Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница6 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Теории чистой доски»
Вторая теория утверждает, что ребенок в момент рождения является чистой доской — tabula rasa. Под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку.
К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствия наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводит.
Сравнивая между собой два, казалось бы, принципиально разных подхода к вопросу о движущих силах психического развития ребенка, ДБ. Эльконин пишет, что эти две теоретические концепции на первый взгляд кажутся противоположными, так как одна ищет движущие силы психического развития в наследственности, а другая — во внешней среде. Однако они очень сходны, так как обе рассматривали ребенка как пассивный объект внешних влияний.
Теория конвергенции двух факторов
В. Штерн, предложив теорию конвергенции двух факторов, попытался снять односторонность каждой из предшествующих теорий. Согласно этой теории, процесс психического развития определяется взаимодействием наследственности и среды. Однако соединение водной теории основных положений двух других ошибочных теорий, по словам ДБ. Эльконина, не может привести к более правильному пониманию процессов психического развития ребенка.
Л.С. Выготский и ДБ. Эльконин о движущих силах развития
По Л.С. Выготскому, движущей силой психического развития выступает обучение. Развитие — это процесс формирования человека
Он совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития ребенка, ноне содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
Свою собственную позицию поданному вопросу ДБ. Эльконин формулирует так дети, независимо от конкретных социально-экономических условий, в которых они родились, обладают к моменту рождения одинаковыми общечеловеческими особенностями, составляющими основу всего дальнейшего психического развития и обеспечивающими достижение такого его уровня, который требуется конкретными общественно-историческими условиями жизни общества. Дети, растущие в обществах, находящихся на относительно низком уровне социально-экономического развития, не достигают иногда уровня развития психики, свойственного детям, воспитывающимся в условиях высокоразвитого в социально-экономическом отношении общества. Это происходит потому, что таков уровень требований, предъявляемых им обществом, в котором они живут.
Вслед за АН. Леонтьевым ДБ. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человеческих предметов, а активно присваивает себе все достижения человечества, овладевает ими. Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются воспитывающие и обучающие его взрослые. Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ребенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».
Подумайте, в чем методологическое значение обозначенных точек зрения на вопрос о движущих силах психического развития. Какие условия диктует каждая из позиций в организации процессов обучения и воспитания ребенка Как будет меняться позиция педагога, придерживающегося какой-либо одной из предложенных позиций В чем будет видеть свои функции педагог (воспитатель, стоящий на позиции теории преформизма? Теории чистой доски Теории конвергенции двух факторов Деятельностного подхода?
Проблема соотношения обучения и развития
Традиционно в решении данного вопроса выделяют несколько точек зрения, несколько позиций.
Обучение не влияет на развитие
Первая и наиболее распространенная, писал в свое время Л.С. Выготский, у нас точка зрения на отношение между обучением и развитием до сих пор заключается в том, что обучение и развитие
понимают как два относительно независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным законами протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В рамках данного подхода признается односторонняя зависимость между развитием и обучением обучение зависит от развития но развитие никак не изменяется под влиянием обучения.
Всякое обучение требует лишь наличия определенной степени зрелости определенных психических функций в качестве своих необходимых предпосылок. Эта точка зрения доведена до логического предела в теории Ж. Пиаже, считает Л.С. Выготский.
Ж. Пиаже пишет, что понятие числа и другие математические понятия ребенок развивает самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно настоящее понимание приходит только сего умственным ростом.
Обучение тождественно развитию
Вторая точка зрения принадлежит представителям бихевиоризма, отождествлявшим процессы обучения и развития. Развитие — это приобретение новых навыков, а новые навыки приобретаются в процессе развития.
На вопрос о том, что представляет собой процесс развития интеллекта ребенка, теории данного направления, пишет Л.С. Выготский, отвечают умственное развитие есть нечто иное, как последовательное и постепенное накопление условных рефлексов. Но и на вопрос о том, в чем состоит обучение, эта теория дает буквально такой же ответ. Обучение и развитие — синонимы ребенок развит настолько, насколько он обучен. Развитие и есть обучение. Обучение и есть развитие.
Обратитесь к работе Ж. Годфруа Что такое психология. Познакомьтесь с типами научения, которые были предложены в русле бихевиоризма.
Развитие как созревание и развитие как обучение
Третья группа теорий, помысли Л.С. Выготского, пытается подняться над крайностями обеих точек зрения. В рамках данного подхода подчеркивается, что о развитии можно говорить в двух смыслах. Во-первых, развитие понимается как созревание и, во-вторых, как
обучение. Одна неправильная теория преодолевается, частично уступая другой, а другая — уступками первой.
Обучение ведет за собой развитие
Обозначая собственную позицию поданному вопросу, Л.С. Выготский пишет, что процессы обучения и развития представляют собой не один и тот же процесс. Что между развитием и обучением существуют сложные отношения. Ноне любое обучение ведет за собой развитие.
Подумайте, каково на ваш взгляд методологическое значение проблемы соотношения обучения и развития. Какой позиции придерживаетесь вы в вопросах изучения психики ребенка В вопросах его обучения и воспитания Как на ваш взгляд будет изменяться позиция педагога, придерживающегося той или иной точки зрения в решении проблемы соотношения обучения и развития?
Проблема возрастной периодизации
В содержание детской психологии входит изучение стадий психического развития ребенка. Первое, что должно быть указано в связи с психологической характеристикой личности на томили ином этапе ее развития, пишет АН. Леонтьев, заключается в следующем входе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений.
Даже простое наблюдение за психическим развитием ребенка, по мнению ДБ. Эльконина, показывает, что в этом развитии имеются качественно своеобразные стадии, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется прежде всего местом, занимаемым ребенком в обществе, и уровнем развития его психики, сознания.
Ваши знакомые знают, что вы педагог. Вероятно, они приходят к вам за советами. Спрашивают, например, что можно сделать, если ребенок слишком подвижен или совершенно неуправляем. Какой вопрос вы зададите человеку, прежде чем дать ему совет Конечно, вы поинтересуетесь возрастом ребенка.
Так в свое время ДБ. Эльконин объяснял, почему сточки зрения детской психологии важна категория возраста периодизация психического развития в детском возрасте — фундаментальная проблема детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, так как через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы
периодизации, продолжает ДБ. Эльконин, во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.
Анализ и систематизацию имеющихся подходов в решении проблемы возрастной периодизации мы находим в работе Л.С. Выготского. Предложенные в науке схемы периодизации детского развития Л.С. Выготский разделил натри группы.
К первой группе были отнесены попытки периодизации детства непутем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе «сту-пенчатообразного» построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.
К данной группе Л.С. Выготский причисляет, например, периодизации детского развития, основанные на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Например, концепция С. Холла. Сюда же, по словам Л.С. Выготского, могут быть отнесены периодизации детства в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, с расчленением системы народного образования, принятой в данной стране дошкольный возраст, младший школьный возрасти т.д.).
Вторую группу составляют концепции, пытающиеся в качестве условного критерия возрастной периодизации выделить один из признаков детского развития. Сюда можно отнести попытки П.П.
Блон-ского построить периодизацию детского развития на основе дентиции, те. появления и смены зубов. В соответствии сданным критерием П.П. Блонскии разбил постнатальное детство натри эпохи беззубое детство (от 8 мес. до 2—2,5 лет, детство молочных зубов (приблизительно до
6,5 лет, детство постоянных зубов, которое заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов.
Такова же периодизация В. Штерна, который различает раннее детство, период до 6 лет, в течение которого ребенок проявляет лишь игровую деятельность период сознательного учения с разделением игры и труда период юношеского созревания — 14—18 лет.
По всей видимости, в ряду данного подхода могут быть названы концепции 3. Фрейда, предложившего стадии психосексуального развития ребенка, и концепция Э. Эриксона, касающаяся стадий психосоциального развития человека, Ж. Пиаже, выделившего стадии интеллектуального развития. Как выдумаете Правомерно ли это Не торопитесь говорить «да».
Третья группа попыток периодизации детского развития, по мнению Л.С. Выготского, связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. Однако, по мнению автора, в этих попытках правильна лишь задача. К таким, например, попыткам отнесена концепция А. Гезелла, который приходит к расчленению всего детства на отдельные ритмические периоды, или волны, развития, объединенные внутри себя постоянством темпа на всем протяжении данного периода и отграниченные от других периодов сменой этого темпа.
Л.С. Выготский о возрастной периодизации
С позиции же Л.С. Выготского, не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под новообразованиями при этом понимается новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Вслед за П.П. Блонским Л.С. Выготский обращает внимание на то, что возрастные изменения могут происходить как постепенно, ли-тически, таки резко, критически. В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка. Накапливаясь до известного предела, они в какой-то момент скачкообразно обнаруживаются в виде того или иного возрастного новообразования.
В периодах, называемых кризисами, развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. На протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) здесь сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка».
О существовании кризисов развития известно давно, и классическое их понимание состоит в том, что они возникают вследствие вызревающих внутренних особенностей ребенка и тех противоречий, которые на этой почве возникают между ребенком и средой. Сточки зрения такого понимания кризисы, конечно, неотвратимы, потому что ни при каких условиях неотвратимы сами противоречия, о которых идет речь.
Однако в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис
— это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием
Критерием выделения возрастных периодов, по Л.С. Выготскому, являются новообразования возраста.
На каждой возрастной ступени, помысли Л.С. Выготского, можно всегда найти центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности на новой основе».
Вокруг этого основного новообразования данного возраста располагаются все остальные частичные новообразования. Те из них, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, названы центральными линиями развития в данном возрасте. Все другие частичные процессы (изменения, происходящие в данном возрасте, составляют побочную линию развития. Процессы, являющиеся центральными линиями развития водном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем. И наоборот — побочные линии развития одного возраста становятся центральными линиями развития на другом возрастном этапе.
Л.С. Выготский подводит итог структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается входе возрастного развития. Отношение между целыми частями, столь существенное для понятия структуры, есть динамическое отношение, определяющее изменение и развитие как целого, таки его частей. Под динамикой развития он понимает совокупность всех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.
В качестве первого вопроса, на который следует ответить, изучая динамику какого-либо возраста,
Л.С. Выготский называет вопрос о сути социальной ситуации развития к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение они назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития — источник всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Законы строения этого целого, структурные законы возраста, определяют строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав этого целого.
Как подчеркивает Л.С. Выготский, выяснив социальную ситуацию развития, складывающуюся к началу определенного возраста, следует проследить, как из жизни ребенка в данной социальной ситуации возникают новообразования, присущие данному возрасту. Подходя к изучению каждого возраста, прежде всего необходимо ответить на вопрос о том, какие новообразования возникают в данном возрасте, отмечает Л.С. Выготский. Что в процессе развития на данной ступени возникает нового, чего не было на предыдущих ступенях Сам процесс развития, по Л.С. Выготскому, заключается в первую очередь в возникновении этого нового. Новообразования возникают к концу каждого возраста. Они — результат развития, происшедшего в этот период. Задачу анализа
Л.С. Выготский видит в необходимости проследить путь, генезис новообразования, описать это новообразование и установить связь между ними последующим развитием.
Говоря словами Л.С. Выготского, возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама личность, что не может не иметь существенных последствий для дальнейшего развития ребенка. Понимание этого и должно быть следующим шагом в анализе возрастной динамики.
«Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то сейчас возникает следующая задача определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом отбытия ребенка более раннего возраста».
Перестройка социальной ситуации развития под влиянием новообразований, возникших в сознании ребенка, — суть и главное содержание критических возрастов. Возрастную же периодизацию Л С. Выготский представляет следующим образом:
Кризис новорожденности
Младенчество (2 мес. — 1 год)
Кризис одного года
Раннее детство (1 — 3 года)
Кризис трех лет
Дошкольный возраст (3 года — 7 лет)
Кризис 7 лет
Школьный возраст (812 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14—18 лет)
Кризис 17 лет
АН. Леонтьев о динамике психического развития в рамках каждой возрастной
стадии
А.Н. Леонтьев, по его собственному выражению, пытается представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии. Наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка внутренне связаны друг с другом, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Эти линии развития могут быть вычленены, нов их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием.
В изучении развития психики ребенка, считает АН. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенным содержанием ведущей деятельности ребенка, но и определенной последовательностью во времени, те. определенной связью с возрастом детей. Однако ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то рази навсегда данными неизменным. Содержание стадий не является независимым от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.
На конкретном содержании отдельной стадии развития, как и на протекании всего процесса психического развития в целом, сказывается влияние конкретных исторических условий. Пример, иллюстрирующий данное положение, приводит сам АН. Леонтьев: продолжительность и содержание того периода развития, который является как бы подготовительным к участию человека в общественно-трудовой жизни, — периода воспитания и обучения — исторически далеко не всегда были одинаковыми. Продолжительность эта менялась от эпохи к эпохе, удлиняясь по мере того, как возрастали требования общества, предъявляемые к этому периоду
Итак, подводит итог АН. Леонтьев, возрастные границы стадии зависят от их собственного содержания, которое изменяется вместе с изменением общественно-исторических условий. Эти же условия определяют и то, какая именно деятельность ребенка становится ведущей на данной стадии развития психики.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом