Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница3 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Из дневника матери
«Моя семилетняя дочь учится в первом классе. Некоторое время назад я увидела следующую сцену. Мы пришли в овощной магазин. Я подошла к одному из отделов. Заняла очередь. А моя дочь стояла у противоположной витрины. Вдруг я замечаю, как подходят к той же витрине две девочки, чуть постарше моей дочери, отталкивают ее, а она безропотно подчиняется их воле. Мне стало ужасно обидно. "Ну, что же это у меня за ребенок, не может постоять за себя, — с горечью подумала я. Вчера подвернулся случай проверить мое предположение. Днем Ирина сказала мне, что у нее закончились тетради. Магазин письменных принадлежностей находится в нашем же домена первом этаже, и я предложила ей сходить самой в магазин. Она ушла, а я сижу и думаю "Ну точно придет без тетрадей. Таки произошло. Тетрадей в магазине нет, — говорит она мне. Я так рассердилась. Схватила ее за руку. Привела в магазин. "Смотри, дуреха ты эдакая, вот тетради. Что я могу сделать, чтобы воспитать в ребенке уверенность?»
Заметили ли вы стадии самоактуализации родительских пророчеств, выделенных М. Снайдером? Какие именно стадии здесь имели место Чтобы вы посоветовали матери Как преодолеть подобный заколдованный круг родительских впечатлений и реакций на поведение ребенка
Пример из педагогической практики
Место действия — детский сад. Идет подготовка к празднику. Ребенку четырех лет поручили читать стихи. Он должен открыть праздник. Его мать работает в этом же детском саду. Она очень радуется тому, что сыну оказали такую честь, такое доверие.
Начинается праздник. Малыш выходит в центр зала и, растерявшись, все забывает. Потом он слышит напряженный шепот воспитателя ему подсказывают строчки из стихотворения. Ион начинает читать стихи.
Заведующий и методист, другие воспитатели тоже заметили эту паузу. После праздника устроили достаточно серьезный разбор ситуации. Почему такому ребенку, — возмущалась администрация детского сада, — доверили читать стихи Все это слышит мама. Она не знает, как ей быть. Она боится, что ребенок потеряет уверенность в своих силах. Говоря точнее считает, что ребенок уже потерял веру в свои силы.
Каково ваше отношение к данной ситуации Как бы повели себя на месте мамы, воспитателя, заведующего, методиста Не кажется ли вам, что ребенок теряет веру в свои силы лишь после того, как веру в его силы потеряет его мать?
Народная психология о закономерностях детского развития
Под народной психологией принято понимать систему взглядов и представлений людей, непосредственно несвязанных с академической наукой и не имеющих специального образования. По мнению Дж. Кагана, народная психология придерживается той точки зрения, что то или иное качество психики имеет свои корни в прошлом. Например, события раннего возраста оказывают серьезное влияние на эмоциональное состояние и поведение подростка. Так, любовь материк младенцу рассматривается как необходимое условие умственного здоровья ребенка в будущем.
Подобные результаты были получены ив совместном исследовании Л.Ф. Обуховой и О.А.
Шаграевой. Оно было посвящено выявлению взглядов неформальных объединений семей, пропагандирующих нетрадиционные подходы к рождению, воспитанию и обучению маленького ребенка. Результаты этого исследования представлены в приложении Наша справка
Брунер Джером — виднейший американский психолог в течение 30 лет профессор Гарвардского университета, директор Центра по исследованию познавательных процессов. Профессор Оксфордского университета

Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австрийский философ, профессор Кембриджского университета (1939—1947).
Гиппенрейтер Юлия Борисовна — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ.
Хейманц Питер — голландский психолог, доктор психологии.
Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич — доктор медицинских наук, заведующий курсом детско-подростковой психотерапии
Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Известный специалист в области психодиагностики, семейной и групповой психотерапии.
Юстицкий Виктор Викторович — специалист в области семейной психотерапии, автор книги Семейная психотерапия (в соавт.)
Словарь понятий
Абстракция — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.
Бихевиоризм — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Закон — категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира.
Закономерный — соответствующий, отвечающий законам.
Интуиция от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте чутье, проницательность.
Конкретность — реально существующий, вполне точный и вещественно определенный, в отличие от абстрактного, отвлеченного.
Наблюдать — внимательно следить глазами за кем- чем-нибудь, а также вообще внимательно следить за кем- чем- нибудь не упуская из виду, из поля зрения.
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Обобщение от лат. generalisatio) — мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях индуктивное обобщение от одного понятия, суждения и т.д. к другому более общему понятию и т.д.
Осознать — полностью довести до своего сознания, понять.
Понятие — логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
Размышлять — углубляться мыслью во что-нибудь, раздумывать.
Рациональный — относящийся к разуму разумно обоснованный, целесообразный.
Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Экология социальная — отрасль науки, исследующая отношение между человеческими сообществами и окружающей географическо-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, других экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции и т.п.
Экологичный — здесь способствующий здоровому развитию ребенка.
Эксперимент от лат. experimentum — проба) — один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Формы проведения практических занятий по теме
«Житейская и научная психология о закономерностях
детского развития»
Цель: осознание студентами собственного житейского опыта и его сопоставление с научным знанием.
Вариант 1. Семинар Зачем нужны человеку дети или как мы заботимся о них»
Как готовиться к практическому занятию
Подумайте, как бы вы ответили на основной вопрос занятия Понаблюдайте за возможными ситуациями взаимодействия взрослых людей с детьми, которые могут оказаться рядом с вами (в семье, в транспорте, в дошкольном детском учреждении, магазине, на выставке, в музее, кино. Такие примеры можно найти ив художественной литературе (см. приложение I). Постарайтесь, чтобы этих ситуаций было как можно больше. В условиях детского сада можно понаблюдать за ситуациями общения родителей и детей в утренние и вечерние часы, когда родители приводят и забирают детей из детского сада. О чем говорят материи отцы с детьми в такие минуты Отвечают ли на вопросы детей Как реагируют на то, что ребенок пытается им рассказать
Запомните, а еще лучше запишите то, что вы увидели и услышали.
Например:
Встреча 1. Я стою у подъезда. Накрапывает дождь. Мимо проходит мама с малышом лет двух. Они идут чинно. Не спеша. Видимо, прогуливаются. В какое-то мгновение малыш оступается и оказывается лежащим в небольшой луже. Мама резко хватает ребенка за руку. Ставит его на ноги и начинает отчитывать. Малыш плачет».
Встреча 2. Я в электричке. Рядом сидит семья. Жена, муж, двое детей. Одному из них на вид года четыре, другому лет десять. Мама рассказывает им сказку о трех поросятах. Вот она поет последнюю песенку и замолкает Еще расскажи, — просит младший Какую Эту же.
И мама вновь, в который уже раз за время пути, начинает свой рассказ».
Встреча 3. В автобус вошла мама с ребенком лет четырех. Она села на одно из первых мести усадила малыша к себе на руки. Какое-то время мальчик сидел спокойно и смотрел в окно. Но это длилось недолго. Он стал вертеться, пытаться слезть с маминых рук. Сиди смирно, — сказала мама. Ребенок на какое-то время замирал, но потом вновь начинал ерзать. Ты слышишь меня или нет — уже более строго сказала мать и, резко дернув малыша, повернула его лицом кокну, а сама вновь задумалась о чем-то своем...
Проведите небольшое исследование, ответив на вопрос какие ситуации в ваших наблюдениях встречались чаще те, в которых ребенок имел возможность испытывать положительные эмоции или отрицательные Всегда ли встречал понимание со стороны взрослых Как бы вы объяснили поведение отцов, матерей, воспитателей, других взрослых в тех ситуациях, которые вы наблюдали о которых прочли Как бы вы сформулировали свое отношение к тому, что увидели и услышали Как выдумаете, насколько экологично такое поведение взрослых для ребенка Какими позитивными намерениями руководствовались взрослые, выстраивая данную линию поведения с малышом Происходило ли подобное с вами Как вывели себя Какие варианты поведения матерям (отцам, воспитателям, любому взрослому человеку) вы могли бы предложить Была ли у вас в жизни возможность вести себя подобным образом Что из этого вышло Меняет ли образование взгляды взрослого человека на воспитание ребенка И если да, то как именно Какими принципами руководствуетесь вы, строя свои отношения с другими людьми С детьми Подводя итог проделанной работе, попытайтесь сформулировать принципы, которыми, с вашей точки зрения, обычно руководствуются взрослые при воспитании детей.
Отметьте те трудности, которые вы испытали при подготовке к семинарскому занятию. Как выдумаете, почему эти трудности возникли Что необходимо было вам для того, чтобы их преодолеть Что положительного для себя вы приобрели в процессе подготовки к практическому занятию Подготовьтесь рассказать о своих наблюдениях, размышлениях и выводах на практическом занятии.
Ход занятия
Занятие можно начать с обсуждения того положительного, что приобрели учащиеся в процессе подготовки к практическому занятию. Это даже не обсуждение, а простое информирование друг друга о своих собственных приобретениях.
Далее каждый слушатель рассказывает о проведенных наблюдениях и собственных размышлениях. К какому выводу вы пришли, прослушав выступления ваших коллег?
Примечание. Выводы могут быть самые разные, могут касаться вашей профессиональной деятельности или выходить за ее рамки. Расскажите о них вашим коллегам.
Подумайте, где можно использовать полученные знания. Что положительного для себя вы приобрели входе проведения практического занятия?
Вариант 2. Научная конференция Что я знаю о законах детского развития»
Как подготовиться к практическому занятию
Подумайте над тем, какие законы детского развития вы уже сейчас смогли бы сформулировать. На чем они основаны Сформулируйте их и запишите в тетради. Подготовьтесь рассказать о них своим коллегам на семинарском занятии. Проиллюстрируйте материал примерами.
Ход занятия
Аудитория слушателей разбивается в случайном порядке на подгруппы. В течение получаса каждая из подгрупп, опираясь на мнение своих участников, формулирует законы детского развития, которые ей знакомы из личного опыта, и представляет их вниманию
слушателей. В выступлении можно привести примеры, иллюстрирующие ваши положения и доказывающие правильность вашего подхода.
По итогам обсуждения можно систематизировать прозвучавшие наиболее общие законы детского развития. Каких в данный момент представляют слушатели, не имея специальной подготовки Можно эти положения зафиксировать, чтобы вернуться к ним по окончании курса детской психологии, проведя сравнительный анализ.
Где можно использовать полученные знания Что положительного для себя вы приобрели входе проведения практического занятия?
Вариант 3. Психологическая консультация Формулируем социальный заказ для возрастной психологии»
Как подготовиться к практическому занятию
Проанализируйте свою профессиональную деятельность или те ситуации, в которых вы оказывались в повседневном общении с другими людьми. Перечислите вопросы, которые ставила перед вами жизнь, вопросы, на которые вы пока не нашли ответа. Запишите их в тетрадь.
Ход занятия
Поочередно заслушиваются выступления и фиксируются вопросы, ответы на которые будут даны в процессе изучения возрастной психологии. Перечень вопросов можно систематизировать.
Вариант 4. Творческая лаборатория
«Научная психология о закономерностях
детского развития»
Как подготовиться к практическому занятию
Специальной подготовки эта форма проведения семинарского занятия не требует.
Ход занятия
Студентам раздаем программу курса по детской психологии, которую им предстоит изучать. Аудитория разбивается на подгруппы в случайном порядке. Каждая подгруппа в программе находит положение, которое она уже сейчас без специальной психологической подготовки могла бы раскрыть. В течение 20—30 минут готовится такое выступление. После того как выступление будет подготовлено, проанализируйте его содержание.
Как бы вы оценили степень научности вашего доклада Житейским или научным языком вы пользовались при его составлении На каком языке вам хотелось бы излагать свои мысли Какие элементы придают выступлению (докладу) научность Беря в руки ту или иную книгу или журнал, как вы понимаете, в каком стиле она написана, в научном или популярном?
Выступления заслушиваются и обсуждаются. Представляются и результаты анализа собственных докладов. Участники практического занятия должны иметь возможность задать друг другу вопросы. Сформулированные показатели научности можно записать, чтобы в последующей работе его дополнять и использовать в качестве ориентиров в построении собственных выступлений на практических занятиях, а может быть, и на научных студенческих конференциях. Подведите итоги проделанной работе. Что положительного для себя вы приобрели входе проведения практического занятия?
Вариант 5. Групповая дискуссия Народная психология о закономерностях детского
развития»
Как подготовиться к практическому занятию
Познакомьтесь со взглядами неформальных объединений семей, приведенными в приложении I. Может быть, вы сами участвовали в каких-либо из подобных объединений?
Ход занятия
Аудиторию целесообразно разбить на подгруппы по 5—6 человек.
Поделитесь своими размышлениямцпо поводу существующих объединений друг с другом. Сформулируйте имеющиеся у вас точки зрения по поводу таких групп и их подходов к воспитанию ребенка. Как официальные органы здравоохранения и образования должны строить свои отношения с подобными объединениями Что может сделать в этой сфере специалист в рамках своей профессиональной деятельности И должен ли он что-либо делать?
Сформулируйте выводы, к которым вы пришли в результате обсуждения данного вопроса.
Все группы делают сообщения о результатах своей работы
Вариант 6. Сочинение на тему Что я знаю из области психологической науки»
Как подготовиться к практическому занятию
Вспомните то, что вы когда-либо читали из области психологии. Попытайтесь вспомнить авторов статей, брошюр или книг. Пересмотрите их еще раз. Вспомните, ответы на какие вопросы вы хотели найти в такой литературе. На какие вопросы вы уже нашли ответы На какие вопросы вы нашли ответы сейчас Какие открытия сделали для себя Что принципиально нового узнали А что вам показалось знакомым Ответьте на эти вопросы в письменной форме.
Что положительного вы приобрели для себя в процессе подготовки к практическому занятию?
Ход занятия
Пишем сочинение в группах. Сочинение начинается словами Мы знаем, что...»
Где можно использовать эти знания?
Вопросы для самопроверки по теме
«Житейская и научная психология
о закономерностях детского развития. Что такое житейская психология. Каковы основные характеристики житейских представлений человека о психологии. Каковы преимущества научного знания перед знанием житейским. Какими могут и должны быть отношения между наивными теориями и научной психологией. Что такое эпистемиологическое препятствие. Какая существует связь между эффективностью обучения и предконцеп-циями ученика. Что является предметом специального рассмотрения и изучения народной психологии развития. Что вам известно о механизме влияния взглядов и представлений родителей на поведение и формирование психики ребенка. В чем состоит специфика взглядов народной психологии на законы детского развития. Как вы понимаете выражение «экологичность» воспитательных воздействий

Литература
Брунер Дж. Психология познания. — М, 1977.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — М, 1958.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М, 1996.
Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. — М, Налимов ВВ. Спонтанность сознания Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М, 1989.
Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок психологический аспект детского развития. — МС. 74—146.
Троссей В, Розенцвейг П. Знания и решения задачи репрезентации научных понятий // Когнитивное обучение современное состояние и перспективы. — М, 1997.
Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста Канд. дис. — М, 1995.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л, 1990.
Heymans P. Folk Developmental Psychology: An Empirical Inquiry Into Social Constructionism. — Utrecht, 1991.
Kagan J. The Nature of The Child. — New York: Basic Books, 1984.
Snyder M. When Belief Create Reality // Bercowitz L. Advances in Experimental Social Psychology. — 1984. — 18. — P. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Детская психология как отрасль психологической науки. Категориальный аппарат науки. Предмет и задачи детской психологии. Тенденции расширения предмета детской психологии на современном этапе. Связь детской психологии с другими науками философией педагогикой медициной общей, социальной психологией. Детская психология в структуре возрастной психологии. Возрастная и генетическая психология. Детская психология теория и практика.
Основные понятия детство, возраст, развитие, рост, биологическое, социальное, наследственное, приобретенное, детерминизм, гетерохронность, системность, психосоматика.
Детская психология отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам ДБ. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества. В поле внимания детской психологии психика, сознание, психическое развитие ребенка от момента рождения до зрелости.
В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности, пишет далее ДБ. Эльконин, происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку
Категориальный аппарат науки
К ключевым понятиям детской психологии относят категории возраст, детство, развитие, рост, детерминизм, «гетерохрон-ность», системность. Важно иметь ввиду, что лишь вышеперечисленными понятиями категориальный аппарат детской психологии не исчерпывается. Сюда могут быть отнесены такие понятия, как социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности и целый ряд понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, таки в отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии — это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский и АН. Леонтьев придавали именно усвоению учащимися научных понятий.
Детство.
Сегодня любой образованный человек, как отмечает Л.Ф. Обухова, ответит на вопрос о том, что такое детство. Детство — это период усиленного развития, изменения обучения. Но это еще и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития, — это понимают лишь ученые.
Развитие.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие ребенка — от момента появления на свети до зрелости — есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности, писал ДБ. Эльконин. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый.
Возраст.
Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. В отличие от хронологического возраста, который выражает длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
В психологии возраст психологический чаще всего рассматривают как возраст умственный. Он определяется по результатам специально организованного исследования (тестирования. Каждое тестовое задание имеет определенный вес, измеряемый в днях и месяцах. В зависимости от количества решенных задач ребенок набирает определенную сумму баллов. Их количество и покажет, каков умственный возраст ребенка. Он может быть как ниже, таки выше возраста хронологического. Соотношение хронологического и умственного возраста позволяет говорить об особом показателе детского развития — коэффициенте интеллектуального развития. Этот показатель обозначается английскими буквами Воспользуйтесь словарями и дайте определение таких понятий, как детерминизм, гетерохронность, системность. Какое отношение эти понятия имеют к детской психологии и ее предмету?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом