Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветоведенье. С. И. Абишева учебное пособие


Скачать 40.79 Mb.
НазваниеС. И. Абишева учебное пособие
АнкорЦветоведенье.doc
Дата02.10.2017
Размер40.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветоведенье.doc
ТипУчебное пособие
#23658
страница4 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Глава 2

АХРОМАТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ

2.1 Изобразительные возможности ахроматических композиций
Белое и черное - не только крайности, немыслимые друг без друга, но кроме того, тьма - это инобытие света; сам свет произошел из мрака Хаоса и Ночи.

Человек, как существо промежуточное между ангелом и демоном, любит сочетания экстремальных цветов с промежуточными (срединными), или системы, состоящие целиком из таких срединных (серых) цветов.

Белый и черный — цвета экстремальные, противоположные. Визуальное пространство между ними обычно заполнено промежуточными цветами - серыми различной яркости, от самых светлых до темных. Все эти цвета называются ахроматическими.

Человек обладает большой способностью к восприятию ахроматических тонов. Хорошо тренированный глаз может различить до 600 тонких ахроматических оттенков.

Любая гамма представляет собой ряд объединенных по ка­кому-то признаку тонов. Само понятие «гамма» всегда нужда­ется в определении, раскрывающем характер составления гам­мы пи общему качеству цвета. Ахроматическая гамма — это градации переходов от белого к черному через серые тона, Они образуют гамму, поскольку однородны в одном признаке: они объединены бесцветностью.

Единственным качеством ахро­матических тонов является степень их белизны — светлотой ахроматического тона.

Светлота ахромати­ческих тонов связана с количеством отряженного света. Если белая поверхность, отражая почти весь падающий свет, являет­ся самой светлой, а черная, поглощая почти все лучи,— самой темной, то промежуточные тона имеют отражающую способ­ность, находящуюся в этих крайних пределах. Она меньше, чем у белого и больше, чем у черного.


Рисунок 2.1 – Ахроматические цвета


Темный диапазон Средний диапазон Светлый диапазон
Рисунок 2.2 – Комбинаторика светлот серого тона
Белое и черное одинаково заметны на средне-сером фоне, поэтому, если средний тон подобран точно, он не будет казаться ближе ни к черному, ни к белому. Его среднее положение четко видно на глаз и таком сопоставлении.

Средний серый тон обладает замечательными свойствами, которые делают его незаменимым в работе художника. В силу своего срединного положения средне-серый полностью нейтра­лен. Он не содержит в себе никаких качеств, которыми мы ха­рактеризуем другие тона, и потому не оказывает никакого влия­ния на соседний цвет. Тем самым, он служит идеальным фоном, все цвета выступают на нем в их действительном звучании. Этим свойством средне-серого мы будем далее пользоваться для оценки цвета.

Ахроматические цвета имеют нулевую насыщенность Ахроматическая гамма рассматривается по диапазонам, означающее тональный объем тональных возможностей и отмечает наибольший охват тонов по шкале. Край шкалы со стороны белого относится к светлому диапазону, противоположный край – к темному. Средне-серый тон и его ближайшие соседние тона образуют средний диапазон ароматической гаммы.

Если установить в нейтральном окружении три диска: серый, черный и белый — и направлять на них сильный или слабый свет, мы будем видеть их цвета без изменения: один диск черный, другой — серый, а третий — белый. Но попробуйте осветить более сильным светом только один серый диск, и вы не отличите его от белого. Все дело в том, что предметные цвета вместе с их светло­той узнаются независимо от изменившегося освещения, если только увеличение или уменьшение силы света было одинаковым одновременно для всех обозреваемых предметов. Таким образом, цвет и яркость отдельных объектов поддаются оценке только по отношению ко всему, что попадает в поле зрения. Други­ми словами, можно (до известного предела, конечно) уве­личивать или уменьшать силу освещенности поверхностей — вос­приятие их не изменится, если при этом будут сохранены их пропорциональные тоновые различия.

Эту обусловленность зрительного восприятия поверхностей по светлоте (если яркости не очень малы или не очень велики) подтверждает также известный психофизический закон Вебера-Фехнера, который доказывает, что для восприятия различий меж­ду двумя предметами важную роль играют не абсолютные степе­ни яркостей, а их пропорциональные отношения. Поэтому, не­смотря на то что белила светлее черной краски только лишь в 25—30 раз, этим диапазоном можно выразить отношения любых яркостей. Вот по­чему художнику и в пониженной гамме светлот, которые имеют краски, удается правильно построить изображение, если только он передает на картинной плоскости тоновые и цветовые отноше­ния, пропорциональные зрительному образу.

2.2 Ахроматический контраст
Художники часто сталкиваются с явлениями ахроматического или светового контраста, суть которого заключается в том, что светлое пятно на тёмном фоне кажется светлее, а тёмное на светлом фоне темнее, чем оно есть на самом деле. При этом светлое (или тёмное) пятно (оно же реагирующее поле) изменяет светлоту более заметно, чем окружающий фон. Эффект одновременного светового контраста ослабевает при чрезмерно больших яркостях. При очень низких или высоких различиях в яркости контраст отсутствует или весьма незначителен (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3
Одновременный световой контраст зависит от размера площадей сопоставляемых тонов. Чем меньше реагирующее поле, тем сильнее оно высветляется (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4
Контраст зависит также от конфигурации реагирующего поля (круг, кольцо, квадрат или буква на одном и том же фоне в равных условиях освещения сопровождаются контрастом различной силы). Сила контраста уменьшается при увеличении расстояния между контрастирующими полями. Контраст проявляется не только в потемнении или посветлении реагирующих полей, но и в кажущемся изменении их размеров. Светлое пятно на тёмном фоне кажется больше, чем оно есть на самом деле, и наоборот, тёмное пятно на светлом фоне кажется меньше.

Унылый, скучный, угнетающий, депрессивный - таких характеристик обычно удостаивается серый цвет.

Серый - цвет цивилизации, в природе его практически не существует. Как правило, он ассоциируется с чем-то безнадежно холодным: с металлом, бетоном, гранитом. В этом цвете традиционно представляется урбанистическое будущее с его серыми пейзажами и людьми.

В современном дизайне серый цвет используется очень широко. Дизайнеры прибегают к нему в тех проектах, где акцент делается на дизайн, покрой и архитектуру. Он не отвлекает внимания от фактуры и содержания предмета, подчеркивает достоинство и благородство материалов.

Серый также служит превосходной основой для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и выявляя насыщенность. Отдельные предметы мебели и цветные аксессуары приобретают особенную выразительность на нейтральном сером фоне. Интеллигентный, благородный, элегантный, утонченный, изысканный серый цвет во всем многообразии своих оттенков подходит для решения любых поставленных дизайнером задач.


Контрольные вопросы


  1. Какие цвета относятся к ахроматическим?

  2. Объясните суть светлотного контраста.


Выполните задания
Выполните 12-ти ступенные ряды темного, среднего, светлого диапазонов серого цвета.

Глава 3

ЦВЕТ И ГАРМОНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

3.1 Понятие цветовой гармонии
Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты». Т. е. гармония - это совокупность общего и различного, взятых в определенном соотношении.

В общем понятии «гармония» заключается представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и борьбы составных элементов. Т.е. гармония - это совокупность общего и различного взятых в определенном соотношении. Философское и эстетическое значение слово «гар­мония» приобрело уже в учении древнегреческих мыслителей, которые закрепили и углубили комплекс смыслов данного термина (Гераклит, Эмпедокл, Платон и другие), разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство. Дальнейшее развитие, а также современное понимание гармонии связано в сложном взаимодействии с теорией гармонического воспитания, теорией искусства и искусствознания. Таким образом, понятие гармонии выходит далеко за пределы искусства и имеет широкое общекультурное значение.

Достижение гармонии всегда было предметом исканий, и значительное количество цветовых теорий дошло до наших дней.

Наиболее известна теория Пифагора, объясняющая взаимоотношения между музыкальной шкалой и положением планет между Землей и сферой звезд.

Система гармоний представляла из себя полукруг с изображениями планет и соответствующей каждой планете последовательностью цветов.

Если рассматривать только цвет, то можно сказать, что гармония цветов основывается на их единстве и изменениях, организованности и случайности, сбалансированности и неуравновешенности. Если между цветами имеются элементы общности, которые были рассмотрены выше, то цветовой строй может получить впечатление единства. Необходимо иметь в виду, что слишком большая общность неизбежно ведет к однообразию. Ощущение цветовой гармонии — это не только ощущение единства, оно рождается в динамической взаимосвязи общности цветовых элементов и их внутреннего изменения. Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.

Цветовая гармония, как писал А.С. Зайцев (Наука о цвете и живопись, 1986 г.), в большинстве случаев представляет собой приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность и пропорциональность. Он также отмечает, что основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и, предлагает основные вариации подобия: по цветовому тону, по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону и светлоте, а также по светлоте и насыщенности.

В искусстве из всех известных способов приведения пропорций к единству, наиболее устойчивыми являются: теория созвучных интервалов - в музыке, и теория золотого сечения — в области зрительного восприятия. Еще художники Возрождения пытались перенести законы музыкальной гармонии в изобразительное искусство. Поэтому, неслучайно обращая внимание на принципы гармонизации цветов между собой аналогично принципам гармонизации тонов в музыке, Р. Арнхейм (Искусство и визуальное восприятие, 1974 г.), утверждал, что гармония возникает, когда цветовой ряд колорита основан на гамме. В свою очередь цветовые гаммы образованы яркостью и насыщенностью цвета, которые постепенно изменяются от самой низкой степени этих качеств до самой высокой.

В практике архитектурного и дизайн-проектирования большую популярность приобрели различного рода цветовые гармонизаторы позволяющие комбинирование цветов по какому-либо признаку.

3.2 Основные способы цветовой гармонизации
Самый простой способ подбора цветов в цветовом круге - представить себе над кругом равнобедренный треугольник. Этот тип подбора цветов называется «триадной схемой». На рисунке 3.1 показаны четыре различных триадных схемы. Эти цвета, работая вместе, образуют гармоничную комбинацию цветов.

Но триадами не стоит ограничиваться. Можно выбрать и комплиментарные цвета, т.е. те цвета, которые расположены в круге прямо напротив друг друга подобно различным полюсам, - например, красный и зеленый. Они называются комплиментарными (дополняющими), потому что, будучи помещенными, рядом, они делают друг друга ярче и живее. Иногда их называют полярными из-за своего расположения. (Рисунок 3.2).




Рисунок 3.1 - Триады цветов



Рисунок 3.2 - Комплиментарные цвета



Рисунок 3.3 - «Двойной

комплемент»


Рисунок 3.4 - «Альтернативный

комплемент»



Рисунок 3.5 - «Расщепленный

комплемент»


Рисунок 3.6 - «Тетраэда»

(«кварта»)




Рисунок 3.7 – Родственные (сближенные) цвета


На этом этапе мы уже можем приступить к более сложным комбинациям. Например, можно взять две пары комплиментарных цветов, что называется «двойной комплемент» (рисунок 3.3). Скажем, желтый и пурпурный/лиловый, синий и оранжевый. Другой схемой является «альтернативный комплемент» (рисунок 3.4), когда комбинируется триада цветов с цветом, комплиментарным одному из цветов триады. Зеленый, красно-пурпурный, красный и оранжевый - пример такой комбинации. Также существует «расщепленный комплемент» (рисунок 3.5), когда берется цвет, его комплиментарный цвет и два прилегающих к нему цвета.

И, наконец, «тетраэда» или «кварта»: когда берутся четыре цвета, которые расположены прямо напротив друг друга. Т.е. выбираются один первичный, один вторичный и два третичных цвета (рисунок 3.6).

Однако прежде чем использовать все указанные схемы на практике, следует упомянуть о том, что сами по себе могут и не сработать, поскольку чтобы составить удачную композицию необходимо уменьшать или увеличивать насыщенность или яркость, чтобы они «ужились». Приведенные здесь схемы - лишь отправная точка цветовой гармонизации.

3.3 Закономерности построения однотоновых гармонии
Итак, мы перебрали все возможные комбинации контрастирующих цветов. Теперь обратимся к двум типам схем, где используются родственные цвета - монохроматической и сходственной. Основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом из них и придает им спокойный, уравновешенный характер. Сходственная схема цветов, с другой стороны использует цвета, которые расположены по соседству друг с другом на цветовом круге (рисунок 3.7).

А. Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний:

  • однотонные гармонии основаны на одном цветовом тоне разной светлоты (например, красный, из основного 8-частного цветового круга, разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга);

  • гармонии родственных цветов цветового круга — красный и оранжевый;

  • гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).


Рисунок 3.8 - Пример создания родственных гармоний

3.4 Группы родственных сочетаний
Как упоминалось выше, к родственным в цветовом круге относят все промежуточные, между двумя основными, цвета, включая только один из их образующих. Они подразделяются на 4 группы: желто- красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые (рисунок 3.8).

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

  • чистый желтый,

  • оранжевый,

  • оранжево-красный.

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

  • разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

  • оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

  • оранжево-красный оставить неизменным.



3.5 Гармония родственно-контрастных цветов
Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:


Рисунок 3.9 - Пример создания гармоний родственно-контрастных цветов


  • теплые: желто-красные и желто-зеленые;

  • холодные: сине-зеленые и сине-красные;

  • теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

  • теплые; желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония).

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов (рисунок 3.9).

Рассмотрим первую из них — желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых — чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, то есть они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).

Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны. Более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это нежелательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного (рисунок 3.10, а).

а б в
Рисунок 3.10 – Построение взаимодополнительных цветов




Рисунок 3.11




Рисунок 3.12


Рисунок 3.13
Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

  • два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов (рисунок 3.10, б);

  • два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов (рисунок 3.10, в);

  • один цвет — чистый, остальные — из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

  • все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники, прямоугольники, например равносторонний треугольник,

у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника (рисунок 3.11).

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельный диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, — а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов (рисунок 3.12).

Вписываем четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагоналям располагаются взаимодополнительные цвета.

Рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжево-желтого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре паре родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный (рисунок 3.13).

3.6 Гармония взаимодополнительных цветов
Для построения этого вида гармонических сочетаний взаимодополнительных цветов необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например: желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.
Контрольные вопросы


  1. Дайте определение цветовой гармонии.

  2. Перечислите цвета первого порядка. Какие цвета называют цветами второго порядка?

  3. Назовите основные системы гармонизации цвета.


Выполните задания


  1. Постройте 4 группы гармоний 2-х родственно – контрастных цветов в различных светлотных диапазонах

  2. Постройте 4 группы гармоний 3-х родственно – контрастных цветов одного вида в различных светлотных диапазонах

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей