Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Свара йога


НазваниеСвара йога
Анкорsvara-yoga.doc
Дата05.10.2017
Размер1.3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаsvara-yoga.doc
ТипДокументы
#26269
страница4 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Глава 8. КОШИ
Тысячелетиями йоги говорят, что существо человека простирается далеко за пределы того, что его глаз может увидеть. Конечно, каждый осознает себя через способность думать и знать. Но существо человека нечто гораздо большее, чем материя и интеллект. Если б мы смогли взглянуть на наше тело и ум сквозь тонкое видение и если б мы смогли обнаружить еще одно тело позади нашего тела и еще один ум позади нашего ума - что бы мы увидели?

Прежде всего, мы увидели бы фундаментальную энергетическую структуру, от которой зависит жизнь физического тела. Далее, на более тонком уровне, мы все еще продолжали бы видеть жизнь, обусловленную умом и мышлением. За этим уровнем мы увидели бы, как оперирует более высокий тип сознания, которое мы называем интуицией. А за интуицией мы пережили бы восторг абсолютной реальности нашего существа.

Свара йога установила, что человек состоит из этих пяти оболочек (панча майя коша). Термин коша указывает на специфическую сферу бытия, а майя - из чего слагается это бытие. Так, например, первая оболочка аннамайя коша состоит из анна, т.е. пищи. Это физическое тело и мозг. Вторая оболочка пранамайя коша соткана из праны. Третья, маномайя коша, состоит из манаса или ума. Вигьянамайя коша пронизана интуитивным знанием. Анандамайя коша насыщена возвышенным опытом ананды или беспредельного счастья.

Опыт трех категорий ума - сознательного, подсознательного и бессознательного - испытывается в различных кошах. Каждая способность ума и тела состоит из материала соответствующей коши.

Все коши органично связаны между собой и постоянно влияют друг на друга. Пранамайя коша является промежуточным звеном между сознанием и подсознанием, а вигьянамайя - между подсознанием и бессознательностью. Каждый человек состоит из этих пяти кош - так что же можно сказать о восприятии физического тела, если оно представляет лишь четвертую часть полного диапазона опыта.


КОШИ

ПСИХИЧЕСКОЕ

ИЗМЕРЕНИЕ

ПСИХИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ

ОПЫТ

ПЕРЕЖИВАНИЯ

Аннамайя коша

(питаемое тело)

Сознающий ум

Бодрствование

Физический

опыт

Праномайя

коша

(праническое

тело)


Физиологиче­

ский опыт

(пищеварение,

кровообраще­

ние и др.)

Маномайя коша

(ментальное

тело)

Подсознание

Сновидение

Опыт мышле­

ния и эмоций

Вигьянамайя

Коша

(интуитивное

тело)

Опыт психиче­

ского и при­

чинного тела

Анандамайя

Коша

(экстатическое

тело)

Бессознатель­

ность

Глубокий сон

Медитация

Опыт гомо­

генный, бес­

сознательный


Культивируя свара йогу, мы должны физически ощущать дыхание в носу и действовать в соответствии с потоком свары, используя сознающий ум и физическое тело (аннамайю кошу). Управляя дыханием и праническим потоком и увеличивая его способности, мы стимулируем пранамайю кошу. Практика концентрации развивает маномайю. Выполняя тратаку на таттва янтру, мы пробуждаем вигьянамайю кошу. Но влиять на анандамайю без медитации невозможно, потому что в этой коше имеется только калька, энграмма1 сознания, т.е. возможность функционирования.

Первая ступень свара йоги пробуждает пранамайю кошу, как промежуточное звено между телом (аннамайей) и умом (маномайей), после чего начинается продвижение в более тонкие области бытия. Дальнейшее пробуждение продолжается в рамках маномайи и вигьянамайи, как прелюдия к развертыванию потенциальных возможностей анандамайи. Такова эволюция посредством кош.

Сознание развивалось на протяжении многих воплощений, проявляя умственные и физические возможности. Здесь мы не ссылаемся на теорию Дарвина о естественном отборе, так как эволюция предполагает эволюцию сознания.2

При помощи материи сознание развертывает свои возможности и выходит за ее пределы, а не наоборот. Таким образом, эволюция сознания - это процесс преобразования материи. Если на первых стадиях эволюции сознания жизнь еще обусловлена законами природы, как только мы входим в сферу человеческого опыта - сознание развертывает свои новые возможности. Именно этот фактор дает возможность ускорить процесс нашей эволюции, а это уже йога. Вот почему свара йога очень важна, потому что она квалифицированно и эффективно подводит нас к более высоким вибрациям сознания, а, следовательно, и бытия.

Со временем материя преобразуется в энергию, а затем и в чистое сознание. Энергия - развитая форма материи, но этот медленный и непрерывный процесс в большой степени зависит от того, насколько естественное развитие человеческого тела подготовлено к этому процессу. Миллионы лет назад форма человека была такой же, как и сегодня. В зависимости от условий окружающей среды человек, возможно, был высоким или низким, толстым или худым. Правда, объем человеческого мозга вследствие неразвитости сознания был тогда сравнительно меньше, чем сейчас, но он и сегодня еще недостаточно развит, потому что (как говорит наука) в настоящее время функционирует лишь часть потенциальных возможностей человеческого мозга, а подавляющая часть его еще ожидает пробуждения. Это научно установленный физиологический факт, что часть мозга, контролирующая инстинкты - используется постоянно, в то время как лобная область - очень редко. Цель свара йоги и состоит в том, чтобы активизировать эти пассивные центры.

С точки зрения эволюции, наши умы все еще поглощены физической кошей аннамайей или царством материи. Однако высшие центры мозга могут взаимодействовать только с тонкими кошами. Пока современная наука знает немного об этих дремлющих центрах и только начинает проникать в те области, которые могут функционировать.

Человек должен активизировать оставшиеся девять десятых долей мозга и в этом нет сомнения. Таков процесс эволюции, и его современная наука может только ускорить. Полное пробуждение, однако, можно совершить уже сейчас, в течение одной жизни пяти кош, если регулярно практиковать йогу.

Подобно тому, как лед превращают в воду и далее в пар при помощи огня, так и ум можно преобразовать в чистое сознание при помощи очищающего огня йоги.

Методы йоги перестраивают внутреннюю систему тела таким образом, чтобы прана могла проникать всюду свободно, не встречая преград. Ресурсы праны необходимо увеличить настолько, чтобы они стали жизнеспособны и дееспособны. Только так мы сможем пробудить дремлющие зоны мозга. И здесь свара йога незаменима.

Эволюция – это возрастание субъективного понимания от материальной области до более тонких и более высоких уровней существования, где ум обретает осознанность и расширяется от аннамайи коши до вигьянамайи и даже до анандамайи. В этом цель йоги, а не в чем-то другом. Поэтому всем нам полезно понять эту науку древних риши, корректно интерпретировать ее и так интегрировать в нашу повседневную жизнь, чтобы советы риши можно было бы использовать в полной мере.
Глава 9. ПРАНА ВАЙЮ
Исследуя дыхание, свара йогины обратили внимание на то, что оно как бы волнами расходится по всему телу. Они смогли зафиксировать, как прана впитывается различными органами и распределяется по всему организму. Кроме того, они определили, как прана циркулирует, изменяется и приспосабливается к функциям каждой части тела или комплексу. Изучив различные моди фикации пранических потоков, риши классифицировали их и эту информацию сохранили Упанишады.

Прашна Упанишада, например, объясняет, что существует «ведущая прана, которая управляет другими пранами так же, как это делает король, направляя своих подданных в различные регионы своего королевства». Всего насчитывается десять вайю, но пять из них оказывают особое влияние на тело. Они известны как панча праны (пять пран): прана, апана, самана, удана и вьяна. Остальные пять вайю обладают меньшим потенциалом и потому их называют упа т.е. дополнительными.

Все вайю сотканы из пран джив (живых существ), и имеют много примесей. Каушитаки Упанишада говорит, что «каждая сущность имеет свою собственную прану, которая восходит к одной пране».

Тело, ум и чувства поностью зависят от праны. В Прашна Упанишаде рассказывается о том, как однажды чувства и ум провозгласили себя «полководцами» тела. Но прана сказала им: «Не обольщайтесь, пожалуйста, только я одна буду себя разрывать на пять частей и поддерживать всех вас». Сказав это, прана покинула тело. Ум и чувства также поспешили покинуть тело, как «пчелы, которые вылетают из ульев, когда вылетает матка, и возвращаются обратно вместе с маткой»(2:2,3,4). Таким образом, маха прана обуславливает каждую нашу мысль и каждое действие, в то время как остальные прана вайи выполняют ее волю.
Прана, апана и самана
Каждая вайю имеет свое направление пранического потока, который локализован в определенной части тела. Наиболее мощными потоками обладают прана (восходящий поток) и апана (нисходящий поток). Прана вайю функционирует в грудной области, стимулируя систему органов дыхания и усвоение праны. Когда диафрагма сокращается, в легких возникает вакуум и воздух вместе с праной естественно впитывается телом. Происходит вдох.

Противоположную функцию выполняет апана, которая локализована в области ниже пупа, ближе к тазу. Эта энергия выталкивания особенно активно функционирует в кишечнике и мочеполовом комплексе. Апана изгоняет из тела газы и испражнения. Все тело контролируется этими двумя важнейшими движениями праны и апаны. В течение дня более активна прана, а ночью активизируется апана. Дхьяна Бинду Упанишада говорит, что из-за праны и апаны джива или индивидуальная душа колеблется вверх и вниз, пойманная ловушкой противоположных сил. Джива сравнивается с птицей, которая привязана к своему насесту: куда бы она ни улетала - все равно возвращается назад.

Однако ключ к освобождению находится в самане, в третьей вайю, которая уравновешивает прану с апаной. Саманау называют «средним дыханием», которое локализовано между сердцем и пупом и выполняет свою основную функцию - ассимиляцию праны. С физиологической точки зрения самана возрождает жизнеспособность печени, поджелудочной железы, желудка и пищеварительного тракта. С точки зрения дыхания самана занимает промежуточное положение между вдохом и выдохом.

Самана связывает прану с апаной, нивелируя их встречные движения. Когда прана усваивается и сохраняется, жизненная способность тела возрастает. Поэтому Брихадараньяка Упанишада утверждает, что смерть убегает от того, кто увеличил среднее дыхание. Вот почему йогины культивируют кумбхаку (задержку дыхания), увеличивая интервал между вдохом и выдохом и таким образом объединяя прану и апану с саманой.

Пока прана продвигается вверх, а апана вниз - они никогда не встретятся. Совершенство йоги заключается в том, чтобы эти две вайю изменили свои направления в противоположные стороны. Лишь тогда они смогут встретиться с саманой в области пупа, когда прана начнет опускаться, а апана подниматься. Столкновение двух противоположных энергий продуцирует невероятную силу, которая вталкивает прану в канал сушумны, пробуждая сияние праны во всем теле, возвышенное сознание и просветление души. Так в самане воплощается великий тантрический принцип слияния двух противоположных сил, которые взрывают космическое ядро и рассеивают его созидательную мощь в бесконечном пространстве и времени.



Распределение пяти пран

(сверху вниз: удана, прана, самана, апана и вьяна)
Удана. вьяна и упа праны
После среднего дыхания активизируется удана, которая по утверждению Майтри Упанишады «поднимает и несет вниз то, что было съедено». Удану называют «верхним дыханием», потому что она локализована в горле и на лице, т.е. способствует глотанию и отражается в мимике лица и речи. Эта вайю также сохраняет силу мышц. Когда прана и апана сливаются с саманой, удана перемещается вверх и «достигает сахасрары чакры, устремляясь к высшим мирам» (Патанджали - Йога Даршана, 3:39).

Обычно удана доносит прану от саманы до вьяны, которая затем распределяет прану по всему телу, снабжая его питательными веществами, жидкостью и энергией.

Благодаря этому все части тела продолжают взаимодействовать и сопротивляться распаду. Дальнейшее продвижение праны сопровождается саманой, апаной и уданой под руководством вьяны. Таким образом, взаимосвязь этих пяти пран очень сложна. Сказано, что во время смерти, когда прана возвращается к себе, жизненные функции ума и чувств, как аспекты пранического выражения, уходят во вьяну. Это означает, что все праны взаимозависимы, но соединились при помощи вьяны.

Действия основных пяти пран корректируют другие пять пран - упа праны, которые как бы вносят в механизм тела «последние штрихи». Глаза смыкаются, но еще продолжают сохранять угасающее вожделение курмы. Крикара провоцирует голод, жажду, чихание и кашель, Девадатта - сон и зевоту, Нага - икоту и рвоту. Наконец, после смерти дханаджая расправляется с одиноким телом.
Праническое тело
Если бы мы могли теперь увидеть движения праны, то созерцали бы праническое тело. Иногда, когда человек умирает, люди воображают, что видели душу. Но в действительности они видели прану, которая покидала тело. Здесь нет ничего сверхъествественного, и не следует этого бояться, так как на наших глазах происходит вполне естественный процесс.

Физика описала тонкое поле, состоящее из заряженных частиц, которые принимают увеличенную форму физического тела. На структуру этого тонкого (астрального) тела могут оказывать воздействие как состояние внутренних органов и ментальная энергия, так и внешние электромагнитные поля. Мы же можем сказать, что здесь проявляется большая концентрация праны.

Праническое тело - это сгусток энергий, принявших очертания физического тела, которое излучается наружу, подобно тому, как свет электрической лампочки выходит за пределы ее стеклянного колпака. Но форма этих очертаний постоянно меняется, расширяясь и сжимаясь. Каждое ослабление жизненных функций любой вайи вызывает сокращение пранического тела, в то время как усиление этих способностей расширяет его. Мысли и эмоции также используют прану и праническое тело под влиянием настроения. Отрицательные мысли понижают прану и истощают ум, а положительные - расширяют и активизируют.

Фактически на праническое тело влияет весь наш жизненный путь, а пранические функции в свою очередь воздействуют на наши способности и отношение к жизни. Практикуя свара йогу, мы поймем принцип взаимодействия между пранами и умом и научимся жить и работать вместе с ними, а не против них.

Если мы отождествим наше осознание с природой пранического тела, то сделаем еще один шаг навстречу высшей Реальности. В Каушитаки Упанишаде сказано: «Только одна прана сознает и вдыхает жизнь в тело. Прана - это дыхание жизни. Что такое дыхание жизни? Это чистое сознание. Но что такое чистое сознание? Это дыхание жизни»(*3).
Глава 10. НАДИ
Присутствие положительно и отрицательно заряженных частиц, активизирующих тело и ум, дает нам возможность жить в этом мире. Но чудеса природы не ограничиваются этим. Человек открыл способ расщепления атомной энергии и выпустил ее наружу. Таким же образом он может высвободить большой энергетический потенциал внутри себя. В древности риши использовали свое знание первооснов для повышения пранической энергии и ускорения развития человеческого сознания. Единственная разница между древним и современным способом извлечения энергии заключается в том, что первые добывали ее из внутреннего источника, а вторые - из внешнего.

Праническое тело имеет такую же энергетическую структуру, как система атомного ядра, функционирующего на основе гидравлики и термодинамики. Под давлением воды или повышения ее температуры вращаются турбины, которые преобразуют эту энергию в электричество. Возникает мощное магнитное поле, силу которого можно сконцентрировать и сохранить в аккумуляторах. В йогических текстах говорится о том же: праническое поле человека можно зарядить дыханием, которое продуцирует энергию. Эту энергию можно направить в особые пранические аккумуляторы, которые называются чакрами, и накапливать ее там для дальнейшего благоразумного использования.

Мало накопить энергию - необходимо использовать ее рационально и эффективно. Электростанция направляет энергию подстанциям по высоковольным линиям. На подстанциях ее преобразуют трансформаторы высокого напряжения и направляют дальше потребителям. По такому же принципу работает и физическое тело человека. Только здесь проводниками энергии являются не кабели высокого напряжения, а нади.
Паутина нади
Физическое тело соткано из нади. Иногда систему нади называют нервной системой. Но такие авторитетные источники, как Чхандогья и Брихадараньяка Упанишады ясно сообщают, что нади - очень тонкие невидимые каналы. Слово нади восходит к санскритскому корню над, что означает поток. Нада - это резонатор тонких вибраций. В Упанишадах говорится, что нади пронизывают и насыщают праной или дыханием жизни все тело от пальцев ног до макушки головы и что источником жизненной энергии и всего сущего является Атман.

Паутина нади настолько безгранична, что даже йогические тексты сообщают различные данные. Например, Горакша Сатарка и Хатха Йога Прадипика называют 72,000 нади; Прапанчасара Тантра - 300,000; Шива Самхита - 350,000. Но независимо от точного числа нади, описание структуры везде одно и то же: их сравнивают с тончайшими лепестками лотоса, корни которого растут из основания позвоночника.

Чтобы определить, какова же природа нади, японский ученый Хироши Мотояма провел научное исследование и обнаружил устойчивые очаги электромагнитного напряжения, локализованного в непосредственной близости к нервной системе(*1). Ученый убежден, что он открыл нади и акупунктурные меридианы.
Десять главных нади
Любая электрическая цепь состоит из трех потенциалов: один положительный, другой отрицательный и третий нейтральный.

Аналогично внутри тела имеются три нади для проводимости энергии. Наука йоги отрицательный канал называет термином ида - это канал манас шакти или силы ума; положительный канал - питала, которая продвигает энергию прана шакти. Чтобы избежать короткого замыкания между + и - имеется третий канал сушумна в качестве заземления, укорененного в чакру земли муладхару, в которой дремлет могучая энергия, подобно огненной магме Земли, способной извергаться наружу. Однако цель сушумны состоит в том, чтобы приготовиться к прохождению духовной энергии, потенциал которой неизмеримо больший, чем у манаса или прана шакти. Для этого йогины разработали специфические методы активизации сушумны.

Из всех тысяч нади сушумна, как считают, наиболее важна. Шива Свародайя насчитывает десять главных нади, которые являются вратами входа и выхода из тела. Из этих десяти ида, пингала и сушумна определяются как важнейшие проводники высокого напряжения, текущего к подстанциям или чакрам, расположенным вдоль позвоночника. Остальные семь нади получили соответствующие названия: гандхари соединяется с левым глазом, хастиджихва - с правым глазом, пуша - с правым ухом, яшасвини - с левым ухом, аламбуша - со ртом, куху - с органами размножения и шанкхини - с прямой кишкой. Другие Упанишады называют приблизительно от 14 до 19 важных нади и включают джихву, курму, пайясвини, сарасвати, саумья, шура, варуни, виламбха и вишводари. О природе и функциях этих нади рассказывает и свара йога, так для всех практических целей каждому приходится концентрироваться на иде, пингале и сушумне, поскольку они управляют всей системой каналов и жизнедеятельностью тела.
Что считать положительным, а что - отрицательны
Необходимо понять, что ида и пингала - это противоположные аспекты одной праны или шакти. Это означает, что термины «положительный» и «отрицательный» носят чисто описательный характер, их не следует смешивать с положительными и отрицательными ионами или с позитивными и негативными мыслями и чувствами.

Так, например, ученые считают, что отрицательные ионы в теле человека оказывают положительный эффект на его общее самочувствие. А между тем отрицательная символика иды характеризует умственный уровень, а положительная символика пингалы определяет физический уровень активации. И здесь нет никакого отрицательного или положительного эффекта. Рассуждая о нади, мы должны точно знать, что понимаем под словами «положительный» и «отрицательный».
Тропа иды
Отрицательный канал ида привносит сознание в каждую часть тела. Шива Свародайя сравнивает ее с луной (чандрой), которая наделяет иду лунной энергией и поэтому этот канал иногда называют чандра нади. Ида связана с парасимпатической нервной системой (ПНС), которая посылает импульсы к висцеральным органам для стимуляции внутренних процессов, расслабляет мышцы, понижает температуру тела. Поэтому и говорят, что ида охлаждает, расслабляет и побуждает к внутреннему созерцанию.

Конечно, тропа иды отличается. Корень иды находится в основании позвоночного столба, где расположен первый энергетический центр муладхара чакра. Отсюда она восходит с левой стороны муладхары, спиралью извивается вверх, пересекает четыре энергетических центра в сплетениях позвоночника и финиширует в основании левой ноздри, в точке соединения с аджна чакрой, шестым энергетическим центром.

Некоторые тексты описывают иду как прямой канал, который простирается от муладхары до аджны и не пересекается с чакрами. Здесь, возможно, акцентируется та очевидная мысль, что энергетические поля иды управляют левой стороной позвоночника и всей левой половиной тела. В этом отношении аналогия с магнитом поможет разобраться с терминами, описывающими относительность положительного и отрицательного полюса. Если мы разрежем магнит пополам - опять появляются два полюса. Точно такое же явление наблюдается в теле: органы на обеих сторонах тела поляризованы так, чтобы пингала управляла правой стороной, а ида - левой.

Согласно свара йоге дыхание левой ноздрей активизирует манаса шакти, а это означает преобладание сосредоточенности, внутренней концентрации и творческого потенциала, и поэтому желательно избегать чрезмерной физической активности и внешней деятельности. Свара йогин манипулирует потоками воздуха в левой ноздре таким образом, чтобы непосредственно и по желанию управлять идой, привлекая или подавляя ее силы, когда это необходимо.
Тропа пингалы
Пингала - проводник прана шакти, положительный аспект, символ сурьи или солнечной нади, потому что его энергия взбадривает, как лучи солнца. Пингала активизирует физическое тело, олицетворяет внешнее сознание и связана с симпатической нервной системой (СНС), которая продуцирует адреналин для стимуляции поверхностных мышц. Так, например, СНС противодействует стрессу и внешним раздражителям, учащая сердцебиение и разогревая тело. Поэтому говорят, что пингала возбуждает, согревает и питает.

Корень пингалы, также как иды, находится в муладхаре, но пингала выходит из этой чакры с правой стороны, извивается спиралью вверх вдоль позвоночника, пересекается с идой в четырех основных энергетических центрах и заканчивается в корне правой ноздри. Пингала управляет всей правой стороной тела и поэтому, чтобы активизировать или подавить пингалу, манипулируют дыханием правой ноздрей.



Правое и левое полушарие мозга
Функциональная деятельность головного мозга непосредственно связана с активностью или пассивностью иды и пингалы. Мозг состоит из двух полушарий: правое полушарие управляет левой стороной тела и, следовательно, связано с идой, а левое полушарие управляет правой стороной тела и связано с пингалой. Правое полушарие иррационально, связано с идой, стремится охватить информацию в целом, контролирует ориентацию в пространстве и особенно чувствительно к вибрационной сфере бытия и к тем переживаниям, которые не воспринимаются внешними органами чувств. Таким образом, это полушарие ориентировано на психическое и сверхчувственное восприятие, стимулирует творческие, музыкальные и художественные способности.

Левое полушарие рационально, связано с пингалой, ориентировано на интеллектуальную, аналитическую и математическую деятельность(*2). Так оба полушария головного мозга сотрудничают с нади, мотивируя и управляя нашими реакциями в повседневной жизни. Каждое полушарие также связано с активизацией различных эмоций. Некоторые неврологи даже называют правое полушарие скорбным, а левое - счастливым(*3). Установлено, что положительные эмоции активизирует левое полушарие, а отрицательные - правое. Кроме того, левая/правая активность заставляют человека реагировать специфическим способом в некоторых обстоятельствах(*4). Если левое полушарие пробуждало агрессию и бурную реакцию, то правое полушарие вынуждало отстраниться от ситуации, стать пассивным наблюдателем или спасаться бегством.

Неврологи открыли интересную закономерность между мужским/женским началом и левым/правым полушариями мозга. Похоже, что реакции женщин обусловлены активностью правого полушария и связаны с пингалой, а реакции мужчин обусловлены активизацией левого полушария, которое контролируется идой. Научные исследования подтвердили, что различие менталитета возможно связано с различным пропорциональным соотношением сексуальных гормонов, воздействующих на структуру мозга(*5). Независимо от того, какова физиологическая причина наших реакций, ясно одно - ида рассматривается, как женский принцип, а пингала - как мужской.

Универсальная тантрическая концепция Шива/Шакти основана на признании двух сил в каждом существе, и это подтверждают две структуры единого мозга, две структуры единого пранического тела в терминах иды и пингалы и две природы ума в терминах мужского и женского аспектов в каждом из нас.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей