Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница31 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   39
Вопросы для самопроверки. Как бы вы обозначили место восприятия сказки в ряду видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В чем специфика деятельности восприятие сказки. Каков механизм влияния сказки на детское развитие. Чем народная сказка отличается от сказки авторской. В чем сила народной сказки. Сказка и иллюстрация к ним какое значение для детского развития имеют иллюстрации. Почему восприятие сказки не может быть ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста?
Литература
Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — МС. Максимов М. Не только любовь / / Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — МС
Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. — МС. 246—250.
Эльконин ДБ. Детская психология. — МС. ОБУЧЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Обучение как усвоение. Проблема соотношения развития и обучения в работе С.Л. Рубинштейна. Структура учебной деятельности. Специфика обучения в дошкольном возрасте. Вопросы преемственности обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Основные понятия психическое развитие, обучение, идеальная форма социального опыта, научение произвольное и научение непроизвольное, мышление, воображение.
Проведем небольшое научное исследование и начнем его с нескольких цитат.
«Психическое развитие детей, — пишет ДБ. Эльконин, — происходит в форме усвоения. Все то, что появляется у детей входе их психического развития, в "идеальной" форме дано им в социальной действительности как источнике развития и может стать их достоянием только через усвоение»
1
«Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действий вообще невозможно развитие, — отмечает Л.Ф. Обухова. — Обучение в ранних возрастах вплетено вовсе виды деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок захотел делать то, что хочет взрослый»
2
«Для того чтобы полно и правильно реализовать положение о единстве развития и обучения, необходимо учесть, что существуют собственно два способа научения. Учение как особая деятельность, специально направленная на научение как свою прямую цель, лишь один из них. Научение получается наряду с этими в качестве результата — а не цели — деятельности, непосредственно направленной на другую цель. Учение в таком случае является не особой преднамеренной деятельностью, а компонентом другой деятельности, в которую процесс научения включен. Это второй способ непроизвольного ' Эльконин ДБ. О структуре учебной деятельности / / Эльконин ДБ. Избр. психологические труды. — МС Обухова Л.Ф. Детская психология теория, факты, проблемы. — МС научения, включенного в деятельность, для которой научение выступает лишь в качестве результата, а не цели, является исторически первичным. Лишь затем из деятельности, направленной, как на свою цельна удовлетворение прямых жизненных потребностей человека, выделяется специальная учебная деятельность, для которой научение является не только результатом, но и прямой целью. При этом и далее, чем более жизненный характер имеют те или иные знания и умения, тем более овладение ими вплетено в жизненно мотивированную деятельность, непосредственно направленную на удовлетворение основных потребностей человека, а не специально на овладение этими знаниями и умениями.
Человек овладевает алгеброй в процессе специальной учебной деятельности, но речью, родным языком он первоначально овладевает, не учась ему специально, а пользуясь им в общении, в деятельности, целью которой является удовлетворение основных его жизненных потребностей. Входе этой деятельности достигается овладение речью, научение, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленный на иные цели.
Развитие совершается в единстве с научением в целом, осуществляющимся как одним, таки другим путем, не только сучением в более узком специальном смысле этого слова. Более того, в самом раннем возрасте учение в специальном смысле этого слова вообще еще не существует вместе стем в годы, когда человек вообще еще только формируется, у ребенка вся деятельность имеет своим результатом научение, овладение новыми знаниями, умениями, формами поведения»
1
Обучение рассматривают как двусторонний процесс. В нем переплетены деятельность учителя и ученика. Деятельность ученика, целью которой является научение, называют учебной деятельностью. Она имеет свою структуру, набор определенных компонентов учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки. Эту структуру учебной деятельности в свое время предложил ДБ. Эльконин.
Учебная деятельность чрезвычайно специфична. Ее предметом является сам ученик. В процессе учебной деятельности изменения происходят в нем самом, а не в предметах, которые он изучает. ДБ. Эль-конину принадлежат слова о том, что в процессе учебной деятельности мы должны научить ученика учиться.
Вместе стем все вышеперечисленные наработки, которые нашли отражение в статьях ДБ.
Эльконина, касаются прежде всего младшего школьного возраста, как и категория развивающее обучение Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Вт М, 1989. — Т. 1. С. 179—180.
275
история возникновения которой всем наверняка известна. Но можно ли переносить открытые закономерности на процессы обучения ребенка-дошкольника?
Откроем статью В.В. Давыдова, ВТ. Кудрявцева. Предмет исследования авторов — вопросы преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования. Авторы считают, что преемственность не должна задаваться как формальная связь самозамкнутых образовательных центров, внутри которых совершаются определенные процессы развития. Авторы статьи воспроизводят достаточно грустную картину преемственности в таком виде, в каком она существует в наших дошкольных учреждениях на сегодняшний день в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытеснила специфические формы жизни ребенка- дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества. Они либо уступают место обучению на занятиях, либо сами дидактизируются — в их содержании усматриваются черты учебных предметов.
Сопоставляя задачи начальной школы (формирование теоретического отношения к действительности) и дошкольного образования (развитие генетических предпосылок теоретического мышления, авторы в качестве таких предпосылок называют развитие у детей способности к творческому (продуктивному) воображению.
Прочтите статью В.В. Давыдова, ВТ. Кудрявцева и обратите внимание на Программу культурного развития детей четырех- и пятилетнего возраста, предложенную авторами.
В психологической литературе в свете вышеобозначенных задач синонимом обучения выступает категория развивающая работа. Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легкообучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы обучения и воспитания. Однако возможности ребенка небеспредельны, они ограничены возрастными психофизиологическими особенностями. По мнению авторов, раннее развитие нив коем случае не должно отождествляться с ранним обучением чтению, письму и счету оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь может идти лишь о развитии психических процессов, о развитии у ребенка умений рассуждать, оценивать, воспринимать, о развитии личностных качеств ребенка.
Наша справка
Давыдов Василий Васильевич (1930—1998) — доктор психологических наук, профессор

Кудрявцев Владимир Товиевич — доктор психологических наук, профессор, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания.
Чуприкова Наталия Ивановна — доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
Словарь понятий
Действие контроля — сопоставление выполняемого действия с образцом.
Действие оценки — действие по определению степени овладения ребенком необходимым способом действия.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта организация формирования знаний, умений, навыков.
Развивающее обучение — обучение, которое ведет к формированию все более и более внутренне расчлененных и иерархически упорядоченных когнитивных структур, к образованию все новых и новых элементов и увеличению связей между ними.
Учебная деятельность — форма усвоения социального опыта совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыта другие создают благоприятные условия для этого.
Учебная задача — способ действия, которым должен овладеть ученик.
Учебные действия — набор операций, которые должен совершить ученик для того, чтобы овладеть необходимым способом действия.
Формы проведения практических занятий по теме Обучение в дошкольном возрасте»
Цель: изучить возможности процесса обучения в дошкольном возрасте на детское развитие.
Вариант 1. Коллоквиум по книге А.П. Усовой Обучение в детском саду»
Как подготовиться к практическому занятию
На практическом занятии выбудете все вместе обсуждать работу А.П. Усовой Обучение в детском саду. Прочтите работу. Всели идеи, высказанные в ней, вам понятны Какие из предложенных подходов А.П. Усовой вы имеете возможность наблюдать ежедневно в условиях детского сада Что нового вы узнали, познакомившись с книгой Обучение в детском саду»?
Ход занятия
Занятие проводится в форме коллективного обсуждения работы. Каждый выступающий говорит о тех аспектах проблемы, которые
кажутся ему наиболее важными с позиции сегодняшнего дня. В конце занятия можно ответить на вопросы о том, что нового для себя узнали на занятии учащиеся.
Вариант 2. Психологический практикум
«Уровень сформированности учебной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста»
Как подготовиться к практическому занятию
Прочтите внимательно теоретический материал, рекомендуемую литературу. Особое внимание обратите на работу А.П. Усовой Обучение в детском саду».
Определите для себя предмет исследования. В этом вам может помочь учебное пособие ГА.
Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Подберите метод, соответствующий вашим исследовательским интересам. Подумайте над базами исследования и количеством ребят, которых вы пригласите принять участие в исследовании. Процедура проведения исследования, методы обработки полученных данных приведены в пособии. Воспользуйтесь предложенными рекомендациями.
Ход занятия
Расскажите о проделанной работе. Как вы планировали исследование Как определяли предмет исследования Кого из детей (мальчиков или девочек, какого возраста) привлекали к участию в исследовании Какие результаты вы получили К каким выводам пришли?
Вопросы для самопроверки. Что такое обучение. Какова специфика процесса обучения в дошкольном возрасте. Назовите задачи дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школьному обучению. Что такое непроизвольное научение. Как вы понимаете произвольное научение. Какой тип научения является ведущим у дошкольников. Назовите основные принципы построения процесса обучения в дошкольном возрасте по работе А.П. Усовой.
Литература
Габай Т.В. Педагогическая психология. — МС. 68—81.
Давыдов В.В., Кудрявцев ВТ. Развивающее образование теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 3—18.
278

Каменский ЯЛ. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики. — М, 1935. — Т. 1. — С. 193.
Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. — МС. Практическая психология образования. — М, 1997. — С.129—150.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Вт М, 1989. — Т. 1. — С. 178—180.
Чуприкова НИ. Умственное развитие и обучение. — МС 184.
Усова А.П. Обучение в детском саду. — М, 1970.
Эльконин ДБ. О структуре учебной деятельности / / Эльконин ДБ. Избр. психологические труды. — МС. ТРУД КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Определение понятий. Категория труд в широком и узком смысле слова. Категория труд в психологии. Л.А. Венгер, МС. Мухина, В.И. Тютюнник, Б.Г. Ананьев о категории труд. А.В. Запорожец, ДБ. Эльконин о труде как продуктивной и практической деятельности. В.И. Тютюнник о потребительском и производительном труде об исполнительном и творческом труде.
Труд в филогенезе и онтогенезе. Труд как вечное и естественное условие человеческой жизни. А.В. Запорожец о роли труда в развитии человека, его психики. В.И. Мясищев, А.Г. Ковалев о труде как движущей силе развития способностей человека. С.Л. Рубинштейн о месте труда в ряду основных видов деятельности человека.
Позиция Б.Г. Ананьева в вопросе о формировании готовности ребенка к труду. В.И. Тютюнник о двух линиях развития труда и их преемственности.
Труд ребенка дошкольного возраста. Место труда в ряду других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Две линии развития трудовой деятельности изменение результатов деятельности на протяжении дошкольного возраста и самого процесса деятельности. Л.А. Венгер и B.C.
Мухина о большей весомости результатов деятельности и о соотношении внешних и внутренних действий в процессе развития трудовой деятельности. А.В. Запорожец о своеобразии трудовой деятельности младших, средних и старших дошкольников. В.И. Тютюнник о возрастной периодизации трудового развития в раннем онтогенезе. Механизм влияния труда на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Механизм влияния трудовой деятельности на развитие познавательной сферы ребенка, произвольности психических процессов. Коммуникативные способности и их развитие в труде.
Значение методов педагогического руководства в процессе организации трудового воспитания (Д.Б.Эльконин, АР.
Лурия). Проблема формирования позитивного отношения ребенка к трудовой деятельности. Уроки рукоделия в системе воспитания вальдорфской педагогики и их значение для интеллектуального развития ребенка
Основные понятия общественно значимая, целесообразная деятельность, орудия труда, результат труда, формы труда, развитие трудовой деятельности, филогенез, онтогенез, отношение к труду, психическое развитие, формирование личности.
Основная задача темы — показать чрезвычайное значение трудовой деятельности в жизни дошкольника и ее влияние на психическое развитие ребенка. Будут использованы не только теоретические работы отечественной и зарубежной психологии поэтому вопросу, но и экспериментальные исследования, составившие поистине золотой фонд психологической науки.
Среди авторов, к которым мы обратимся, — Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, ДБ.
Эльконин, АР. Лурия, Л.А. Венгер, B.C. Мухина. Представлены экспериментальные разработки
Л.А. По-рембской и ЯЗ. Неверович.
На обсуждение вынесены три вопроса. Определение понятий. Мы раскроем суть понятия труд в узком и широком смысле слова проследим, как трактуют это понятие в философии, психологии, педагогике. Труд в ряду других видов деятельности. Специфика труда. Как показал проведенный анализ имеющихся в психологии работ поэтому кругу проблем, существуют достаточно противоречивые, точнее сказать, противоположные взгляды на этот круг проблем. Эту противоречивость подмечает и анализирует в своей работе Б.Г. Ананьев. Сего точки зрения, неправомерно исключать труд из видов деятельности, способных влиять на развитие ребенка. Свое доказательство он построил следующим образом рассмотрел роль труда в сохранении и воспроизведении сознания пожилых людей доказывая ошибочность представления, согласно которому одна форма деятельности возникает из другой вследствие внутренних законов (по его мнению, без обучения труду, посильного для детей различных возрастов, невозможно сформировать и готовность к труду, рассматривает диалектику сознания и деятельности, подчеркивая, что первоначальные факты сознания — это восприятие и переживание ребенком собственного предметного действия, совершаемого в форме самообслуживания или кормления, игры или графического действия в качестве основных видов деятельности рассматриваются познание и общение, которые воссоединяются в процессе труда результат такой конвергенции — не только сенсомоторное развитие человека, но и такие потенциальные свойства личности, как жизнеспособность, работоспособность, одаренность, специальные способности и т.п.
Анализ развития трудовой деятельности в дошкольном возрасте показал, что этот процесс идет в двух направлениях. Направление
первое касается результата деятельности. Направление второе касается самого процесса деятельности. Теоретическая разработка этого вопроса — в работе Л.А. Венгера и B.C. Мухиной меняется соотношение внешних и внутренних действий. В работах А.В. Запорожца мы находим иллюстрацию этому факту (создание известного замысла последующих действий начинает предшествовать их реальному выполнению).
И еще одна проблема волнует психологов в связи с развитием трудовой деятельности в дошкольном возрасте — это формирование общественных по своему содержанию мотивов трудовой деятельности. Исследования ЯЗ. Неверович показывают, что залогом такого формирования может стать соответствие мотивов деятельности ее содержанию. Очень важно, чтобы эта связь, эти отношения были понятны ребенку. Механизм влияния труда на психическое развитие ребенка.

В физиологии мы находим объяснение тому факту, что практическая деятельность оказывает влияние на психическое развитие ребенка. В психологии непреходящее значение труда в психическом развитии ребенка видят в его специфичности. Специфичность же труда в том, что все звенья этого вида деятельности подчинены получению итогового результата.
В числе выводов поэтому разделу — положительное влияние различных видов деятельности на развитие ребенка во многом зависит от методов педагогического руководства. В отношении каждого вида деятельности должен быть найден такой метод организации, при котором ребенок не только приобретет новые умения, но — и это главное — перейдет на более высокую ступень психического развития.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей