Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

раздел 5. Совершенствование речевого развития (III этап) Методические рекомендации


НазваниеСовершенствование речевого развития (III этап) Методические рекомендации
Анкорраздел 5.doc
Дата26.09.2017
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлараздел 5.doc
ТипМетодические рекомендации
#20011
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Раздел 5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (III этап)

Методические рекомендации

Основной задачей III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.

Иными словами, в процессе III этапа отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются:

Современный подход к реализации содержания данного раздела должен опираться на лингвистические понятия — речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.

Первоначальное содержание работы III этапа — отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, что подводит детей к созданию различных видов текстов. При этом главное внимание уделяется развитию умений и навыков создавать и активно реализовывать в разных, даже эмоциогенных, ситуациях сложные учебные тексты: высказывания типа рассуждений, доказательств и т.п. Практически формирование текстовых умений начинается в процессе восполнения пробелов в развитии звуковой стороны (I этап) и лексико-грамматических средств языка (II этап).

В начале III этапа проводится работа по совершенствованию различных I синтаксических конструкций — построение, переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опор словам, по иллюстрации); распространение, сокращение предложений; восстановление деформированных предложений; составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др. По мере совершенствования умений составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса), что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание; текста, его

302

логическое построение и языковое оформление. Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Особенностью работы над этим разделом является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью на логопедических занятиях отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершении, учебные диалоги, которые постепенно становятся более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями наI и II этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение как для продуктивной учебной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.

Кроме того, в процессе работы на III этапе большое значение придается формированию у детей коммуникативных умений и навыков. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), но и формулировать вопросы по разным темам изучаемого материала, а также учить вести диалоги по учебной теме. Таким образом, в процессе занятий отрабатываются умения и навыки:

  • самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;

  • сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.

В процессе работы над текстом усложняется и сама коммуникативная деятельность детей с ОНР: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, Получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов и т.д. Позже следует систематически упражнять учащихся в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих речевой активности

303

детей. При этом логопед должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего — системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно и привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью учебной работы, а связность - порядком выполнения учебных действий.

Как уже упоминалось, особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них личных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.

Простые предложения

Первый уровень




1
день, солнце, лес, река;

теплая, берёзовый, яркое, жаркий, летний.
. Чётко прочитай слова 1-го и 2-го ряда:

Составь словосочетания из данных рядов слов, объединяй по смыслу. Запиши их.

С полученными словосочетаниями составь предложения. Запиши их.

* Можно начать так: «Сегодня жаркий летний день...»

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
304


2. Составь предложения с помощью вопросов:
Какие? что? зацвели где?

Какой? заяц что делает? от кого?

Кто? увидел кого? где?

Где? что делал? какой? птенчик.

Как? светит какое? что?

Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

3 Спрашивай и отвечай:

Какое сейчас время года? Сейчас зима.

? На земле лежит пушистый снег.

Что произошло с рекой? .

? Дети катаются на коньках.

? Мальчик слепил снежную бабу.

В процессе работы проводится коллективная проверка правильности поста новки вопросов детьми и их ответов.

(Вопросы и ответы у детей могут быть разными.)

4
Миша сорвал с яблони яблоко. Ребята бегут в школу. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Даша взяла с полки книгу. Вчера выпал первый снежок.
. Чётко прочитай предложения:

Поставь вопросы к выделенным словам.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

5.

а) Спроси у товарища:

  • был ли он во время каникул в театре;

  • какие книги он прочитал;

  • что он будет делать завтра?

б) Узнай у учителя:

- кто написал диктант без ошибок;

- когда класс пойдет на экскурсию (на выставку, в театр);

- будете ли вы писать сочинение?

305




6.

а) Чётко прочитай и скажи, можно ли из этих слов составить предложения. Если да, то почему. Выполни задание:


Маринка, цветы, поливала, маленькая. Пчёлка, мёд, золотистая, собирала. Выпила, молока, Зина, стакан. Верхушка, осветило, сосен, солнце, яркое. Ветерок, с, подул, слабый, утра.




(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Прочитай и скажи, можно ли из этих слов составить предложения


Лариса, читать, бабушка, интересная, книга. Гусеницы, приносить, большой, вред, наш, огород На, земля, лежать, мягкий, ковёр, из, хвоя. Утро, Вася, есть, вкусная, рисовая, каша.


(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения ответов.)

7. Внимательно прочитай. (Задание выполняется парами.)

а
Долгие месяцы зимуют наши птицы

на чужбине там они никогда не поют птица поёт на родине.
)

а)

б)


Край неба алеет в берёзка просыпаются галки воробьи чирикают заря разгорается вот солнце поднимается из-за леса.




Подумай, что нужно сделать, чтобы запись читалась легко, с пр. вильной интонацией.

Запиши текст правильно.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)


306


8
Чудесный запах мне нравился ландышей.

Договорились с товарищем мы идти на рыбную

ловлю.

Сочные ягоды блестят на солнце малины.

На краю леса берёза кудрявая стоит.

Светлана с черникой пироги вкусные испекла.
.
Внимательно прочитай предложения:

Подумай, все ли предложения составлены правильно. Найди ошибки. Запиши исправленные предложения. Докажи правильность выполнения задания.

9.

а
Зацвела черёмуха. Девочка вышивает.

Темнеет снег. Началась охота.

Выросла берёза. Мама подарила.

Лена учит. Разгуливают грачи.

Оля написала. Трещат морозы. Зреют плоды. Раздаются голоса.
) Прочитай предложения «про себя»:

Подумай, о ком или о чём говорится в каждом предложении. Сколько слов в нём?

Как можно полнее раскрыть мысль предложения?

* Распространить предложения тебе помогут слова, которые отвечают на вопросы: что? какой (оя, ое)?где?куда?кому?как?и др.

Распространи предложения. Запиши 5—6 предложений, которые ты увеличил до 6-8 слов.

(Работа может проводиться парами.)

б) Попроси своего товарища сократить записанные предложения до 5, 4,

3 слов.

Употреби вежливую форму обращения; пожалуйста, будь добр, спасибо (Задание может выполняться парами )

307

10.

а) Четко прочитай предложения


На опушке леса пасся маленький бычок. Бабушка утром ушла на рынок. Тропинка привела нас на красивую лужайку В школьном саду ребята посадили дубки. Листья с деревьев тихо падали на землю.

Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Последовательно сокращай данные предложения до 5, 4, 3, 2 слов.

(Каждый ребёнок читает по одному предложению, все остальные его контролируют.)

б) Попроси своего товарища увеличить (распространить) до 5-7 слов предложения, в которых осталось 2 слова.

(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)

Второй уровень

1. Расспроси товарища:

— ?

  • Да, мы вчера ходили на экскурсию. _ ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?

  • Мы были в зоопарке.

  • Что вы хотели там увидеть?

_ ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?

  • Мне очень понравилась экскурсия.

  • Ты используешь то, что ты узнал, при ответе на уроке?

а) Разыграйте сценку «Врач и больной».

Ты пришёл на приём к врачу. (Обязательно употреби вежливые формы обращения и благодарности.)

б) Разыграйте сценку «Обсуждение покупки».

Два мальчика идут в магазин. Им нужно купить подарок другу. Они обсуждают, какой подарок понравится товарищу.

308

3.

а) Попроси прохожего объяснить, как пройти на выставку игрушек

б) Спроси у продавца, какие цветы он посоветовал бы купить маме. (Не забудь использовать вежливые формы обращения и благодарности.)

4 Разговор двух учеников (слова или картинки предлагаются логопедом).

- Я хочу предложить тебе разобраться, как пишутся слова «флаг» и «лодка».

- Давай попробуем вместе разобраться.

- Я начну так: «Слово «флаг» — односложное, потому что .... В конце слова .... Теперь ты расскажи, как пишется слово «лодка».

5.Послушай внимательно текст. Найди и запиши только предложения.

В густом лесу. Дети гуляли в лесу. Пастух гонит стадо на луг. Кормит овсом. Яблоки в корзинах. Бабушка варит компот из груши. Яблочное паренье.

Докажи, что ты правильно выполнил задание.

6. Составь предложения с помощью вопросов.

а) Кто ? Что делает ? Кого ? Чем ?

Кто ? Что делает ? Кого ? Чем ?

* (Используй данные слова: волосы, пыль, пол, картинку, бабочку, ежа, кисточкой, сачком, тряпкой, яблоком, щёткой, расчёской, ловит, раскрашивает, подметает, выбирает, причёсывает, кормит.)

Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Кто? возвращались откуда? С какими? С чем? Чего?

У какого? костра кто? Как? Что делает?

Какая? девочка что делает? Кому? Какую? Что?

Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)



7. При помощи интонации или слов разве, неужели измени данные предложения так, чтобы они звучали как вопрос:
Сегодня у нас не будет урока чтения. Ребята не выучили эти стихи.

Ты до сих пор не читал книгу о животных.

Наш класс собирается идти в кино.

Все были довольны экскурсией.

309

8.

а) Спроси у товарищи:

б) Узнай у учителя:

  • когда и на чём вы поедете на экскурсию;

  • как вы будете готовиться к празднику?

в) Задай товарищу вопрос об осени и о весне. Употреби при этом вежливые формы обращения: пожалуйста, будь добр (будьте добры), будь любезен (будьте любезны), спасибо.





9.

а
Роса, покрыть, зелёная, листва, на, деревья

Зима, деревья, покрыть, серебристый, иней

По, дорога, идти, туристы, с, рюкзак, на,

плечи.

Ребята, наш, класс, развесить, кормушки,

для, птицы.
) Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Можно ли эти слова объединить в предложения? Если да, то почему?

Составь предложения.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б
Крыльцо, на, расти, у, кусты, клумба, розы.

На, ребята, гора, с, кататься, высокая,

санки.

Пойти, в, рано, лес, грибы, ребята, за, утро.

Младшая, красивая, подарить, сестрёнка,

Катя, кукла.
) Составь из слов предложения:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
310




  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей