Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Татьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей


Скачать 476.27 Kb.
НазваниеТатьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей
АнкорObrazcova_T._Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi.a4.pdf
Дата27.05.2017
Размер476.27 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObrazcova_T_Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi_a4.pdf
ТипРеферат
#21507
страница3 из 8Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Osnovy_kharakternogo_tantsa.pdf, T_Belaya_-_Anatomia_yogi_-_2008_PDF.pdf, Stretching_5_uprazhneniy_dlya_ezhednevnoy_rastyazhki.pdf, Stretching_-_dinamicheskaya_rastyazhka.pdf, Sekrety_gibkosti_Polnaya_amplituda_dvizheniy.pdf, Rastyazhka_dlya_kazhdogo.pdf, vk_gettoken, Rey_Kempbell_Smit_-_Perspektiva.pdf, vk_gettoken и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 3
Музыкальное сочинительство
Игра – непременный спутник детства.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и
который призваны изменить.
А. М. Горький
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ БУРИМЕ»
Эта игра рассчитана на детей от 6 до 15 лет. В нее могут играть не более 10 человек.
Воспитатель, учитель, кто-то из родителей (если играют дома) или из самих ребят, тех,
кто постарше, раздают задания, оформленные в виде карточек, где написаны буриме: рифмы
(4 слова: парные рифмы). Тот, кто составляет задания, должен учитывать возраст участников игры и соответственно подбирать слова. Из данных слов нужно придумать четверостишие.
Рифмовка может быть различной. Например,
1. рулет 2. идем 3. белка буфет дорожка шишка стол дом мишка пол окошко мелко
В карточке можно указать, как нужно рифмовать строчки:
ААББ (1), АБАБ (2), АББА (3).
Задание может быть усложнено, например, тем, что последний слог конечного слова каждой строки должен соответствовать начальному слогу первого слова следующей строки.
Например, брала – лампа, мама – Маша, плыл – ил. Либо должны сочетаться гласные или согласные звуки (сочетания) конечного и начального слогов двух слов или только начальные слоги. Например, дуб – пчела, пляска – плещет, обрыв – облака.
Затем придуманное четверостишие нужно переложить на музыку. Мелодии могут быть придуманы участниками игры или использованы известные детские песенки. Но руководи- тель может заранее подобрать мелодии, дав игрокам прослушать по магнитофону (проигры- вателю) или сыграть на музыкальном инструменте. В этом случае детям предоставляется право выбрать понравившуюся мелодию. Исполнение осуществляется под аккомпанемент либо без музыкального сопровождения.
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»
Рассчитана на возраст игроков от 6 лет. Дети распределяются по 6 человек в команде.
Каждая придумывает себе название, связанное с музыкой, назначает капитана, который выбирает одно из предложенных заданий.
Задание представляет собой текст известной песни, детской или современной эстрад- ной. Команда должна переделать выбранную песню, интерпретировать по-своему: полно- стью или частично изменить текст и соответствующим образом – название. Кроме того,
предлагается определенная тема для песни (школа, любовь, добро, искусство, природа и т.
д.), которая может быть расширена или сужена, по желанию участников, что будет подчерк-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
27
нуто в названии; темп песни может быть различным: allegro (быстро), vivo (живо), sostenuto
(выдержанно), largo (широко), adagio (медленно) и другие.
Задание исполняется всей командой, хором, при этом капитан выступает в роли дири- жера. По его усмотрению «хор» может быть разделен на женские и мужские голоса, низ- кие (бас, альт) и высокие (меццо-сопрано, сопрано); команда может выбрать солиста. Здесь детям предоставляется творческая свобода, возможность пофантазировать, показать свои актерские способности, обыграть песню в виде небольшой сценки.
Руководитель и выбранные из ребят члены жюри оценивают обе команды. По продол- жительности игра может занимать 30—40 и более минут: все зависит от способностей детей,
их индивидуальных качеств.
«АССОЦИАЦИИ»
Для школьников.
Руководитель ставит подобранные мелодии (3—4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений, например из цикла «Времена года» П. И. Чайковского,
«Зимы» Вивальди, «Лунной» или «Патетической» сонат Бетховена.
Ребята должны слушать музыку и записывать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5—6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку. Время прослушивания 5—7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.
Затем руководитель дает прослушать запись повторно, и каждый из участников игры во время музыки читает свое сочинение. Но непременно нужно подстроиться под музыку и читать в такт, голосом отражая музыкальные штрихи и нюансы (пиано, форте, крещендо
– постепенное усиление, диминуэндо – постепенное ослабление). Словом, окраской голоса нужно передать настроение, показать кульминационные моменты, которые будут соответ- ствовать мелодии.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВАГОНЧИКИ»
Музыкальный руководитель подбирает для игры 6—7 тактов какого-нибудь романса или песни и дает прослушать. Текст занимает всего 3 такта. Остальные 3—4 такта участники игры должны продолжить, подобрать слова под заданную музыкальную тему. Но нельзя использовать слова этого произведения (если оно известно участнику).
Дети должны подключить свое воображение, логику и закончить музыкальную строку.
Фраза должна быть законченной и по смыслу связанной с последующей, начинающейся с 7
—8-го такта, текст которой участники знают.
Игра должна проходить быстро. Руководитель спрашивает всех по очереди. Когда получается красивая, логически выстроенная фраза, ведущий играет мелодию или дает про- слушать 3—4 такта следующей фразы, которую участники аналогично первой продолжают.
И так до конца произведения.
Если слова не соответствуют мелодии, участник имеет право изменить музыкальный отрезок, текст к которому он подбирает. Например, повысить на полтона или понизить, пове- сти мелодию поступенно вверх или вниз.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
28
«ЛЕСЕНКА»
Для детей 5—9-летнего возраста.
Музыкальный руководитель подбирает не очень сложные слова. Участники игры должны подобрать к этим словам рифмы. Ведущий объясняет, что количество слогов в слове соответствует количеству звуков музыкального интервала. То есть рифмы должны быть оди- наковыми по количеству слогов. Например:
Интервал Рифмы прима (1 звук) мяч (1 слог) вскачь секунда (2 звука) кош-ка (2 слога) лож-ка
(ко-шка) (ло-жка)
терция (3 звука) до-ро-га (3 слога) бер-ло-га
(бе-рло-га)
кварта (4 звука) мед-ве-жо-нок (4 слога) по-ро-се-нок (ме-две-жо-нок)
И так далее: квинта, секста, септима, октава. Потом руководитель усложняет задание следующим образом: называет интервал, проигрывает его на музыкальном инструменте и спрашивает детей по очереди, сколько слов в данном интервале. Так, в секунде получается по две рифмы – мяч и кошка; вскачь и ложка, и т. д. Руководитель поступенно играет гамму,
на каждый следующий звук дети называют придуманную рифму и пропевают ее.
«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»
Для детей как дошкольного, так и школьного возраста.
В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие соче- тания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен полу- читься ряд слов. Например:
дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито
Для школьников задание усложняется: каждый из семи участников придумывает четверостишие на мотив известной песенки с ключевым словом, которое они придумали для своей ноты. Мелодия подбирается руководителем, она не должна быть сложной. Время проведения игры 15—20 минут.
«ЗАРИСОВКИ»
Игра может проводиться и в детском саду, и в школе.
Руководитель ставит различные отрывки из музыкальных произведений, например из «Времен года» Чайковского, «Картинок с выставки» Мусоргского, ноктюрнов и этюдов
Шопена или любых других произведений (не только классических).
Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно,
с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как вос- принимают прослушанную мелодию с помощью «процарапывания» острым предметом на шероховатой или на металлической поверхности. Каждый сам выбирает для себя способ,
наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
29
Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 минут),
они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.
«НАРИСУЙ СЮЖЕТ»
Эта игра перекликается с предыдущей, но отличие ее состоит в том, что игроки рисуют сюжеты на известные мелодии – популярные песни, романсы. Сюжеты могут состоять из нескольких фрагментов, по которым воспроизводится песня. Главное – сочинить такой рас- сказ, чтобы основная мысль не изменилась.
«ЗАСТАВЬ КАРТИНУ ЗАПЕТЬ»
Руководитель показывает картины известных художников разных жанров живописи:
натюрморт, пейзаж, анималистический (животные), батальный (военные действия), быто- вой (картины быта), портрет, марина (море), иконопись, ню (обнаженное тело), урбанисти- ческий (город).
Участники игры выбирают определенный жанр (для всех один) и придумывают мело- дию, используя различные музыкальные приемы (стаккато – отрывистое исполнение),
ритмы, темпы, лад (минор, мажор). Участники могут пропеть мелодию, записать ее измене- ние на бумаге, а руководитель потом воспроизведет ее на музыкальном инструменте. Ком- позиция должна быть небольшой, но завершенной, и соответствовать выбранному жанру и настроению, которое отражено художником, но своеобразно воспринято игроком.
Это может быть лирическая мелодия, минор, переходящий в мажор, со сменой темпов и ритмов, отрывистым исполнением, внезапно или постепенно сменяющимся плавным.
Затем руководитель оценивает вместе с участниками каждое сочинение, указывая на недочеты. Время написания для всех одинаковое (20—25 минут). По истечении времени каждый прекращает сочинять (должны учитываться музыкальные способности и знания участников).
Усложненный вариант: дополнительно можно придумать слова к своей мелодии –
стихи рифмованные или «белые», либо просто связный текст, соответствующий музыке и картине.
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ»
Возраст детей не ограничен, принимают участие все желающие.
ВАРИАНТ 1
Ведущий ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из клас- сического произведения, кинофильма. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5—8 человек или разбиваются на пары, если этого требует танец.
Каждой группе руководитель дает задание использовать определенный размер танца.
Например, размер вальса – трехдольный, польки – двудольный, марша – четырехдольный.
Тем, кто не знает размеров танцев, руководитель объясняет, что в трехдольном размере пер- вая доля сильная, следующая – слабее, последняя – самая слабая; в двудольном: первая –
сильная, вторая – слабая; в четырехдольном: первая доля – самая сильная, вторая – слабее первой, но сильнее третьей, третья – значительно слабее второй и последняя – самая слабая.
Но во всех размерах последняя доля должна стремиться к последующей, переходить в нее.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
30
Ребята должны учитывать ритм и темп танца. Движения могут быть самыми разными,
в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет,
импровизированный участниками. Если мелодия взята из классического произведения с абстрактной темой, например из «Фантазии» (ре-минор) Моцарта, то участникам предоста- вляется возможность проявить свои творческие способности – придумать сюжет либо заим- ствовать его из какой-нибудь сказки, кинофильма, литературного произведения.
ВАРИАНТ 2
Участники игры делятся на две группы по нескольку человек (5—6). Одна группа пока- зывает движения заданного руководителем танца, а вторая сочиняет музыкальное сопро- вождение. Движения могут состоять из прыжков, подскоков и перебежек. Вторая группа должна придумать музыкальные мелодии для двух танцев. Для того чтобы подобрать музыку, нужно знать, что прыжки, например, – характерное движение галопа, а подскоки и перебежки используются в польке. Руководитель может задать тональность, а участники должны описать руководителю движение музыки или попробовать исполнить на музыкаль- ном инструменте.
Например, для прыжков более характерны резкие повороты в музыке (аккорды, скачки на определенный интервал, например на октаву вверх или вниз и т. д.), ритмичное исполне- ние, быстрый темп. Для подскоков и перебежек темп может быть выбран более умеренный,
поступенный ход мелодии, отсутствие резких поворотов.
Затем первая группа начинает танцевать под заданную мелодию. Если у ребят не полу- чается двигаться в такт, вторая группа считается победившей.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»
Для дошкольников и детей 6—7 лет.
Руководитель поочередно показывает цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый. Каждому цвету нужно придумать мелодию. Сначала дети выбирают свой цвет по желанию. Затем называют предметы, где этот цвет действительно или ассоциативно присутствует, указывают действия этого предмета, состояние, признаки,
настроение и, соответственно, то, какой должна быть мелодия.
Обратимся к красному цвету. Ребенок называет предмет: помидор. Говорит, какой он:
яркий, хороший, круглый, катится, падает, «веселый». Мелодия этого цвета: контрастная,
с диссонансами (резко звучащими интервалами – секунда, септима, тритон, нона, секун- даккорд), мажорная, отрывистая, иногда поступенная. Затем ребенок раскрывает последо- вательность «поведения, действий» предмета и пытается переложить это на музыку с помо- щью руководителя. И так идет работа со всеми цветами. Игра должна проходить быстро.
Если кто-то из детей затрудняется в описании цвета, музыки, ему помогают другие.
Руководитель играет на инструменте «радугу», выбирая из придуманных аккордов для каждого цвета самые подходящие к данному цвету музыкальные приемы так, чтобы полу- чилась мелодия.
«ПАНТОМИМА»
Для детей от 7 до 15 лет.
Дети разделяются на две группы.
Руководитель играет мелодию или дает прослушать по магнитофону (проигрывателю).
Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
31
Затем ведущий дает время (5—7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.
После того как дети 5—7 минут поразмышляют над заданием, руководитель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (пла- чем, тоскливым выражением лица), обыграть это в сюжете.
Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку.
Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мело- дию, и действия этой группы не были понятны другой команде.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
Для детей, начиная с 6 лет.
Руководитель составляет из пятерых детей музыкальный «инструмент», помогает при- думать им звучание и тональность своего инструмента.
Дети разбиваются на группы по шесть человек в каждой. Пятеро из детей станут
«инструментом», а один – «музыкантом». Руководитель начинает работать с одной из групп,
остальные наблюдают.
Один из игроков ложится на пол. Руководитель спрашивает ребенка, каким звуком он хотел бы стать? Потом просит воспроизвести выбранный им звук и запомнить его звучание,
так как ему придется в ходе игры пропевать звук много раз и делать это все время одинаково.
Теперь присоединяется следующий ученик. Руководитель просит его лечь перпендикулярно ученику, который уже лежит, и положить свою голову ему на живот. Затем спрашивает у него, а каким звуком он хотел бы стать? И также просит пропеть этот звук.
Пятеро детей располагаются на полу «лесенкой» – так, чтобы каждый следующий положил голову на живот предыдущему, а перед этим демонстрируют свой звук.
Далее руководитель показывает, как нужно «играть на этом инструменте». Когда он прикоснется ко лбу, ученик начинает петь свой звук до тех пор, пока ведущий не уберет руку.
Таким образом, ему предстоит играть только одну ноту. Если руководитель будет
«играть» двумя руками – значит, он сможет извлечь из «инструмента» сразу два звука, воз- можно, разные по длине.
Руководитель демонстрирует разные возможности «инструмента» и передает роль музыканта шестому ученику. Затем помогает остальным группам сформировать свои
«инструменты». В этой игре нужно следить за тем, чтобы как можно больше детей побыли
«музыкантами».
«СКУЛЬПТУРЫ»
Для детей 5—6 лет.
Потребуется материал для лепки (пластилин, глина). Руководитель извлекает из инструмента различные звуки, мелодии, имитируя качества, признаки предметов (гул, стук,
скрип, журчание, крик). Дети слушают и вылепливают из пластилина или из глины фигуры.
Это могут быть животные, птицы, люди, какие-нибудь предметы неживой природы. Замы- сел возникает ассоциативно. Каждому слышится что-то свое.
Потом учитель спрашивает у каждого, что «делала» его фигура в тот момент, когда он ее зафиксировал, и как это можно отразить с помощью музыки. Здесь он помогает ребенку

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
32
подобрать на музыкальном инструменте мелодию, выбрать регистры, лад, различные при- емы, характерные для этой фигуры.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
33
Глава 4
Музыкально-юмористические игры
Это веселые игры, поднимающие настроение любому меланхолику. Полезны они детям школьного возраста, а также их родителям и будут очень уместны в качестве развле- чения на празднике.
«СТОЛОВЫЙ МУЗОБОЗ»
В эту шуточную музыкальную игру следует играть на кухне.
Число участников ограничивается только размерами кухни, из чего можно сделать вывод, что компания в сорок человек для этой игры не подходит. Хотя, если площадь позво- ляет, то можно играть всем, лишь бы не возникли проблемы с соседями.
Участники должны исполнить музыкальное произведение, имея в качестве музыкаль- ных инструментов… предметы кухонной утвари. Можно использовать все, что душе угодно,
и все, что удастся найти, от деревянных ложек до пивных бутылок.
Ведущий определяет дополнительные правила. Он может выбрать какое-то произве- дение по своему вкусу, а «музыканты» должны будут его исполнить. Он может распределить между ними роли, как в ансамбле. Например, игрокам можно поручить исполнение русской народной песни, подражая хору Надежды Бабкиной.
«ЛУЧШИЕ ВИДЕОКЛИПЫ XX ВЕКА»
Суть этой игры заключается в следующем. Из числа собравшихся несколько человек должны вспомнить и воспроизвести какой-нибудь достаточно популярный клип, а осталь- ные пытаются угадать его. В эту игру лучше всего играть тем, кто любит смотреть клипы,
однако даже если никто из вашей компании не сможет назвать ни одного из них, это не страшно, так как всеобщее веселье в любом случае обеспечено.
Есть еще один вариант подобной игры. Он заключается в том, что один из участни- ков должен изобразить кого-то из известных певцов, а остальные – угадать, кто это. Если изображающий может продемонстрировать чудеса импровизации, то ему не нужен магни- тофон, но в противоположном случае без техники не обойдешься. Включив пластинку или аудиокассету с записью малоизвестного репертуара изображаемого певца, можно сделать игру особо яркой и веселой.
«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
Суть этой игры аналогична телевизионной, всем известной. Желающие могут разде- литься на команды или же соревноваться поодиночке. Ведущий дает послушать всем при- сутствующим отрывок из какой-нибудь песни или популярной мелодии, а игроки должны назвать это музыкальное произведение.
Побеждает тот игрок или та команда, которая отгадает больше всего мелодий. О про- должительности игры по времени игроки договариваются между собой.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
34
«НАНАЙСКИЕ НАПЕВЫ»
Чтобы участвовать в этой игре, все желающие должны разделиться на три группы,
каждой из которых ведущий выдает листочки с текстом какой-то песни. Задача команд –
воспроизвести это музыкальное произведение. То есть первая группа поет начальную фразу песни, вторая – другую, третья – следующую. Припев песни поют все три группы хором.
Правила этой игры могут меняться в зависимости от желания ведущего. Так, он может поставить условие, что петь всем надо в одном стиле, но на разные голоса. О всех особен- ностях игры нужно заранее договориться.
В качестве наглядного примера представим, что за основу, то есть за музыкальное произведение, которое нужно изобразить, выбрана знаменитая русская народная песня
«Калинка». Первая группа игроков исполняет начальную строчку произведения басом, вто- рая – тонким сопрано, третья отчаянно растягивает слова.
Ведущий может принять на себя обязанности дирижера и задавать темп игрокам.
Чтобы исполнение получилось отлаженным и слитным, необходимо потренироваться. Глав- ное, чтобы никакая группа не забывала о своем выходе, а сразу же подхватывала песню и не забывала про то, как именно ей следует исполнять произведение.
Данная игра, безусловно, очень веселая, главное – чтобы выполнялись два условия:
наличие чувства юмора у участников и хорошая организация. В этом случае номер можно будет демонстрировать даже на публике.
Кстати, выбранное музыкальное произведение может быть и серьезным, и шуточным.
Последнее предпочтительнее. Если с чувством юмора все в порядке, то и игра удастся на славу. А песню для этой забавы можно взять какую угодно, например «Ой, цветет калина…».
«В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ»
Желающим нужно разделиться на две команды. Каждая из них должна приготовить какой-нибудь веселый песенный текст, который можно взять из известного произведения или сочинить самим. Суть игры заключается в том, что команды поют друг другу эти песен- ные тексты, но не просто так, а в обратном порядке, то есть с конца до начала. При этом нужно стараться воспроизвести реальный мотив этого произведения, тот, который должен быть. Задача команды противников заключается в том, чтобы правильно угадать содержание текста, пересказать его и назвать музыкальное произведение.
«ЗАЙМИ МЕСТО»
Эта довольно простая и популярная игра пользуется любовью широких масс населения благодаря своей универсальности. Ведь чтобы поиграть таким образом, не нужно напрягать свои умственные способности, достаточно простого желания подвигаться под музыку.
На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного сту- льев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.
Ведущий включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит:

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
35
«Стоп!», они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо,
должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
Игру можно несколько разнообразить, если установить новые правила. Так, игроки,
ходящие под музыку вокруг стульев, могут исполнять какие-нибудь танцевальные движе- ния: например, поворачиваться вокруг своей оси или совершать плавные движения руками,
подобно восточным танцовщицам.
Можно просто прыгать, подобно зайцам, или же водить хоровод, взявшись за руки. В
общем, любые телодвижения обязательно сделают игру более интересной и развлекатель- ной, а заодно дадут игрокам повод лишний раз подвигаться.
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР»
Следующая игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предваритель- ные приготовления заключаются в том, что все желающие принять в ней участие должны разделиться на две команды числом от трех до восьми.
Каждая команда должна продумать свой номер, то есть коллективный танец. Оце- нивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно же, для того чтобы танце- вальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровожде- ние. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, – записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, аван- гардной музыки. В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия.
Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И, конечно же,
ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым опти- мальным вариантом является подготовка в течение 10—15 минут.
Можно готовить танец специально к какой-то дате, подобно концертному номеру. В
своем роде это тоже игра, которую наверняка оценят все веселые люди. Кстати, и сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется.
«МУЗЫКАНТЫ»
Ведущий объявляет начало конкурса на лучшего исполнителя народного мотива или какого-либо другого музыкального произведения. Это может быть как нечто экзотическое,
так и вполне простое, например собачий вальс. Особо патриотичные могут сыграть мотив гимна.
Неизменные правила этой игры, придающие ей особую соль, заключаются в том,
что исполнять произведение нужно на весьма своеобразном музыкальном инструменте. А
именно, на пустых бутылках, выстроенных в рядок, используя в качестве дополнительного инструмента вязальную спицу. Победителем считается тот участник, который сумеет вос- произвести музыкальное произведение на своеобразном инструменте лучше всех.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ»
Эта игра представляет собой нечто вроде цивилизованных рыцарских турниров.
Участниками являются представители сильной половины человечества. Правила игры заключаются в том, что «доблестные рыцари» должны будут продемонстрировать какой- нибудь музыкальный номер в своем исполнении – песню или танец под музыку.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
36
Жюри определяет, какой именно номер достоин приза. В его исполнении могут при- нимать участие и дамы, которые будут помогать своим кавалерам.
Можно провести и второй тур конкурса. Его выиграет та пара, которая лучше всех умеет танцевать. Итак, включается магнитофон и ставится сначала быстрая музыка, потом,
примерно через одну минуту, медленная, а затем песня в исполнении певца отечественной эстрады. Танцующие должны быстро ориентироваться в смене ритма аккомпанемента и под- страиваться под музыку, чтобы их танец был складным и гармоничным. Для каждой пары надо включать разную музыку. Жюри выбирает пару, которая справится с этим лучше дру- гих.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУКИ ТВОРЧЕСТВА»
Путь создания большинства произведений тернист и сопряжен с многочисленными трудностями. Следующая игра заключается в том, что участникам надо изобразить, как про- ходит творческий процесс у музыкантов. Их характерные признаки, например повышенная эмоциональность, сделают игру особенно веселой, если игроки смогут передать отдельные моменты.
Для начала следует изобразить поведение композитора, который придумывает музыку,
затем – музыканта, который ее играет. Поэт, сочиняющий текст песни на придуманную музыку, и певец, репетирующий в первый раз созданное произведение, также являются вели- колепным сюжетом для изображения. Побеждает тот игрок, чья сценка будет самой смеш- ной.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ»
Это очень веселая игра, которая наверняка придется по вкусу многим людям, ценящим хорошую шутку. У нее весьма несложные правила. Они заключаются в том, что все игроки,
разделенные на пары, должны станцевать вместе. На первый взгляд, в этом нет ничего слож- ного, однако подождите делать такие выводы. Дело в том, что участники будут танцевать под музыку, абсолютно не соответствующую данному виду танца. Иными словами, они будут исполнять вальс под тяжелый рок, а под классическую музыку воспроизводить рэп.
Есть и еще варианты данной игры, также основанные на несоответствиях. Один из таких забавных способов заключается в том, чтобы читать стихотворение под музыку, кото- рая ему абсолютно не подходит. Непосвященным может показаться, что это просто, но на самом деле это вовсе не так. Выступающий все время будет сбиваться, но тем веселее прой- дет игра.
Кстати, замечательно совместить описанный вариант игры с розыгрышем. Тем более,
что это очень просто сделать. Допустим, ведущий объявляет конкурс на лучшее чтение сти- хотворения. Участник, который на самом деле выбран в качестве объекта розыгрыша, гото- вит какое-нибудь лирическое произведение, предвкушая, как он выразительно его прочтет.
Но его призрачным надеждам не суждено исполниться, потому что как только он про- изнесет первые слова, ведущий включит ему такой аккомпанемент, что не засмеяться будет просто невозможно.
«МУЗЫКА НАС СПЛОТИЛА»
Это чрезвычайно веселая игра. На пол кладется листок бумаги, лучше ватмана, кото- рый будет выполнять роль танцевальной площадки. Главное условие конкурса состоит в том,

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
37
чтобы станцевать на этом листочке. После первого танца листочек складывается пополам,
потом еще пополам – и еще раз пополам. Пары должны как можно дольше продержаться на такой маленькой танцплощадке, только тогда их можно удостоить звания победителей.
Впоследствии напарники с полным правом смогут заявить, что их сплотила музыка, потому что подобные танцы не оставят их равнодушными друг к другу.
«ЛУЧШИЙ ГОЛОС НОВОГО ВЕКА»
Название этой игры замечательно говорит само за себя, потому что в ходе ее нужно будет выяснить, кто из участников отличается самым лучшим голосом. Из чего легко дела- ется вывод, что здесь придется петь. Поэтому тех, кому в детстве небезызвестный зверь наступил на ухо, лучше отстранить от участия.
Участникам предлагается спеть что-нибудь из репертуара известных певцов, но сде- лать это необходимо в новой интерпретации. Так, например, берется известная песня, напри- мер «Миллион алых роз», и поется в стиле рок-музыки. Может быть, кому-то это покажется трудным, однако на самом деле участвовать в этой игре чрезвычайно интересно.
Есть различные варианты данной шуточной игры. Так, например, ведущий может раз- дать каждому участнику по листочку бумаги, на котором записана какая-то известная песня.
Задача игроков в том, чтобы в разных стилях исполнить ее.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ХОРОВОД»
В старину люди, собираясь на праздниках, водили хороводы, это знают все без исклю- чения. Подобный праздничный обряд обладал невероятной силой сплочения коллектива.
Почему-то сейчас подобное времяпрепровождение незаслуженно забыто. Это несправед- ливо, и мы предлагаем возродить такую традицию.
Если собралась значительная компания, то наверняка всем – и детям, и взрослым –
понравится идея вождения хоровода. Но наши предки никогда не делали этого просто так.
Всегда хороводы сопровождались пением, а уже одно это свидетельствует, что это замеча- тельная музыкальная игра.
Итак, все присутствующие образуют хоровод, взявшись за руки. В центр полученного круга можно поставить какой-нибудь символ, в качестве которого может быть использовано все, что душе угодно: елка (на Новый год), чучело зимы (на масленицу). В общем, все зави- сит от фантазии и чувства юмора участников, в котором не приходится сомневаться.
В качестве музыкального сопровождения может быть использована любая располага- ющая к веселью песня, например «Калинка».
«НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ»
Русский народ издавна любил шумно отмечать праздники. Ни одно торжество не обхо- дилось без веселых песен. Но помимо того, что наши предки с удовольствием исполняли многочисленные песенные произведения, они еще и весьма удачно разыгрывали друг друга.
Мы предлагаем игру, которая соответствует развлечениям наших прабабушек и праде- душек по степени розыгрышей и музыки.
Участники делятся на две команды, в каждой из которых следует выбрать капитана. На эту роль лучше всего подходит человек с хорошим чувством юмора и заводными способно- стями. Итак, когда предварительные приготовления закончатся, начинается игра. Капитаны команд выходят на середину комнаты и включают веселую музыку. Желательно, чтобы это

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
38
была не песенная композиция, а просто мелодия. Далее капитаны по очереди поют любую песню, пытаясь сделать ее соответствующей данной музыке. То есть они берут текст какого- нибудь популярного песенного произведения и поют его под избранную ими музыку. Так как этот выбор осуществляют сами капитаны, то, как правило, первый конкурс проходит в довольно серьезной обстановке.
Но в дальнейшем все изменяется. Потому что когда капитаны отпоют свое, они вызы- вают из своих команд по одному игроку и объясняют, что им необходимо повторить только что проделанное. Ничего не подозревающие игроки, разумеется, полагают, что они должны будут, подобно капитанам, спеть ту же самую песню под ту же самую мелодию. Но на самом деле все будет обстоять несколько иначе. Когда наивные игроки выйдут на середину ком- наты и возьмут листочки с текстом, им тоже включат мелодию… только не ту, которая уже звучала, а совсем другую. И она абсолютно не будет соответствовать ни тексту песни, ни мелодии, звучавшей в первый раз.
Легко ли будет игрокам исполнять текст колыбельной песни под музыку макарены?
«ЛАКОМСТВО ПОД МУЗЫКУ»
Эта игра наверняка понравится всем, потому что она довольно проста и в то же время интересна и увлекательна. Ведущий выходит на середину комнаты и оглашает задание.
Каждому игроку нужно под мелодию популярной музыки съесть кусок торта. Но вся соль в том, что мелодия оказывается своеобразной, ее ритм постоянно меняется. Игроку же надо улавливать эти изменения и в соответствии с ними регулировать темп поглощения лаком- ства.
Например, сначала он ест очень медленно, поскольку звучащая мелодия именно такая.
Затем начинается более энергичный отрывок, который звучит бодро и ритмично. И игрок начинает вкушать тортик точно так же. Далее мелодия вновь становится медленной и уми- ротворяющей. Ведущий следит за тем, как игроки будут справляться с заданиями. Победи- телями считаются игроки, которые получат по 5 баллов (по пятибалльной системе.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ»
В начале игры выбирается ведущий, который наряду со своими прямыми обязанно- стями будет заниматься судейством. Он объявляет задание: сначала послушать музыку, а потом… ее изобразить. Каким образом игроки будут это делать – во многом зависит от их фантазии и чувства юмора. Можно использовать мимику, жесты или двигаться в музыкаль- ном унисоне. Главное – чтобы все это соответствовало звучавшей мелодии. Можно, напри- мер, дать играющим задание проинсценировать песню «Во саду ли в огороде».
Еще один вид игры заключается в том, чтобы, прослушав мелодию, представить себе и изобразить того человека, которому она очень нравится. Нужно воспроизвести манеры этого человека, его стиль (например, с помощью подручных средств сделать похожую прическу),
мимические выражения, жестикуляцию. При желании, игроки могут даже продемонстриро- вать голос этого человека, передав характерные интонации.
Ведущий внимательно следит за тем, насколько соответствует изображаемое той мело- дии, которой олицетворяется конкретная личность. Он оценивает каждого игрока по пяти- балльной системе.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
39
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОРЫ»
Ведущий оглашает задание, которое состоит в том, чтобы игроки разделились на пары и затеяли между собой грандиозные споры. То есть сначала на середину комнаты выходит первая пара игроков, и один из них говорит, что, например, маленькая рыбка лучше боль- шого крокодила. Другой парирует названное утверждение, и завязывается спор. При чем здесь музыка? Дело в том, что все игроки должны спорить под определенную музыку, соот- ветствующую настроению спорщиков или же наоборот, диссонирующую. Все зависит от желания ведущего.
Кстати, ведущий определяет, насколько хорошо игроки справляются с заданием. А оно может усложниться, если активные споры придется проводить под умиротворяющую мело- дию.
«МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ»
Ведущий раздает всем известные литературные произведения. Задача игроков в том,
чтобы подобрать каждому произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент.
Для этого им выдается имеющийся ассортимент записей музыкальных произведений. Игро- кам надо прослушать отрывки мелодий и среди них выбрать тот, который, по их мне- нию, наиболее соответствует заданному литературному произведению. Ведущий оценивает,
насколько удачен аккомпанемент. Оценки даются в ходе проведения той части задания, кото- рая заключается в прочтении отрывка литературного произведения под выбранную мело- дию.
Мелодии, выданные игрокам для выбора, не должны быть похожими друг на друга.
Литературные произведения желательно тоже выбирать разных жанров.
«РАБОТА И ЗАБАВА»
Все садятся в кружок, а один – в центр (середину круга). Это – ведущий, который в дан- ной игре выполняет роль балалаечника: делает вид, будто играет (бренчит) на балалайке и поет какую-нибудь веселую песенку. Все остальные выбирают себе какое-либо другое реме- сло: один шьет, как портной; другой строгает, как столяр; третий кует, как кузнец, и т. д.
Иные подражают движениям сапожника, прачки, стеклодува и др.
Пока «балалаечник» играет на балалайке и поет, все остальные работают. Но как только он принимается за дело одного из «ремесленников» – тот немедленно начинает играть на балалайке, иначе выбывает из игры.
Сам хозяин переходит от одного дела к другому, обращается к ремеслам, только что им оставленным, снова принимается за балалайку. В этот момент все начинают заниматься своими ремеслами.
«МУЗЫКАНТЫ»
Участники игры садятся полукругом, а напротив них – «дирижер». Каждый избирает для себя музыкальный инструмент (скрипку, пианино, трубу, барабан и т. д.), а дирижер должен твердо запомнить инструменты, выбранные игроками.
Далее «дирижер» садится верхом на стул и палочкой отбивает по его спинке такт, как по пюпитру. В этот момент все начинают играть – делать движения, имитирующие игру

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
40
на том или ином инструменте; кроме того, каждый старается голосом передать звучание выбранного инструмента (рожок: тра-та-та, барабан: бом-бом-бом, гитара: дзинь-дзинь и т.
д.).
Когда музыка на полном ходу, «дирижер» вдруг обращается к одному из «музыкантов»,
который не играет, с вопросом: «Почему вы не играете?» Тот должен иметь в запасе отго- ворку, приличную его инструменту (иначе будет платить фант или выйдет из игры). «Скри- пач» может сказать, что у него сломался смычок, «гитарист» – что у него лопнула струна,
«барабанщик» – лопнула кожа на барабане, «пианист» – отвалились клавиши и т. д.
«Дирижер» делает выводы, приказывает тотчас исправить поломку и приступить к игре. Кто не имеет отговорок, должен играть, а те, у кого в запасе есть причины, может отдохнуть и перестать играть, когда захочет. «Дирижер» забавно сердится, не принимает никаких отговорок и приказывает всем играть. Наконец, играет полный «оркестр», и всякий старается придать разнообразие оригинальному «концерту». Живой и веселый «дирижер»
обращается то к одному, то к другому игроку, поправляет всех и создает очень веселую атмо- сферу, а все остальные ему активно в этом помогают.
Условия игры такие: нельзя повторять одни и те же отговорки; «дирижер» тоже платит штраф, если ошибается в «инструменте»; когда «дирижер» говорит, все «музыканты» пере- стают играть.
«ХОДИМ КРУГОМ»
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него.
Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упо- минается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу).
Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
41
Глава 5
Музыкальное караоке
«ВСЕ НАОБОРОТ»
Игра для детей от 10 до 13 лет. Число участников не ограничено. Развивает память и внимание.
Ведущий запевает одну из песен, к примеру: «Ой, мороз, мороз…». Другой игрок дол- жен вспомнить песню, где есть противоречие данной, например, «Я хочу увидеть лето, ты возьми меня с собой…», следующий будет искать противоречие уже этой песне: «Осень,
осень, ты на грусть мою похожа…», «Вместе весело шагать по просторам…», и т. д.
Повторять песни нельзя. Если кто-то замешкается больше чем на минуту, он выбы- вает из игры. Остаются самые эрудированные ребята. Когда останется примерно 30 % участ- ников, выбирается новый ведущий. Можно немного усложнить задание. К примеру, брать песни, исполняемые только девочками или мальчиками, только народные, застольные или детские.
«ВЕСЕЛЫЙ СКРИПАЧ»
Игра развивает память, внимание, дает возможность детям запомнить больше музы- кальных инструментов. В нее могут играть дети 11—15 лет, малышам ее можно немного упростить. Число игроков не ограничено.
Ведущий поет строку из песни, где упоминается какой-нибудь музыкальный инстру- мент, остальные игроки должны сказать, что он из себя представляет. К примеру, пианино имеет клавиатуру, несколько октав, две или три педали и т. д. Кто даст более полное описа- ние, тот будет загадывать новую песню.
Сами песни повторять нельзя, но можно использовать строки из разных песен, где упо- минаются одни и те же музыкальные инструменты, например: «Изгиб гитары желтой…»,
«Две гитары за стеной…». Участникам игры надо давать уже другое описание или допол- нять то, о чем уже было спето. Игроки не должны перебивать друг друга, описание инстру- мента идет либо по очереди, начиная с ведущего, либо по его указанию.
Для более эрудированных ребят игра немного усложняется. Это делается и в том слу- чае, если ведущий сомневается, кому отдать предпочтение. Он может сам задавать допол- нительные вопросы: «Кто из музыкантов играет на этом инструменте?»
Для детей помладше игра, наоборот, немного упрощается. Игроки не описывают музы- кальный инструмент, а просто показывают, как на нем играть. На гитаре и балалайке бренчат,
баян или гармошку растягивают, на пианино нажимают на клавиши. Следующий ведущий в этом случае выбирается по тому, как ребята показывают, насколько они эмоциональны и активны.
«РУЛЕТКА»
В этой игре определенное число участников (четное), не меньше 4 человек. Возраст
– 8—13 лет.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
42
Участники разбиваются по парам. Каждая пара загадывает строку из песни. Затем напарники показывают ее в виде пантомимы, остальные должны угадать, о чем идет речь.
Та пара, которая угадает, должна пропеть не только продемонстрированную строку, но и всю песню, причем делать это необходимо вместе, иначе выигрыш не зачтется. Угадавшая пара продолжает игру, показывая свою строчку из песни.
Загадывать можно как первую строчку песни, так и из середины куплета или припева.
Повторять песни нельзя: если загаданная песня уже прозвучала, то пара должна посовето- ваться и загадать другую. В случае, если строчку угадали сразу несколько пар одновременно,
ведущая пара либо выбирает игроков для исполнения песни, либо перезагадывает строку.
Игру можно немного усложнить, загадывая тематические песни или песни определен- ных исполнителей.
«ДОГОНИ-КА»
Для детей разных возрастов. Развивает внимание, быстроту реакции, память. Число игроков не ограничено.
Ведущий запевает первую строчку из песни и называет число, например три. Это озна- чает, что нужно пропеть третью строку из данной песни. Кто первый это сделает, тот и зага- дывает следующую песню.
Можно запевать как строку из припева, так и из куплета, повторять песни нельзя.
Можно загадать любое число до восьми, так как в припеве или куплете, как правило, не более восьми строк. Если пропета строка из припева, то и вторую строку необходимо петь именно из него. Если строчку пропели одновременно несколько человек, то ведущий оста- ется тот же, он перезагадывает песню до тех пор, пока только лишь один игрок быстрее всех отреагирует и пропоет нужную строку.
Изменится игра, если при том же ведущем игроки, угадавшие строку, выбывают из игры. Последний участник становится ведущим.
Усложнить игру можно следующим образом: ведущий поет не первую строчку, а любую последующую. В этом случае он должен быть внимательным и не перепутать назван- ное число, чтобы следующая строчка также была из припева или куплета. Если спета третья строчка, значит названное число не должно превышать пяти.
«ХОРОВОД»
Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число
– не менее 4 человек.
Дети встают в хоровод (в круг), берутся за руки и начинают движение. Ведущий запе- вает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод), так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.
Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часо- вой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки – ее испол- няют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот,
кто споет не ту строчку, выбывает из игры.
Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
43
1   2   3   4   5   6   7   8
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей