Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Янушко Игры с аутичным ребенком. Серия особый ребенок елена янушко



Скачать 1.94 Mb.
НазваниеСерия особый ребенок елена янушко
АнкорЯнушко Игры с аутичным ребенком.doc
Дата13.01.2017
Размер1.94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYanushko_Igry_s_autichnym_rebenkom.doc
ТипКнига
#4395
страница8 из 14Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: Davletova_Korretsia_emotsionalnoy_sfery_slaboslyshaschikh.pdf, Гурова И.В. Проблема эмоционального развития глухих школьников.d, Goultman_D_Destruktivnye_emotsii_Kak_s_nimi_spravitsya.pdf, Вилюнас В.К. Психологические проблемы природы эмоций.doc, Bykova_emotsioonalnaya_lexika.pdf, Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx.pptx, Грибова О. Е. Правильно ли говорит Ваш ребенок.doc, Звукоподражание.docx, Volkovskaya_T_N_Illyustrirovannaya_metodika_logopedicheskogo_obs, Подготовительный этап..doc и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

- ТОРМОШЕНИЕ, ВОЗНЯ

О

бычно происходит на полу или диване, и ребенок яв­ляется инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щеко­таться и т.п.
- ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убега­ет. Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сло­жен для аутичного ребенка, т.к. требует от него боль­шей активности и произвольности действий.
- ЗМЕЙКА

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колеба­тельные движения рукой, отходите от ребенка, предла­гая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Ско­рее догони!» Дайте ребенку возможность победно на­ступить на змейку ногой.
- САМОЛЕТИКИ

Покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол—«Приземлились...»

Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребе­нок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции это придает подобным играм терапевтический зффект (см. с. 45). А от взрослого потребуется больше эмоцио­нальности. Однако есть опасность, что взрослый превра­тится для ребенка лишь в средство достижения необхо­димого ему ощущения (например, когда ребенка кружат). Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр, разнообразить их. Например, перед тем, как покружить ребенка, предложите: «А се­годня возьмем с собой в полет мишку».
Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр

Во время проведения сенсорных игр возможно возник­новение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комменти­руйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.

— Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность — предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

— Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь — ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

— Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты — например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе — с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

— Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения — своеобразная «перекличка» — даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большое доверие к вам.

— Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желение, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной ап­течки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т.к. желание оказывается необычным или опасным для ребенка. К тому же можно встретить возражения родителей: «Нельзя потакать ре­бенку во всем». Но не следует забывать, что в этот мо­мент ребенок по-настоящему страдает от неудовлетво­ренности своего желания. К тому же особенности его психики не позволяют быстро переключиться, забыть о своем желании, а объяснения и порицания не достигают своей цели. В этом случае перед взрослыми стоит труд­ная и серьезная задача — найти социально адекватный способ разрешения ситуации. В любом случае, недопу­стимо просто отмахнуться от настойчивых просьб ре­бенка. Ведь желание захватывает его целиком, и он не успокоится, пока не получит желаемое.

При этом ребенок не понимает, «почему нельзя». Мо­жет, к примеру, захотеть в магазине какую-нибудь очень дорогую вещь — а как объяснить, почему невозможно ее купить: аутичный ребенок не видит разницы между по­купкой конфетки (которую «можно») и флакона фран­цузских духов? Понимая особенности психики аутичного ребенка, следует искать заменитель желаемого, но да­леко не всегда ребенок примет такой заменитель. При этом его желание не исчезает, его сила не ослабевает. Тогда постарайтесь организовать исполнение желания, но под вашим контролем и страховкой.

Приведем пример. Аутичный мальчик пяти лет, уви­дев дома бутылку с коньяком, стал проявлять к ее содер­жимому большой интерес. Ребенок целый год подходил к шкафу, в котором стояла бутылка, и, заглядывая в гла­за взрослым, просительно повторял: «Коньяк! Коньяк!» Наконец, на одном из занятий с психологом была органи­зована игра в «Бар» — торжественно извлечена из шка­фа бутылочка, расставлены стаканы. Бармен (ребенок, который по такому поводу по собственной инициативе надел нарядную одежду, а на шею — галстук-бабочку) открыл бутылку и разлил напиток по стаканам. Под на­блюдением психолога мальчик даже попробовал капель­ку напитка, который тут же выплюнул. Затем напиток переливался по разным стаканам и посудинкам. Таким образом, желание ребенка, его любопытство было удов­летворено. Игра была повторена еще два раза (при этом содержимое бутылки было заменено на подкрашенную воду): ребенок разливал «коньяк» по стаканам, носил стаканы на подносе, угощал мишку, переливал содержимое бутылки в разные емкости. Под руководством специалиста игра продолжалась, пока мальчик не насытился этим впечатлением. Некоторое время ребенок еще играл с пустой бутылкой, а еще через некоторое время перестал об этом вспоминать.

В другой раз ребенок страстно захотел выбросить, за окошко детали конструктора. Поскольку переключить ребенка на другую деятельность никак не удавалось, педагог разрешил и даже принял участие в выбрасывании конструктора (ребенок жил на первом этаже, под окном находился палисадник). Однако после того как конструктор оказался за окном, ребенку было настойчиво предложено одеться, обуться, взять ведерко и вместе с педагогом отправляться собирать конструктор. Таким образом, ребенок смог достичь желаемого и получил от этого удовлетворение. Но вместе с тем его действия не остались «висеть» в пространстве и времени —ему было предложено самому устранить последствия этих действий, что, безусловно, дало возможность практическим путем осмыслить некоторые простые причинно-след­ственные связи.

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагоги­ческого чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.

— Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в много­кратно усиленной, а порой — неадекватной форме. Так ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.
Итак, мы описали возможные варианты игр, дающих ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные положительные эмоциональные впечатления. Во всех вариантах были приведены возможные пути расширения игры в дальнейшем. Такое развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (напри­мер, использования различных материалов), либо путем введения сюжетной линии. Первый путь имеет количе­ственный характер, второй вносит качественное ново­образование в развитие ребенка — дает возможность развития начатков сюжетно-ролевой игры. Однако описа­ние методики формирования и развития у аутичного ребенка сюжетно-ролевой игры выходит за рамки данной книги и требует отдельного разговора.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИГРЫ) 1
Необходимость психотерапевтической работы

В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется во всем его поведении — он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. Доброжелательное отношение и внимание близких, их попытки успокоить малыша в данном случае не помогают, его состояние остается напряженным. А самостоя­тельно преодолеть это напряжение ребенок не умеет.




1 Подразумевается психотерапия.

Подобные явления, которые возникают периодически и у взрослых, нельзя считать патологией. Объясняется это свойствами человеческой психики: если накопился критический уровень напряжения, то в здоровом организме возникает защитная реакция — необходимо избавиться от этого напряжения и негативных эмоций, не дать им копиться дальше. Такая защитная реакция возникает, к примеру, если ребенок устал или если его обижают. Происходит такое избавление, например, путем агрессивных всплесков — человек может покричать, поругаться с кем-либо, дети часто начинают драться и кусаться; или плача — с помощью слез также удается избавиться от напряжения, причем способ этот более человечески адекватен и безопасен для окружающих. Такие явления обычно возникают спонтанно, человек не осознает, почему он кричит или плачет. А в результате этого он получает долгожданное облегчение.

Однако не всегда даже взрослый человек может самостоятельно выйти из состояния напряжения, ребенку же с его еще не сформированной психикой это тем более трудно. А инстинктивные способы защиты не всегда социально адекватны: когда ребенок кусается, пинается и плюется, это безусловно, усложняет общение с ним. А если такие реакции закрепятся и войдут в привычку, подобная манера поведения сделает человека невыносимым для окружающих. Пожалуй, каждый сможет найти пример подобного поведения среди своих знакомых.

Конечно, в результате агрессивных вспышек, во время которых этот человек ругается и ссорится с другими, онв конце концов успокаивается и приходит в благодушное состояние. Но вот каково окружающим?

В качестве терапевтических процедур, доступных всем детям и взрослым, можно предложить следующие:

— посещение бассейна;

— детские аттракционы — прыжки на батутах, бассейн, наполненный пластмассовыми шариками;

— разнообразные виды двигательной активности — возня (шуточные драки), физические упражнения, занятия спортом, танцы;

— общение с природой — дальние прогулки в лес, в парк и т.п.

Если эти меры не помогают либо осуществить их сложно, обратитесь к специалисту —психологу или пси­хотерапевту (это касается и детей, и взрослых). При этом не надо бояться такого обращения за специальной помощью. Это не ставит ребенка или взрослого челове­ка в какой-то особый ряд «ненормальных». Частое воз­никновение и сложность психологических проблем объясняется отчасти особенностями современной городской жизни, ее бешеным ритмом, все большим отрывом от природы и естественного хода событий жизни.

В отличие от обычного ребенка, который испытывает подобные проблемы лишь иногда, порой успешно справ­ляясь с ними без посторонней помощи, аутичный ребе­нок почти непрерывно находится в состоянии напряже­ния и не в состоянии выйти из него самостоятельно.

Поведение аутичного ребенка разлажено, он не уме­ет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Это часто доставляет трудности родителям, которые не могут контролировать реакции ребенка. Как следствие, они стесняются появляться с ним на улице и в общест­венных местах, на прогулке же предпочитают уединить­ся в тихий уголок парка, а не играть в обществе детей на детской площадке. Однако такой выбор пути наи­меньшего сопротивления позволит лишь на время спря­таться от проблемы; не решит ее, а лишь усугубит.

В моменты, когда ребенок начинает вести себя неаде­кватно, близкие взрослые должны отдавать себе отчет в том, что он делает это отнюдь не специально, а лишь по­тому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта.

Агрессивные выпады, крики, разбрасывание предме­тов и игрушек, падения на пол — вот неполный арсенал действий, с помощью которых ребенок пытается защи­тить себя в ситуации, оказавшейся для него болезнен­ной. В момент обострения думайте о ребенке, а не о пра­вилах приличия, и приложите все силы, чтобы помочь ему в этот нелегкий для него момент.

Бывает, что быстро помочь ребенку непросто. Во-пер­вых, не всегда понятна причина такой реакции, трудно выявить источник дискомфорта. Во-вторых, родители и педагоги не знают, что делать в этой ситуации — обыч­ные попытки успокоить не приносят результата, а по­рой, наоборот, еще больше взвинчивают ребенка.

Как же следует поступать?

Во всех перечисленных выше ситуациях мы сталкива­емся с состоянием дискомфорта, дезориентации. А это в свою очередь ведет к проявлению негативизма и агрес­сии, таким способом ребенок инстинктивно пытается за­щитить себя. В таком состоянии ребенку не до обучения. В эти моменты ему необходима психотерапевтическая помощь, которая сгладит остроту внутреннего конфлик­та, вернет в спокойное состояние. Отсюда можно сде­лать вывод: помимо умения решать задачи развития ре­бенка педагог должен обладать навыками психотерапии.

Напомним: готовых рецептов нет. Самые замечатель­ные приемы, помогающие в работе с одним ребенком, могут не подействовать (а то и возымеют обратный эф­фект) в работе с другим. Поэтому придется постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом известную сте­пень осторожности. Запомните два важных правила:

Правило первое — сохраняйте спокойствие и уверенность.

Правило второе — постарайтесь «раствориться» в ре­бенке, проникнитесь его ощущениями и чувствами. Ес­ли вам это удастся, то в дальнейшем можете полагаться на свою интуицию: она подскажет вам, как лучше действовать (это утверждение основывается на предположении, что взрослый обладает набором приемов работы с аутичными детьми, знает особенности их поведения, закономерности развития).

В первую очередь необходимо понять характер эмоциональной вспышки ребенка, а для этого придется разобраться в причинах, которыми могут быть:

Переживание острого дискомфорта, например, когда прервана стереотипная игра ребенка: если его попытаться оторвать от любимой игры в кубики или забрав пластилин, из которого он часами лепит абстрактные фигуры, скорее всего ребенок выразит свой протест криком и действиями (откажется отдавать предметы, игрушки). Поэтому не следует без острой необходимости насильно отрывать ребенка от занятия, которым он увлечен;

Эмоциональное пресыщение. Ребенок пытается своими действиями дозировать поступающую извне эмоционально насыщенную информацию. Например, взрослый поет ребенку песенку, которая тому очень нравится; вдруг ребенок с криком закрывает ладошкой рот взрослого, призывая остановиться. Тогда следует немедленно остановиться и не настаивать на своих действиях;

— Ребенок своими действиями может пытаться повысить собственный эмоциональный фон, как бы «самостимулируется», приходя при этом в состояние крайнего возбуждения и теряя контроль над своим поведением. Задача взрослого в этом случае — организовать игру, ко­торая как бы объяснит странные действия ребенка, «легализует» его поведение;

— Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции (чаще негативные), пытаясь таким образом избавиться от накопившегося напряжения. Это — неосознанная защитная реакция со стороны ребенка. И задача взрослого состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку справиться с этим состоянием, научить выходить из него, а не требовать от ребенка, чтобы он успокоился, порицать его за нехорошее поведение;

— Самый сложный случай — когда причину аффективной вспышки понять невозможно: ребенок начинает вести себя странно вдруг, неожиданно, хотя секунду назад был совершенно спокоен. Действуйте по ситуации: попробуйте переключить его, дав ему любимое ощуще­ние (например, погладьте по спинке), либо запустите стереотип его любимой игры (предложите конструктор, деталями которого ребенок начнет выкладывать дорож­ки, либо достаньте пузырьки, начните переливать водич­ку, и скорее всего ребенок подключится к вашим дей­ствиям), тем самым гася вспышку.
Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями

Рассмотрим подробно два типа ситуаций: а) ребенок пы­тается повысить свой эмоциональный фон, собственны­ми действиями провоцируя переживание определенных примитивных эмоций, дающих ему заряд энергии; б) вы­плескивает негативные эмоции. Такие ситуации дают большие возможности научить ребенка владеть собст­венными эмоциями и контролировать поведение. Помните, что в обоих случаях ребенок действует на уровне подсознания: он просто ощущает, к примеру, переизбы­ток негативных эмоций или недостаток психической энергии и интуитивно пытается вернуться в более сба­лансированное состояние. То, как это происходит, конт­ролю со стороны сознания не поддается.

В результате негативные проявления в поведении ре­бенка становятся мукой для окружающих и могут стать опасными для самого ребенка. К сожалению, родители часто не понимают психологическую причину поведе­ния ребенка. Вместо того чтобы помочь ребенку выйти из кризисной для него ситуации, они начинают объяс­нять правила поведения, запрещают вести себя подоб­ным образом или наказывают.

Однако нельзя оставлять ребенка один на один с его негативными переживаниями. Еще хуже, если они ста­нут накапливаться внутри, мешая дальнейшему разви­тию. Необходимо понимать и помнить, что ребенок не умеет действовать по-другому, и бессмысленно требо­вать от него «прекратить истерику» и «взять себя в ру­ки». Ему необходимо помочь, и немедленно.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей