыку. Психолог проходит через различные измерения звука, вслушиваясь в мир клиента ив собственные музыкальные и личные реакции. Такие изменения связаны с различными уровнями сознания миром клиента, профессиональными личным миром психолога. Демонстрируя сопереживание, психолог движется тем дальше, чем внимательнее вслушивание. Это движение связано и с открытостью по отношению к другому человеку, и с терапевтическим понятием резонанса. Увидеть или услышать мир точно так, как это делает другой человек, невозможно, но нужно делать всевозможное, чтобы понять мир клиентов сих точки зрения. Можно издать приглушенные звуки и начать музыкальный диалог. В ответ на длительную тишину со стороны клиента можно сыграть задумчивую музыкальную фразу. Можно заметить, какие чувства вызывает у нас музыка клиента, и то, какая реакция следует за нашей музыкальной интервенцией. Музыкальное сопереживание — это непросто имитация или подражание, но и незаметный динамический процесс. Можно использовать и музыку, и слова (если это возможно, чтобы дать ответную реакцию или истолковать что-либо. Различные стороны взаимодействия клиента и психолога (похожие или совершенно отличающиеся) мож-
82 Глава 6.
Музыкальная терапия но связать вместе тонкой или грубой паутиной гибких музыкальных импровизаций. Существует возможность, что водно и тоже время партнеры могут быть самими собой и осознавать друг друга при условии внимательного вслушивания и чуткости со стороны музыкального терапевта. Музыкальный терапевт слушает не музыку, а личность, которая выражается в спонтанном музыкальном произведении [57]. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
I.... Общие принципы работы Музыка на сеансах игровой терапии и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей
1) позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать
2) помогает установить контакт между психологом и ребенком
3) помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка
4) повышает самооценку на основе самоактуализации;
5) способствует отреагированию чувств
6) помогает пережить катарсис
7) развивает эмпатические способности
8) помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений
9) формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах
10) помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах
11) непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки
12) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей

Арт-терапия в работе с детьми

13) замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми [11]. Большие успехи достигнуты влечении детей, больных аутизмом. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний. Музыка помогает ребенку расслабиться. Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу. Упражнения Музыкальные каракули Эту технику можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. да также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Дети могут обладать минимальны-
Глава 6. Музыкальная терапия ми навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности. Подготовительный этап (для индивидуальной работы. Психолог предлагает клиенту поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто продолжать фрагмент, начатый предыдущим участником. Психолог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, понравившимся ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, подталкивающая ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков. Первый этап (для групповой работы. В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно вкруг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты. Второй этап. Психолог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем свою мелодию. Если детям трудно начать упражнение, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз. Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Психолог дает положительную оценку творчеству детей, говорит что-нибудь хорошее о самом процессе творчества и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись. Основные моменты обсуждения перечислены ниже
1) какие инструменты чаще использовались
84 85

Арт-терапия в работе с детьми
2) что можно сказать о звуках, преобладающих в импровизации, как можно описать их
3) какие еще звуковые сочетания запомнились
4) можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка
5) о чем, по их мнению, рассказывает музыка, ими созданная
6) отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотношения
7) что привнес в коллективное творчество каждый ребенок
8) как прозвучал его инструмент
9) как его музыка повлияла находи результат общей работы. Четвертый этап. Используется в качестве альтернативы предыдущему или как дополнение. Терапевт спрашивает ребенка или одного из участников группы, что может происходить в их музыкальном произведении, каков его сюжет, содержание. Или о том, что может сопровождать эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похожа их музыка. Он предлагает детям придумать на этой основе какую-нибудь историю, сочинить музыкальную сказку, которую озвучивала бы записанная на пленку детская музыка. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая эстафету по кругу. Вариант дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку. Наследующем занятии дети прослушивают запись музыкальной сказки, песни, обсуждают ее. Терапевт предлагает дополнить ее, сыграть на других музыкальных инструментах, сочинить другие слова или подправить старые. Дирижер Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит и нужный психотерапевтический эффект. Свободный танец Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием Мой самый тяжелый день, Я и мои родители и т. д.
86 Глава 6. Музыкальная терапия Спонтанное рисование под музыку Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 ударов в минуту. Пример из практики Музыкальное общение На прием к психологу пришла мама с мальчиком 11 лет. Мама предъявила жалобу на плохое поведение сына Он совсем не слушается, отбился от рук. Сними были проведены 7 занятий, по 2 раза в неделю. На этих занятиях использовались музыкальные инструменты. На первом занятии — знакомство с музыкальными инструментами, изучение звучания каждого из них. Домашнее задание — завести специальную тетрадку ив ней описать звучание каждого инструмента (какой инструмент, на что похоже его звучание. На втором занятии — обсуждение домашнего задания. Беседа о чувствах, какие бывают чувства, изображение чувств с помощью музыкальных инструментов. Домашнее задание — выписать в тетрадку те названия чувство которых была беседа, подобрать цвет для каждого чувства (нарисовать в тетради напротив каждого чувства небольшое пятно. На третьем занятии — обсуждение домашнего задания. Придумывание сказки, основными персонажами в которой будут чувства, и представление ее с помощью музыкальных инструментов. Домашнее задание — вспомнить и записать в тетрадку сказку, придуманную на занятии. На четвертом занятии — обсуждение домашнего задания. Музыкальные загадки задание выполнялось по очереди, сначала мальчик задумывал какое-нибудь чувство и изображал его с помощью музыкальных инструментов, а мама отгадывала, какое это чувство, потом мама загадывала, а сын — отгадывал. Домашнее задание — изобразить в тетрадке те чувства, которые были загаданы в виде линий разного цвета.
87

Арт-терапия в работе с детьми На пятом занятии — обсуждение домашнего задания. Диалоги между чувствами с помощью музыкальных инструментов. Мама и сын выбирают каждый по одному чувству, произносят вслух название чувства, а потом, используя музыкальные инструменты, беседуют. Когда эта беседа закончена, снова выбирается по одному чувству, и снова они беседуют. Эти диалоги записываются на магнитофонную ленту. Домашнее задание — дома, прослушивая магнитофонную запись, изображать в тетрадке диалог с помощью цветных линий и пятен. Нашестом занятии — обсуждение домашнего задания. Изображение бытовой сценки с помощью музыкальных инструментов, например, случай в магазине мама с сыном пришли в магазин, сын просит маму купить игрушку. Надо изобразить разговор, используя музыкальные инструменты (по мере развития диалога мама может принять любое решение. Затем изобразить другую бытовую сценку — уборка, когда мама просит сына прибраться в своей комнате. И тому подобные сценки. Музыкальные диалоги записываются на магнитофонную ленту. Домашнее задание — дома, прослушивая записи диалогов, написать в тетрадки ответы наследующие вопросы Чей инструмент звучал громче Какой инструмент звучал дольше Как выдумаете, инструменты слышат друг друга Чем завершился диалог На седьмом занятии — обсуждение домашнего задания. Подведение итогов всего курса занятий. Мама поняла, что она теперь намного лучше стала понимать своего сына, оказывается, раньше она его почти не слышала. ФОТОТЕРАПИЯ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОТОТЕРАПИИ Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблема также для развития и гармонизации личности, является одним из направлений арт-терапии. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец [28], сочинение историй, стихотворений. Положительное воздействие фотографии наличность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при просмотре и обсуждении фотоснимков (слайдов) совместно с психологом, таки с участниками группы при групповых занятиях. В основе фотографии (слайда) лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства. Известный психотерапевт М. Е. Бурно водной из своих книг Терапия творческим самовыражением целый раздел посвятил искусству фотографии и фототерапии. Он пишет [8]: Творческая фотография, в отличие от обычной, есть отражение в снимке индивидуальных душевных особенностей. Камерой художник-фото­
граф отбирает свое, помогающее понять себя, испытывает вследствие этого творческое вдохновение — резонанс с окружающим миром красоты. Лишь вдохновение даст тот невидимо тончайший поворот, угол съемки, высветит душу снимающего. Когда в будущему человека появятся какие-либо тяжести и тревоги, он вернется к своим снимкам, чтобы заново пережить вдохновение и
89

Арт-терапия в работе с детьми зарядиться новой энергией жизни, добра и красоты. постоянно фотографируя, человек уже автоматически, не задумываясь, как бы "разговаривает" с природой, тонко резонирует с мельчайшими оттенками природы и света, тем самым сливаясь с чудом гармонии и вечным обновлением ее в круговороте времен года. Человеку важно понять, что любой творческий снимок (слайд) — будь то гусеница или цветок — это "автопортрет" в том смысле, что снято это "по-своему", отражает индивидуальность, особое настроение снимающего. Слайды и фотографии растений, птиц, валунов и т. д, ограничивая все это рамками кадра, помогают всмотреться в природное итеперьужеличностно преломленное и сообщают тем самым этим предметам, явлениям природы особую целебную прелесть. Нередко не заметишь в природе, что какой-то скромный цветок, окруженный пышным разнотравьем, так прекрасен, а на слайде в темноте вечера это видно. И вот пациент, обогащенный слайдом этого цветка, теперь уже в природе видит его по-новому...» Особой силой обладают, по мнению М. Е. Бурно, коллектив­
но-творческие музыкально-слайдовые композиции, в создании которых может участвовать целая группа — семья, компания друзей, класс. Мелодии, интуитивно подобранные к слайдам, усиливают вдохновение. Возможности фотографии (слайда)
1. Играет с реальностью и ее зримыми отображениями. Фотография позволяет играть с реальностью и ее зримыми отображениями — выбирать из нее то, что наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность, невидимую физическим зрением. В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится транзитным объектом, инструментом нагляд­
но-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности. Благодаря своим игровым возможностям фотография может приносить удивительное ощущение свободы, наверно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы, что переживает вовремя игры ребенок [28].
9 0 Глава 7. Фототерапия

2. Передает личное отношение к изображенному событию. Снимок выражает мысли и чувства фотографа. Фотограф, как и поэт, передает активное взаимодействие смыслового и зримого фонетического звучания изображения (линейные и тональные ритмы снимка. Объект можно снять с разных точек, но каждый отдельный снимок — это лишь одна точка зрения. Поскольку она сознательно выбрана, то она является личностной, субъективной. Значит, любой снимок содержит в себе кроме отражений, теней предметов также взгляд смотрящего на них. Тем самым в кадре изображаются непросто объекты, а объекты, увиденные кем-то. Такое преобразование есть интерпретация объекта, создание особого смысла, следовательно, смысл возникает как результат выдвижения одних сторон объекта по отношению к другим, тем, что затемняются [41].
3. Проясняет события, скрытые за кадром. Съемка мгновенна. Схватывая мельчайшие временные доли, фотограф оказывается перед фактом, что увиденное им уже распалось, ушло в небытие. И поэтому чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем показ рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что изображено на фотографии, но и прояснить то, что скрыто за кадром.
4. Оказывает воздействие на зрителя. В фотографии общими характеристиками для многих вещей являются линии. Линии, образующие рисунок, воспринимаются как линии силы или динамичные силы, заключенные в изображаемых предметах. Выражающие ту или иную силу линии сих направленной напряженностью, сих динамикой, которая то замедляется, то ускоряется, воспринимаются зрителем как динамичные, экспрессивные, и соответственно воздействует на зрителя.
5. Является универсальным инструментом сохранения и передачи информации и образного познания реальности. В некоторых случаях возможно использование фототерапии (слайдтерапии) с лечебно- коррекционной и развивающей целью в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, просмотр слайдов с объектами природы — цветов, насекомых, животных, — выполненных с использованием макросъемки, и сопровождаемый подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывая положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на детей и взрослых.
91

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей