Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница1 из 39
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
О.А. Шаграева
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ
КУРС
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений
Москва
2001

ББК88.8я73 Ш15
Рецензенты:
кафедра педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ
(зав. кафедрой доктор педагогических наук, профессор
С.А. Козлова),
доктор психологических наук, профессор
Л.Ф. Обухова
Шаграева О.А.
Ш15 Детская психология Теоретический и практический курс Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с В учебном пособии отражены наиболее важные проблемы детской психологии. Среди них — проблемы методологического плана вопрос о движущих силах психического развития ребенка, проблемы соотношения обучения и развития, возрастной периодизации. Представлены основные направления зарубежной и отечественной психологии.
Особого внимания заслуживают представленные в пособии формы проведения практических занятий. Они интересны и разнообразны.
Пособие предназначено для студентов вузов будет полезно студентам колледжей, практическим психологами родителям. Его могут использовать все, кто захочет самостоятельно изучить вопросы детской психологии, особенности детского развития.
ББК88.8я73
ISBN 5-691-00611-8
© Шаграева О.А.,2001
© Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2001 © Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................................................................... Глава первая Введение в детскую психологию. Житейская и научная психология о закономерностях детского развития. Предмет и задачи детской психологии............................................................31
Методологические проблемы детской психологии.........................................46
Методы детской психологии...........................................................................67
Исторический очерк становления детской психологии..................................86
Глава вторая Основные направления зарубежной детской психологии Психоанализ о закономерностях детского развития......................................97
Генетическая психология о закономерностях развития интеллекта. Закономерности развития психики с позиции бихевиоризма ...................... Основные положения теорий социального научения. Гуманистическая психология о закономерностях детского развития. Глава третья Проблемы детского развития в отечественной психологии. 158
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского ................................. Деятельностный подход к анализу психики ребенка. 173
Отношенческая психология о закономерностях детского развития ............ Глава четвертая Характеристика психического развития ребенка на разных возрастных этапах. Основные закономерности психического развития ребенка первого года жизни. Специфика развития ребенка в раннем возрасте. Общая характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте. Общение как вид деятельности ребенка дошкольного возраста .................. Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность и детское развитие в дошкольном возрасте..................................................................................259
Восприятие сказки как деятельность ребенка дошкольного возраста Обучение в дошкольном возрасте. Труд как вид деятельности ребенка-дошкольника........................................ 279 1* 3
Глава пятая Методология и методика преподавания психологических дисциплин в педагогическом колледже и
вузе....................................310
Приложения
Приложение I. Семья в представлениях народной психологии. Приложение П. Фрагменты художественных произведений,
использованных в тексте. Приложение III. Основные этапы информационного поиска ...................... Приложение IV
.............................................................................................367
Моему брату Ахраменко Сергею Аркадьевичу
Предисловие
В поле внимания учебного пособия — дошкольное детство, возрастной период от рождения ребенка до момента его поступления в школу. Ценность изложенного в пособии материала, его содержание и форма подачи, состоит в попытке организовать работу студентов здесь намечен путь, следуя которым учащиеся смогут самостоятельно или под руководством преподавателя получить первые представления об актуальных вопросах детского развития. Учебное пособие — своеобразный путеводитель в мире изданной литературы по детской психологии опубликованных в последнее время статей, монографий, учебников и учебных пособий.
В учебном пособии нашли отражение актуальные проблемы возрастной психологии на современном этапе. Однако задача учебного пособия состоит не в том, чтобы изложить студентам ту или иную сумму знаний, а в том, чтобы предложить им пути поиска этих знаний в полном соответствии с проблемами, которые возникают у специалистов в рамках педагогической деятельности.
Автором не ставилась задача дать исчерпывающую характеристику тому или иному направлению в психологии, той или иной проблеме. Представлялось чрезвычайно важным очертить лишь некоторые аспекты поднятых проблем и вопросов. Студенту же предоставлено право самостоятельно, согласуясь со своими собственными интересами, стой реальностью, в которой он действует и живет, достроить это здание психологических концепций, теорий, направлений и подходов, имеющих принципиальное значение как для практики воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, таки для самого студента. Каждый тематический раздел предполагает работу над понятиями, работу с первоисточниками и комментариями, которые имеются в настоящее время в психологической литературе.
В работе нашел отражение опыт автора по изучению различных форм групповой работы, накопленных в практической психологии. Этот опыт преломлен через призму научного знания и предмет детской психологии.
Когнитивная психология как за рубежом, таки у нас в России предлагает целый спектр условий, способствующих активизации мыслительных процессов. Некоторые из них положены в основу построения теоретических и практических курсов, изложенных в данном учебном пособии
Основное внимание в пособии уделено описанию возможных вариантов проведения практических занятий по детской психологии в педагогическом вузе. Представлена технология проведения занятий, даны перечень вопросов для обсуждения, набор проблемных ситуаций из консультативной практики психолога и педагога, странички из дневников родителей, вопросы для самопроверки.
Программой курса предусмотрены изучение студентами теоретического материала, чтение основных первоисточников, проведение наблюдений и экспериментов, участие в практических занятиях, написание рефератов, докладов и т.д. Залог успеха на этом пути — интерес и желание учащегося освоить основные положения психологической науки, использовать полученные знания в реальной жизни и профессиональной деятельности.
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и колледжей, детских практических психологов, может быть использовано родителями. Оно будет полезно практическим психологам, организующим просветительские мероприятия в среде педагогических коллективов детских садов и родителей. Окажется хорошим подспорьем для тех, кто хотел бы самостоятельно изучить детскую психологию. Пособие содержит оригинальный материал по изучению представлений народной психологии о закономерностях детского развития.
Методологические принципы, лежащие
в основе построения теоретического и практического курса
психологии дошкольного возраста
Исходным положением построения курса явилось предположение о том, что психологические дисциплины в структуре педагогического образования имеют особый статус. Они не являются самоцелью. Они — средство для построения эффективной деятельности будущего педагога по воспитанию гармонично развитой личности.
Нельзя считать задачу по овладению понятийным аппаратом завершенной, если студент только дал правильное определение тому или иному понятию. По словам Л.С. Выготского, определение понятия — это не конец, а лишь начало овладения этим понятием.
Системный подход, принцип дифференциации, положение отечественной психологии о единстве деятельности и сознания, положение об активности присвоения и активности отдачи, положения
П.Я. Гальперина о роли ориентировочной основы действия — набор принципов, лежащих в основе построения теоретического и практического курса
Под системным подходом понимают направление методологии специально-научного исследования и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Достоинство системного подхода видится в том, что он позволяет гармонично соединить в единую картину самые разнообразные, самые противоречивые теоретические концепции и методологические подходы, имеющиеся в детской психологии. Будущему педагогу чрезвычайно важно осознать эту гармонию и взаимную дополняемость результатов, имеющихся в сфере научного знания.
Согласно принципу дифференциации, широко применяемому в современных технологиях образования, в пособии сопоставляются различные явления социальной действительности, определяется структура того или иного социального явления, события, что позволяет студенту лучше усвоить материал и перенести накопленный опыт из ситуации учебной в русло собственной практической деятельности. Принцип дифференциации находит отражение в сопоставлении различных точек зрения, имеющихся в аудитории слушателей и науке, по тем или иным вопросам.
Согласно положению отечественной психологии о единстве деятельности и сознания, сознание зарождается, формируется и реализуется в деятельности. Только произведя те или иные действия, человек способен в полной мере осознать их эффект.
Положение об активности присвоения и отдачи сформулировано в работе Е.О. Смирновой. Активность присвоения достигается посредством обращения к тем проблемам, которые ставит перед студентами жизнь, к вопросам, которые являются для них чрезвычайно важными. Это позволяет задать некоторую мотивационную основу изучения курса детской психологии. Активность отдачи — заинтересованность преподавателя в эффективной работе, поиск средств в достижении данной цели.
Концепция П.Я. Гальперина, в частности его положение о решающей роли ориентировочной основы действия
(ООД), критериях ее выделения, типах ООД и этапах усвоения умственного действия, дает в руки инструмент, используя который можно должным образом преподнести учебный материал.
Требования и задачи курса
Предполагается, что по завершении курса студенты будут владеть понятийным аппаратом детской психологии (знать определения понятий и уметь раскрывать их смысл. Они смогут развести позиции отечественной и зарубежной психологии в решении глобальных
проблем детской психологии, будут владеть навыками информационного поиска. Будущие специалисты смогут анализировать явления окружающей действительности сточки зрения научной психологии. Научатся формулировать и высказывать собственные мысли.
Принципы организации и проведения практических занятий
Стиль общения преподавателя и студента — диалог на равных.
Очень важно, чтобы и студенты и преподаватель были готовы к такому стилю общения. Преподаватель и студенты ищут ответы на возникающие вопросы вместе.
Постоянное обращение к актуальным вопросам.
В ходе занятий студенты и преподаватель выносят на обсуждение не вопросы, обозначенные в программе курса, а те вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Вопросы учебного курса — не цель, а средство решения первого ряда вопросов.
Работа на практических занятиях зачастую будет требовать разделения учебной аудитории на
подгруппы.
В ситуациях групповой психотерапии известно несколько вариантов разделения больших аудиторий на группы.
Во-первых, можно обратиться к самим слушателям, чтобы они объединились в группы с малознакомыми людьми или стем, с кем они пока еще ни разу не общались.
Во-вторых, можно заранее подготовить жребий — небольшие листочки бумаги с написанными на них номерами подгрупп.
В-третьих, аудиторию можно попросить рассчитаться на первый — N-ный (число должно быть кратно количеству предполагаемых подгрупп. В подгруппе может быть разное количество человек. Количественный состав групп зависит от времени, которым вы располагаете. Чем больше человек участвует в работе подгруппы, тем больше времени необходимо отвести ей для обсуждения того или иного вопроса.
Нормы и правила обсуждения вопросов и проблем в подгруппах.
Они могут быть такими:
а) здесь и теперь б) уступив) вопрошай, а не утверждай».
В психотерапевтической практике эти принципы применяются достаточно широко (К. Роджерс, А.
Гармаев). Полезны они ив практике педагогического общения.
Установка на успех.
Позитивная составляющая семинаров достигается посредством ряда вопросов, адресованных студентам Где эти знания можно использовать и Что положительного для вас было сегодня на занятии Эти вопросы можно задавать в конце каждого практического занятия
независимо от формы его проведения, выделив для этого определенное время. Важно стремиться, чтобы каждый студент смог получить что-то положительное для себя.
Структура пособия
В пособии пять разделов введение в детскую психологию, основные направления зарубежной детской психологии, проблемы детского развития в отечественной психологии, характеристика психического развития ребенка на разных возрастных этапах, методология и методика преподавания психологических дисциплин в педагогическом колледже и вузе.
Материалы первых четырех глав представлены в виде конспектов теоретического минимума, в каждом из которых приводится план, основное содержание темы имеются рубрики наша справка, словарь понятий описаны возможные формы проведения практических занятий приводится список литературы.
В тексте конспектов теоретического материала имеются примеры из педагогической и консультативной практики, записи из дневников матерей.
Содержание пятого раздела — результат собственной научной деятельности автора по изучению возможных подходов к педагогическому процессу в рамках высшей школы.
Формы проведения практических занятий
Основная задача практических занятий — не только обсудить и закрепить учебный материал, познакомить будущих специалистов с возможными формами его деятельности, отработать и закрепить на практике основные приемы и методы работы с детьми, родителями и коллективом педагогов детских садов, но и сделать процесс изучения детской психологии в системе педагогического образования более привлекательным.
Формами проведения практических занятий могут быть семинар, групповая дискуссия, научная конференция, деловая игра, психологический практикум, творческая лаборатория, психологическая консультация, тренинг личностного роста, групповая дискуссия, коллоквиум, «социально-психологический тренинг. В общем виде их задачи и технологию можно описать следующим образом.
Семинар.
По определению, семинар — групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. Здесь
обсуждаются теоретические положения изучаемого материала, уточняются позиции авторов научных концепций, ведется работа по осознанию студентами категориального аппарата психологической науки, определяется и формулируется отношение учащихся к теоретическим проблемам науки, оформляется собственная позиция будущего специалиста. Форма работы — диалоги студенты и преподаватель вправе задавать друг другу вопросы, которые возникли и могут возникнуть у них в процессе изучения и обсуждения материала. Делятся своими сомнениями, наблюдениями. Приводят доводы за и против той или иной позиции, обосновывают возможность применения на практике тех или иных теоретических положений.
Психологическая консультация — психологическая помощь. Суть технологического процесса — специально организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности для преодоления возникших проблем и трудностей. В целях решения учебной задачи психологическая консультация как форма проведения практического занятия предполагает обсуждение проблем, с которыми может столкнуться или уже сталкивается педагог или родитель в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Ведется поиск решения обозначенных вопросов с опорой на теоретические знания и практический опыт будущих специалистов.
А потому перед началом занятия преподаватель спрашивает слушателей о тех вопросах, которые возникают у них в процессе их профессиональной деятельности. Вопросы могут касаться самых разных ее сторон взаимодействие педагогов в коллективе, их отношение к ребенку и коллективу детей. Это могут быть и вопросы, имеющие отношение к сфере личных интересов и проблем студентов. На выдвижение вопросов отводится 5—10 минут. Вопросы записываются на доске. Затем следует выслушать тех, кто заявил вопрос. Выяснить, почему возник данный вопрос. Аудитория может задать встречные вопросы, для того чтобы для себя прояснить некоторые детали ситуации.
В проведении дальнейшей работы возможны варианты:
а) ведущий спрашивает аудиторию о том, кто и какой именно вопрос хотел бы обсуждать. Вопросы, не набравшие необходимого числа голосов (менее двух, заносятся в список вопросов, к которым можно будет вернуться и обсудить их на последующих занятиях. Слушатели, избравшие одинаковые вопросы, объединяются в подгруппы. Лучше, если участником соответствующей группы будет и автор вопроса;
б) аудитория разбивается на пары в случайном порядке. В процессе работы оба участника попеременно выполняют роли консультанта и клиента. Клиент заявляет проблему, консультант ее решает в соответствии стой учебной задачей, которую поставил на занятии преподаватель. Например решить проблемную ситуацию с позиции психоанализа.
Подгруппам (и парам) отводится определенный промежуток времени на обсуждение вопроса и поиск ответа на него. По окончании работы заслушиваются представители групп (пар, которые рассказывают всем присутствующим о результатах работы.
«Научная конференция».
Конференция — большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп. В нашем случае научная конференция как форма проведения практического занятия — это разнообразие точек зрения на какую-либо проблему. Это подведение итогов самостоятельной деятельности студентов. Здесь могут быть представлены и результаты работы с литературой, и результаты проведенного мини-исследования самих студентов. Студенты самостоятельно ведут поиск литературы по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Эта форма проведения практического занятия позволит в занимательной и интересной форме отработать профессиональные навыки будущего специалиста умение планировать свою деятельность, проводить занятия с детьми, с учетом их возрастных особенностей. Позволяет отработать студенту навыки поведению психолого-педагогической работы с родителями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Такая форма позволит студенту осознать свои успехи и неудачи уже в учебной аудитории, определить при помощи преподавателя и своих коллег путь, по которому можно следовать дальше, повышая уровень своего профессионального мастерства. Входе данной формы работы на занятии задается модель будущей деятельности специалиста проведение занятий и воспитательных мероприятий с детьми, родительских собраний и бесед с педагогическим коллективом детского сада, занятий в колледже. Роль детей, родителей и воспитателей, студентов колледжей при этом исполняет аудитория слушателей.
В рамках данной формы работы можно доверить проведение определенного практического занятия кому-либо из слушателей. В этом случае по окончании занятия слушатели в позитивном ключе обсуждают проведенное занятие, говорят о том, что получилось хорошо, высказывают пожелания коллеге о том, что необходимо сделать будущему педагогу, чтобы быть более эффективным в своей профессии
Психологический практикум.
СИ. Ожегов дает достаточно общее понимание категории практикум. Практикум — практические занятия в специальных учебных заведениях. Специальный — относящийся к отдельной отрасли, присущий той или иной специальности. В поле нашего внимания здесь оказываются формирование исследовательских навыков и умений будущих специалистов, их способность выделить проблему, подобрать необходимые методы исследования, провести исследование, обработать и проанализировать полученные материалы, сформулировать выводы, использовать полученный материал в практической деятельности.
Творческая лаборатория.
Лаборатория — учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования внутренняя сторона творческой деятельности. Специальным предметом рассмотрения данной формы практического занятия является разработка необходимых правили критериев деятельности студентов умение определять основные понятия категории психологии (понимание структуры определения, законов их построения пользуясь этими знаниями, студент будет чувствовать себя более комфортно в ситуации встречи с новыми или малознакомыми ему словами и категориями науки умение управлять своим состоянием вовремя экзамена, умение оценить свой ответ на основе выделенных критериев, умение слушать и слышать себя (как подготовиться к экзамену более эффективно, как отвечать на экзамене, критерии оценки, которыми пользуется преподаватель, оценивая ответ учащегося на экзамене).
В поле внимание данной формы работы могут оказаться те аспекты учебной деятельности студента, которые вызывают непонимание учащихся. Например, можно обсудить и выработать определенные подходы к тому, как работать с литературой, как составлять конспект, как вести поиск литературы, как подготовить выступление на конференцию и т.д. Возможно обсуждение вопросов иного плана. Например, какое воспитание можно считать правильным, что можно использовать в качестве поощрения в процессе воспитания.
Аудитория разбивается на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается задание.
Тренинг личностного роста.
Тренинг — система, режим тренировок. Тренинг личностного роста — это своеобразный тренинг познавательных процессов и навыков учебной и исследовательской деятельности студентов. Здесь возможны различные формы организации деятельности студентов.
Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов
групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. В поле внимания данной формы практических занятий — коммуникативные навыки студента. Формируется способность устанавливать контакт с другими людьми, корректировать свою позицию под влиянием изменившейся ситуации, воспитываются такие личностные качества, как чуткость, внимательность и терпимость по отношению к другому человеку — коллеге по работе, ребенку.
Компетентный педагог — это человек, который научился владеть своими собственными эмоциями и переживаниями, умеет найти выход из сложных жизненных ситуаций, человек с позитивной жизненной позицией и воспитательными установками.
Групповая дискуссия.
Дискуссия — обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Групповая дискуссия как форма практического занятия — это сосуществование различных, порой прямо противоположных точек зрения на ту или иную проблему, тот или иной аспект научного знания и социальной практики.
Коллоквиум — беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. Коллоквиум как форма проведения практического занятия предполагает серьезную самостоятельную работу студентов над монографией или серией статей заданного содержания и отчет учащегося о проделанной работе входе практического занятия в форме индивидуального собеседования с преподавателем
Глава первая ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом